Неделя физики
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс)

В файле размещена информация о проведенной неделе физики, т.е. каждыйдень с понедельника по пятницу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка

«Неделя физики

в школе»

Составитель:

ФИО: Баркова Мария Ивановна

Должность: учитель физики

Место работы: МОУ «Безлепкинская ООШ »

Содержание

  1. Методическая разработка «Неделя физики в общеобразовательной школе»…3
  2. План-программа методической разработки…………………...4
  3. Обобщенная план-сетка мероприятий…………………………5
  4. Содержание мероприятий ……………………………………6

4.1 Физические конкурсы

4.1.1 «Оцени объем колбы неправильной формы» (1-4 классы)……...…7

4.1.2 Конкурс рисунков «Физика вокруг нас» (1-2 классы)……………...7

4.1.3 Конкурс рисунков «Угадай, сколько лампочек в мензурке» (1-4 классы)……………………………………………………………………….7

4.1.4 Конкурс рисунков «Великие физики» и физических загадок (3-4 классы)…………………………………………………………………….....7

4.1.5 «Оцени массу шарика» (1-2 классы)………………………………...9

4.2 Физические путешествия

4.2.1 «Здравствуй, физика» (5 класс)…………………………………11

4.2.2 «Путешествие в страну любознательных физиков» (7 класс)..33

4.3 Физические игры

4.3.1 «Умники и умницы» (7 класс)………………………………………40

4.3.2 «К вершинам физики» (7,9 классы)…………………………………….44

4.3.3 «Физическое ассорти» (9 класс)…………………………………….51

  1. Список используемой литературы и ресурсов…………      … …58

1. Методическая разработка

«Неделя физики в общеобразовательной школе»

Цели:

1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде

3. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества

4. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения

5. Расширение кругозора в результате организованного общения.

Задачи

1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли учителя.

Человеческие ресурсы:

1. Учитель физики и классные руководители.

2. Учащиеся школы с 1 по 9 классы

Временной ресурс: одна учебная неделя

2. План-программа методической разработки

1. Физические Игры (7-9 классы)

2. Физические Конкурсы (1-4 классы)

3. Физические Путешествия (5-7 классы)

I. Описание Физических  Игр (7-9 классы)

В физических играх принимают участие ученики с 7 по 9  классы. Соревнования проходят во время уроков физики или на переменах по расписанию, составленному учителем физики.

Физические Игры

Сводная таблица.

№п/п

Название игры

Класс

День недели

1

Умники и умницы

7

Пятница

2

К вершинам физики

7,9

Четверг

3

Физическое ассорти

9

Среда

Каждая игра выявляет своего победителя, который награждается грамотой-победителя и ценным призом. Остальные участники получают грамоту-участника данного мероприятия.

В играх, которые проводятся обобщенно в нескольких классах, каждая команда награждается грамотой (в зависимости от номинации).

II. Описание Физических Конкурсов.

Проходят в фойе школы, где представлены рисунки участников Конкурсов.

Физические Конкурсы

Сводная таблица.

№п/п

Название конкурса

Класс

День недели

1

Оцени объем колбы неправильной формы

1-4

среда

2

Конкурс рисунков «Физика вокруг нас»

1,2

понедельник

3

Конкурс рисунков «Угадай, сколько лампочек в мензурке»

1-4

вторник

4

Конкурс рисунков «Великие физики» и физических загадок

3-4

понедельник

5

Оцени массу шарика

1-2

четверг

Итоги конкурсов подводятся в последний день «Недели физики». Победители награждаются специальными призами и грамотами.

III. Описание Физических Путешествий.

Проходят в кабинете физики.

Физические Путешествия

Сводная таблица.

№ п/п

Название путешествия

Класс

День недели

1

Здравствуй, физика

5

Понедельник

2

Путешествие в страну любознательных физиков

7

Среда

Итоги подводятся после проведения мероприятия. В играх, которые проводятся обобщенно в нескольких классах, каждая команда награждается грамотой (в зависимости от номинации).

3.Обобщенная план-сетка  мероприятий

День недели

Название мероприятия

Класс

Понедельник

Конкурс рисунков «Великие физики» и физических загадок.

Конкурс «Физика вокруг нас»

Путешествие «Здравствуй, физика»

1,2

3,4

5

Вторник

Конкурс рисунков «Угадай, сколько лампочек в мензурке»

1-4

Среда

Путешествие в страну любознательных физиков.

Конкурс «Оцени объем колбы»

Игра «Физическое ассорти»

7

1-4

9

Четверг

Конкурс «Оцени массу шарика»

Игра «К вершинам физики»

1-2

7-9

Пятница

Игра «Умники и умницы»

7

4. Содержание мероприятий

4.1 Физические конкурсы

4.1.1 «Оцени объем колбы неправильной формы» (1-4 классы) 

Берется емкость, в нее бросается кубик размером 1 см3 (для примера). Каждый учащийся, по желанию, имеет право на одну попытку, результат которой заносится в специальную таблицу.

4.1.2 Конкурс рисунков «Физика вокруг нас» (1-2 классы)

За неделю до конкурса классный руководитель проводит классный часы, посвященные небольшому экскурсу детей в мир физики, рассказывает о некоторых физических явлениях. На основе проведенной работы детям предлагается представить свой рисунок, связанный с физическими знаниями.

4.1.3. «Угадай, сколько лампочек в мензурке» (1-4 классы)

Берется мензурка, ее нижняя часть на 2\3 закрывается бумагой. В мензурку помещаются лампочки разной формы и объема. Мензурка опечатывается сверху. Каждый учащийся имеет право на одну попытку, результат, которой заносится в специальную таблицу.

4.1.4 Конкурс рисунков «Великие физики» и физических загадок (3-4 классы).

За неделю до конкурса классный руководитель проводит классный часы, посвященные небольшому экскурсу детей в мир истории физики и великих физиков, рассказывает о некоторых из них интересные факты. На основе проведенной работы детям предлагается представить свой рисунок, посвященный одному из физиков.

Загадки:

1. Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

2. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

3. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

4. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

5. Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь)

6. Ты кричал - оно молчало,

Ты молчал - оно кричало. (Эхо)

7. От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит .. (Тень)

8. То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море! (Утюг)

9. Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор.

(Пылесос)

10. По волне, волне, плывет музыка ко мне. (Радио)

11. Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

(Холодильник)

12. Висит груша - нельзя скушать.

(Лампочка)

13. Что возвратить нельзя? (Время)

14. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

Коромысло на носу? (Очки)

4.1.5 «Оцени массу шарика» (1-2 классы)

Берется металлический шар, рядом с ним ставится гирька массой 1 грамм (для примера). Каждый учащийся, по желанию, имеет право на одну попытку, результат которой заносится в специальную таблицу 

Примерное содержание занятия «Электризация объектов»

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Ход занятия

I. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шараПотребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.

Технологический процесс:

  1. Надуйте воздушный шарик.
  2. Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
  3. Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
  4. Потрите шарик во второй раз.
  5. Поднесите шарик к стене.
  6. Откройте воду в кране.
  7. Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
  8. Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
  9. Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.

Обсуждение результатов:

  1. Кусочки бумаги прилипают к шарику.
  2. Шарик прилипает к поверхности стены.
  3. Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
  4. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.

