КРУГИ ЭЙЛЕРА
презентация к уроку по алгебре (6 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №293 Красносельского района
города Санкт-Петербурга
Исследовательская работа по математике
Тема: КРУГИ ЭЙЛЕРА
Пачковской Ольги, ученицы 6 «А» класса
Руководитель:
Андреева Алина Ивановна,
учитель математики
Санкт-Петербург
2018 год
Содержание:
1.Введение. 2
2. Основное содержание работы
2.1. Общие сведения о множествах. И их отношения. 3
2.2 . Круги Эйлера и их типы. 4
2.3. Практика: решение задач. 7
3. Заключение 11
4. Список используемой литературы. 12
1.Введение
Леонард Эйлер – выдающийся математик и физик. Эйлер родился 15 апреля 1707г. в г. Базель, в Швейцарии. Самое точное определение, которым можно охарактеризовать труды, созданные Эйлером, - гениальные материалы, ставшие достоянием всего человечества. Основным направлением Эйлера была математика.
Наука математика безгранична и интересна, меня заинтересовали работы Леонардо Эйлера по математике, конкретно круги Эйлера. Они вроде и очень понятны, и непонятны одновременно.
В жизни часто приходится решать задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам. Поэтому очень важно уметь рассуждать логически. Решение логических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных способностей.
Существует множество приемов, которые используются при решении текстовых логических задач. Очень часто решение задачи помогает найти рисунок. Использование рисунка делает решение задачи простым и наглядным.
В наше время вокруг нас собрано огромное количества информации, разобраться в ней бывает непросто. Поэтому многие не знают, что за названием «круги Эйлера» скрывается практичный и удобный метод решения различных задач. Все слышали о них, но немногие могут объяснить, что это такое. Однако я считаю, что круги Эйлера полезны как в повседневной жизни, так и в науке, поэтому ими стоит уметь пользоваться каждому. В этой работе я собрала всю необходимую информацию для понимания, что такое круги Эйлера и где их удобно применять. Актуальность состоит в том, что данный способ часто имеет практический характер, что немаловажно в современной жизни.
Цель работы изучение кругов Эйлера.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. систематизировать и обобщить теоретический материал, таким образом, чтобы он был понятен учащимся 6 класса;
3. применить теоретические знания при решении задач .
2. Основное содержание работы
2.1. Общие сведения о множествах. И их отношения.
Цель данной работы – придать задачам алгебры множеств наглядность и простоту.
Понятие «множество» - одно из основных понятий математики. Современный человек воспринимает множества очень легко, так как он привык к ним с детства. Уже на страницах школьного учебника по математике для первого класса мы видели изображение различных множеств: зверей, мячей, книг и других объектов. Мы их считали, сравнивали: в одном множестве больше объектов, в другом меньше, и что такое множество, нам стало ясно без всякого определения. А теперь определение:
-Множеством называется совокупность некоторых элементов, объединенных каким-либо общим признаком. Элементами множества могут быть числа, фигуры, предметы, понятия и т.п.
Множества бывают конечные, бесконечные, универсальные. Конечные множества такие, в которых можно перечислить все элементы: фамилии учеников класса; цифры и так далее. Бесконечные множества такие, в которых нельзя перечислить все элементы: натуральные числа; дробные числа; звёзды на небе и так далее. Универсальные множества (универсум) такие обширные множества, что все рассматриваемые множества окажутся его подмножествами (частями). Такое множество выбирается для определённого раздела науки и явно не определяется. А просто подразумевается: числа; точки плоскости и так далее. Среди конечных множеств выделяется одно особое множество, а именно – множество, не содержащее никаких элементов, такое множество называется пустым. Но как же работать с этими множествами. Можно очень сложными формулами и так легко запутаться. Эйлер решил эту задачу. Он предложил использовать наглядный метод, геометрический для определения множеств и их отношения.
2.2. Круги Эйлера и их типы.
Откуда взялись круги. Автор метода - ученый Леонард Эйлер писал, что «круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
На рисунке представлено множество – все возможные игрушки. Некоторые из игрушек являются конструкторами – они выделены в отдельный овал. Это часть большого множества «игрушки» и одновременно отдельное множество (ведь конструктором может быть и «Лего», и примитивные конструкторы из кубиков для малышей). Какая-то часть большого множества «игрушки» может быть заводными игрушками. Они не конструкторы, поэтому мы рисуем для них отдельный овал. Желтый овал «заводной автомобиль» относится одновременно к множеству «игрушки» и является частью меньшего множества «заводная игрушка». Поэтому и изображается внутри обоих овалов сразу.
Круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Круги Эйлера имеют прикладное назначение, то есть с их помощью на практике решаются задачи на объединение или пересечение множеств в математике, логике, менеджменте и не только.
Каждый круг обозначает объём какого-либо понятия, а каждая точка круга - отдельный элемент этого объёма.
Существует шесть видов отношений между сравнимыми понятиями. Отношения между объёмами понятий удобно обозначать с помощью кругов Эйлера (круговые схемы, где каждый круг обозначает объём понятия).
ВИД ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ | ИЗОБРАЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА |
РАВНОЗНАЧНОСТЬ (ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ) Объёмы понятий полностью совпадают. Т.е. это понятия, которые различаются по содержанию, но в них мыслятся одни и те же элементы объёма. |
В – основатель логики
В–равносторонний прямоугольник |
ПОДЧИНЕНИЕ (СУБОРДИНАЦИЯ) Объём одного понятия полностью входит в объём другого, но не исчерпывает его. |
1) А – человек В – студент 2) А – животное В – слон |
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ (ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ) Объёмы двух понятий частично совпадают. То есть понятия содержат общие элементы, но и включают элементы, принадлежащие только одному из них. |
1) А – юрист В – депутат 2) А – студент В – спортсмен |
СОПОДЧИНЕНИЕ (КООРДИНАЦИЯ) Понятия, не имеющие общих элементов, полностью входят в объём третьего, более широкого понятия. |
В – кот С – собака D – мышь
В – золото С – серебро D - платина |
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (КОНТРАРНОСТЬ) Понятия А и В не просто включены в объём третьего понятия, а как бы находятся на его противоположных полюсах. То есть, понятие А имеет в своём содержании такой признак, которых в понятии В заменён на противоположный. |
В – рыжий кот (коты бывают и чёрными и серыми)
В – холодный чай (чай может быть и тёплым) Т.е. понятия А и В не исчерпывают всего объёма понятия, в которое они входят. |
ПРОТИВОРЕЧИЕ (КОНТРАДИКТОРНОСТЬ) Отношение между понятиями, одно из которых выражает наличие каких-либо признаков, а другое – их отсутствие, то есть просто отрицает эти признаки, не заменяя их никакими другими. |
не-А – невысокий дом
не-А – невыигрышный билет Т.е. понятия А и не-А исчерпывают весь объём понятия, в которое они входят, так как между ними нельзя поставить никакое дополнительное понятие. |
С помощью кругов все сразу становится наглядно понятным.
А с помощью их пересечения решаются многие задачи.
Теория хорошо, но давайте обратимся к практике применения кругов Эйлера в решении задач.
2.3. Практика: решение задач.
-1. Задача. Фруктовые деревья
Садоводы собирают на своих деревьях фрукты. Шестеро из них собирают сливы, а пятеро — яблоки. И только у двоих есть и сливы и яблоки. Определите, сколько всего садоводов?
Решение. Обратимся к кругам Эйлера:
Изобразим два круга, так как у нас два вида фруктов. В одном будем отображать собирателя слив, в другом — яблок. Поскольку у некоторых садоводов есть и те, и другие фрукты, то круги нарисуем так, чтобы у них была общая часть. В этой общей части ставим цифру 2 так как сливы и яблоки у двоих. В оставшейся части «сливового» круга ставим цифру 4 (6 − 2 = 4). В свободной части «яблочного» круга ставим цифру 3 (5 − 2 = 3). А теперь рисунок сам подсказывает, что всего садоводов 4 + 2 + 3 = 9 .
Ответ. 9 садоводов.
-2. Задача про школьные предметы
Семиклассников опросили об их любимых предметах. Оказалось, что большинству из них нравятся «История», «Математика» и «Литература». В классе 38 учеников. «История» нравится 21 ученику. Причем трем среди них нравятся еще и «Литература», шестерым - «Математика», а один ученик одинаково любит все три предмета. «Литература» нравится 13 ученикам, пятеро из которых назвали два предмета. Надо определить, скольким же семиклассникам нравится «Математика».
Решение.
Так как по условиям задачи у нас даны три множества, чертим три круга. А так как по ответам ребят выходит, что множества пересекаются друг с другом, чертеж будет выглядеть так:
литература |
математика |
история |
Мы помним, что по условиям задачи среди любителей «Литературы» пятеро учеников выбрали два предмета сразу:
история |
математика |
литература |
Выходит, что:
литература |
математика |
история |
21 – 3 – 6 – 1 = 11 –учеников выбрали только «Историю».
