Задачи экономического содержания в ЕГЭ по математике.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс)
Предварительный просмотр:
Задачи экономического содержания в ЕГЭ по математике.
Задачи на нахождение ежегодной платы (транша).
Задача 1. 31 декабря 2014 года Дмитрий взял в банке 4290000 рублей в кредит под 14,5% годовых. Схема выплаты кредита следующая - 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 14,5%), затем Дмитрий переводит в банк х рублей. Какой должна быть сумма х, чтобы Дмитрий выплатил долг двумя равными платежами (то есть за два года)?
Решение : S = 4290000 - сумма кредита, r = 14,5%, х - ежегодная выплата
При начислении процентов оставшаяся сумма долга умножается на коэффициент 1+0,145=1,145.
Год | Долг банку | Остаток после ежегодной выплаты |
0 | S | - |
1 | 1,145S | 1,145S - x |
2 | 1,145(1,145S - x) = 1,14522S - 1,145x | 1,14522S - 1,145x - х = 1,14522S - 2,145x |
После второго взноса кредит погашен полностью, значит, остаток равен нулю. Решаем полученное уравнение: 1,14522S - 2,145x = 0
2
.
Ответ: 2622050 рублей
При решении этих задач можно увидеть закономерность и, оформив решение в общем виде, получаем формулу.
S-сумма кредита,
р=, где a - процентная ставка,
х – сумма ежегодных выплат;
I год: S·p-х
II год:
III год:
IV год:
и т.д.
Задача 2. 31 декабря 2014 года Алексей взял в банке 6902000 рублей в кредит под 12,5% годовых. Схема выплаты кредита следующая - 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 12,5%), затем Алексей переводит в банк х рублей. Какой должна быть сумма х, чтобы Алексей выплатил долг четырьмя равными платежами (то есть за четыре месяца)?
Решение. S = 6902000 - сумма кредита, r=12,5%, х - ежегодная выплата
Применяем формулу: , где
S-сумма кредита,
р=, где a- процентная ставка,
х – сумма ежемесячных выплат;
Ответ: 2 296 350 рублей.
Задача 3. 31 декабря 2014 года Василий взял в банке некоторую сумму кредит под 11% годовых. Схема выплаты кредита следующая - 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 11%), затем переводит в банк 3696300 рублей. Какую сумму взял Василий в банке, если он выплатил долг двумя равными платежами (то есть за два года)?
Решение: Воспользуемся формулой: = 0, которую вывели при решении задач на нахождение ежегодной (ежемесячной) выплаты,
где p= 1+0,11=1,11, х = 3696300
0 → S = = = 6330000.
Ответ: 6330000рублей
Задача 4. 15 января планируется взять кредит в банке на 15 месяцев. Условия его возврата таковы:
- 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 3% по сравнению с концом предыдущего месяца;
- со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Известно, что восьмая выплата составила 99,2 тыс. рублей. Какую сумму нужно вернуть банку в течение всего срока кредитования.
Решение: S - сумма кредита, r = 3%
Сперва нужно вычислить сумму кредита. Известно, что восьмая выплата = 99,2тыс. Находим размеры выплат:
1-й месяц: + =
2-й месяц: + ∙ =
3-й месяц: + ∙ =
....
8-й месяц: → = 99200 → S = 99200∙ = 1200000, то есть планируется взять в кредит 1200000рублей.
Теперь, чтобы найти сумму которую нужно вернуть банку в течение всего срока кредитования воспользуемся формулой суммы членов арифметической прогрессии Sn = . Для этого сперва найдем пятнадцатую выплату:
а15 = 145 - 3∙14 = 103, т.е.
Общая сумма равна: ++…S
S15 = = 1860, т.е. = = 1488000
Ответ: 1488000
Задачи на вычисление процентной ставки.
Задача 1. 31 декабря 2014 года Евгений взял в банке 1млн рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая - 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на а%), затем Евгений переводит очередной транш. Евгений выплатил кредит за два транша, переведя в первый раз 540тыс. рублей, во второй 649,6 тыс. рублей. Найдите а?
