"Системы неравенств с двумя переменными" (9 класс).
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Конспект урока в 9 классе по теме: "Системы неравенств с двумя переменными".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системы неравенств с двумя переменными. | 339.46 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Урок «открытия» нового знания по теме: «Системы неравенств с двумя переменными» в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
- Мотивация (самоопределение) к деятельности.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Неравенства с двумя переменными).
- Каким методом вы решали неравенства с двумя переменными? (Графическим).
- Сегодня вы продолжите решать неравенства с двумя переменными. Я надеюсь, что вы будите вдумчиво, быстро и хорошо работать на уроке. Желаю вам успеха.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
- Проверим выполнение домашнего задания. (Учащиеся проверяют домашнее задание по готовому образцу, отмечают цветной ручкой знаком «+» верное решение).
Образец решения
№ 519 (а).
(1; 1) (4; 3)
(ложно)
(ложно)
Ответ: пара чисел (1; 1) является решением неравенства .
№ 510 (в).
x | 0 | 1 |
y | 3 | 5 |
№ 522 (в)
Центр окружности , r = 5
№ 520 (в)
Вершина параболы
Учитель разворачивает диалог с учащимися:
- У кого вызвало затруднение решение № 519 (а)?
- В каком месте?
- Каким правилом нужно было воспользоваться, чтобы решить задание? (Пара чисел является решением неравенства, если значения переменных обращают данное неравенство в истинное).
- У кого вызвало затруднение выполнение № 510 (в)?
- В каком месте?
Аналогично вопросы по № 522 (в), № 520 (в).
Далее:
- Какой алгоритм вы применили для того, чтобы выполнить эти задания? (Алгоритм графического решения неравенства с двумя переменными).
- Сформулируйте этот алгоритм. (Ученик формулирует алгоритм, а учитель вывешивает его на доску).
Алгоритм графического решения неравенства с двумя переменными
|
|
|
|
Если неравенство ложное, то заштриховать область, не содержащую данную точку. |
- Что еще необходимо знать, чтобы решить неравенство с двумя переменными? (Знать, что является графиком уравнения с двумя переменными и уметь строить график).
- Хорошо, ребята. Продолжим. Запишите в тетради дату, классная работа.
- Выполните задание.
Задание 1. Установите соответствие между графиками уравнений с двумя переменными и уравнениями, задающими эти графики. В тетрадь ответы запишите в следующем виде:
А - … Б - … В - … Г - …
На доске схематично изображены графики уравнений с двумя переменными и на карточках записаны уравнения, задающие эти графики. После ответов учащихся учитель прикрепляет карточки к соответствующим графикам.
А Б
В Г
- Проверяем. (А – 2, Б – 1, В – 3, Г – 4).
Задание 2. Решите систему неравенств и определите на каком из рисунков изображено множество ее решений?
А
//////////////////////
1 6,5
Б
/////////
1 6,5
В
/////////////
1 6,5
Г
/////////////
- 6,5 1
- Проверяем. (рисунок В).
Если были ошибки, то учащиеся объясняют решение.
Задание 3. (Пробное учебное действие).
- Найдите множество решений еще одной системы неравенств
- Проверяем.
- У кого нет ответа?
- Почему не смогли выполнить задание? (Мы еще не решали системы неравенств с двумя переменными, не знаем как их решать).
- У кого есть ответы? Покажите мне их, пожалуйста. (Учитель проверяет ответы, но не оценивает их, не комментирует, а записывает варианты ответов на доске.)
Далее учитель организует диалог с учащимися в зависимости от результатов.
Если у ученика ответ неверный, то учитель задает вопросы:
- Вы можете доказать, что правильно выполнили задание?
- В чем испытываете затруднение?
Если у ученика ответ верный, но решением системы является одна точка или несколько точек, то учитель задает вопросы:
- Вы можете доказать, что правильно выполнили задание?
- Вы нашли множество всех решений системы неравенств?
- В чем испытываете затруднение?
Если у ученика ответ верный, то учитель задает вопросы:
- Вы можете доказать, что правильно выполнили задание?
- Каким алгоритмом вы воспользовались? (Такого алгоритма нет).
- Выявление места и причины затруднения.
- Итак, какое задание вы должны были выполнить? (Найти множество решений системы неравенств с двумя переменными).
- Что вы использовали при выполнении задания?
- В каком месте у вас возникло затруднение?
– Почему это задание у вас вызвало затруднение? (У нас нет алгоритма решения системы неравенств с двумя переменными).
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Над каким вопросом вы будите работать? (Как найти множество решений системы неравенств с двумя переменными?).
- Какова цель урока? (Найти метод, алгоритм решения системы неравенств с двумя переменными).
- Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетради. (Учитель записывает тему урока на доске так как ее предложили учащиеся или при необходимости ее уточняет).
Далее учитель разворачивает диалог с учащимися в зависимости от уровня подготовки учащихся.
На уровне гипотез с их последующей проверкой.