13 – 3 – 1 – 2 = 7 – учеников предпочитают только «Литературу».
Осталось только разобраться, сколько семиклассников двум другим предметам предпочитает «Математику». От всего количества учеников отнимаем всех тех, кому нравится два других предмета или выбрал несколько вариантов:
38 – (11 + 3 + 1 + 6 + 2 + 7) = 8 – учеников любят только «Математику».
Теперь надо сложить все полученные цифры и получается, что:
предмет «Математика» нравится 8 + 2 + 1 + 6 = 17 человек. Это и есть ответ на поставленный в задаче вопрос.
Ответ. 17 учеников.
-3. Задача. Про спортсменов.
Каждый из 35 спортсменов занимается по крайней мере, одним из двух видов спорта: фигурным катанием и гимнастикой. Из них 25 человек ходят на каток, 20 – на гимнастику. Сколько спортсменов:
1.Занимаются обоими видами спорта;
2. Не занимаются гимнастикой;
3. Не занимаются фигурным катанием;
4. Занимаются только гимнастикой;
5. Занимаются только фигурным катанием?
Решение.
35 спортсменов |
20 гимнастов |
25 фигуристов |
1. 20 + 25 – 35 = 10 (человек) – занимаются обоими видами спорта. На схеме это общая часть кругов. Мы нашли неизвестную нам величину. Теперь, глядя на схему, даем ответы на поставленные вопросы.
2. 35 – 20 = 15 (человек) – не занимаются гимнастикой. (На схеме левая часть левого круга)
3. 35 – 25 = 10 (человек) – не занимаются фигурным катанием. (На схеме правая часть правого круга)
4. 35 – 25 = 10 (человек) – занимаются только гимнастикой. (На схеме правая часть правого круга)
5. 35 – 20 = 15 (человек) – занимаются только фигурным катанием. (На схеме левая часть левого круга).
Очевидно, что 2 и 5, а также 3 и 4 – равнозначны и ответы на них совпадают.
-4. Задача . Определение профессии.
Если вы не можете определиться, какую профессию выбрать, попробуйте нарисовать схему в виде кругов Эйлера. Возможно, чертеж вроде этого поможет вам определиться с выбором:
Те варианты, которые окажутся на пересечении всех трех кругов, и есть профессия, которая не только сможет вас прокормить, но и будет вам нравиться.
3. Заключение.
Круги Эйлера представляют собой особую геометрическую схему, необходимую для поиска и более наглядного отображения логических связей между понятиями и явлениями, а также для изображения отношений между определенным множеством и его частью. Благодаря наглядности они значительно упрощают любые рассуждения и помогают быстрее находить ответы на вопросы.
Круги Эйлера имеют прикладное значение, ведь с их помощью можно решать множество практических задач на пересечение или объединение множеств в логике, математике, менеджменте, информатике, статистике и т.д. Полезны они и в жизни, т.к., работая с ними, можно получать ответы на многие важные вопросы, находить массу логических взаимосвязей.
Таким образом, существует целый класс задач, которые решаются с помощью кругов Эйлера. Алгоритм решения состоит из следующих этапов:
• Записываем краткое условие задачи.
• Выполняем рисунок.
• Записываем данные в круги Эйлера.
• Выбираем условие, которое содержит больше свойств.
• Анализируем, рассуждаем, не забывая записывать результаты в части круга.
• Записываем ответ.
Полагаю, мне удалось убедить вас, что круги Эйлера – не просто занимательная и интересная штука, но и весьма полезный метод решения задач. Причем не только абстрактных задач на школьных уроках, но и вполне себе житейских проблем. Выбора будущей профессии, например.
Мне очень интересно было работать над этой темой. Я планирую продолжать изучать интересные факты математики. Они позволят мне расширить кругозор, развить интерес к предмету и тщательнее подготовится к выпускным экзаменам.
А мои выступления перед другими ребятами позволят и им разобраться в данных вопросах, помогут им научится решать сложные задачи.
4. Список используемой литературы.
1. Академия наук социальных технологий и местного самоуправления Закамское отделение КРУГИ ЭЙЛЕРА: ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Составитель А.И.Синюк
2. Александров, П.С. Введение в теорию множеств и общую топологию / П.С. Александров. 2011
3. Занимательная математика. 5—11 классы. Как сделать уроки нескучными / Авт. сост. Т.Д. Гаврилова. Волгоград: Учитель, 2005.
4. Сборник задач по математике. Часть 1. Под ред А. В. Ефимова, Б. П. Демидовича.
5. Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. , . 1997
6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика Глав.ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта +, 2001
7. Интернет блог tutoronline.
8. Интерактивный учебник фоксфорд Круги Эйлера Математика (Множества)
9. Интернет. Википендия Диаграмма Эйлера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1-1_1_1.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы изучение кругов Эйлера. Для достижения цели поставлены следующие задачи : 1. изучить литературу по данной теме; 2. систематизировать и обобщить теоретический материал, таким образом, чтобы он был понятен учащимся 6 класса; 3. применить теоретические знания при решении задач .
Леонард Эйлер – выдающийся математик и физик.
Множество Множеством называется совокупность некоторых элементов, объединенных каким-либо общим признаком. Элементами множества могут быть числа, фигуры, предметы, понятия и т.п.
Круги Эйлера и их типы РАВНОЗНАЧНОСТЬ (ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ) ПОДЧИНЕНИЕ (СУБОРДИНАЦИЯ) ПЕРЕСЕЧЕНИЕ (ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ) СОПОДЧИНЕНИЕ (КООРДИНАЦИЯ) ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (КОНТРАРНОСТЬ) ПРОТИВОРЕЧИЕ (КОНТРАДИКТОРНОСТЬ)
Решение задач Задача. Фруктовые деревья Садоводы собирают на своих деревьях фрукты. Шестеро из них собирают сливы, а пятеро — яблоки. И только у двоих есть и сливы и яблоки. Определите, сколько всего садоводов? Решение. Обратимся к кругам Эйлера: Ответ. 9 садоводов.
Задача. Про школьные предметы Семиклассников спросили об их любимых предметах. Оказалось, что большинству из них нравятся «История», «Математика» и «Литература». В классе 38 учеников. «История» нравится 21 ученику. Причем трем среди них нравятся еще и «Литература», шестерым - «Математика», а один ученик одинаково любит все три предмета. «Литература» нравится 13 ученикам, пятеро из которых назвали два предмета. Надо определить, скольким же семиклассникам нравится «Математика». Решение . Ответ: 17 человек. история математика литература
Задача. Про спортсменов. Каждый из 35 спортсменов занимается по крайней мере, одним из двух видов спорта: фигурным катанием и гимнастикой. Из них 25 человек ходят на каток, 20 – на гимнастику. Сколько спортсменов: 1. Занимаются обоими видами спорта; 2. Не занимаются гимнастикой; 3. Не занимаются фигурным катанием; 4. Занимаются только гимнастикой; 5. Занимаются только фигурным катанием? Решение. Ответ. 10 (человек) – занимаются обоими видами спорта. , 15 (человек) – не занимаются гимнастикой. , 10 (человек) – не занимаются фигурным катанием, 10 (человек) – занимаются только гимнастикой , 15 (человек) – занимаются только фигурным катанием. 25 фигуристов 20 гимнастов 35 спортсменов
Задача . Определение профессии. Если вы не можете определиться, какую профессию выбрать, попробуйте нарисовать схему в виде кругов Эйлера. Возможно, чертеж вроде этого поможет вам определиться с выбором: Решение. Ответ. Варианты, которые окажутся на пересечении всех трех кругов, и есть профессия, которая не только сможет вас прокормить, но и будет вам нравиться.
Алгоритм решения состоит из следующих этапов: • Записываем краткое условие задачи. • Выполняем рисунок. • Записываем данные в круги Эйлера. • Выбираем условие, которое содержит больше свойств. • Анализируем, рассуждаем, не забывая записывать результаты в части круга. • Записываем ответ. Круги Эйлера представляют собой особую геометрическую схему, необходимую для поиска и более наглядного отображения логических связей между понятиями и явлениями, а также для изображения отношений между определенным множеством и его частью.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круги Эйлера
Публикация на тему: "Решение задач с помощью кругов Эйлера"...
Решение логических задач кругами Эйлера-Венна
Презентация содержит разноуровневые задачи с решениями....
презентация по теме "МНожества. Круги Эйлера"
МАтериал можно применять при внеклассной работе, при изучении теории множеств, при решении логических задач....
Загадочные круги Эйлера
Занятие математического кружка 5-6 класса "Решение задач с помощью кругов Эйлера"...
Презентация для кружковой работы "Круги Эйлера.Применение к решению задач"
В презентации представлены примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения. Цель - расширить арсенал средств для решения задач....
Логические задачи. Круги Эйлера
задачный материал...
Круги Эйлера
Презентация к факультативному занятию в 6 классе...