Конспект урока "Решение задач на уравнивание"
план-конспект урока по алгебре (5 класс)
Конспект урока "Решение задач на уравнивание" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Задачи на уравнивание.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичного закрепления знаний.
Цели изучения темы:
Обучающая цель - научить приемам рассуждения, применяющимся при решении задач на уравнивание.
Развивающая цель – активизировать мыслительную деятельность, развить умение делать выводы, строить логическую цепочки при решении задач, развить смекалку и сообразительность.
Воспитательная цель – развитие внимания, упорства, умения слышать мнение товарищей и совместного определения хода решения, воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности и самостоятельности учащихся.
Задача: научиться решать арифметическим способом несложные задачи на уравнивание.
Планируемые результаты:
- предметные: изучить способы решения задач на уравнивание;
- метапредметные: умение работать с текстом, проводить логические действия; творчески мыслить;
-личностные: развитие коммуникативных качеств, любознательности, формирование интереса к изучению математики, развитие самостоятельности мышления и интеллекта;
Оборудование и материалы: компьютерное оборудование,
- карта – путеводитель, используемая на уроке для каждого ученика;
- карточки (подсказки) для само- и взаимоконтроля;
- презентация к уроку;
- аудиозапись.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Внимание, внимание…Сегодня впервые в истории нашего района проводится игра «Последний герой», и вам посчастливилось стать ее участниками. В роли ведущей я, учитель математики МОУ гимназии №1 Шевченко Евгения Анатольевна.
Игра началась…У вас на столах лежат путеводители по необитаемому острову, они помогут вам справиться со всеми испытаниями и победить (остаться в живых). Чтобы выжить, надо действовать вместе, сообща: собрать совет, распределить обязанности (одна из основных целей - воспитательная: научиться работать в команде, уметь слушать друг друга, грамотно распределять обязанности).
Если хотите остаться в живых на острове необитаемом,
Решайте, творите, смекайте, дерзайте!
Быстрее предметы вы уравняйте.
Прислушивайтесь к мнению друг друга в команде,
Эмоциями своими умело управляйте.
С любовью математику вы изучайте!
И в жизни достойное место и только «отлично» всегда получайте!
1-е задание: Из списка вещей (топор, спички, нож, леска, котелок, бинокль, зеркало, пачка печенья) выберите только один предмет, который вы взяли бы с собой на остров и запишите его в путеводитель.
Мы отправляемся в путешествие, корабль наш терпит крушение около берегов острова Еина-вин-вару.
2-е задание: Оглянитесь по сторонам, ваши товарищи тоже взяли какие-то предметы с собой, поменяйтесь с ними.
- Почему вы произвели такой обмен?
- Мы уравняли предметы по их значимости в данной ситуации.
(Неважно, как дети произвели обмен, важно то, что в условиях необитаемого острова эти вещи имеют для них равную ценность).
3.Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Задачи на уравнивание». Сегодня на уроке мы будем учиться уравнивать числа, выражения и величины, что поможет нам справиться со всеми испытаниями на острове.
4.Изучение нового материала.
Для разминки предлагаю уравнять выражения:
(24 +20)·8 =…·8+20·8
(…+12)·9=16·9+12·9
- Вставьте вместо точек число, чтобы уравнять правую и левую части.
- Как доказать, что они равны? (Значения справа и слева должны быть одинаковыми.)
-Сравните выражения.
46·2+4…46·2+3
23+2·4…24+2·4
72:2+16…72:2+17
-Что нужно изменить в выражениях, чтобы неравенство превратилось в равенство? (Нужно добавить единицу вправо или отнять ее из левой части).
При выполнении этих заданий мы уравнивали выражения. Этот приём можно использовать и при решении задач.
3-е задание. Мы в пути довольно долго, пора бы и подкрепиться. Но у нас нет еды. Что делать?
- Мы собрали две корзины бананов. В первой на 4 банана больше, чем во второй. Сколько бананов в каждой корзине, если всего их 20 штук?
-Как узнать, сколько бананов в каждой корзине?
Давайте составим графическую модель этой задачи, обозначив отрезком количество бананов в одной корзине.
