Урок алгебры в 9 классе "Графики функций"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Подготовка учеников к успешной сдаче ОГЭ по математике является основной задачей учителя, ведущего уроки в 9 классе. Каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения. Повысить эффективность уроков и интереса к ним позволяет ИКТ, применение дифференцированного и деятельностного подхода к обучению, индивидуальная работа, работа в группах.
Все это учтено при разработке данного урока. На уроке обобщается материал по линейной функции, прямой пропорциональности и квадратичной функции. Урок сопровождается презентацией, в которой для наглядности даны графики с различными знаками коэффициентов функций, и использованы задания открытого банка заданий ОГЭ. Для реализации дифференцированного подхода подготовлена тест-игра «Кто хочет стать отличником?», содержащая 5 несложных заданий. Результаты ученик получает сразу. Несколько учеников садятся за компьютеры, более подготовленные ученики строят графики (задание №23 тестов ОГЭ). Также можно провести самостоятельную работу. Представлены два варианта самостоятельной работы. Проверка осуществляются взаимоконтролем по слайду. Для сильного класса можно использовать и самостоятельную работу и построение графиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 934 КБ |
grafiki_funktsiy_algebra_9.ppt | 548.5 КБ |
variant_1.docx | 410.16 КБ |
variant_2.docx | 261.83 КБ |
karta_produktivnosti_uroka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: алгебра
Тема: ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ.
Продолжительность: урок 40 минут
Класс: 9
Цели:
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Графики функций»; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ОГЭ; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;
Развивающие:
развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение давать адекватную самооценку;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,
воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Тип урока: обобщающий урок.
Обеспечение урока:
- Компьютеры
- Мультимедиапроектор
- Раздаточный материал: карта продуктивности учебной деятельности, карточки для самостоятельной работы с заданиями из ОГЭ по математике
- Презентация по теме «Графики функций.»
- Презентация с тест-игрой «Кто хочет стать отличником?»
План урока.
- Организационный момент –2 мин.
- Разминка. Устный счёт – 3 мин.
- Актуализация и целеполагание – 5 мин.
- Обобщение знаний по теме – 15 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Тест-игра. Построение графиков – 10 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! У вас на столах помимо школьных принадлежностей лежат карты продуктивности учебной деятельности. Подпишите, пожалуйста, их и отметьте ваше состояние на начало урока. Ваша работа на каждом этапе урока оценивается, и вы будете заносить оценку в карту, в конце урока среднее значение, округленное до целого, выставляем в дневник.
2. Разминка.
Для разминки проверим ваши вычислительные навыки с десятичными дробями. Задания №1 тестов ОГЭ
Устный счет (работа с десятичными дробями) с последующей проверкой
0,14+0,06= 2,06+1,04=
2,09 - 0,79= 3,18 -1,08=
100·0,012= 5,4·0,1=
0,42:7= 4,08:4=
8,7:0,3= 4,4:11=
3. Обобщение знаний по теме
1) Какие функции вы знаете?
Вспомним, как называются графики этих функций. (были рассмотрены графики линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность, функции и y=xn.)
2) Обобщение по графику линейной функции
Слайд 6:
Линейная функция у = kx + b k >0, k <0, Функция возрастающая функция убывающая Чем отличаются графики? k – угловой коэффициент, он определяет угол наклона прямой к оси х |
Слайд 7:
Чем отличаются графики? b > 0 b < 0 Точка выше оси х точка ниже оси х b – свободный член, определяет точку пересечения графика с осью у |
Слайд 8:
Частные случаи линейной функции k ≠0, b = 0 k = 0, b ≠ 0 Прямая проходит через начало прямая параллельна оси х координат |
Задание открытого банка ОГЭ по графику линейной функции:
Слайд 9:
|
3) Обобщение по графику обратной пропорциональности Слайд 10:
Обратная пропорциональность у = k > 0 k < 0 График расположен в I и III график расположен в II и IV координатных четвертях координатных четвертях |
Слайд 11:
Чем отличаются графики? у = |
4) Обобщение по графику квадратичной функции
Слайд 12:
Квадратичная функция у = ах² + bх + с а > 0, с < 0, D > 0 a > 0, c > 0, D < 0 Что можно определить по графику? |
Слайд 13:
Слайд 14:
Чем отличаются графики функций?
|
4. Физкультминутка.
