Формула суммы членов арифметической прогрессии
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок алгебры
в 9 классе
«Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: вывести формулу суммы n-членов арифметической прогрессии, закрепить понятий прогрессия, член прогрессии, разность прогрессии, выработать навыки непосредственного применения данной формулы.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с формулой суммы n-первых членов арифметической прогрессии, развить представления учащихся об использовании прогрессии в окружающей их жизни.
воспитательные: воспитывать интерес к истории математики, продолжать воспитание самостоятельности, трудолюбия, внимания, чувства ответственности и общематематической культуры, способствовать формированию навыков коллективной работы в группах, парах и самостоятельной работы при выводе формул.
развивающие: развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся на уроке посредством вывода формул суммы n-первых членов арифметической прогрессии, развивать любознательность и вычислительные навыки, продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
Оборудование: медиапроектор.
- Форма организации обучения: фронтальная, в парах, групповая.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация ранее изученного и постановка целей урока.
Эпиграф урока:
Математика есть единая симфония бесконечного.
Д. Гильберт
(слайд 1)
Давид Гильберт (23 января 1862 – 14 февраля 1943) – немецкий математик-универсал, внёс значительный вклад в развитие многих областей математики.
Учитель На предыдущих уроках мы изучали прогрессии. Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение. Он был введен римским философом и математиком Боэцием (VI в.). Как вы думаете, что означает это слово?
- «движение вперед», «успех» (на экране-«движение вперед», «успех») (слайд 2)
Не будем останавливаться и мы, а пойдем вперед в направлении изучения прогрессий. Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы сделали для себя много открытий, узнали что-то новое и интересное.
Скажите, как называется прогрессия, которую мы изучаем?
Что мы о ней знаем, выясним в ходе устной работы
Вопросы классу: (слайд 3)
Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями? 1)3, 6, 9, 12,…
2)6, 12, 18, 24, 30,…
3)5, 4, 3, 2, 1, 0, -1, -2,…
4)1, 2, 4, 7, 9, 11,…
5)5, 15, 25,..,45,…
6)1000, 1001, 1002, 1003,….
(1,2,3,5,6) Почему? Как называется это одно и то же число? Как оно обозначается? Как его найти? Найдите разность в каждой из прогрессий.
Скажите , чем 3 прогрессия отличается от остальных? Какой она является? А остальные? В 5 прогрессии отсутствует 4 член последовательности .Найдите его. Какими еще способами его можно найти? А как найти любой член прогрессии, если известен первый ее член и разность?
Работа в парах: ( слайд 4)
Дана арифметическая прогрессия (сn): 5; 15; с3; с4; ….
Найдите: а) с5;
б) с100
в) найдите сумму 5-первых членов арифметической прогрессии.
г) найдите сумму 100-первых членов арифметической прогрессии.
Даю вам 3 мин.
(Здесь возникает вопрос: неудобно, громоздко)
Проблема: Нельзя ли решить эту задачу проще? Для этого нужно познакомиться с формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Учитель Итак, какова тема нашего урока?- «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии». (слайд 5)Сформулируйте цели урока:
Вывести формулу суммы n первыхчленов арифметической прогрессии, учиться применять ее для решения задач.
3. Изучение нового материала.
Историческая справка (опережающее задание ученику) (слайд 6)
С формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии связан эпизод из жизни немецкого ученого Карла Гаусса (показать портрет).
Карла Фридриха Гаусса (1777-1855) нередко называют наследником Эйлера. Они оба носили неформальное звание король математиков и удостоились посмертной уважительной шутки: «Он перестал вычислять и жить».
Когда Карл Гаусс учился в начальной школе, преподаватель предложил ученикам самостоятельно найти сумму натуральных чисел от 1 до 100. Он предполагал, что ученики будут складывать эти числа по порядку, на что потребуется не менее 10 минут. Какого же было его удивление, когда маленький Карл через 1-2 минуты заявил, что он задание выполнил и дал правильный ответ.
Юный Гаусс сам того, не подозревая, вывел формулу суммы первых 100 членов арифметической прогрессии.
Способности Гаусса в области счета всегда удивляли людей, которым доводилось с ним встречаться. В развитии этих способностей очень большую роль сыграли целеустремленность, трудолюбие и тщательность выполнения каждой работы, в том числе и чисто ученических упражнений. При выполнении вычислений Карл Гаусс всегда соблюдал образцовый порядок. Каждую цифру он писал четко; каждое число занимало надлежащее ему место.
Почти неизвестно ошибок в работах Гаусса. Он умел своевременно выявлять и исправлять свои ошибки.