- Посмотрите внимательно на доску. Какие решенные вами задания дома и в классе могут помочь решить систему неравенств с двумя переменными?
- Какие есть идеи?
- Сформулируйте алгоритм решения системы неравенств с двумя переменными.
На уровне подводящего диалога.
- Какие неравенства даны в системе? (С двумя переменными).
- Вы умеете находить множество решений неравенства с двумя переменными? (Да).
- Каким способом? (Графически).
- Вы умеете решать системы неравенств с одной переменной? (Да).
- Что является решением системы неравенств? (Пересечение числовых промежутков).
- Составьте план, алгоритм наших действий. (Составляется алгоритм).
- Проверим правильно ли вы составили алгоритм. Уточним его как это принято в математике. (Учащиеся проверяют алгоритм, достав его из конверта, зачитывают, учитель вывешивает алгоритм на доску).
Алгоритм решения системы неравенств с двумя переменными
|
|
- Реализация построенного проекта.
К доске приглашается ученик, который пошагово выполняет задание на доске в соответствии с алгоритмом. Учащиеся выполняют в тетрадях. Целесообразно использовать цветные ручки и мел.
- Мы решили задачу?
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задание 1.
Выполняется в парах. На столах карточка № 1 с заданием (экземпляр для каждого ученика). Через 2 – 3 минуты учащиеся проверяют решение по образцу, который вывешивает на доску учитель.
КАРТОЧКА № 1.
Изобразите множество решений системы неравенств
Образец.
Задание 2.
Выполняется в группах по 4 человека. Через 3 – 4 минуты представителем от каждой группы вывешивается результат работы на доску. Учитель так же вывешивает образец на доску.
На столах маркеры, листы бумаги формата А3 с заготовленной системой координат и графиками уравнений, которые построены заранее карандашом.
КАРТОЧКА № 2.
Изобразите множество решений системы неравенств
Образец.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание 3.
Выполняют самостоятельно по вариантам карточку № 3 в течение 2-3 минут. Затем проверяют по образцу, оценивают знаком «+» и сдают учителю на проверку для выставления оценки за урок.
КАРТОЧКА № 3. 1 вариант
Покажи штриховкой на координатной плоскости множество решений
системы:
КАРТОЧКА № 3. 2 вариант
Покажи штриховкой на координатной плоскости множество решений
системы:
Образец. 1 вариант 2 вариант
- Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята, как вы думаете, где применяется умение графически решать системы неравенств с двумя переменными?
- В экономике. Если бизнесмен, директор фирмы желает повысить прибыль предприятия при одновременном снижении затрат на производство, то ему приходится решать задачу на оптимизацию, где и применяется умение решать графически системы неравенств с двумя переменными.
Учитель показывает решение задачи линейного программирования на оптимизацию в экономике (при наличии времени – подробно, если времени осталось мало, то кратко).
Например:
ООО «Теремок» производит строительные материалы: жидкое стекло и пенопласт. 1 тонна стекла вырабатывается за 20 ч, 1 тонна пенопласта – за 10 ч, 10 рабочих работают по 40 ч в неделю. Оборудование позволяет выпускать не более 15 т стекла и 30 т пенопласта в неделю. Прибыль: 1 т стекла – 50 руб., 1 т пенопласта – 40 руб. Сколько выпустить строительных материалов каждого вида, чтобы прибыль была максимальной?
Решение: пусть х – объем стекла в неделю
у – объем пенопласта в неделю
– недельное рабочее время
Систему решаем графически.
z – наибольшая прибыль
В точке О (0;0) z = 0
D (15;0) z = 750
C (15;10) z = 1150
B (5;30) z = 1450
A (0;30) z = 120
Наибольшая прибыль z = 1450, следовательно, x = 5, y = 30. Значит, необходимо выпускать в неделю 5 т стекла и 30 т пенопласта.
- Также решают задачи на грузоперевозки, на составление меню и диет. Задачи на оптимизацию вы будите решать на уроках информатики в 11 профильном классе.
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились?
- Каким методом мы решали системы неравенств с двумя переменными?
- Где применяется умение решать системы неравенств?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке, работу класса?
Затем записываем Д/З: выучить алгоритм, №530(б), 531(в), 542(б),552(а).
Возможно эмоциональное завершение урока (смайлики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...
Тест по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики по теме «СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ» .
Тест по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики по теме «СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ» .Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 ...
Презентации к урокам по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе
Разработка трёх уроков по теме "Системы неравенств с двумя переменными" 9 класс....
Системы неравенств с двумя переменными.
Системы неравенств с двумя переменными....
Урок алгебры в 9 классе по теме «Системы неравенств с двумя переменными».
ТИП УРОКА: урок закрепления полученных знаний. Цели урока: Обучающие: способствовать формированию устойчивых навыков решения неравенств с двумя переменными и их систем; рассмотреть более сло...
Системы неравенств с двумя переменными
Презентация к уроку по теме"Системы неравенств с двумя переменными"...
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...