Почему так получается?

Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

II. Рассказ легенды об открытии электризации.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: первоклассники по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.

IV. Применение электричества в практической жизни. Используется интерактивная игра, помещенная на диске «Мурзилка. Кем быть?», в ходе которой происходит обсуждение профессии журналиста. Журналист использует в своей работе такие устройства, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и профессиональной ориентации первоклассников.

V. Развитие познавательного интереса. Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.

4.2 Физические путешествия

4.2.1 Путешествие «Здравствуй, физика» (5 класс)

Цели мероприятия:

  • создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление), определить круг изучаемых явлений;
  • пояснить связь физики с другими науками и техникой;
  • ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений;
  • пробудить у детей интерес к изучению физики развить любознательность.

На доске, плакатах высказывания ученых, поэтов

Царство науки не знает предела

Всюду следы её вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Русский поэт XIX века, Яков Петрович Полонский

Для того чтобы усовершенствовать ум,

Надо больше размышлять, чем заучивать.

Французский философ Гельвеций

В мероприятии участвуют учащиеся 5-6 классов. Ведущие – учащиеся 9-11 классов.

Путешествие сопровождается мультимедийной презентацией (на диске).

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Науку все глубже постигнуть стремись,

познанием вечною жаждой томись

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь, предела для знания нет

Фирдоуси (персидско-таджикский поэт 940–1030 г.г.)

Ведущий 2:Дорогие ребята, сегодня мы познакомим вас с удивительным миром физики. Это предмет, который вы начнете изучить в более старших классах.

Появляются 2 девочки (знайки)

Ведущий 1: Ох, какая скука физика – наука!

Ведущий 2: Кто-то яблоню трясет, вот сорвался с ветки плод –

Вкусное творение! Сила тяготения.

Ведущий 1: Хорошо, что был Ньютон,

что открыл закон нам он

Яблоко о нем узнало, с ветки в тот же миг упало.

Ведущий 2: До Ньютона как на грех подало то вниз, то вверх.

Ведущий 1: За тобой погнался пес, еле ноги ты унес

Это без сомнения, было ускорение!

Ведущий 2: Пес про сей закон не знал, потому и не догнал.

Ведущий 1: Не поднять с земли бревно, уф тяжёлое оно.

Видно, что-то тут не так, надо применить рычаг!

А не знал бы про рычаг, день пыхтел бы, как дурак.

Ведущий 1: Сегодня мы с вами ребята лишь краешком прикоснемся к этой

удивительной науке.

Ведущий 2: Итак, встречайте «Физика»!

Выходит «Физика» (слайд 1)

Физика: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Очень рада видеть вас в этом зале!

Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis»

Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель.

Что значит природа.

Физика – это наука о природе,

Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие

свойства окружающего нас мира.

С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук - химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии.

Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.

Можно сказать, что классическая физика «стоит на трех китах» - трех разделах: (показывает на схему на экране и говорит, перечисляя разделы) (слайд 2)

МЕХАНИКА

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

ТЕРМОДИНАМИКА

Итак, Механика! (слайд 3)

Ведущий 1: Механика! Хвалу тебе пою.

Ты в корне изменила жизнь мою,

Ведущий 2: Механика! Ты мой навек кумир!

Конспекты все зачитаны до дыр,

Ведущий 1: Все рычаги я знаю наизусть.

Подвесы все, пружины и катки…

Поставлю лучше сразу многоточие,

Ведущий 2: Ведь все перечислять не хватит строк,

А физика теперь любимый мой урок.

Ведущий 1: Движенье повсюду, движенье везде.

И в воздухе птица, и рыба в воде.

Ведущий 2: И в жизни нигде без движения нет

И солнце летит в хороводе планет.

Ведущий 1: Вот листья по воздуху долго кружат,

А падает камень быстрее стократ.

Ведущий 2: Быстрее ль то падает, что тяжелей?

И это проверить решил. . . Галилей. (слайд 4)

Физика: (слайд 5)

О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенье дух

И опыт сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг

А.С.Пушкин

Сейчас наши фокусники продемонстрируют опыты, связанные с Механикой, а вы ребята попробуйте их объяснить. Кто это сделает правильно, тот получит волшебный жетон.

За демонстрационный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Механика» (слайды 6, 7)

1) Падение тел в воздухе (два листка одинаковых по массе, но разных по форме).

2) Инерция (стакан с водой, монетка и открытка).

3) Плавание тел (картофелина в обыкновенной и соленой воде).

4) Плавание тел (свеча и стакан с водой).

Ведущий 1: Спасибо нашим ученым – старшеклассникам за такие интересные фокусы, которые в физике называют опытами.

Ведущий 2: Сегодня в роли фокусников для вас были (имена. . . . . ) Давайте ребята им поаплодируем.

Звучат аплодисменты.

Ведущий 1: А сейчас – встречаем наших веселых загадочников! Аплодисменты!

Появляются загадочники

Ведущий 1: Привет, ребятишки!

Ведущий 2: Девчонки и мальчишки!

Ведущий 1: Хорошо ли поживаете?

Ведущий 2: Пятерки получаете ли?

Ведущий 1: Вот сейчас мы вас проверим!

Ведущий 2: Ваши знания оценим!

Ведущий 1: Мы вам загадки.

Ведущий 2: А вы нам отгадки.

Ведущий 1: Так что кто знает ответ –поднимает руку и в случае

правильного ответа получает жетон.

Ведущий 2: В конце нашего представления по количеству жетонов мы определим победителя – лучшего физика 5-6 классов.

Ведущий 1: По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.

(Волна)

Ведущий 2: На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет.

(Эхо)

Ведущий 1: Что с земли не поднимешь?

(Тень)

Ведущий 2: В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке,

Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.

(Стрелки часов)

Ведущий 1: Кружится – жужжит, а падает – молчит.

(Юла)

Ведущий 2: День и ночь кричит, а голос не устает.

(Водопад)

Ведущий 1: Две сестры качались, правды добивались,

А когда добились, то остановились.

(Весы)

Ведущий 2: Молодцы! Хорошо загадки отгадываете!

Ведущий 1: А мы с вами еще не прощаемся, но на время покидаем

Ведущий 1: У нас загадки закончились, пойдем еще приготовим.

Физика: Чтобы физику понять

Надо много наблюдать

Ставить опыты простые

Зрить явления любые

А осмыслишь суть - вот он

Твой физический закон.

Многие законы были открыты великими учеными в необычных ситуациях. Пример тому - открытие закона Архимеда.

Сценка Закон Архимеда

Жил в Сиракузах мудрец Архимед,

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый

Важный предмет?

Вы все догадались - корона!

Захотелось Гиерону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго.

Взял немало и немного.

Сколько нужно, в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону.

Взял корону Гиерон,

Оглядел со всех сторон.

Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,

И добавить серебро

Можно к золоту хитро,

А того и хуже – медь

(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:

Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон Гиерон.

И позвал он Архимеда…

Началась у них беседа.

Гиерон: Вот корона, Архимед.

Золотая или нет?

Архимед: Чистым золотом сверкает…

Гиерон: Но, ты знаешь, все бывает!

