урок-исследование "Квадратичная функция"
план-конспект урока по алгебре
На уроке проводится исследование квадратичной функции вида у=ах2+bx+c. Рассмотривается расположение графика относительно осей абсцисс и ординат и выясняется, как связано расположение графика квадратичной функции со знаком дискриминанта D=b2+4ac и его коэффициентами а,b и с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_issledovanie_kvadratichnaya_funktsiya.doc | 360 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме:
«Квадратичная функция»
урок-исследование
Тема урока: «Квадратичная функция»
Оборудование: доска, мел, проектор, экран, компьютер.
Цель: Исследовать квадратичную функцию вида у=ах2+bx+c. Рассмотреть расположение графика относительно осей абсцисс и ординат и выяснить, как связано расположение графика квадратичной функции со знаком дискриминанта D=b2+4ac и его коэффициентами а,b и с.
Ход урока:
- Организация на урок;
- Работа по закреплению материала:
Учитель предлагает учащимся задачу: (из сборника типовых экзаменационных материалов ОГЭ) на экране
Возникла проблема: «Как связаны коэффициенты квадратичной функции, ее дискриминант с расположением графика в координатной плоскости?»
Учитель предлагает работать учащимся по парам:
Фронтальный опрос:
- Что называется квадратичной функцией?
- Что показывает первый коэффициент квадратичной функции?
- Как определить, где расположена в координатной плоскости вершина параболы?
Школьники работают в парах.
Задания парам:
Давайте выясним «Как связаны коэффициенты квадратичной функции, ее дискриминант с расположением графика в координатной плоскости?» Составим таблицу расположения квадратичной функции в зависимости от коэффицентов a, b и c
Задание 1 паре на листочке:
Функция | Квадратичная функция | Коэффициенты «a», «b» и «c» | Расположение параболы в прямоугольной системе координат |
у = ах2 + bх +с | у = х2 | Ветви параболы направлены.. График функции у = х2 можно получить из параболы у = х2 | |
у = ах2 + bх +с | у = -2х2 | Ветви параболы направлены График функции можно получить из параболы у = х2 .. | |
у = ах2 + bх +с | у=4х2+5 | Ветви параболы направлены Парабола у = 4х2 смещена на … | |
у = ах2 + bх +с | У = -4х2+5 | Ветви параболы направлены … Парабола у = -4х2 смещена на … |
Задание 2 паре на листочке:
Функция | Квадратичная функция | Коэффициенты «a», «m» и «n» | Расположение параболы в прямоугольной системе координат |
у = a(x –m)2 | у = 2(x + 3)2 | Ветви параболы направлены … Парабола смещена на … | |
у = a(x –m)2 | у = 2(x – 3)2 | Ветви параболы направлены … Парабола смещена на … | |
у = a(x – m)2 + n | у =3(x – 4)2–2 | Ветви параболы направлены … Парабола смещена на … | |
у = ах2+bx+c | у = х2-3х+2 | а = ; b = ; с = D = | Ветви направлены .. Количество точек пересечения с осью ОХ |
Идет обсуждение заданий, заполнение таблиц, обмен информацией.
Учитель предлагает проверить заполнение учащимися таблиц и сделать вывод о расположении графика квадратичной функции в прямоугольной системе координат. Как зависит расположение графика от коэффициентов квадратного трехчлена и дискриминанта квадратного трехчлена.