Слайд 15:
Упражнения для глаз
- Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
- Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5. Проверка усвоения повторенного материала
1) Тест-игра «Кто хочет стать отличником?»
2) Самостоятельная работа по вариантам.
3) Работа по карточкам.
6. Домашнее задание.
Сегодня мы сделали ещё один шаг к успешной сдаче ОГЭ. Чтобы закрепить весь материал дома необходимо решить аналогичные задания.
Задание №10, варианты 21 – 25;
Задание №23, варианты 21; 25.
7. Подведение итогов урока.
Сегодня мы хорошо поработали. Подведём итоги по картам продуктивности. Выставление оценок. Благодарю всех за урок!
Ход урока
Этапы урока | Действие учителя | Действия учеников |
Организационный момент Слайд2 | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! У вас на столах помимо школьных принадлежностей лежит карта продуктивности учебной деятельности. Подпишите, пожалуйста, их и отметьте ваше состояние на начало урока. Ваша работа на каждом этапе урока оценивается и вы будете заносить оценку в карту, в конце урока среднее значение, округленное до целого, выставляем в дневник. Запишите в тетрадях дату. | Знакомятся с картой продуктивности учебной деятельности и подписывают её, записывают дату в тетрадь |
Разминка. Устный счет. Слайд3 | Для разминки, давайте вспомним основные проверяемые умения задания №1 тестов ОГЭ Устный счет (работа с десятичными дробями) с последующей проверкой 0,14+0,06= 2,06+1,04= 2,09 - 0,79= 3,18 -1,08= 100·0,012= 5,4·0,1= 0,42:7= 4,08:4= 8,7:0,3= 4,4:11= | Отвечают Вычисляют, проверяют, ставят оценку в карту |
Мотивация и целеполагание. Слайд 4 | Какие знания и умения вам необходимы при выполнении задания №5 тестов ОГЭ. В пятом задании ОГЭ по математике идет работа с графиками функций. В большинстве случаев требуется установить соответствие между графиком функции и математическим выражением (формулой), уметь читать графики функций. Сегодня на уроке мы по теме «Графики функций». Вспомним какими формулами задаются функции, раннее нами изученные, как называются их графики, геометрический смысл коэффициентов, соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов. | Отвечают. Записывают тему урока в тетрадь. Помогают определить цели урока |
Обобщение знаний по теме Слайд 5 Слайды 6-8 Слайд 9 Слайды 10-11 Слайды 12-14 Слайд 15 | Какие функции вы знаете? Вспомним, как называются графики этих функций. (были рассмотрены графики линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность, функции и y=xn.) Обобщение по графику линейной функции Задание открытого банка ОГЭ по графику линейной функции Обобщение по графику обратной пропорциональности Обобщение по графику квадратичной функции Задание открытого банка ОГЭ по графику квадратичной функции | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы, фиксируют в справочники информацию по необходимости |
Физкультминутка Упражнения для глаз Слайд 16 | Наши глаза устали, дадим им отдохнуть, выполнив упражнения. | Выполняют упражнения для глаз |
Проверка усвоения повторенного материала Тест-игра «Кто хочет стать отличником?» Слайд 17 | А теперь немного поиграем. Несколько человек занимает рабочее место за компьютером, запускаем презентацию игра_алгебра_9 на Рабочем столе. Более подготовленные ученики выполняют работу по карточке (в парах) | Работают с презентацией, отвечают на вопросы в тестовой форме. Оценку ставят в карту |
Домашнее задание Слайд 19 | Сегодня мы сделали ещё один шаг к успешной сдаче ОГЭ. Чтобы закрепить весь материал дома необходимо решить аналогичные задания. Задания открытого банка заданий ОГЭ раздел Функции-стр 95,98 | Записывают домашнее задание |