И добавить серебро

Можно к золоту хитро.

А того и хуже – медь,

Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то.

Честно ль сделана работа?

Можно ль это, ты скажи,

Определить?

Но корону не царапать, не пилить…

И задумался ученый:

Что известно? Вес короны.

Ну а как найти ОБЪЕМ?

Думал ночью, думал днем.

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода –

Догадался он тогда,

Как найти ОБЪЕМ короны,

И помчался к Гиерону,

Не обут и не одет…

А народ кричал вослед:

Что случилось, Архимед?

Может быть, землетрясенье

Или в городе пожар?

Всполошился весь базар!

Закрывали лавки даже.

Шум и крики, и смятенье!

Он промчался мимо стражи.

Архимед: Эврика! Нашел решенье! –

Во дворец примчался он.

Я придумал, Гиерон!

(Во дворце.)

Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!

Гиерон: Ты оденься, Архимед!

Вот сандалии, хитон.

А расскажешь все потом!

Архимед: Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд…

Все доставить Гиерону!

(Слуги все приносят)

На весы кладем корону,

И теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой…

(Находят кусок золота, по весу ровный короне)

Гиерон. Все понятно!

Архимед: Нет, постой!

Мы теперь корону нашу

Отпускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда –

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю.

Гиерон: А корону?

Архимед: Вынимаю.

В воду золото опустим.

Гиерон: В воду – золото? Допустим…

Архимед: Поднялась опять вода,

Метку ставлю я.

Гиерон: Куда?

Архимед: Ну, конечно же, по краю.

Гиерон: Ничего не понимаю…

Лишь две черточки я вижу.

Эта – выше, эта – ниже.

Но какой же вывод главный?

Архимед: Равный вес.

Объем не равный!

Понимаешь, Гиерон,

Я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой.

Тело вытеснит…

Гиерон: Постой!

Говоришь, объем не равный?

Мастер мой – мошенник явный!

За фальшивую корону

Он ответит по закону!

А ты за разгадку

Получишь дары!

На этом прервалась беседа…

Немало воды утекло с той поры,

Но помнят закон Архимеда!

Физика: Про теплоту начнем рассказ

Все вспомним, обобщим сейчас (слайд 8)

Появляются ведущие

Ведущий 1: Энергия! Работа до кипения!

Чтоб лени наблюдалось испарение!

Ведущий 2: Мозги не доведем мы до плавления

Их тренируем до изнеможения!

Ведущий 1: В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Ведущий 2: Задачу мы любую одолеем,

И другу подсобить всегда сумеем!

Ведущий 1: Историю науки изучаем

И Ломоносова великим почитаем!

Ведущий 2: И проявляем мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД

Ведущий 1: Но как же жизнь бывает непроста

Стой долей, что зовется: «теплота».

За демонстративный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Термодинамика» (слайд 9)

  1. Примораживание кастрюли к столику.
  2. Давление (яйцо и бутылка).
  3. Давление (достать монетку сухой из воды).
  4. Почему гаснет бумага, если бутылку в которой она находится закрыть рукой?

Ведущий 1: Дорогие ребята, наши фокусники (имена. . . .) очень старались при демонстрации опытов. Они хотели, чтобы вам было интересно.

Ведущий 2: Поэтому давайте поблагодарим их аплодисментами.

Звучат аплодисменты.

И в это время появляются загадочники.

Ведущий 1: А теперь мы опять будем вам загадывать загадки.

Ведущий 2: А вы отгадывать!

Ведущий 1: А как только отгадал - за жетоном прибежал

Ведущий 2: Вокруг носа вьется, в руки не дается

(Запах)

Ведущий 1: Летит-молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет.

(Снег)

Ведущий 2: Внутри горит, кругом бурлит, вода кипит, пить чай велит,

вверх пар валит.

( Самовар)

Ведущий 1: Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.

(Роса)

Ведущий 2: Всем поведает хоть и без языка, когда будет ясно, а когда - облака.

(Барометр)

Ведущий 1: В печь положить - вымокнет, в воду положить – высохнет.

(Свеча)

Ведущий 2: Без рук, без ног не мал клочок, к верху ползет.

(Пар)

Ведущий 1: Ну-ка, в горсть ее схвати – не удержится в горсти

(Вода)

Ведущий 2: Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил

(Дождь)

Ведущий 1: Чистит и ясен, как алмаз, дорог не бывает,

Он от матери рожден, сам ее рождает.

( Лед)

Ведущий 2: Ой, а у меня жетоны закончились!

Ведущий 1: Ну так пойдем еще наберем, а ребята еще уму разума наберутся.

Физика: А теперь поиграем! Нужно составить новое слово, если к имеющемуся слову добавить (или отнять) букву (слайд 10).

Например: Топка + и=Оптика

Ряд + о = ядро

Алмаз + п =

Динар + а =

Марк + е =

Изба + с =

Катер + г =

Статор + е =

Горн + а =

Алиса – а =

Астра + с =

Кузов – о =

Метро + е =

Томат – т =

Блок + а =

Балкон – н =

Табор + а =

Нуклон – н =

Лапа + м =

Ну а теперь отгадайте, про какое явление идет речь

1. Это мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных и растениях.

2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить.

3. Если он проходит в каком – либо приборе, то становится электрическим.

(Электрический ток)

Появляются ведущие

(слайд 11)

Ведущий 1: Электричество кругом полон им завод и дом

Везде заряды: там и тут, в любом атоме живут.

Ведущий 2: А если вдруг они бегут, то тут же токи создают

Нам токи очень помогают, жизнь кардинально облегчают.

Ведущий 1: Удивительно оно на благо нам обращено,

Всех проводов «величество» зовется «электричество»

За демонстративный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Электричество» (слайд 12).

1) Наэлектризованные шарики.

2) Отклонение струйки воды эбонитовой палочкой.

3) Взаимодействие заряженных тел (эбонитовой и плексигласовая палочки).

4) Опыт с султанчиками.

5) Электрометр. 

6) Человек – проводник электричества.

Ведущий 1: Ох и умные у нас старшеклассники.

Ведущий 2: Сразу видно, что на пятерки учатся.

Появляются загадочники

Ведущий 1: А вот и мы! А вот и мы!

Ведущий 2: Приготовили загадки, и жетоны припасли!

Ведущий 1: Ну, а также постарались и дипломы принесли.

Ведущий 2: Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.

Ведущий 1: Загадаем вам загадки очень занимательно.

Ведущий 2: Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни

царица, ни красная девица.

(Молния)

Ведущий 1: Сверкнет, мигнет, кого - то позовет.

(Гроза)

Ведущий 2: Привела я солнце за свое оконце, к потолку повесила, стало дома весело.

(Электрическая лампа)

Ведущий 1: Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.

(Радиоволна)

Ведущий 2: К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это …(Электричество)

Ведущий 1: День и ночь стоит на крыше этот чудо - постовой

Все увидит, все услышит, всем поделится со мной.

(Антенна)

Ведущий 2: Видать глазами, да не взять руками.

(Тень)

Ведущий 1: Всем поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда – облака

(Барометр)

Ведущий 2: А сейчас ребята мы предлагаем вам принять участие в блицтурнире.

