Рабочая программа групповых занятий по математике 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
групповых занятий по математике
9 КЛАСС
Разработала
учитель математики
Колчина Наталья Александровна
2019 год
- Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.
Цель данного курса и его программы не дублирование содержания уроков математики, а подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации по математике через актуализацию знаний по основным темам курса.
Программа содержит сведения о формах контроля. Её реализация поможет развивать и совершенствовать метапредметные умения и навыки.
Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Слово « математика» в переводе с греческого как « познание, интерес».
Современное понимание пространственных форм весьма широко. Оно включает в себя наряду с геометрическими объектами трёхмерного пространства ( прямоугольник, круг, треугольник, конус, цилиндр и др.) так же многочисленные обобщения – понятие многомерного и бесконечного пространства.
Количественные отношения выражаются целыми, рациональными, комплексными числами, векторами, функциями и др. Развитие науки и техники заставляют математику постоянно расширять представления о пространственных формах и количественных отношениях.
Математика – это область человеческого знания, в которой изучаются математические модели. Математические модели рассматриваются как логическая структура, у которой описан ряд отношений между элементами.
Математика – наука, изучающая все возможные схемы их взаимодействий., методы их конструирования.
Развитее человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению знаний и опыта. В школьном курсе математики отрабатывается та часть математических знаний, которая даёт общее представление о науке, помогает овладевать математическими методами, способствуют развитию логического мышления у обучающихся.
Учебный предмет математики в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.
Обучение учащихся математики направлено на овладение ими системы математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов, решение практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований. Решение уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков.
Итоговый письменный экзамен ОГЭ по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9 классов. особенности этого экзамена:
- Состоит из 2 частей;
- На выполнение каждой части даётся ограниченное количество времени;
- Первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме и задания с указанием ответа;
- Вторая часть – в традиционной форме, где необходимо представить подробное решение;
- Оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
- Работа составлена из заданий по всему курсу математики с 5 по 9 класс, включая геометрические задачи и задания стахостической линии.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
Для качественной подготовки к экзамену из школьного компонента выделен час на групповые индивидуальные занятия, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования;
развивает мышление и исследовательские знания учащихся;
формирует базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают широкие дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Программа групповых и индивидуальных занятий (ГИЗ)составлена с учётом и на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Образовательной программы образовательного учреждения.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю). Темы занятий сформулированы согласно содержанию образовательных линий Кодификатора ГИА-2015.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса.
Занятия элективного курса, реализующего данную программу, должны:
- В соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке к успешной государственной итоговой аттестации по курсу математики в рамках ГИЗов по подготовке к ОГЭ с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры, разного интеллектуального уровня развития детей);
- Конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;
Цель программы: подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по математике через актуализацию знаний по основным темам курса. Оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики.
Задачи программы
- Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
- Способствовать углублению интереса к изучению математики;
- Способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;
- Развивать умение применять знания для решения конкретных математических задач.
- Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной школы; подготовить обучающихся к экзаменам.
- Расширить знания по отдельным темам курса математики; дать возможность проанализировать свои способности.
- Помочь сориентироваться в выборе профиля для дальнейшего обучения.
От уровня подготовленности учащихся данного курса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.
Принципы программы
- Актуальность
Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ посредством актуализации их знаний.
- Научность
Математика – это область человеческого знания, в которой изучаются математические модели; изучающая все возможные схемы их взаимодействий., методы их конструирования.
- Системность
Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям , от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень В, С).
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ОГЭ, так и применять их в повседневной социальной практике.
- Обеспечение мотивации
- развитие и поддержание интереса к математике как к науке;
- прохождение данного курса способствует систематизации знаний по математикеи, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе
- Реалистичность
С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы – возможно освоение за 34 часа, и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу – хорошая мотивация у учащихся для сдачи экзамена в форме ОГЭ.
- Данный курс одновременно и ориентационный
Он расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к математике, осуществляет теоретически-практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих математических задач.
Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты обучения отражают следующие категории познавательной области:
Знание/понимание:
Владение термином; владение различными эквивалентными представлениями( например, числа); распознавание( на основе определений, известных свойств, сформированный представлений0; использование различных математических языков(символического, графического, вербального) переход от одного языка к другому; интерпретация.
Умение применять алгоритм: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями, решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач. Овладение общими универсальными приёмами и подходами к решению ГИА; Усвоят основные приёмы мыслительного поиска.
Умение решать математическую задачу: задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приёмов и способов решения в новые связи и отношения. Умение распознавать стандартную задачу в изменённой формулировке.
Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях: задание, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.
