Конспект урока по алгебре среди учащихся 7 класса Тема урока: Формулы сокращенного умножения
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Цели:

1. Образовательная: закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, сформировать умения применения формул при решении уравнений и задач.

2. Развивающая: развить познавательный интерес  к математике, логическое мышление, математическую речь, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания.

3. Воспитательная: воспитать ответственное, творческое отношение у учебному труду.

Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по алгебре среди учащихся 7 класса

Тема урока: Формулы сокращенного умножения.

Цели:

1. Образовательная: закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, сформировать умения применения формул при решении уравнений и задач.

2. Развивающая: развить познавательный интерес  к математике, логическое мышление, математическую речь, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания.

3. Воспитательная: воспитать ответственное, творческое отношение у учебному труду.

Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний.

ХОД УРОКА

Девизом нашего урока станет лозунг:

«Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, выполним следующее задание:  

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

№1. При записи формул были допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

1)  (а+b)2 2+аb+b2                  Ответ: (а+b)22+2аb+b2

2)  (аb)222аb+2b2               Ответ: (а-b)22-2аb+b2

3)  а3+b3=(а+b)(а2-2аb+b2)       Ответ: а3+b3=(а+b)(а2- аb+b2)

4) а3b3=(а-b)(а  аb + b)         Ответ: а3-b3=(а-b)(а2+аb+b2)

5)  а2b2=(аb)(аb)                 Ответ: а2-b2=(а-b)(а+b)

Каким общим термином можно назвать все эти тождества?
  Формулы сокращенного умножения

Тема нашего сегодняшнего урока “Формулы сокращенного умножения».  

Сегодня урок закрепления и формирования навыков применения формул сокращенного умножения.  

Определим цели урока:  

  • Закрепить знания о формулах сокращенного умножения;

Сформировать умения применения формул при решении уравнений и задач.

Цитата урока: “У математиков существует свой язык – это формулы”.     
                                                                                                     С.В. Ковалевская

№2. Устный опрос
Некоторые правила сокращенного умножения были известны еще около 4 тысяч лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Но в то время они формулировались словесно или геометрически.  Ни у древних Египтян, ни у древних вавилонян в алгебре не было букв. Буквами для обозначения чисел не пользовались и греческие учёные.

  1. Вопрос: Что называют многочленом?
       
    Ответ: Сумму одночленов.
  2. Вопрос: Что называют одночленом?

Ответ: Произведение чисел, переменных и их степеней.

  1. Вопрос: Какие слагаемые называются подобными?

Ответ: Слагаемые с одинаковой буквенной частью.

  1. Вопрос: Как  привести подобные слагаемые?

Ответ: сложить их числовые коэффициенты, а результат умножить на общую буквенную часть.

  1. Вопрос: как умножить одночлен на многочлен?

Ответ: Одночлен умножить на каждый член многочлена, а результат сложить.

  1. Вопрос: Как умножить степени с одинаковыми основаниями?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней сложить.

  1. Как возвести степень в степень?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней перемножить.

  1. Вопрос: Как определить степень многочлена?

Ответ: Надо определить наибольшую из степеней входящих в него одночленов.

  1. Вопрос: как умножить многочлен на многочлен?

Ответ: Каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и результаты сложить.

     

III. ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ.

№2. Установить соответствие формул и назвать имя греческого математика

1 КОМАНДА

№ формулы

Формула

 

Ответ

Буква

1

(x+3)²

Д

4x²-9

О

2

x²-16

И

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

О

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

Ф

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

А

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

Н

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

Т

(5x-7y)(5x+7y)

Н

Историческая справка: Древнегреческий математик. Близко подошел к выполнению действий с отрицательными числами.

Первый ученый, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям.

Нередко упоминается как «отец алгебры».