Подведение итогов | Сегодня мы хорошо поработали. Подведём итоги по картам продуктивности. Выставление оценок. Благодарю всех за урок! | Подводят итог урока по карте, отмечают состояние на конец урока. |
Источники материалов:
Приложение
Карта продуктивности моей учебной деятельности. Дата «_______________»
Фамилия Имя: _____________________________________________________
До начала урока | |||
У меня есть большое желание учиться. | Я не очень хорошо себя чувствую и мне не очень хочется работать. | ||
Я готов(а) к уроку и не против поработать. | Я не готов(а) к уроку, я не понимаю материал, мне нужна помощь. |
Оценка работы на каждом этапе урока
- Разминка. Устный счёт_____
- Обобщение по теме. Ответы на вопросы____________
- Тест- игра_____
- Самостоятельная работа_____
- Итого_____
В конце урока | |||
Урок был полезен для меня, я с удовольствием и пользой для себя работал(а), мне было всё понятно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что плохо себя чувствую. | ||
Урок в определённой степени полезен для меня, я сумел(а) выполнить ряд заданий, мне было на уроке комфортно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что мне это не очень нужно. |
__________________________________________________
Карта продуктивности моей учебной деятельности. Дата «_______________»
Фамилия Имя: _______________________________________________________
До начала урока | |||
У меня есть большое желание учиться. | Я не очень хорошо себя чувствую и мне не очень хочется работать. | ||
Я готов(а) к уроку и не против поработать. | Я не готов(а) к уроку, я не понимаю материал, мне нужна помощь. |
Оценка работы на каждом этапе урока
- Разминка. Устный счёт_____
- Обобщение по теме. Ответы на вопросы____________
- Тест- игра_____
- Самостоятельная работа_____
- Итого_____
В конце урока | |||
Урок был полезен для меня, я с удовольствием и пользой для себя работал(а), мне было всё понятно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что плохо себя чувствую. | ||
Урок в определённой степени полезен для меня, я сумел(а) выполнить ряд заданий, мне было на уроке комфортно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что мне это не очень нужно. |
Вариант 1
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
Вариант 2
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
Задания для парной работы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта продуктивности моей учебной деятельности До начала урока У меня есть большое желание учиться. Я не очень хорошо себя чувствую и мне не очень хочется работать. Я готов(а) к уроку и не против поработать. Я не готов(а) к уроку, я не понимаю материал, мне нужна помощь.
0,14+0,06= 2,09 - 0,79= 100·0,012= 0,42:7= 8,7:0,3= 0,2 1,3 1,2 0,06 29 2,1 3,1 0,54 1,02 0,4 Разминка. Устный счёт 3,18 -1,08= 2,06+1,04= 5,4·0,1= 4,08:4= 4,4:11=
Тема урока: Графики функций. Вспомним геометрический смысл коэффициентов, соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов
Линейной функции у =kx+b Квадратичной функции у =ax 2 +bx+c Обратной пропорциональности Функции Степенной функции у =x n
Чем отличаются графики? Линейная функция k – угловой коэффициент, он определяет угол наклона прямой к оси х . k >0, функция возрастающая k <0, функция убывающая
Чем отличаются графики? b – свободный член, определяет точку пересечения с осью y . b >0, точка выше оси х b < 0, точка ниже оси х
Частные случаи линейной функции k =0, b ≠ 0 Прямая параллельная оси х k ≠ 0, b = 0 Прямая, проходящая через начало координат
Обратная пропорциональность k >0, График расположен в І и ІІІ четвертях k <0, График расположен во ІІ и І V четвертях
Чем отличаются графики?
Квадратичная функция Что можно определить по графику? a > 0, с < 0, D > 0 . а > 0, с > 0, D < 0 .