Ведущий 1: И вы увидите, что физику можно изучать с улыбкой.

Ведущий 2: А сейчас приготовьтесь, блицтурнир проводит сама физика.

Появляется физика.

Загадочники отдают им жетоны.

Физика:

  1. Что в физике и химии на втором и четвертом местах? …(буква «И»)
  2. Бумажный летательный аппарат …(Змей)
  3. Ближайшая звезда… (Солнце)
  4. Что идет не двигаясь с места (Время)
  5. Что легче, пуд ваты или пуд железа? (Равны)
  6. Его задача просто вертеться (Волчок)
  7. Что есть и у фотоаппарата и у автомата? (Затвор)
  8. Кому на кухне постоянно отворачивают «голову»? (Кран)
  9. Какие «посудины» можно найти в скелете (Таз, чашечка)
  10. Что можно приготовить, но нельзя съесть. (Уроки) 
  11. Ученый Альберт (Эйнштейн)
  12. Что такое млечный путь? (Галактика)
  13. Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера)
  14. Прибор для получения капель жидкости? (Пипетка)
  15. Самый экологический вид транспорт? (Велосипед)
  16. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
  17. Как может брошенное яйцо пролететь на 3 метра и не разбиться?

(нужно бросить яйцо дальше, чем на 3 метра, и тогда первые 3 метра оно пролетит целым)

Ведущий 1: Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ведущий 2: Самолеты летят сквозь тучи,

Мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди смогли?

Ведущий 1: Как придумать могли такое,

Что пластинка песню поет,

Что на кнопку нажмешь рукою,

И средь ночи день настает?

Ведущий 2: Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Ведущий 1: Кино, радио, телевидение, телеграф, телефон - без них невозможна.

Ведущий 2: Но каждое чудо современной техники имеет длинную историю. Природа просто так не раскрывает свои тайны. Приблизиться к ним нам помогает физика!

Выходят знайки

Ведущий 1: А сейчас мы посмотрим как хорошо вы знаете технику.

Ведущий 2:Узнаете ли вы в этих загадках вещи с которыми часто встречаетесь.

Ведущий 1: В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед. (Утюг) 

Ведущий 2: Я в Москве, он в Ленинграде.

В разных комнатах сидим

Далеко, а будто рядом,

Разговариваем с ним. (Телефон)

Ведущий 1: Два соседних колеса, собирают голоса.

Друг от друга тянут сами поясочки с голосами. (Магнитофон)

Ведущий 2: Ежедневно в семь утра

Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник) 

Ведущий 1: Музыкант, певец, рассказчик,

А всего – труба да ящик. (Граммофон)

Ведущий 2: В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо- птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор)

Ведущий 1: Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. ( Пылесос)

Ведущий 2: В белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище - холодище. (Холодильник)

Физика: (показывает на экран)

«Найди лишнее» (слайд 13).

Физические величины

Скорость, длина, вес, газ, давление, мощность.

Физические приборы.

Термометр, спидометр, линейка, весы, сила, барометр.

Физические явления.

Молния, движение, формула, нагревание, радуга, плавление.

Подсчет жетонов. Награждение.

Ведущий 1: Ученые великие, открыв законы новые,

Чтоб не пропасть им создали науку для людей.

Ведущий 2: Нашли названье – физика и до сих пор живет она, как целое собрание открытий и идей.

Ведущий 1: Спасибо Архимеду, Копернику, Амперу, Ньютону Ломоносову, да всех не перечесть.

Ведущий 2: За то, что объяснили нам многие явления,

Большая благодарность им, почет, любовь и честь!

Ведущий 1: Как много интересного мы на уроках физики

Узнали от учителя, и выучить смогли.

Ведущий 2: Про силы тяготения, диффузию, конвекцию,

А сколько интересного узнаем впереди!

Физика:

Почему вскипает чайник?

Нагревается утюг?

А бутылка на морозе

Ночью лопается вдруг?

Чтобы это все понять 

И пятерки получать

Надо физику любить на уроки все ходить

Вас там встретят и приветят

Наши учителя физики …………………

Заключительное слово учителя (можно зачитать высказывания великих ученых, которые располагаются в кабинете и говорят о большом значении учения в жизни человека)

Учитель:

Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.

И человек познает их с самого рождения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, может быть, поэтому физика - самая древняя из всех наук о природе.

Кем бы вы не стали в будущем, вам понадобятся элементарные знания этой науки, ведь для того, чтобы жить в согласии с окружающим тебя миром, надо знать его законы.

Скоро мы начнем вместе изучать эту удивительную, такую привычную и неожиданную, простую и необыкновенно глубокую науку – физику.

Успехов вам на этом пути!

Любят физики предмет,

Интересней его нет.

Ведь в основе мирозданья

Все физические знанья! (слайд 14).

4.2.2 «Путешествие в страну любознательных физиков»

(7 класс)

Продолжительность – 1час

Подготовка: за неделю до проведения мероприятия в школах вывешивается красочно оформленное объявление следующего содержания:

Внимание!

Любознательные физики 7 класса

---18---- декабря  в ---14.00-------- в школе для вас

проводится путешествие в страну любознательных физиков

Условия участия:

(в зависимости от наполняемости классов):

группа путешественников – 3 чел. (3 - из 7кл., )

группа спасателей – 4 чел. (4  – из 9кл.)

С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!

Проводят учащиеся старших классов.

Жюри: учителя физики, старшеклассники. 

План путешествия

1) Выступление ведущих

2) Путешествие по городам

Сценарий внеклассного мероприятия

(проводится во внеурочное время)

Начало путешествия. На сцену выходят 2 ведущих.

Ведущий 1: Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землятресение,

Трудно было ему жить.

Ведущий 2: И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться, 

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Ведущий 1: Физика - какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук

Физика-опора и основа

Всех без исключения наук!

Ведущий 2: Физика основа техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление.

Физики - очень любознательные люди.

Ведущий 1: Сегодня, я надеюсь, здесь собрались именно такие физики. Мы отправимся с вами путешествовать по «городам физики». Наша цель – попасть в столицу – «Город эксперимента»

Ведущий 2: На пути нам встретятся другие города, так что продолжить путешествие мы сможем, если только преодолеем все препятствия в этих городах.

Ведущий 1: Помогать любознательным физикам будут спасатели. (Они сразу получают свой пакет заданий.) Сдают в жюри по мере выполнения. Если верно выполнили задание – своей группе приносят 0,5 балла.

Ведущий 2: Нашим любознательным физикам за 2 мин нужно найти правильную дорогу. Получите карту – «Найди правильную дорогу». Приглашаются от каждой группы главный любознательный путешественник.

«Найди правильную дорогу» 

1-й конверт

Объем, масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес, газ, длина, время, давление, мощность.

2-й конверт

Весы, динамометр, блок, барометр, спидометр, термометр, жидкость, мензурка, рычаг.

3-й конверт

Молния, инерции, радуга, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение.

Количество баллов - 3

Что лишнее в этом слове?

Почему вы так считаете?

На обдумывание 2 минуты. Если вы готовы, поднимите сигнальную карту, которая лежит на каждом столе.

Участники отвечают устно на это задание.

