Решение задач по теме Комбинаторика
материал по алгебре

Буянтуева Валентина Табитуевна

Практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.r._kombinatorika.docx58.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 Тема: Комбинаторика

Теоретический материал:

  1. Размещения.

Множество В называется подмножеством множества А, если каждый элемент В принадлежит А.Запись: В( множество В является подмножеством множества А). Считают также , что пустое множество является подмножеством любого множества () и любое множество является подмножеством  самого себя (АА).  Каждое упорядоченное подмножество множества А называют размещением.  Пусть множество А содержит n элементов. Часто возникает вопрос: сколько размещений по m элементов можно составить из n(mn) элементов множества А? Чтобы ответить на этот вопрос, докажем теорему: число размещений, состоящих из n элементов, взятых из m элементов, равно  т.е. =n(n-1)(n-2)…(n-m+1).

Пример1. Число перемещений из 5 элементов по 3 равно

Пример 2. Сколькими способами можно выбрать четырёх человек на различные должности из девяти кандидатов на эти должности?

Так как каждый выбор 4 человек из 9 имеющихся должен иметь определенный порядок распределения их на должности, то мы имеем задачу составления размещений из 9 по 4.

     Ответ:3024 способами.

  1. Перестановки.

Часто приходится рассматривать упорядоченные множества , т.е. множества в которых , каждый элемент занимает своё , вполне определенное место. Упорядочить множество-это значить поставить какой –либо элемент множества на первое место, какой либо другой элемент- на второе место и.т.д. Упорядоченные множества принято иногда записывать в круглых скобках .

Упорядочить множество можно различными способами. Например, множество состоящие из трёх элементов a,b и c, можно упорядочить шестью способами(a,b,c,);(a,c,b);(b,a,c);(b,c,a);(c,a,b);(c,b,a).

Каждое упорядоченное множество каких-либо элементов называется перестановкой. Сколько можно составить перестановок из n элементов?

Пример1. Если множество состоит из одного элемента а1, то его можно, очевидно, упорядочить единственным способом , а именно (а1). Итак, из одного элемента можно составить одну перестановку.

Пример2. Пусть имеются два элемента :а1и а2. Ясно, что из этих элементов можно составить только две перестановки: поставить а2 перед а1 или поставить а2 после а1:(а21); (а12). Итак, число перестановок из двух элементов равно 1.

Пример3. Пусть имеются три элемента: а12 и а3.Запишем сначала перестановки из двух элементов а1и а2 и в каждую из этих перестановок  впишем элемент а3 вначале на первое место, потом на второе место и , наконец, на третье -последние место. Получи шесть перестановок: (,а321); (а231); (а213);(а332);(а132);(а123). Итак, число перестановок из трех элементов равно  

Пример4.Пусть имеются четыре элемента: а1234.Запищем все перестановки из трёх элементов а12 и а3(их число равно)

и в каждую из этих перестановок впишем элемент а4 в начале на первое место, потом на второе, затем на третье и, наконец, на четвёртое- последние место). Получаем 24 перестановки:

4321);(а2431);(а2,а341);(а3214);( а4231);(а2431); (а2341);(а2314);…;(а4123);(а1423);(а1243);(а1234).

Итак, число перестановок из четырёх элементов равно 

Теперь можно сформулировать теорему : число перестановок  из n элементов равно произведению n первых натуральных чисел, т.е. Pn=(где Pn-число перестановок из n элементов). Произведение n первых натуральных чисел обозначают n! (читается «эн факториал»), например:

1!=1;2!=12;3!=123;4!=1234.

  1. Сочетания.

Пусть имеется множество А=, состоящие из n элементов. Из этого множества можно составить подмножество, состоящие из m элементов (mn). Каждое подмножество состоящие из m элементов, содержащихся в множестве А из n элементов, называется сочетанием из n элементов по m . Число всех таких сочетаний обозначается через  Сколько всех сочетаний по m элементов можно образовать из данных n элементов? Для ответа на этот вопрос докажем теорему: число  сочетаний из n элементов по m равно .  

Пример 1. Вычислить . Применяя формулу сочетаний, имеем =.

Пример 2. На плоскости расположено 5 точек. Сколько отрезков, концами которых являются эти точки, определяются этими точками?

Решение. Каждые две точки определяют один отрезок, у которого они являются концами .При этом не играет роли , в каком порядке взяты данные точки. Поэтому число отрезков равно числу всевозможных пар точек, которые можно создать из 5 данных точек. Таким образом, решения задачи сводится к нахождению числа сочетаний из 5 элементов по 2:

 

Практическая часть:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

  1. Вычислить:

+

+

  1. Решите задачи:

Сколькими способами можно рассадить четыре человека в один ряд?

Сколькими способами трое мальчиков -Петя, Алмаз, Куат - могут встать в один ряд?

Из отряда солдат в 50 человек, назначают в караул 4 человека. Сколькими способами это можно сделать?

Сколько различных аккордов можно взять на десяти выбранных клавишах рояля, если каждый аккорд может содержать до трех звуков?

Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «кортеж»?

На станции 7 железнодорожных путей. Сколькими способами можно расположить на этих путях прибывшие 3 поезда?

В классе изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 4 разных предмета?

Сколькими способами могут быть присуждены 1-я, 2-я, 3-я премии трем лицам, если число соревнующихся равно 10?

Сколькими способами можно составить трехцветный флаг (три горизонтальные полосы равной ширины), если имеется материал пяти различных цветов?  

На плоскости даны точки А, В, С, D. Сколько векторов можно образовать, соединяя эти точки?

Сколько отрезков можно получить, соединяя попарно 9 точек?

На плоскости даны точки А, В, С, D. Сколько отрезков можно получить, соединяя попарно эти точки?

Сколькими способами можно рассадить 12 человек за круглым столом?

Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «треугольник»?

Сколько треугольников можно построить , соединяя попарно семь точек, любые три из которых не лежат на одной прямой?

  1. Проверить вычислением равенства:

3.Решите уравнение:

Контрольные вопросы:

  1. Что такое n факториал? Его обозначение.
  2. Дайте определение размещения и запишите формулу  размещения из n элементов по m элементов.
  3. Дайте определение перестановки и запишите формулу перестановки из n различных элементов.
  4. Дайте определение сочетания и запишите формулы сочетания из n элементов по m элементов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

Практикум по решению задач раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

Презентация предназначена для использования учителями математики при подготовке обучающихся к ЕГЭ, помогает формированию устойчивых навыков в решении задач по теории вероятностей.Представленный матнри...

ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...

ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ  ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»...

Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...

Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"

Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"...

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...