Учитель
Сегодня на уроке, подобно Гауссу, мы выведем в общем виде формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии и рассмотрим ее применение к решению практических задач.
Задача эта не проста,
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа.
Пять первых связок рассмотри,
Найдёшь к решению ключи.
Давным-давно сказал одинмудрец
Что прежде надо
Связать начало и конец
У численного ряда.
(слайд 7)
S = 1 + 2 + 3+ …+98 + 99 + 100,
S = 100 + 99 + 98+ …+3 +2 +1,
2S = 101∙100, S = =5050.
Сумму п первых членов арифметической прогрессии принято обозначать как Sn. Используя эти рассуждения найдем сумму n-первых членов арифметической прогрессии. (Вывод формулы Sn = .(слайд8)
(аn) – арифметическая прогрессия.
Sn = a1 + a2 + a3 + … + an-2 + an-1 + an,
Sn = an + an-1 + an-2 + …+ a3 + a2 + a1.
a2 + an-1 = (a1 + d) + (an – d) = a1 + an,
a3 + an-2 = (a1 + 2d) + (an– 2d) = a1 + an,
a4 + an-3 = (a1 + 3d) + (an– 3d) = a1 + anит.д.
2Sn = (a1 + an)∙n.
Вернемся теперь к заданию в начале урока (в,г). Найдите, применяя формулу,S5 и S100. (Один ученик на доске, остальные в тетради).
Учитель. Решите №16.35(а) стр.103 (слайд 9). Удобно ли применить формулу, применительно к данной задаче? Что из условия известно? Ваши предложения по решению?
Выведем в общем виде вторую формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии, если известны a1 и d.
(ученик выводит формулу на доске)
Если учесть, что , то получим:
- Что должны знать, чтобы применить первую формулу? А вторую? (слайд 10)
Решаем задачу.
4. МИНУТКА ОТДЫХА.
Прогрессии и формулы прогрессий встречаются как в различных науках, так и в жизни . (слайд 11)Сегодня вы узнаете о ее применении в такой, казалось бы далекой от математики области, как литература
Прогрессия в литературе (опережающее задание) (Слайды 12, 13,14)
Вспомним строки А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин», сказанные о его герое: «…не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить». Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха. Ямб – стихотворный метр с ударениями на четных слогах стиха (Мой дядя самых честных правил…), то есть ударными являются 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т. д.. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и с разностью, равной двум: 2, 4, 6, 8, … Хорей – стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. (Буря мглою небо кроет…) Номера ударных слогов также образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен единице, а разность по-прежнему равна двум: 1, 3, 5, 7, ….
5. Закрепление изученного. Практическое применение прогрессии
Работа в группах (слайды 15, 16, 17)
Задача 1.
При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке.
Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?
Ответ: 78 бревен
Задача 2.
Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3 м. Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м больше, чем в предыдущий. Сколько м уложат студенты за 15 дней?
S15 = (6 + 14 ∙ 2) ∙ 15: 2 = 255(м)
Задача 3. «Наследство».
Джентльмен получил наследство. За первый месяц он истратил 1000$, а каждый следующий месяц он тратил на 500$ больше, чем в предыдущий. Каков размер наследства, если денег хватило на год такой безбедной жизни?
Решение:
Применив формулу , получаем:
Применив формулу: , получим:
6.Рефлексия (слайд18)
Вспомним начало нашего урока, ребята. Удалось ли вам за сегодняшний урок сделать открытия?
А какие открытия Вы для себя сделали?
(Предполагаемые ответы: Мы узнали формулы суммы первых членов арифметической прогрессии, познакомились с математиком Гауссом и т.п.)
А какие цели урока мы ставили перед собой?
Как Вы считаете, нам удалось достичь поставленных целей?
7.ИТОГ УРОКА, выставление, комментирование оценок за работу на уроке.
Д.з. Из сборника по подготовке к ОГЭ
А урок закончу словами Карла Гаусса: «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики». Любите математику, учите математику, и тогда вам любая наука будет по плечу. Знайте: ничто не дисциплинирует человека, так, как математика, ничто не развивает его способности так, как математика, и ничто не ведет вперед к успеху так, как математика. Желаю успеха , постоянного движения вперед и тогда вы будете прогрессивными людьми! Урок закончен. Спасибо за работу! (слайд19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.
Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...
самостоятельная работа по теме АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ, ФОРМУЛА n-НОГО ЧЛЕНА АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ.
данная работа позволяет установить уровень усвоения данной темы....
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Урок изучения нового материала. Содержит конспект урока и презентацию к уроку. Алгебра - 9. Учебник Макарычева Ю.Н....
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"...
Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "
Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...