Учащиеся выработают умения:
- Самоконтроль времени выполнения заданий;
- Оценка объективной и субъективной трудности заданий и соответственно, разумный выбор этих заданий
- Прикидка границ результатов;
- Приём «спирального движения» ( по тесту)
Основные виды деятельности учащихся:
- индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы);
- индивидуальная работа по выполнению заданий ОГЭ:
- решение тестовых заданий
- дистанционное консультирование по возникающим вопросам посредством возможностей электронной почты или « Skype»
- прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором)
- онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа рассчитана учебный год.
Возраст детей: 9 класс
Режим работы: 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятие может быть построено по плану:
- Проверка домашней работы по теме (проверка, корректировка и систематизация знаний основного учебного предмета- формы разнообразные )
- Коллективное решение типичных заданий
- Проверка выполнения заданий
- Индивидуальная работа
- Проверка выполнения задания
- Групповая или парная работа по заданиям группы С и дальнейшая коллективная проверка результатов
Формы контроля:
- Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома
- Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)
- Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по теме
- Компьютерное тестирование по освоенной теме
- Письменное тестирование
- Проверка сформированности УУД при решении индивидуальных заданий ГИА
Функции групповых и индивидуальных занятий.
- Совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- Коррекция знаний по математике.
Формы и методы обучения
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование ( подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий второй части; работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое; работа с тренировочными тестами в режиме « теста скорости»),выступление с докладами, содержащими отчёт о выполнении индивидуального или группового домашнего задания, возможны различные формы творческой работы учащихся, например, « защита решения», отчёты по результатам « поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме, исследовательские работы и проекты, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Их темпа восприятия и уровня осмысления материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные рассчитанные на 15 -25 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Структура курса.
Курс рассчитан на 34 занятия. Программа групповых и индивидуальных занятий содержит три блока:
Первый блок: содержит алгебраические задания 1 части. Это задания с выбором ответа из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, примеров решения задач и пр., отрабатывается умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях., комбинаторные задачи.
Второй блок: содержит геометрические задачи 1 части ОГЭ. В этом блоке повторяются основные геометрические сведения и отрабатывается навык решения геометрических задач.
Третий блок: содержит задания 2 части. Эта часть содержит 5 заданий повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики( 2 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Задания направлены на проверку таких качеств математический подготовки девятиклассников как:
- Уверенное владение формально – оперативным алгебраическим аппаратом;
- Умение решать планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;
- Умение решать комплексную задачу. Включающую в себя знания из разных тем курса;
- Умение математически грамотно и ясно записать решение. Приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
- Владение широким спектром приёмов и способов рассуждений.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубленное изучение следующих разделов математики:
- Числа и вычисления;
- Проценты;
- Выражения и их преобразования ;
- Уравнения и системы уравнений;
- Неравенства и системы неравенств;
- Последовательность и прогрессии;
- Функции;
- Текстовые задачи;
- Статистика и вероятность;
- Геометрические задачи
- Задачи повышенного уровня сложности.
Итоговое занятие предполагает проведение пробного тестирования по материалам ГИА.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе
- Основное содержание тем курса.
1. Числа и вычисления: Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись числа. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Текстовые задачи на дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.
2. Проценты: понятие процента. Текстовые задачи на проценты.
3. Выражения и их преобразования: Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам и по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.
4.Уравнения, системы уравнений: Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно – рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.
5. Неравенства, системы неравенств: неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множества решений квадратного неравенства.
6. Последовательности и прогрессии: Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
7. Функции: функции, аргумент функции, область определения функции. Нули функции. Максимальное и минимальное значение функции. Чтение графиков функции. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
8. Текстовые задачи: Задачи на « движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу», проценты. Составление уравнений к задачам.
9. Статистика и вероятность: Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач.
10. Геометрические задачи: Треугольники. Четырёхугольники. Равенство треугольников. Подобие треугольников. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружность. Углы.
11. Задачи повышенного уровня сложности: ( часть 2)
12. Обобщающее повторение. Решение задач огэ.