-Можем мы уравнять бананы в корзинах?
-Как изменилось общее количество бананов?
-Как узнать, сколько бананов теперь в корзинах?
-Сколько же было бананов в первой корзине? Во второй?
-Составьте математическую модель этой задачи.
(Ребята работают в путеводителях)
- Можно уравнять бананы другим способом? Как? ( На слайде -уравнивание до большего и составление математической модели. Делается акцент на то, что теперь мы узнали количество бананов в большей части).
- Может кто-то предложит уравнять бананы третьим способом? ( На слайде уравнивание разницы и математическая модель).
-Почему этот прием решения задач называется уравниванием?
-Составим алгоритм. (Пошаговое составление алгоритма высвечивается на слайде).
Физминутка «Зрительная гимнастика».
-Молодцы, с этим заданием справились отлично. Но пришло время остановиться на ночлег. Нужно строить хижину.
5.Закрепление. Дифференцированная работа : решение разноуровневых задач.
5-е задание: Чтобы выжить на необитаемом острове, необходимо действовать сообща, помогая друг другу. Сейчас мы работаем в группах. На столах задания. Распределите задания между собой, составьте графическую и математическую модель к каждой задаче.
1 уровень: Для приготовления лекарства от кашля необходимо взять смесь, состоящую из мяты и аниса. Сколько каждой травы нужно взять, чтобы приготовить 600 грамм смеси, если аниса нужно взять на 120 грамм меньше, чем мяты?
2 уровень: Для строительства хижины понадобится 23 ведра строительной смеси, состоящей из воды, песка и глины. Сколько ведер каждого компонента нужно взять, если песка и глины потребуется равное количество, а воды на 5 ведер больше?
3 уровень: В команде капитана Джека Воробья 32 пирата. Среди них есть и одноногие. Сколько друзей Воробья потеряли в пиратских подвигах по одной ноге, если на всех пиратов приходится 60 ног?
(Дети в группах распределяют задачи между собой, после решения учитель проверяет ответы, используя различные виды проверки: подсказку, самопроверку, коллективную проверку задачи третьего уровня сложности).
-Мы справились успешно с этими испытаниями. Но впереди нас ждет следующее задание: нужно построить плот, чтобы добраться до корабля. И в этом задании каждый из вас должен показать, как пригодились ему знания, полученные на острове.
6. Рефлексия.
- Сопоставьте условие задачи с его графической и математической моделью.
Для изготовления плота понадобятся бамбуковые и пальмовые ветви, причем бамбуковых на 8 больше, чем пальмовых. Сколько ветвей каждого вида понадобится, если всего необходимо 60 ветвей?
А) графическая модель.
- 2)
Б) математическая модель.
1) 60:2=30 (в.) 2) 60-8=52(в.)
30-8=22(в.) 52:2=26(в.)
30+8=38(в.) 26+8=34(в.)
- Решите эту задачу, используя другой способ уравнивания.
Судя по вашим ответам, мы все поместились на плоту, и легкие волны океана несут нас к заветному кораблю.
- Итог урока.
-Как помогла математика преодолеть трудности жизни на острове?
-Что еще кроме математики помогло выжить?
Давайте вспомним название нашего острова Еина-вин-вару. Последние испытание, что зашифровано в этом названии?(Урав-нив-ание)
- Домашнее задание. П. 4.3 № 436(б), 437 и дополнительное задание: составить задачу на уравнивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему "Задачи на уравнивание"
Дифференцированный подход в обучении...
План-конспект урока "Задачи на проценты" с использованием ЭОР
Предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока по теме "Задачи на проценты" с использованием ЭОР....
Презентация на тему задачи на уравнивание
Дополнительные задачи...
Задачи на уравнивание
quot;Задачи на уравнивание" презентация к уроку математики в 5 классе по учебнику под редакцией Дорофеева Г.В....
Самостоятельная работа " Задачи на уравнивание"
Данная самостоятельная работа проводится на завершающем этапе изучения темы " Задачи на уравнивание"...
презентация к уроку по теме "Задачи на уравнивание"
Презентация к уроку объяснения по теме задачи на уравнивание...