Ведущий 1

Наше жюри проставляет оценки, а мы двигаемся дальше!

Ведущий 2

Приглашаются от каждой группы главные любознательные путешественники.

Получают конверты с заданием и отправляются в город « Театральный»

Город «Театральный»

1-й конверт

Изобразите камертон

2-конверт

Изобразите процесс кипения жидкости

3-й конверт

Изобразите ситуацию: воздушный шарик надули, а завязать не успели - он вырвался.

(Спасатели каждой группы должны отгадать что изображают их товарищи)

Количество баллов - 3

Ведущий 2

Ну что ж наше путешествие продолжается. Пойдем в город «Теоретиков».

Опять выдаются конверты с заданием, для этого приглашаются главные любознательные путешественники. Время для обдумывания 3мин.

Город «Теоретиков»

1-й конверт

Когда коньки и сани скользят лучше: в обычный зимний день со средней температурой от –5 до -100С или в большой мороз? Объясните почему?

(Ответ: в обычный зимний день, когда мороз небольшой, снег под полозьями легко тает, уменьшая водой, как смазкой, трение.)

2-й конверт 

Почему в сильный мороз слышан треск стен деревянного дома? Объяснить.

(Ответ: вода, содержащаяся в волокнах бревен, на морозе замерзает. Лед, расширяясь, разрывает волокна и создает этим треск)

3-й конверт

Шерсть собак очень теплая, потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап), а собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Что делают собаки, чтобы охладить себя? Объясните, почему они так делают?

(Ответ: чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюсти и небе начинает интенсивно испарятся, и температура тела понижается до нормальной)

Количество баллов-3

Ведущий 1

Давайте немного отдохнем и сделаем привал. Во время привала мы расскажем интересные истории, которые случались с вами на уроках физики.

Физические истории на привале

(На обдумывание 3мин, могут помогать спасатели)

Количество баллов-3

Ведущий 2

А сейчас нам предстоит отправиться в город « Тайн». (Ведущие выносят черный ящик, в котором лежат приборы. Ведущие загадывают загадки)

Город «Тайн»

1

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

2

Две сестрицы качались,

Правды добивались,

А когда добились- остановились. (Весы)

3

К низу лежит капельками

А к верху - невидимкою. (Вода)

Количество баллов -3

Ведущий 1

Чтобы попасть в главный город надо пройти «Загадочное поле», на котором нас ждут коварные вопросы. Но мы же учимся хорошо и без труда ответим на них! Вперед!

Вопросы (по 4 для каждой команды):

1) Прибор для измерения силы. (Динамометр)

2) Давление измеряется в…(Паскалях)

3) Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)

4) То, из чего состоит физическое тело. (Вещество) 

5) Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)

6) Атмосферное давление впервые измерил… (Торричелли)

7) Источники тока в проводниках создают и поддерживают. (Электрическое поле)

8) Мельчайшая частица вещества. (Молекула)

9) Тело заряжено отрицательно, если на нём избыток… (Электронов)

10) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние (Конденсация)

11) Частица с наименьшим отрицательным зарядом. (Электрон).

12) Сила, которая возникает при деформации. (Сила упругости)

Спасатели могут помочь ответить на 2 вопроса из представленных команде.

Количество баллов - 4

Ведущий 2

Наконец мы попали в главный город любознательных путешественников – Город «Эксперимента». Приглашаются главные любознательные путешественники от каждой группы для получения конвертов с заданием. (Отдельно на столе стоят приборы, которые должны взять сами учащиеся после того, как получат задание в конверте)

Город «Эксперимента»

1

Определить архимедову силу, действующую на груз.

Приборы: стакан без делений, динамометр, груз.

2

Определить плотность деревянного бруска.

Приборы: брусок, линейка, весы.

3

Определите диаметр проволоки. 

Приборы: проволока, карандаш, линейка.

Эксперимент:

1) Рассказать о технике безопасности при проведении эксперимента.

2) Перечислить взятые приборы

3) Назвать цель эксперимента

4) Если использовали измерительные приборы, найти цену деления

5) Затем рассказать что измеряли, как измеряли и получить результат

Задание для спасателей

Нужно составит как можно больше слов из букв данного вам слова. Все слова-имена существительные в единственном числе, в именительном падеже.

Например – Механизация (мех, заяц, мина, мах, замена, низ, мания, яма, хан, зима, замах, химия и т.д.). Задание оценивается по количеству составленных слов.

Для жюри

(таблица результатов)

                                    4.3 Физические игры

4.3.1 Игра «Умники и умницы» (7 класс) 

Игра представлена в виде мультимедийной презентации (на диске).

Участие в игре принимают учащиеся 7 класса. В основной части участвуют 3 игрока (по трем дорожкам), если они не отвечают на представленный вопрос, то возможность ответа дается игрокам из зала (остальные учащиеся класса). Выигрывает игрок, который быстрее всего пройдет по своей дорожке. Среди игроков из зала дополнительно пройдет конкурс, который и определит победителя-зрителя.

Вопросы для основных игроков:

1) Кипение: изменится ли масса воды, если часть ее обратится в пар? (Ответ: масса воды в жидком состоянии уменьшится, так как часть вещества прейдет в

газообразное состояние).

2) Костер: почему дым костра в воздухе через некоторое время рассеивается? (Ответ: дым рассеивается вследствие диффузии)

3) Плотность: в бутылку вмещается 500 мл воды. Вместится ли в эту бутылку 720 г серной кислоты? (Ответ: да. Плотность серной кислоты 1800 кг/ м 3. В 500 мл вмещается 900 г серной кислоты)

4) Стирка: почему мокрую цветную ткань нельзя на длительное время оставлять в соприкосновении с белой? (Ответ: произойдет окрашивание белой ткани из-за диффузии)

5) Инерция: Приведите примеры, когда инерция приносит пользу и когда – вред? (Ответ: насаживание инструмента на черенок, рукоятку; стряхивание воды; выколачивание пыли; можно перепрыгнуть с разгона большое препятствие или метнуть спортивный снаряд и т. д. – полезные проявления инерции. Падение, если вы споткнулись; необходимо большое время для остановки транспортного средства и т. д. - вредные проявления инерции)

6) Купание: почему капли воды при резком встряхивании слетают с одежды? (Ответ: при встряхивании, например одежды, одежда приводится резко в движение, а капли, сохраняя по инерции состояние покоя отделяются и падают на землю)

7) Строительство: для чего опытные мастера перед ввинчиванием смазывают мылом или смачивают шуруп? (Ответ: для уменьшения трения)

8) Гвоздь: для чего делается насечка на шляпке гвоздя? (Ответ: для увеличения трения)

9) Трение: приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда вред? (Ответ: трение приносит пользу при торможении, ходьбе, удерживает резьбовые соединения, гвозди, узлы и т. д. Трение вредно в подшипниках, в насосе, при пахоте, бороновании и т. д.)