Решение: S = 1000000, а - процентная ставка по кредиту.
В конце 1-го года долг составит:
∙ 1000000 - 540000 = 460000 + 10000а
В конце 2-го года:
∙(460000 + 10000а) - 649600 = 100а2 + 14600а - 189600
По условию, кредит будет погашен за два года, составляем уравнение:
100а2 + 14600а - 189600 = 0, сокращая на 100 получим
а2 + 146а - 1896 = 0. Решаем квадратное уравнение, находим дискриминант
Д = 1462 + 4∙1896 = 21316 + 7584 = 28900= 1702
а1 = , а2 = .
Ответ: 12%
Задача 2 . 15 января планируется взять кредит в банке на 5 месяцев. Условия его возврата таковы:
- 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 5% по сравнению с концом предыдущего месяца;
- со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.
Сколько процентов от суммы кредита составляет общая сумма денег, которую нужно выплатить банку за весь срок кредитования?
Решение: S - сумма кредита r =5%
выплата за 1-й месяц: +
2-й: +
3-й: ; 4-й: ; 5-й: .
Таким образом, за все 5 месяцев сумма выплат составит:
Из выражения видно, что первоначальная сумма кредита увеличилась на 1,15 раз, т.е. на 115%.
Ответ: 115%
Задача 3. Лев взял кредит в банке на срок 40 месяцев. По договору Лев должен вернуть кредит ежемесячными платежами. В конце каждого месяца к оставшейся сумме долга добавляется р% этой суммы, затем следует платеж Льва.
а) Ежемесячные выплаты подбираются, таким образом, чтобы долг уменьшался равномерно.
б) Известно, что наибольший платеж Льва был в 25 раз меньше первоначальной суммы долга. Найдите р.
Решение: S - сумма кредита, р - процентная ставка.
Ежемесячный долг перед банком должен уменьшаться равномерно. Этот долг состоит из двух частей: постоянной ежемесячной выплаты и ежемесячной равномерно уменьшающейся выплаты процентов.
Выплата в 1-й месяц: + ∙S и так как он будет наибольшим составим уравнение: ( + ∙S)∙25 = S → + p = 1, p = 1,5
Ответ: 1,5%
Задачи на нахождение количества лет выплаты кредита.
Задача 1. В июле Федор планирует взять в кредит 1,1 млн. рублей. Условия его возврата таковы:
- каждый январь долг возрастает на 10% по сравнению с концом предыдущего года;
- с февраля по июнь каждого года Федор должен выплатить некоторую часть долга.
На какое минимальное минимальное количество лет Федор может взять кредит, чтобы ежегодные выплаты были не более 300тысяч рублей?
Решение:
1) В конце первого года долг составит:
1100000∙1,1 - 300000 = 910000
2) В конце второго года долг составит:
910000∙1,1 - 300000 = 701000
3) В конце третьего года долг составит:
701000∙1,1 - 300000 = 471000
4) В конце четвертого года долг составит:
471000∙1,1 - 300000 = 218210
5) В конце пятого года долг составит:
218210∙1,1 - 300000 0 , т.е. кредит будет погашен за 5 лет.
Ответ: 5 лет
Задачи на оптимизацию.
Задача 1. У фермера есть два поля, каждое площадью 10 гектаров. На каждом поле можно выращивать картофель и свеклу, поля можно делить между этими культурами в любой пропорции. Урожайность картофеля на первом поле составляет 400ц/га, а на втором - 300ц/га. Урожайность свеклы на первом поле составляет 300ц/га, а на втором - 400ц/га.
Фермер может продавать картофель по цене 5000руб. за центнер, а свеклу - по цене 6000руб. за центнер. Какой наибольший доход может получить фермер?
Решение: Посчитаем доход фермера с 1-го поля:
1) если засеет на нем картофель, урожайность - 400ц/га, 1ц = 5000рублей
с 10 га он соберет 400ц/га∙10га = 4000ц тогда доход:
4000∙5000= 20000000рб = 20млн.
