Устные упражнения при изучении темы "Формулы сокращенного умножения"
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Фирсова Ольга Михайловна

Устные упражнения при изучении темы "Формулы сокращенного умножения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Михайловская СОШ»

Устные упражнения по теме

«Формулы сокращенного умножения»

При изучении темы «Формулы сокращенного умножения» урок начинаю с устных заданий. Задания записаны на доске, где важные термины выделены.

Устные задания

  1. Найдите квадраты выражений:

                с;    -4;    Зm;    5х2у3

        2.    Найдите произведение Зх и 6у. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?

        3.    Прочитайте выражения:

               а) а + b     б) а2 + Ь2     в) (а + Ь)2     г) х – у     д) (х - у)2     е) х2 - у2

        4.    Выполните умножение:

               (х + 6)*(х - 5)

  1. Объясните: как умножить многочлен на многочлен?

После завершения устного счета классу сообщаю учебную задачу:

«Сегодня мы продолжим тему «Умножение многочлена на многочлен». Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращенного умножения. Сегодня нам придется сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул».

Для исследовательской работы обучающиеся объединяются в группы (их 7).

Каждая группа получает задание, ей предлагается заполнить одну из семи строк (перемножить пары двучленов). После чего один ученик из группы заполняет первый столбец у доски. Средняя часть доски закрыта. Когда учащиеся заполнили таблицу, задаю. Вопрос: «есть ли что-то общее в условии и в ответах? Можно ли выражения слева записать короче?» Получив ответ, раскрываю среднюю часть доски. Ребята замечают, что во всех случаях результатом умножения служит трехчлен, у которого первый член представляет собой квадрат первого слагаемого данного двучлена, второй - удвоенное произведение первого и второго слагаемых, а третий - квадрат второго слагаемого. В конце концов обучающиеся без труда записывают общую формулу квадрата суммы двучлена

(а + b)2 = а2 + 2аЬ + Ь2

и дают ей словесное описание . Теперь создана основа для быстрого «открытия» формулы квадрата разности. Исследование начинаю с вопросов:

«Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат не (а + b), а (а - b)? Как изменится а2 + 2аb + b2 ? После рассуждений записывается формула

(а - b)2 = а2 - 2аb + b2

Для закрепления изученного обучающиеся у доски возводят в квадрат двучлены (8х + З)2 (10х-7у)2.

Затем предлагается задание, где обучающиеся должны определить в каком столбце стоит верный ответ.

I

(m+n) (m+n)=

(m+n)2

=m2+2mn+n2

II

(c+d)(c+d)=

(c+d)2

=c2+2cd+d2

III

(x+y)(x+y)=

(x+y)2

=x2+2xy+y2

IV

(p+q)(p+q)=

(p+q)2

=p2+2pq+q2

V.

(k+1) (k+l)=

(k+1)2

=k2+2kl+l2

VI

(8+m) (8+m)=

(8+m)2

=64+ 16m+m2

VII

(n+5)(n+5)

(n+5)2

=n2+10n+25

Устные упражнения в курсе алгебры и началам анализа

Правильно организованные упражнения обучающихся в решении задач - важное средство активизации мыслительной деятельности школьников и развития их творческих способностей.

Особого внимания заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учеников мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Но они требуют от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро утомляют их.

Наряду с чисто устными (слуховыми) упражнениями практикуются полу устные (зрительно-слуховые), когда задания предварительно записываются на доске.

Устные упражнения оказывают существенную помощь в изучении нового материала. Учитель в начале урока должен настроить каждого ученика на самостоятельную учебную работу. В классе, психологически не готовом к занятиям по математике, рискованно начинать урок, полагая, что сам материал овладеет вниманием обучающихся. В то же время для овладения вниманием детей вряд ли стоит прибегать к искусственным примерам на постороннюю тему, так как подобные приемы отвлекают их от предмета. Здесь верный путь - устные упражнения. При этом важно проследить, все ли ученики поняли задание, все ли включились в работу; помочь слабым разобраться в условии, обеспечить рабочую атмосферу и, когда будет создан необходимый психологический настрой, приступать к выполнению плана урока. Через систему упражнений осуществляется работа, направленная на формирование наглядных образов и конкретных представлений, на основе которых может быть введено новое понятие.

Усвоение понятия происходит не при заучивании, а в процессе самостоятельных поисков его существенных признаков. При этом следует давать больше несложных примеров, так как сложные задания уводят ученика от главного и требуют много времени. Усвоить понятие - не только знать определение и признаки предметов и явлений, но и уметь применять его на практике, уметь оперировать им. Осознанное, глубокое и прочное знание изученного понятия позволяет включать его в многообразные связи и логические отношения с другими понятиями в самых различных ситуациях. Это осуществляется через систему упражнений.

1

(m+n) (m+n)=

(m+n)2

=m2+2mn+n2

II

(c+d)(c+d)=

(c+d)2

=c2+2cd+d2

III

(x+y)(x+y)=

(x+y)2

=x2+2xy+y2

IV

(p+q)(p+q)=

(p+q)2

=p2+2pq+q2

V

(k+l) (k+l)=

(k+l)2

=k2+2kl+l2

VI

(8+m) (8+m)=

(8+m)2

=64+ 16m+m2

VII

(n+5)(n+5)

(n+5)2

=n2+10n+25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формулы сокращенного умножения, устный счет

Презентация для проведения устного счета при первичном закреплении материала....

Учебно-методическая статья, посвященная изучению темы "Формулы сокращенного умножения"

Методические рекомендации к организации учебного процесса... На данном этапе они рассматриваются с целью подготовки к изучению темы "Формулы сокращенного умножения". Применение формул сокращенного умн...

Формулы сокращенного умножения (устная работа)

Устная работа к уроку формулы сокращенного умножения (презентация)...

Задания для устной работы с учащимися 7 класса по теме "Формулы сокращенного умножения"

Задания для устной работы на уроке математике с учащимися 7 класса по теме "Формулы сокращенного умножения"...

Умножение и деление десятичных дробей (устные упражнения)

Данный флипчарт на тему: умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу состоит из серии устных упражнений и теста....

Формулы сокращенного умножения. Устный счет.

Карточка для устного счета. Проверка знаний формул сокращенного умножения....