10) Давление: Для чего верхний край лопаты, на который нажимают ногой, изогнут? (Ответ: Увеличивается площадь опоры и уменьшается давление на подошву обуви)

11) Подложка: для чего при вытаскивании гвоздей из доски под гвоздодер подкладывают дощечку? (Ответ: увеличивают площадь опоры и уменьшают давление на дощечку, чтобы не повредить ее)

12) Шитье: объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой? (Ответ: увеличивают площадь опоры и уменьшают давление на палец, что бы не травмировать его)

13) Грузовик: почему задние колеса грузовых автомобилей спаренные? (Ответ: увеличивают площадь опоры и уменьшают давление на грунт, что бы не разрушить его)

14) Газ: из баллона выпустили половину газа. Как изменилось давление газа? (Ответ: давление уменьшится в два раза, т. к. уменьшится в два раза количество молекул, а, следовательно, уменьшится в два раза количество соударений молекул со стенками баллона)

15) Плавание: в частично заполненный водой сосуд опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? (Ответ: Уровень воды сосуде увеличится и увеличится гидростатическое давление на дно сосуда)

Задания для зрителей:

Угадай, кто он?

1) Родился в 1643г. в графстве Линкольн. Окончил Кембриджский университет. Член Лондонского Королевского общества, позднее - президент. Директор монетного двора Англии. Исследовал земную и небесную механику. Открыл несколько фундаментальных законов физики, и один из них – закон всемирного тяготения. (Ответ: Исаак Ньютон)

2) Родился в 1711г. в семье архангельского помора, в 70 км от Архангельска. В возрасте 20 лет с караваном рыбаков поехал в Москву. Там поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Cтал Первым российским академиком. Российский поэт, Пушкин Александр Сергеевич, называл его „Первым российским университетом.” (Михаил Васильевич Ломоносов)

Чудесные истории от Мюнхаузена:

1) История „Я – большой силач” 

Было это во времена войны с турками. Однажды, спасаясь от них, я попробовал перепрыгнуть верхом на коне через болото. Но конь не допрыгнул до берега, и мы начали тонуть. Спасения не было. Туловище моего коня исчезло в трясине, моя голова тоже начала постепенно погружаться, и осталась лишь косичка моего парика. Что было делать?! Мы бы погибли, если б не удивительная сила моих рук. Я – большой силач. Схватив себя за косичку, я со всех сил дернул вверх, и без особых усилий вытянул из болота себя и своего коня, которого крепко держал обеими ногами. Правдива ли история?

Ответ: нет. Барон смог бы вытянуть себя из болота за волосы, если бы имел точку опоры, например, схватившись за веревку дерева или за что-то подобное. Раздел физики, механика, объясняет, что обе эти веселые истории являются выдумками барона.

2) История „Меткий выстрел” Испанцы держали в осаде английский форт Гибралтар. Обе пушки грянули в один и тот же миг. Случилось то, что я ожидал: в намеченной мной точке два ядра, наше и неприятельское, столкнулись с ужасающей силой, и неприятельское ядро полетело назад к испанцам… Наше ядро тоже „ не доставило им удовольствия”. Оно попало в их корабль и тоже пошло на дно.

Можно ли поверить в историю с „метким выстрелом”, когда оба ядра после столкновения начали двигаться в одном направлении?

Ответ: нет. Вероятность того, что ядра могли столкнуться, практически равна нулю. Но если бы они столкнулись, то после этого разлетелись бы в противоположные стороны по закону сохранения импульса.

А теперь видеофрагменты! Смотрим и отвечаем на вопросы.

Видеофрагменты из мультика «Ну, погоди!» (представлены на диске).

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.

4.3.2 Игра «К вершинам физики» (7,9 класс)

Полное описание разработки:

  1. В ходе мероприятия дети приобретают навыки объяснять факты и явления, наблюдаемые вокруг них, опираясь на полученные знания по физике; логически правильно строить свой ответ; уважать мнение других участников команды.
  2. В ходе игры учитель выступает как координатор действий команд и помощник в построении логического ответа, который будет осмыслен и понятен всем участникам мероприятия.
  3. В качестве используемого оборудования готовятся заранее слайды с названием, правилами игры и игровым полем из девяти секторов, которые проектируются во время мероприятия на экран (возможен вариант: поле изображается красочно на ватмане, а правила озвучиваются вслух).
  4. Организация работы: групповая.

Правила игры

  1. Собираются учащиеся 7,9-го класса, разделяются на небольшие команды. Придумывают название, девиз и эмблему. Название должно быть связано с физикой.
  2. Командам предлагают поле из 9-ти вершин. Капитаны по очереди выбирают вершину, и команда выполняет задание, которое в нем спрятано.
  3. В ходе игры объявляется личное первенство (за правильный ответ игрок получает жетон) и соревнование между командами (за правильный ответ команда получает балл).
  4. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее число баллов.

Значение вершин

  1. «Наборщик»: из предложенного слова – названия физического прибора – составить как можно больше слов. Дополнительный балл за самое длинное слово. (Например, секундомер)

  1. «Краски радуги»: игроку от каждой команды предлагается на листе бумаги изобразить любое физическое явление с последующим объяснением.
  2. «Музыкальный марафон»: командам предлагается по очереди называть песню и исполнить 2 – 4 строчки из нее, где говорится о физических процессах, явлениях, телах.
  3. «Слабое звено»: каждой команде предлагается за 1,5 минуты ответить на ряд вопросов. Каждый ответ – балл.
  4. «Физик-лирик»: нужно объяснить явление, которое зарифмовано в стихах.
  5. «Мир загадок»: каждой команде предлагается отгадать загадки.
  6. «Минута отдыха»: физический опыт «Путешествие под водой вокруг света».
  7. «Жизнь замечательных людей»: нужно назвать ученого, о которой идет речь в высказываниях выдающихся людей.
  8. «Вовочкины задачи»: Участники игры должны объяснить предлагаемую ситуацию.

Задания к вершинам:

4 вершина «Слабое звено»

  1. Переведите 10 см в метры.
  2. Что больше 10 м/с или 5 м/с?
  3. Прибор для измерения времени.
  4. Сила притяжения к земле.
  5. Прибор для измерения силы. 
  6. Сколько кПа в 1Па?
  7. 36 км/ч переведите в м/с.
  8. Кто придумал азбуку Морзе?
  9. Что больше 10 дм или 1 м?

10. Прибор для измерения давления.

11. Сколько законов открыл Ньютон?

12. Промежуток времени в 24 часа.

5 вершина «Физик-лирик»

  1. Едет поезд по уклону

Пассажиры спят в вагонах.

Вдруг они, как сговорились,

Все направо отклонились.

Объясните, что случилось?

  1. В гололедицу зимою

Над замерзшею водою

Чья-то добрая рука

Посыпает слой песка.

Все скорее отвечают

Для чего так поступают?

  1. Кто решит известный спор,

Почему плывет линкор?

Но утонет гвоздик малый,

Хоть он из того ж металла?

  1. Мне ответ серьезный дайте,

Кто сейчас сказать готов, 

Почему следы в асфальте,

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что девчата тяжелее?