Чем отличаются графики?
Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. Упражнения для глаз
Дифференцированная работа Игра –тест «Кто хочет стать отличником? Построение графиков(карточки)
Проверка самостоятельной работы 1) 3 2 1 2) 4 2 1 3) 2 3 1 4) 3 2 1 5) 4 6) 4 1) 2 1 4 2) 4 1 3 3) 1 4 3 4) 1 4 3 5) 4 6) 1
Домашнее задание № 10, варианты 21 – 25 № 23, варианты 21, 25 Благодарю всех за урок!
Предварительный просмотр:
Карта продуктивности моей учебной деятельности. Дата «________»
Фамилия Имя: ____________________________
До начала урока | |||
У меня есть большое желание учиться. | Я не очень хорошо себя чувствую и мне не очень хочется работать. | ||
Я готов(а) к уроку и не против поработать. | Я не готов(а) к уроку, я не понимаю материал, мне нужна помощь. |
Оценка работы на каждом этапе урока
- Разминка. Устный счёт_____
- Обобщение по теме. Ответы на вопросы____________
- Тест- игра_____
- Самостоятельная работа_____
- Итого_____
В конце урока | |||
Урок был полезен для меня, я с удовольствием и пользой для себя работал(а), мне было всё понятно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что плохо себя чувствую. | ||
Урок в определённой степени полезен для меня, я сумел(а) выполнить ряд заданий, мне было на уроке комфортно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что мне это не очень нужно. |
_________________________________________________________________________________
Карта продуктивности моей учебной деятельности. Дата «________»
Фамилия Имя: ____________________________
До начала урока | |||
У меня есть большое желание учиться. | Я не очень хорошо себя чувствую и мне не очень хочется работать. | ||
Я готов(а) к уроку и не против поработать. | Я не готов(а) к уроку, я не понимаю материал, мне нужна помощь. |
Оценка работы на каждом этапе урока
- Разминка. Устный счёт_____
- Обобщение по теме. Ответы на вопросы____________
- Тест- игра_____
- Самостоятельная работа_____
- Итого_____
В конце урока | |||
Урок был полезен для меня, я с удовольствием и пользой для себя работал(а), мне было всё понятно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что плохо себя чувствую. | ||
Урок в определённой степени полезен для меня, я сумел(а) выполнить ряд заданий, мне было на уроке комфортно. | Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а) о чём идет речь потому что мне это не очень нужно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класса "Функция у=k/x и её график"
Краткая аннотация урокаалгебры в 8 классепо теме: «Функция у = k/x и её график» (по учебнику Макарычева)Урок разработан с применением доски InterwriteBoard.Урок алгебры в 8 классе по теме: «Функц...
урок алгебры 8 класс "Функция y=k/x и её график"
Краткая аннотация урока алгебры в 8 классепо теме: «Функция у = k/x и её график» (по учебнику Макарычева)Урок разработан с применением доски InterwriteBoard.Урок алгебры в 8 классе по теме: «Функ...
Разработка урока алгебры Обратные тригонометрические функции
Тема урока:Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус.Тип урока: закрепление изученного материала.Методы обучения: наглядный, словесный, практический.Средства обучения: доска, ко...
урок алгебры по теме "Функция у=корень квадратный из х"
Урок изучения нового материала. Содержит групповую и парную работу. Мини - исследование......
Презентация к уроку алгебры "Преобразование графиков функций"
Презентация может быть использована на уроках алгебры при изучении темы "Квадратичная функция" в 8 классе, при повторении "Построение графиков различных функций" в 9,10,11 классах....
Презентация к уроку алгебры "Обратные тригонометрические функции"
Презентация составлена к учебнику А.Г. Мордковича Алгебра и начала анализа 10 класс. Профильный уровень....
Презентация к уроку алгебры по теме "Функция квадратного корня, ее свойства и график" Урок 1. (8 класс)
Презентация к уроку алгебры по теме "Функция квадратного корня, ее свойства и график" (8 класс)...