2 КОМАНДА

№ формулы

Формула

 

Ответ

Буква

1

(у‒9)2

П

1600 + 80b+ b2

О

2

1+у2‒2у

И

(8 ‒b)2

Р

3

(10х‒7у)(10х+7у)

Ф

(1‒y)2

И

4

y2 ‒ 0,09

А

y2‒18 у+81

П

5

y3‒1

Г

(у ‒1)(у2 ‒ у+1)

Г

6

(40 + b)2

О

100 х2 ‒ 49 у2

Ф

7

64‒16b + b2

Р

(у ‒0,3) (у + 0,3)

А

Историческая справка: Греческий математик Пифагор считается одним из самых великих. Известен тем, что основал школу пифагорейцев. Также упоминается его имя в связи с известной теоремой в тригонометрии. Можно даже назвать Пифагора отцом современной математики.

3 КОМАНДА

№ формулы

Формула

 

Ответ

Буква

1

(а+12)2

А

(а + 6)2

Р

2

а2 + 12 а + 36

Р

(а ‒5) (а +5)

И

3

(8b + 5с) (5с‒8b)

Х

(3а‒b)2

Д

4

а2 ‒25

И

(5 + а)(25 ‒ 5а+а2)

М

5

125 + а3

М

а2 + 24а+ 144

А

6

(10‒ х)2

Е

25 с2 – 64 b2

Х

7

2 ‒ аb +b2

Д

100‒20 х + х2

Е

Историческая справка: Древнегреческий математик, физик и инженер. Сделал множество открытий в области геометрии. Заложил основы механики, был автором ряда важных изобретений.

4 КОМАНДА

№ формулы

Формула

 

Ответ

Буква

1

(12b‒с)(12b+с)

Е

(3y–7) (3y+7)

Д

2

1‒8а+16а2

В

(1+4a)2

В

3

(1+b)(1‒ b+b2)

К

(m+n)2

Л

4

m2 + 2тп+ п2

Л

144b2 – c2 

Е

5

(b ‒ 3а)2

И

(1+b)3

К

6

2 ‒ 49

Д

b2 – 6ab+9a2

И

Историческая справка: Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Считается отцом геометрии, Евклид доказал множество теорем и гипотез. 

Молодцы ребята, вы получили имена великих математиков. Переходим к следующему заданию, где необходимо упростить выражения:

№2. Упростите выражения.

  1. y(y+3)(y – 3) – (y – 5)(y2+5y+25) =

y(y2 – 9) – (y3 – 125) = y3 – 9y – y3 + 125 = 125 – 9y

  1.  (x3 – 1)(x3+1)(x18+1)(x36+1)(x6+x3+1)(x6-x3+1) = (x6 – 1)(x6+1)(x18+1)(x36+1)=
    (x
    18 - 1)(x18+1)(x36+1) = (x36-1)(x36+1) = x72 - 1

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как могут пригодиться эти формулы сокращенного умножения?!
    №3. Решите задачу

У вас есть квадратная комната 103 на 103 метра и вам нужно застелить ее плитками метр на метр. Сколько нужно плиток? Продавец - твой друг - говорит, что нужно "около 12000 плиток".

        Проверять его расчеты неудобно, но все же с задачей можно справиться
устно, но только как это сделать?!

С помощью формул сокращенного умножения.

Нужно представить 103, как сумму 100 и 3 и возведи ее в квадрат:

1032=(100+3)2=1002+21003+32=10000+600+9=10609

С помощью формул сокращенного умножения можно легко в уме находить квадраты больших чисел. На экзамене можно проверить БЫСТРО свои расчеты в сложных примерах, а так же приводить многочлен к стандартному виду (без раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых).

№4. Решите уравнение

(2+3x)(4 – 6x+9x2) – 3x(3x – 4)(3x+4) = 10

8 + 27x3 – 3x(9x2 – 16) = 10

8 + 27x3 - 27x3+48x = 10

48x = 2

 

Ответ:

V.ИТОГИ УРОКА:

1. Какие формулы сокращенного умножения вас известны?

2. Для чего необходимо знать формулы сокращенного умножения?

3. Где могут пригодится знания формул сокращенного умножения?