Проверка выполнения заданий. (На экране появляется заполненная таблица)
Функция | Квадратичная функция | Коэффициенты «a», «b» и «c» | Расположение параболы в прямоугольной системе координат |
у = ах2 + bх +с | у = х2 | a = ; b = 0; с = 0 | Ветви параболы направлены вверх. График функции у = х2 симметричен относительно оси ОУ |
у = ах2 + bх +с | у = -2х2 | a = -2; b = 0; с = 0 | Ветви параболы направлены вниз. График функции у = -2х2 симметричен относительно оси ОУ |
у = ах2 + bх +с | у = 4х2+5 | а = 4; b= 0; с = 5 | Ветви параболы направлены вверх, парабола у = 4х2 смещена на 5ед. отрезков вверх |
у = ах2 + bх +с | у = -4х2+5 | а = -4; b = 0; с = 5 | Ветви параболы направлены вниз, парабола у = -4х2 смещена на 5ед. отрезков вверх. |
у = a(x –m)2 | у = 2(x + 3)2 | a = 2, m =-3 | Ветви параболы направлены вверх, парабола смещена на 3ед. отрезка влево. |
у = a(x –m)2 | у = 2(x – 3)2 | a = 2, m = 3 | Ветви параболы направлены вверх, парабола смещена на 3 ед. отрезка вправо |
у=a(x – m)2 + n | у =3(x – 4)2–2 | a = 3; m = 4; n = -2 | Ветви параболы направлены вверх, парабола смещена на 4 ед. отрезка вправо и на 2 ед. отрезка вниз. |
у=ах2+bx+c | у = х2-3х+2 | а = 1; b =-3; с =2 D = 1 | Ветви направлены вверх.Две точки пересечения с осью ОХ |
Вывод: Мы рассмотрели построение графиков различных квадратичных функций, исследовали расположение графика квадратичной функции относительно осей абсцисс и ординат и выяснили, что расположение графика связано со знаком дискриминанта
D = b2 -4ac и коэффициентами а,b и с:
- Если а>0. Графиком квадратичной функции у = ах2+bx+c является парабола, ветви которой направлены вверх;
- Если а<0. Графиком квадратичной функции у = ах2+bx+c является парабола, ветви которой направлены вниз;
- Если D>0, график функции у=ах2+bx+с пересекает ось абсцисс в двух точках х1 и х2.
- Если D=0, график функции у=ах2+bx+с имеет с осью абсцисс единственную общую точку – вершину х0 параболы.
- Если D<0, а< 0, то квадратное уравнение ах2+bx+с = 0 действительных корней не имеет и, следовательно, график функции у=ах2+bx+с не имеет с осью абсцисс ни одной общей точки, т.е. целиком расположен ниже абсцисс. Если D < 0, а > 0 и, то квадратичная функция у=ах2+bx+с принимает только положительные значения.
На экране:
Решение проблемной задачи:
1) Рассмотрим функцию у = - х2 -4х-3. а = -1, b = -4, с = -3, a<0 ветви параболы направлены вниз..
х0 = -==-2 . Значит, к данной функции подходит рисунок №1, так как абсцисса вершины параболы находится в точке х =- 2, а ветви параболы направлены вниз.
2) Рассмотрим функцию у = - х2 +4х-3. а = -1, b = +4, с = -3, a<0 ветви параболы направлены вниз.
х0 = -== 2. Значит, к данной функции подходит рисунок №2, так как абсцисса вершины параболы находится в точке х = 2, а ветви параболы направлены вниз.
3)Рассмотрим функцию у=х2 +4х+3. а = +1, b = +4, с = +3, a>0 ветви параболы направлены вверх. х0 = -==-2. Значит, к данной формуле подходит рисунок №3, так как абсцисса вершины параболы находится в точке х = -2, а ветви параболы направлены вверх.
Ответ:
А | Б | В |
1 | 2 | 3 |
На экране задание:
- Рассмотрим значения коэффициента а и дискриминанта D. а>0, ветви направлены вверх. D>0 квадратичная функция имеет две точки пересечения с осью ОХ. Значит, к данным значениям подходит график под буквой В.
- Рассмотрим значения коэффициента а и дискриминанта D. а>0, ветви направлены вверх. D<0 квадратичная функция не имеет общих точек с осью ОХ. Значит, к данным значениям подходит график под буквой а.
- Рассмотрим значения коэффициента а и дискриминанта D. а<0, ветви направлены вниз. D>0 квадратичная функция имеет две общие точки с осью ОХ. Значит, к данным значениям подходит график под буквой Б.
- Рассмотрим значения коэффициента а и дискриминанта D. а<0, ветви направлены вниз. D<0 квадратичная функция не имеет общих точек с осью ОХ. Такого графика на рисунках нет.
Ответ:
А | Б | В |
2 | 3 | 1 |
Самостоятельная работа по карточкам.
Подведение итогов урока:
Как можно определить расположение графика квадратичной функции по коэффициентам a, b, c и дискриминанту квадратного трехчлена?
Задание на дом: Из сборника ОГЭ выполнить задание №10 (В-1, В-2, В-3, В-4, В-5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.
видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)...
Тестовые задания «Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»
Тестовые задания в двух вариантах по 28 вопросов в каждом на темы:«Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»...