Программа элективного курса " Система подготовки к ЕГЭ"
элективный курс по алгебре (11 класс)

Яковлева Мария Федоровна

Данный элективный курс будет интересен и полезен учащимся 11 класса. На занятиях данного курса есть возможность устранить пробелы ученика по западающим темам. Учитель поможет выявить слабые места и окажет своевременную помощь при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_sistema_podgotovki_k_ege.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

                          Аннотация программы

Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 11 классов. В 11 -ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный в 7-11 классах, не каждому выпускнику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 7-11 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу.

Стоит отметить, что навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.

Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь. Поэтому его можно использовать как в рамках профильной подготовки учащихся, так и для профильных классов различного направления.

Пояснительная записка

В 2003-2004 учебном году начат эксперимент по созданию предпрофильной и профильной подготовки учащихся, которая в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. В недалеком будущем школьникам может быть предложен выбор и обязательного экзамена по математике: экзаменов может быть два - базового и профильного уровней, который в частности предполагает различный уровень подготовки обучающихся.  Подходы к созданию таких курсов могут быть различны.

Особенность принятого подхода элективного курса «Система подготовки к ЕГЭ по математике» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются фрагменты, рассчитанные на 1-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать задачи из учебного пособия « Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ»

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Данный курс является базовым  общеобразовательным, отражает обязательную для всех школьников часть образования и направлен на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Элективный курс «Система подготовки к ЕГЭ по математике»  рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 10 -11  классов и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой).

Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса математика и подготовке к экзаменам.

Задачи курса:

1) подготовить учащихся к экзаменам;

2) дать ученику возможность проанализировать и раскрыть свои способности;

Для работы с обучающимися безусловно применимы такие формы работы как лекция так и самостоятельная работа. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также уроки консультации, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя, зачеты.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя  возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество.

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность   дифференцированного   обучения.   При   решении   ряда   задач   необходимо рассмотреть несколько случаев. Иногда учащимся полезно дать возможность самим открыть эти случаи, а в другой раз  учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев.

Таким образом, программа применима для школьников с различной математической подготовкой.

Функции элективного курса:

•      ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

•      компенсация недостатков обучения по математике.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися компетентностей.

Требования к уровню освоения курса

Материал курса должен быть освоен на базовом уровне. Учитель может провести самостоятельные работы, пробный экзамен, зачёты по конкретным темам.

Организация и проведение аттестации учащихся

Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также опыт внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем - математикой. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, а также итоговое тестирование учащихся.

Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:

>  Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.

>  Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.

При прослушивании блоков лекционного материала и проведения уроков консультаций, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

Возможная форма итоговой аттестации:

>      репетиционный экзамен (по заданиям ЕГЭ прошлых лет).

Ожидаемый результат изучения курса

обучающийся должен знать/понимать:

•        существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

•        как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

•        как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

•        значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

•        решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ (базового уровня, профильного)

иметь опыт (в терминах компетентностей):

•     работы в группе, как на занятиях, так и вне,

•     работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

Методические рекомендации по реализации программы

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.

Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.

Для более эффективной работы обучающихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать сборники « Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся», плакаты с опорно –диагностическими текстами или медиа ресурсы, тренажеры.

Содержание курса и распределение часов по темам

Данный элективный курс рассчитан на 34 тематических занятий. Планирование занятий элективного предмета по математике в 10 -11 классах

  1. Алгебра
  2. Практико - ориентированные задачи
  3. Геометрия
  4. Задачи повышенной сложности
  5. Тренировочные варианты ЕГЭ

№ п/п

Тема занятий

Вид занятий

часы

Алгебра                                                                                                                                  10

1

Рациональные уравнения и выражения

Теория

практика

15

30

2

Рациональные уравнения и выражения

Практика

Самостоятельная работа

25

20

3

Иррациональные уравнения и выражения

Теория

практика

15

30

4

Степенные уравнения и выражения

Теория

практика

15

30

5

Урок-консультация « Иррациональные и степенные уравнения и выражения.»