6 вершина «Мир загадок»

1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)

2. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)

3. По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)

4. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)

5. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою вся может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)

6. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла, и сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

7. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)

8. Что идет, не двигаясь с места. (Барометр)

9. Виден край, а не дойти. Что это? (Горизонт)

10. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество это … (Электричество)

11. В лес со мною заберется – с пути не собьется. (Компас)

12. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

13. Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

14. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (Млечный путь)

15. Днем спит, ночью глядит. (Луна)

16. Я в Москве, она в Одессе, в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (Телефон)

17. Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (Отражение в воде)

18. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

19. В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Часы)

20. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. ( Линза, увеличительное стекло)

7 вершина «Минута отдыха»

Предлагаем участникам совершить путешествие вокруг света под водой. Желающему завязываем глаза, на стул устанавливаем зажженную свечу. Участник совершает круги почета вокруг этого стула, а над его головой в это время держим стакан с водой.

8 вершина «Жизнь замечательных людей»

  1. «Сложен мир, сложен мир из мельчайших частиц, так считал древний грек» Как его звали? (Демокрит)
  2. Ученый, впервые указавший на существование выталкивающей силы и давший способ ее расчета. (Архимед)
  3. Он был ученый и поэт

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Он краски изучал и цвет.

Он создал университет.

И, как сказал о нем поэт,

«он сам был университет».

Его фамилия? (Ломоносов)

  1. Имя ученого, открывшего закон после падения ему на голову яблока. (Ньютон)
  2. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли)

9 вершина «Вовочкины задачи»

Однажды Вовочка с друзьями пошел в поход.

  1. Наступил вечер. Вовочка с друзьями обсуждали итоги дня. Друзья говорили негромко и были уверенны, что их никто не слышит: палатка хорошо натянута и полог опушен. Вопрос: так ли это?
  2. Вовочка рассказывает ребятам: «Собирал ветки для костра, я порвал рубашку. Посмотрите, Какая странная дырка: прямоугольный треугольник!»
  3. Друзья посоветовали Вовочке: «Зашей дырку, и проблема будет решена. Вот тебе иголка, Толька она заржавела». Вопрос: почему иголка в походе заржавела?

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.

Игровое поле

Вовочкины задачи

Минута отдыха

Мир загадок

Наборщик

Слабое звено

Жизнь замечательных людей

Краски радуги

Физик-лирик

Музыкальный марафон

4.3.3 «Физическое ассорти» (9 класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 9 класса. Игра представляет собой ассорти из физических игр:

  1. «Разминка»
  2. «Триатлон по физическим величинам»
  3. «Своя игра»
  4. «Пентагон» 
  5. «Что? Где? Когда?»

Класс разбивается на команды, каждая из которых принимает участие в игре либо отдельно, либо все команды сразу.

Жюри выставляет баллы за ответы команд и в конце подводит итог.

«Разминка»

Задание – ответить на вопросы быстрее других, а главное правильно! За каждый правильный ответ +1 балл, за каждую ошибку -1 балл.

Скорость тела в данный момент времени.

Мгновенная

Изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

Движение

Аппарат для исследования морских глубин, опускаемых в воду на тросе с судна.

Батисфера

Первый спутник Земли назывался именно так.

Спутник 1

Что растет вершиной вниз.

Сосулька

Величина, характеризующая быстроту изменения скорости.

Ускорение

72 км/час - это сколько м/с

20 м/с

Явление отсутствия веса у тела.

Невесомость.

Первая космическая скорость.

8 км/с

Автор вашего учебника по физике.

Перышкин, Гутник

Игра "Триатлон по физическим величинам"

Задание и на него дается три подсказки командам - задания предлагаются командам по очереди. С какой подсказки дан ответ, команда получает соответственно 3,2,1 б.

1. Это физическая величина (сила).

  • Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.
  • Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.
  • Это есть, ума не надо.

2. Это физическая величина (время).

  • Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.
  • Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.
  • Делу это, а потехе - час.

3. Это физическая величина (ускорение).

  • Это результат действия силы.
  • Измеряется акселерометром.
  • Любимый термин времен Горбачева.

4. Это физическая величина (давление).

  • Действует на дно и стенки сосуда.
  • Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.
  • Нужно измерить, когда болит голова.

5. Это физическая величина (мощность).

  • Важнейшая характеристика всех двигателей.
  • Скорость выполнения работы.
  • У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа.

6. Это физическая величина (импульс).

  • При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.
  • Равна произведению массы тела на его скорость.
  • Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на …

7. Физическая величина (масса)

  • Она имеется у всех.
  • Ее целый день определяют продавцы
  • Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

9. Физическая величина (скорость).

  • Ее начинают изучать еще в начальных классах.
  • Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.
  • У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты.

10. Физическая величина (плотность).

  • Странно, но у льда она меньше, чем у воды.
  • У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.
  • У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.

11. Физическая величина (высота).

  • Прибор для измерения этого - альтиметр.
  • Этот прибор всегда есть на самолете.
  • Если посмотреть с нее на Землю, то всегда страшно.

12. Физическая величина (энергия).

  • Она согласно закону уменьшается при совершении работы.
  • У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.
  • Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.

Своя игра.

Все команды играют одновременно. Ответы пишут и сдают жюри. Ответы лучше всего писать на заранее приготовленных листочках. Итог считается следующим образом: + 10 - ответ верный, 0 баллов - ответа нет и - 10 баллов, ответ не верный.

Тема №1 "Сопротивление"

10. Это прибор, сопротивление которого можно регулировать.

20. Именно в этих единицах измеряется удельное сопротивление в системе СИ.

30. Если соединить сто сопротивлений по 100 Ом каждое параллельно, то общее сопротивление будет таким.

40. Так называется маленькая деталь, обладающая сопротивлением.

50. Таким сопротивлением обладает участок цепи, на котором при силе тока в 1А напряжение равно 1В.

Ответы: 10. Реостат. 20. Ом* м. 30. 1 Ом . 40. Резистор. 50. 1 Ом.

Тема №2 "Космос"

10. Безпилотный космический аппарат.

20. Этот принцип движения используется не только для движения в безвоздушном пространстве, но его с успехом используют медузы, кальмары, каракатицы.

30. Кому могут принадлежать эти слова: "…я увидел, как прекрасна наша планета"?

40. Ему принадлежат знаменитые слова: "Земля - колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели".

50. Это поселение расположено в красивом укромном и зеленом месте Подмосковья имело название "Зеленый". Жители его, с легкой руки журналистов, изменили это название, которое в январе 1960 года было утверждено официально. Какое название оно получило?

Ответы: 10.Спутник 20. Реактивное 30. Ю.А.Гагарину, он первый это увидел!

40. К.Э.Циолковский. 50. Звездный.

Тема №3 "Сравнения"

10.Что легче килограмм пуха или килограмм железа?

20. Где сила тяжести, действующая на одно и то же тело, больше, на полюсе или на экваторе?

30.Что легче: тянуть санки за веревочку или толкать перед собой?

40. Два тела уравновешены на рычаге в вакууме. При каком условии сохранится это равновесие в воздухе?

50. Как отличить стекло от алмаза, не прибегая к помощи приборов?

Ответы: 10. Одинаково. 20. На полюсе. 30. Тянуть, в этом случае мы санки приподнимаем, а во втором вдавливаем в снег. 40. Если объемы равны. 50. Нацарапать - на алмазе следов не будет. Или охладив, подышать - стекло запотеет, а алмаз нет, у него большая теплопроводность.