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема занятия | Кол-во ч | Дата 9а | Дата 9б |
1 | Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Сравнение чисел. Стандартная запись числа. | 1 | 04.09 | 02.09 |
2 | Текстовые задачи на дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел. | 1 | 11.09 | 09.09 |
3 | Проценты. Текстовые задачи на проценты. | 1 | 18.09 | 16.09 |
4 | Составление буквенных выражений, по задачам и по чертежам. Область определения выражений. | 1 | 25.09 | 23.09 |
5 | Действия с одночленами и многочленами. Сокращение алгебраических дробей. | 1 | 2.10 | 30.09 |
6 | Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Дробно – рациональные уравнения. | 1 | 9.10 | 07.10 |
7 | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. | 1 | 16.10 | 14.10 |
8 | Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений. | 1 | 23.10 | 25.10 |
9 | Неравенства, системы неравенств. | 1 | 30.10 | 08.11 |
10 | Функции. Чтение графиков функции. | 1 | 13,11 | 15,11 |
11 | Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. | 1 | 20,11 | 22,11 |
12 | Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. | 1 | 27,11 | 29.12 |
13 | Задачи, решаемые с помощью прогрессий. | 1 | 4,12 | 06,12 |
14 | Решение задач на «движение». | 1 | 11,12 | 13,12 |
15 | Решение задач на «работу». | 1 | 18,12 | 20,12 |
16 | Решение задач на «смеси». | 1 | 25.12 | 27,12 |
17 | Решение задач на «проценты». | 1 | 15,01 | 17,01 |
18 | Мода, медиана, среднее арифметическое. | 1 | 22,01 | 24,01 |
19 | Статистические характеристики. Решение задач. | 1 | 29,01 | 31,01 |
20 | Решение геометрических задач по теме «Треугольники». | 1 | 5,02 | 7,02 |
21 | Решение геометрических задач по теме «Треугольники». | 1 | 12,02 | 14,02 |
22 | Решение геометрических задач по теме «Четырёхугольники». | 1 | 19,02 | 21,02 |
23 | Решение геометрических задач по теме «Площади»». | 1 | 26,02 | 28,02 |
24 | Решение геометрических задач по теме «Пропорциональные отрезки»». | 1 | 05,03 | 07,03 |
25 | Решение геометрических задач по теме «Окружность. Углы». | 1 | 12,03 | 14,03 |
26 | Задачи повышенного уровня сложности. | 1 | 19,03 | 21,03 |
27 | Задачи повышенного уровня сложности. | 1 | 2.04 | 4.04 |
28 | Задачи повышенного уровня сложности. | 1 | 9,04 | 11,04 |
29 | Задачи повышенного уровня сложности. | 1 | 10,04 | 10,04 |
30 | Решение задач из контрольно измерительных материалов ГИА | 1 | 17,04 | 17,04 |
31 | Решение задач из контрольно измерительных материалов ГИА | 1 | 21,04 | 21,04 |
32 | Решение задач из контрольно измерительных материалов ГИА | 1 | 28,04 | 28,04 |
33 | Решение задач из контрольно измерительных материалов ГИА | 1 | 5,05 | 5,05 |
34 | Решение задач из контрольно измерительных материалов ГИА | 1 | 12,05 | 12,05 |
Итого 34 часа + 2 часа резерв
- Учебно-методическое обеспечение.
Учебник
- Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. — М.: Просвещение, 2011.
- Элементы статистики и вероятность: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова - М.: Просвещение, 2008 г.
Методическая литература
- Изучение алгебры в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя./ Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров,М.В.Ткачёва и др.. - М.: Просвещение, 2014. – 287с.
- Алгебра. 9 класс: поурочные планы по учебнику Ш.А.Алимова и др./авт.-сост. Е.Г.Лебедева.- Волгоград: Учитель, 2007. - 205с.
Дидактическая литература
- ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.В.Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2015. – 224с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе)
- Дидактические материалы Алгебра 9 класс/ Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.,. – М.:Просвещение, 2015
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса./ А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. – М.: Илекса, - 2015, -192с.
Цифровые образовательные ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru/
- Дocье школьного учителя математики - www.mathvaz.ru
- Российский общеобразовательный портал - www. school.edu .
- Сеть творческих учителей"- www.it-n.ru
- Федеральный портал. www. edu - "Российское образование"
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - www .festival.1september.ru
- Социальная сеть работников образования - nsportal.ru
- Официальный информационный портал ЕГЭ - ege.edu.ru
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам - sdamgia.ru opengia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс
Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс
Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....
Рабочая программа групповых занятий по математике
Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....
Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса
Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...
Рабочая программа групповых занятий "Избранные вопросы математики". 7 класс.
Курс индивидуально-групповых занятий «Избранные вопросы математики» является самостоятельным отдельным курсом и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 класса....
Рабочая программа групповых занятий по математике для 8 классов «Математика в вопросах и ответах»
муниципальное образование город Краснодар(территориальный, административный округ (город, район, поселок)муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № ...
Рабочая программа групповых занятий по математике 7 класс
Данный материал содержит рабочую программу ГЗ по математике для 7 класса к учебникам "Алгебра" Дорофеев и "Геометрия" Атанасян...