практика

45

6

Тригонометрические уравнения и выражения

Теория

практика

25

20

7

Тригонометрические уравнения и выражения

Теория

Практика

Самостоятельная

Работа

15

20

10

8

Логарифмические уравнения и выражения уравнения и выражения

Теория

практика

25

20

9

Логарифмические уравнения и выражения уравнения и выражения

Теория

практика

Самостоятельная

Работа

15

20

10

10

Урок-консультация « Тригонометрические и логарифмические уравнения и выражения.»

практика

45

Практико – ориентированные задачи                                                                                7

11

Текстовые задачи

Теория

практика

25

20

12

Текстовые задачи

Теория

практика

10

35

13

Текстовые задачи

Практика

Самостоятельная

Работа

20

25

14

Графики и диаграммы

Теория

практика

10

35

15

Вероятность

Теория

практика

20

25

16

Вероятность

Теория

Практика

Самостоятельная

Работа

10

15

25

17

Урок-консультация « текстовые задачи, вероятность»

практика

45

Задачи повышенной сложности                                                                 8

18

Тригонометрические уравнения

Теория

практика

15

30

19

Тригонометрические уравнения

Теория

практика

15

30

20

Системы неравенств

Теория

Практика

Самостоятельная

Работа

10

15

20

21

Системы неравенств

Теория

практика

15

30

22

Стереометрия

Теория

Практика

Самостоятельная

Работа

10

15

20

23

Стереометрия

Теория

практика

15

30

24

Стереометрия

Теория

Практика

Самостоятельная

Работа

10

15

20

25

Зачет по теме

практика

45

Тренировочные варианты                                                                                         9

26

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Теория

практика

15

30

27

Тренировочный вариант ЭГЭ

Теория

практика

15

30

28

Тренировочный вариант ЭГЭ

Теория

практика

15

30

29

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2019

Теория

практика

15

30

30

Тренировочный вариант ЭГЭ

Теория

практика

15

30

31

Тренировочный вариант ЭГЭ

Теория

практика

15

30

32

Тренировочный вариант ЭГЭ

практика

45

33

Тренировочный вариант ЭГЭ

практика

45

34

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2020

практика

45

Основное содержание курса

1.Раздел «Алгебра» Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Классификация уравнений. Задания для самостоятельной работы включает задания на рациональные, иррациональные, степенные, тригонометрические и логарифмические уравнения и выражения. Определение логарифма. Классификация заданий. Алгоритм решения логарифмического уравнения, неравенства. Примеры задач.

   Задания подбирает учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится элективный курс

2.  Раздел «Практико – ориентированные задачи» включает в себя текстовые задачи, задания на диаграммы и графики зависимостей, вероятность.

3. Раздел «Геометрия» включает весь спектр задач на основные темы планиметрии, стереометрии

4.  Раздел «Задачи повышенной сложности», включает задания второй части ЕГЭ (повышенный и высокий уровень)

В зависимости от уровня подготовленности учащихся в конце курса возможно провести репетиционный экзамен по заданиям ЕГЭ прошлых лет.

Литература

1.      Единый  государственный  экзамен  по  МАТЕМАТИКЕ  (оптимальный банк заданий для подготовки учащихся, сборники  КИМ  2014 г- 2019.),   Москва « Интеллект - Центр» 2006 -2014 года

2.      Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, сборник заданий. Москва, «Дрофа» 2012

3 Алимов Алгебра и начала анализа 10-11 классы

4.      Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9, Москва, «Просвещение»,2014

5      Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 2012

  1. Интернет ресурсы ( образовательный портал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе

       Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

Программа элективного курса: Системы счисления и компьютерная арифметика 10 класс (17 часов)

Элективный курс по информатике «Системы счисления и компьютерная арифметика» базируется на знаниях и умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного пре...

Рабочая программа элективного курса "Системы счисления"

Данная рабочая программа составлена на основе рекомендаций ФГОС и содержит основные разделы: пояснительную записку, цели изадачи курса, содержание и тематическое планирование с используемой литературо...

Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)

Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...