 

 

Игра "Пентагон"

Играют все команды. Сообщается тема игры. На каждое задание по 5 подсказок. Можно получить соответственно по 5-4-3-2-1 балл. Ниже приведены таблицы, которые удобно использовать для подведения итогов. Команды сдают ответы после очередной подсказки, жюри ставит соответствующее количество баллов. За неправильный ответ штраф -1 балл. Если после ответа команда понимает, что ответила неверно, то сдает второй (третий) вариант ответа, получая штраф за предыдущий ответ и необходимое количество баллов за правильный ответ.

Вопрос 1. Это явление. (Инерция)

Такой таблицей удобно воспользоваться для подведения итогов.

1

Объяснению этого явления посвящен один из трех законов классической механики.

2

В переводе на русский язык - это бездеятельность.

3

Ньютон писал: "Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое тело, поскольку оно предоставлено само себе, удерживает свое состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения".

 

4

Явление изучено было еще до Ньютона Галилеем.

 

5

Мячик, выброшенный из рук горизонтально, сразу не падает вниз, а летит вперед по: причине этого явления.

 

Вопрос 2. Это вещество. (Железо)

1

Древние египтяне называли его «вааепере», что означало - родившийся на небе.

2

Изделия из него первоначально ценились дороже золота. Среди сокровищ пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько кусочков украшений из него. Значит, только очень богатые люди могли себе позволить изделия из ...

3

В таблице Менделеева у него порядковый номер 23

4

В народе говорят: "Металл - и плуг в поле, и гвоздь в доме".

5

Сегодня это очень распространенный металл, один из самых дешевый, основа большинства сплавов,

Вопрос 3. Это ученый. (Галилео Галилей)

1

Описывая историю одного из своих открытий, он писал: "Наконец, не щадя ни труда, ни издержек, я дошел до того, что построил себе прибор, до такой степени превосходный, что при его помощи предметы казались в 1000 раз больше и более чем в 30 раз ближе, чем при рассмотрении невооруженным глазом:". Он открыл 5 спутников Юпитера и дал им названия, открыл атмосферу на Венере.

 

2

Он умер в 1642 году, а почти через 100 лет его прах его учениками, был перенесен во Флоренцию и перезахоронен рядом с Микеланджело.

3

Именно он вел спор на протяжении всей жизни с древнегреческим ученым Аристотелем и за что пострадал от инквизиции.

4

Он родился и жил в Италии. Он изучал свободное падение, бросая камни с пизанской башни. Проводил первые опыты. Если статика начиналась с рычага Архимеда, то основателем механики по праву считают этого ученого.

 

5

Именно ему принадлежит выражение: "А все-таки она вертится!" На СТС идет телепередача с названием по его имени.

 

 

И в заключение физического ассорти несколько вопросов для любителей игры:

"Что? Где? Когда?"

На обдумывание вопроса 1 минута, по истечении 50 секунд подается команда "Осталось 10 секунд", команды пишут ответ. Затем ведущий начинает считать до 10 и за это время все должны положить ответы на стол жюри или ведущего. За правильный ответ 1 балл, не верный – 0 баллов. Можно посчитать баллы по рейтингу вопроса. Например, играет три команды, тогда максимальный рейтинг вопроса - 3 балла, он будет у команды, если она одна взяла вопрос, ответив верно. Если на вопрос ответили 2 команды из трех, рейтинг вопроса - 2 балла. Если все ответили верно, то вопрос дешевый, его рейтинг всего 1 балл. Удачи в игре!

1. Так древние греки называли отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение. (тормоз)

2. Перед началом хоккейного матча судья открывает дверцу и достает шайбу. О какой дверце идет речь? (холодильника)

3. В Финляндии в огромных каменоломнях зимой рабочие без особого труда ломают огромные камни. Они лишь чуть-чуть расщепляют камень. Затем совершают некую операцию, после чего надо лишь немного подождать. Что за операция? (налить воду)

4. В словаре "Брокгауза и Эфрона" есть такое любопытное определение: Это такое состояние нижнего слоя атмосферы, что совершенно прозрачный при обычных условия воздух теряет свою прозрачность. О чем идет речь? (туман)

5. Чтобы спустить корабль на воду в старину его днище смазывали салом. А что в количестве около 20000 штук для этой же цели использовали в Индии? (бананы)

6. Для спортивной стрельбы применялись глиняные тарелки, при стрельбе они разбивались, все поле оказывалось заваленным осколками. Что придумали, чтобы после соревнований и тренировок поле оставалось чистым? Тарелки остались, хорошо разбивались, но вот мусора не было. (Тарелочки стали делать изо льда)

7. Отец Вовочки на родительском собрании: "Ну что ж поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело... "Учитель физики со своего места: "Ошибаетесь, звук в …. не распространяется!" Где же звук не распространяется? (В вакууме)

8. У каждого родителя, как впрочем, у любого источника питания, всегда есть свои …. Что же такое есть? (Плюсы и минусы)

9. Назовите слово, означающее одну сорокамиллионную часть Парижского меридиана, т.е. меридиана проходящего через город Париж? (Метр)

10. Для рекламы в газете "Ваш выбор-Самара" одна из самарских компаний использовала следующий образ: миловидная девушка через соломинку пьет из стакана. Назовите техническое устройство, которое продает компания. (Насосы)

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.

Список используемой литературы и источников

1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. — Мозырь: Белый Ветер, 2002.

2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. — Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.

3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. — М.: Просвещение, 1991.

4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. — Минск: Народная асвета, 1981.

5. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. — Минск: Красико-Принт, 2000.

6. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. — М.: Просвещение, 1990.

7. Пёрышкин А.В.,  Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.

8. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2008

9. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.

10. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.

11. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – Москва.: НЦ ЭНАС, 2006

12. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн,  под редакцией В.Г. Разумовского -  М.: Просвещение, 2003.

13.  http://www.openclass.ru

14. http://festival.1september.ru

15. http://class-fizika.narod.ru

16. http://scool.edu

17. http://physmatica.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БУМАЖНАЯ ФИЗИКА ( Неделя физики)

НАУЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( или неделя физики)  При помощи бумаги можно изготовить много простых и занимательных фокусов и экспонатов, демонстрирующих законы физики и физические явления....

Консультация для учеников 9 -11 классов к проведению недели физики в школе "Физика - опора и основа всех без исключения наук!"

Тематические разделы межпредметных связей физики, краткое их описание, рекомендации для создания проектов и творческих работ учащимся 9 - 11 классок к проведению нед...

сценарий внеклассного мероприятия на неделе физики в основной школе "Праздник физики"

Сценарий создает условия для реализации разноуровневого потенциала детей.Позволяет осуществлять индивидуальный поход к ребенку через  творческие способности....

Неделя физики: "Физика в мультфильмах"

Призентация к открытому мероприятию на неделю физики для учащихся 9-11 классов....

Внеурочная работа по физике: организация недели физики.

Занятия физикой после уроков – неотъемлемая часть школьного учебно – воспитательного процесса.         Внеурочная ...

План проведения предметной недели физики «Физика – это интересно!»

План проведения предметной недели физики «Физика – это интересно!»...

Неделя физики «Физика на трёх китах»

1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся2. Развитие навыков общения, умения работать в команде3. Формир...