2) если засеет свеклу, урожайность - 300ц/га, 1ц = 6000 рублей
с 10 га он соберет 300∙10=3000ц, тогда доход:
3000∙6000 = 18000000рублей = 18млн.
Теперь посчитаем доход фермера со 2-го поля:
1) если засеет картофель, урожайность - 300ц/га
с 10 га он соберет 300∙10 = 3000 ц, тогда доход
3000∙5000 = 15000000 рублей = 15млн
2) если засеет свеклу, урожайность свеклы - 400ц/га
с 10 га он соберет 400∙10 = 4000ц, доход будет равен:
4000∙6000 = 24000000рублей = 24млн
Отсюда видно, что максимально возможный доход:
20млн + 24млн = 44млн. Ответ: 44млн.
Задача 2. В двух областях есть по 250 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. В первой области один рабочий за час добывает 0.2 кг. алюминия или 0.1 кг. никеля. Во второй области для добычи х кг. алюминия в день требуется у² человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий или никель, причем 1 кг. алюминия можно заменить 1 кг. никеля. Какую наибольшую массу металлов можно добыть в двух областях суммарно для нужд промышленности?
Решение: 1). В 1 области работают 250 рабочих, каждый работает по 5ч в сутки. За один час один рабочий добывает 0,2кг алюминия, или 0,1кг никеля, т.е в сутки могут добыть:
250∙5∙0.2= 250 кг. алюминия или
250∙5∙0,1=125 кг. никеля. Отсюда видно, что выгоднее будет, если все будут добывать алюминий.
2) Во второй области также работают 250 человек, также работают по 5ч в сутки. Для добычи х кг алюминия требуется х2 человеко-часов, а для добычи у кг никеля требуется у2 человеко-часов, т.е 250 рабочих нужно разделить таким способом, чтобы извлекался корень
==25 кг.(никель) ==25 кг.(алюминий)
250+25+25=300 кг.
Ответ: 300кг
Задача 3. Борис является владельцем двух заводов в разных городах. На заводах производятся абсолютно одинаковые товары при использовании одинаковых технологий. Если рабочие на одном из заводов трудятся суммарно t2 часов в неделю, то за эту неделю они производят t единиц товара.
За каждый час работы на заводе, расположенном в первом городе, Борис платит рабочему 500 рублей, а на заводе, расположенном во втором городе, - 200 рублей.
Борису нужно каждую неделю производить 70 единиц товара. Какую наименьшую сумму придется тратить еженедельно на оплату труда рабочих?
Решение: Пусть х - единиц товара 1-го завода,
у - единиц товара 2-го завода.
Тогда, х + у = 70, → х = 70 - у
500х2 + 200у2 = S
500(700 - у)2 + 200у2 = S
700у2 - 70000у + 2450000 = S
700у2 - 70000у + 2450000 - квадратный трехчлен примет наименьшее значение при у = = 50
Тогда S = 700∙502 - 70000∙50 + 2450000 = 700000
Ответ: 700000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.
Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...
Урок алгебры в 8 классе. Решение математических задач экономического содержания по теме "Энергосбережение"
Тип урока – урок – проблема «Легко ли быть хозяином?» Эпиграф: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление! " Решение задач прикладного характера. Урок сопровождается компьютерной презен...
Задача экономического содержания в ЕГЭ № 19
Презентация....
Конспект урока - практикума "Решение текстовых задач экономического содержания" 5 класс
Разработка открытого урока по математике....
Задачи экономического содержания на ЕГЭ.
Задачи экономического содержания на ЕГЭ (презентация)...
Решение задач экономического содержания на ЕГЭ по математике (профиль)
При подготовке к ЕГЭ по математике для решения экономических задач необходимо четко придерживаться требований критерия оценивания такого вида заданий. В связи с этим обращаем внимание учащихся на типи...
Презентация МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Материал посвящен задачам на проценты и задачам с экономическим содержанием, появившимся в последние годы на ОГЭ и ЕГЭ, и которые вызывают у учащихся большие затруднения. Работа будет полезна для ...