Решение задач по теме Комбинаторика
материал по алгебре
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Комбинаторика
Теоретический материал:
- Размещения.
Множество В называется подмножеством множества А, если каждый элемент В принадлежит А.Запись: В( множество В является подмножеством множества А). Считают также , что пустое множество является подмножеством любого множества () и любое множество является подмножеством самого себя (АА). Каждое упорядоченное подмножество множества А называют размещением. Пусть множество А содержит n элементов. Часто возникает вопрос: сколько размещений по m элементов можно составить из n(mn) элементов множества А? Чтобы ответить на этот вопрос, докажем теорему: число размещений, состоящих из n элементов, взятых из m элементов, равно т.е. =n(n-1)(n-2)…(n-m+1).
Пример1. Число перемещений из 5 элементов по 3 равно
Пример 2. Сколькими способами можно выбрать четырёх человек на различные должности из девяти кандидатов на эти должности?
Так как каждый выбор 4 человек из 9 имеющихся должен иметь определенный порядок распределения их на должности, то мы имеем задачу составления размещений из 9 по 4.
Ответ:3024 способами.
- Перестановки.
Часто приходится рассматривать упорядоченные множества , т.е. множества в которых , каждый элемент занимает своё , вполне определенное место. Упорядочить множество-это значить поставить какой –либо элемент множества на первое место, какой либо другой элемент- на второе место и.т.д. Упорядоченные множества принято иногда записывать в круглых скобках .
Упорядочить множество можно различными способами. Например, множество состоящие из трёх элементов a,b и c, можно упорядочить шестью способами(a,b,c,);(a,c,b);(b,a,c);(b,c,a);(c,a,b);(c,b,a).
Каждое упорядоченное множество каких-либо элементов называется перестановкой. Сколько можно составить перестановок из n элементов?
Пример1. Если множество состоит из одного элемента а1, то его можно, очевидно, упорядочить единственным способом , а именно (а1). Итак, из одного элемента можно составить одну перестановку.
Пример2. Пусть имеются два элемента :а1и а2. Ясно, что из этих элементов можно составить только две перестановки: поставить а2 перед а1 или поставить а2 после а1:(а2,а1); (а1,а2). Итак, число перестановок из двух элементов равно 1.
Пример3. Пусть имеются три элемента: а1,а2 и а3.Запишем сначала перестановки из двух элементов а1и а2 и в каждую из этих перестановок впишем элемент а3 вначале на первое место, потом на второе место и , наконец, на третье -последние место. Получи шесть перестановок: (,а3,а2,а1); (а2,а3,а1); (а2,а1,а3);(а3,а3,а2);(а1,а3,а2);(а1,а2,а3). Итак, число перестановок из трех элементов равно
Пример4.Пусть имеются четыре элемента: а1,а2,а3,а4.Запищем все перестановки из трёх элементов а1,а2 и а3(их число равно)
и в каждую из этих перестановок впишем элемент а4 в начале на первое место, потом на второе, затем на третье и, наконец, на четвёртое- последние место). Получаем 24 перестановки:
(а4,а3,а2,а1);(а2,а4,а3,а1);(а2,а3,а4,а1);(а3,а2,а1,а4);( а4,а2,а3,а1);(а2,а4,а3,а1); (а2,а3,а4,а1);(а2,а3,а1,а4);…;(а4,а1,а2,а3);(а1,а4,а2,а3);(а1,а2,а4,а3);(а1,а2,а3,а4).
Итак, число перестановок из четырёх элементов равно
Теперь можно сформулировать теорему : число перестановок из n элементов равно произведению n первых натуральных чисел, т.е. Pn=(где Pn-число перестановок из n элементов). Произведение n первых натуральных чисел обозначают n! (читается «эн факториал»), например:
1!=1;2!=12;3!=123;4!=1234.
- Сочетания.
Пусть имеется множество А=, состоящие из n элементов. Из этого множества можно составить подмножество, состоящие из m элементов (mn). Каждое подмножество состоящие из m элементов, содержащихся в множестве А из n элементов, называется сочетанием из n элементов по m . Число всех таких сочетаний обозначается через Сколько всех сочетаний по m элементов можно образовать из данных n элементов? Для ответа на этот вопрос докажем теорему: число сочетаний из n элементов по m равно .
Пример 1. Вычислить . Применяя формулу сочетаний, имеем =.
Пример 2. На плоскости расположено 5 точек. Сколько отрезков, концами которых являются эти точки, определяются этими точками?
Решение. Каждые две точки определяют один отрезок, у которого они являются концами .При этом не играет роли , в каком порядке взяты данные точки. Поэтому число отрезков равно числу всевозможных пар точек, которые можно создать из 5 данных точек. Таким образом, решения задачи сводится к нахождению числа сочетаний из 5 элементов по 2:
Практическая часть:
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
| ||||
+ | + | |||
| ||||
Сколькими способами можно рассадить четыре человека в один ряд? | Сколькими способами трое мальчиков -Петя, Алмаз, Куат - могут встать в один ряд? | Из отряда солдат в 50 человек, назначают в караул 4 человека. Сколькими способами это можно сделать? | Сколько различных аккордов можно взять на десяти выбранных клавишах рояля, если каждый аккорд может содержать до трех звуков? | Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «кортеж»? |
На станции 7 железнодорожных путей. Сколькими способами можно расположить на этих путях прибывшие 3 поезда? | В классе изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 4 разных предмета? | Сколькими способами могут быть присуждены 1-я, 2-я, 3-я премии трем лицам, если число соревнующихся равно 10? | Сколькими способами можно составить трехцветный флаг (три горизонтальные полосы равной ширины), если имеется материал пяти различных цветов? | На плоскости даны точки А, В, С, D. Сколько векторов можно образовать, соединяя эти точки? |
Сколько отрезков можно получить, соединяя попарно 9 точек? | На плоскости даны точки А, В, С, D. Сколько отрезков можно получить, соединяя попарно эти точки? | Сколькими способами можно рассадить 12 человек за круглым столом? | Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «треугольник»? | Сколько треугольников можно построить , соединяя попарно семь точек, любые три из которых не лежат на одной прямой? |
| 3.Решите уравнение: | |||
Контрольные вопросы:
- Что такое n факториал? Его обозначение.
- Дайте определение размещения и запишите формулу размещения из n элементов по m элементов.
- Дайте определение перестановки и запишите формулу перестановки из n различных элементов.
- Дайте определение сочетания и запишите формулы сочетания из n элементов по m элементов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...
Практикум по решению задач раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
Презентация предназначена для использования учителями математики при подготовке обучающихся к ЕГЭ, помогает формированию устойчивых навыков в решении задач по теории вероятностей.Представленный матнри...
ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»
Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...
ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»
Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...
Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"
Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"...
Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...