VI. РЕФЛЕКСИЯ:

  • Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу;
  • Я усвоил тему, но объяснить не смогу;
  • Эта тема для меня трудная

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Дидактические материалы стр. 84 №128 (нечетные,)
стр. 86 №140(нечетные), №141 (нечетные)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№1. При записи формул были допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

1)  (а+b)2 2+аb+b2

2)  (аb)222аb+2b2

3)  а3+b3=(а+b)(а2-2аb+b2)

4) а3b3=(а-b)(а  аb + b)

5)  а2b2=(аb)(аb)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№2. Установить соответствие и назвать имя греческого математика

1 КОМАНДА

№ формулы

Формула

Ответ

Буква

1

(x+3)²

4x²-9

О

2

x²-16

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

(5x-7y)(5x+7y)

Н

2 КОМАНДА

№ формулы

Формула

 

Ответ

Буква

1

(у‒9)2

1600 + 80b+ b2

О

2

1+у2‒2у

(8 ‒b)2

Р

3

(10х‒7у)(10х+7у)

(1‒y)2

И

4

y2 ‒ 0,09

y2‒18 у+81

П

5

y3‒1

(у ‒1)(у2 ‒ у+1)

Г

6

(40 + b)2

100 х2 ‒ 49 у2

Ф

7

64‒16b + b2

(у ‒0,3) (у + 0,3)

А

3 КОМАНДА

№ формулы

Формула

 

Ответ

Буква

1

(а+12)2

(а + 6)2

Р

2

а2 + 12 а + 36

(а ‒5) (а +5)

И

3

(8b + 5с) (5с‒8b)

(3а‒b)2

Д

4

а2 ‒25

(5 + а)(25 ‒ 5а+а2)

М

5

125 + а3

а2 + 24а+ 144

А

6

(10‒ х)2

25 с2 – 64 b2

Х

7

2 ‒ аb +b2

100‒20 х + х2

Е

4 КОМАНДА

№ формулы

Формула

 

Ответ

Буква

1

(12b‒с)(12b+с)

(3y–7) (3y+7)

Д

2

1‒8а+16а2

(1+4a)2

В

3

(1+b)(1‒ b+b2)

(m+n)2

Л

4

m2 + 2тп+ п2

144b2 – c2 

Е

5

(b ‒ 3а)2

1+b3

К

6

2 ‒ 49

b2 – 6ab+9a2

И

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

№3. Упростите выражения.

  1. y(y+3)(y – 3) – (y – 5)(y2+5y+25) =
  2. (x3 – 1)(x3+1)(x18+1)(x36+1)(x6+x3+1)(x6-x3+1) =

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    №4. Решите задачу

У вас есть квадратная комната 103 на 103 метра и вам нужно застелить ее плитками метр на метр. Сколько нужно плиток? Продавец - твой друг - говорит, что тебе нужно "около 12000 плиток".

Проверять его расчеты неудобно, но все же с задачей можно справиться устно, но только как это сделать?!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

№5. Решите уравнение

(2+3x)(4 – 6x+9x2) – 3x(3x – 4)(3x+4) = 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по алгебре для 7 класса по теме "Формулы сокращенного умножения"

Данная разработка- комбинированный урок по алгебре для 7 класса по теме "Формулы сокращенного умножения" предназначен для обобщения и закрепления материала по изученной теме. В разработку вх...

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока "Линейные уравнения".

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока "Линейные уравнения"....

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока: «Линейная функция и ее график»

Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.Задачи:        1) образовательная: выработка ...

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока: «Линейная функция и ее график»

Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.Задачи:        1) образовательная: выработка ...

Разработка открытого урока по алгебре для 7 класса на тему "Формулы сокращенного умножения"

1.Ф.И.О.:Монгуш Чимис Сергеевна 2.Образование: высшее 3.Педагогический стаж: 5 года 4.Должность: учитель математики 5.Место работы: МБОУ "СОШ №2" с.Мугур-Аксы Цели урока по содержанию: 1. Образователь...

План – конспект открытого урока алгебры в 7 классе по теме «Формулы сокращенного умножения»

План – конспект  предназначен для открытого урока алгебры в 7 классе по теме «Формулы сокращенного умножения»  с применениемсистемно-деятельностного подхода на уроках...

Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме "Формулы сокращённого умножения".

Урок закрепления знаний по теме "Формулы сокращённого умножения"....