Занятие «Математика в физических явлениях» математического кружка «Эрудит»
план-конспект занятия по алгебре (9 класс)
Данное занятие было проведено в рамках районного семинара учителей физики и математики «Практическая физика, реальная математика: практико-ориентированный подход в обучении» Это одно из занятий математического кружка "Эрудит" для учащихся 9 класса. Занятие подходит для подготовки к заданиям ОГЭ "Вычисление по формулам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiya.docx | 356.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Повернитесь и кивком головы поздоровайтесь с ними. Присаживайтесь. (Слайд 1)
-Готовясь к данному занятию, мне встретились замечательные слова великого ученого Альберта Энштейна «Так много в математике физики, как много в физике математики, и я уже перестаю находить разницу между этими науками». И я решила, что они очень подойдут к нашему занятию, ведь мы будем говорить о математике в физических явлениях.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(Слайд 2.1) -На сегодняшнем занятии мы рассмотрим примеры использования математического аппарата при изучении физических явлений на примерах задач открытого банка заданий по подготовке к ОГЭ. Давайте вместе попробуем сформулировать задачи нашего занятия. (Учащиеся пробуют формулировать задачи).
-Итак, давайте более четко сформулируем задачи, стоящие перед нами на занятии: (Слайд 2.2)
- вспомнить физические явления и их виды;
- выявить и повторить темы и разделы математики, тесно связанные с физикой;
- решать задачи с физическим содержанием;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- готовиться к государственной итоговой аттестации;
- проверить знания по решению задач ОГЭ с физическим содержанием;
- расширять кругозор.
III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
-Для начала давайте вспомним, что же такое физические явления и какие они бывают. Я вас попросила к сегодняшнему занятию ответить на эти вопросы, поискать информацию в сети Интернет или других источниках.
-Какие явления называются физическими?
Изменения, которые происходят в природе.
Изменения состояния вещества и его формы.
Процесс изменения положения или состояния физической системы
Изменения, происходящие с физическими телами
-Назовите виды физических явлений (механические, магнитные, электрические, световые, звуковые, тепловые)
(Слайд 3). -Действительно, физические явления - это все изменения, происходящие в природе и протекающие без изменения состава веществ.
Ученые разделили все физические явления на группы. Выделяют: тепловые, механические, световые, звуковые, электрические, магнитные. Сопоставьте физическим явлениям из левого столбика примеры из правого столбика. Назовите тепловые явления, механические и т. д (Учащиеся приводят примеры)
IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
-Думаю, ни для кого не секрет, что абсолютно все физические явления, законы так или иначе описываются математическими формулами. И не только законы, но и постулаты теорий, а также многие другие более глубокие вещи. Поэтому умение работать с формулами заслуживает нашего особенного внимания. Поработаем с формулами. (слайд 4).
-Кто желает пойти к доске для того, чтобы остальные могли проверить? Если у вас возникли затруднения, попросите помощи у товарища по парте. Работаем в парах. ( Учитель вызывает ученика к доске).
Задание 1. (№2655)
Ответ: 11
-Очень важным навыком при изучении физики является выражении величин из формул. Выполните следующее задание (вызывается ученик для проверки)
Задание 2. (№2670)
Ответ: :
-Я предлагаю вам оценивать свою деятельность на занятии по оценочным листам. В них указаны вид деятельности, номер, который вы выполняли, и требуется проставить балл, оценивающий вашу работу. Ставьте 0 баллов, если не справились с заданием, 1 балл, если справились с помощью товарища или учителя, 2 балла, если выполнили задание самостоятельно, 3 дополнительный балл вы ставите, если с заданием вы справились самостоятельно, а также выполнили дополнительное задание или правильно ответили на дополнительный вопрос.
-Мы сейчас с вами рассматривали формулы. Они описывают зависимости между величинами в каком физическом явлении? (Электрические явления)
(Слайд 5) -Электрические явления — это явления, возникающие при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов (электрический ток, газовый разряд электросварки).
-Молодцы. Отгадайте детскую загадку:
Летит огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
Что это? (Молния) (Слайд 6)
-Верно. Как вы думаете, молния – это какое физическое явление: механическое, магнитное, электрическое, световое, звуковое или тепловое? (Электрическое явление, световое)? Может она объединяет в себе сразу несколько физических явлений? (да)
-Молнию сопровождает гром. А это какое физическое явление? (звуковое)
(Слайд 7) -Звуковые явления — это явления, связанные с распространением звука, например, эхо, звук музыкальных инструментов, звуки природы.
-Выполним несложную задачу, которую нам предлагают разработчики экзаменационных материалов по математике. Работаем самостоятельно, сверяемся с доской. Задание совсем несложное. Кто хочет пойти к доске? задание (вызывается ученик для проверки)
(Слайд 8) Задание 3. (№2634)
IV. Первичное закрепление в измененной ситуации (конструктивные)
-Для тех, кто выполнит задание, я предлагаю задуматься над вопросами:
Почему формула расстояния до места удара молнией принимает такой вид?
Что может означать число 330 в этой формуле?
Решение: S= 330*50=16500м=16,5 км17км.
Ответ: Формула похожа на формулу расстояния S=Vt, V- скорость звука.
Наводящие вопросы: Назовите известную вам формулу расстояния. (S=Vt) (Слайд 9)
-Мы слышим гром и видим молнию. Какие две скорости здесь могут быть в виду? (скорость звуки и скорость света)
-Сопоставим две скорости:
Обратите внимание:
скорость света = 300 000 000 м / с
скорость звука 331 м / с - (на уровне моря при нуле градусов Цельсия)
-Какова разность между скоростью света и скоростью звука? (приблизительно миллион м/с)
-Разность между скоростью света и скоростью звука очень велика около миллиона м/с (на шесть порядков).
- Так как скорость света очень велика по сравнению со скоростью звука, то ею можно пренебречь, учитывая лишь скорость звука, которая составляет примерно 330 метров в секунду. Это число вы и видите в условии задачи.
(Слайд 9, таблица) -Но скорость звука очень изменчива, зависит от температуры воздуха, чем она ниже, тем меньше скорость. Ее истинное значение зависит от многих факторов: влажность, температура, тип местности (открытое пространство, лес, городские высотные строения, водная поверхность), скорость ветра и т.д.
-Чтобы определить расстояние до молнии более точно, нужно принять среднюю скорость звука в воздухе равной 344 м/с.
V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
-Скорее всего все это вы вряд ли вспомните, если окажитесь застигнутыми грозой. Поэтому давайте попробуем вместе вывести более простой способ вычисления расстояния до молнии в километрах.
Вид доски (учитель на доске делает записи, выводы делают ученики):
1 сек – 344 м
3сек–344м*3=1032м1км
1 сек – 1/3км
t сек – 1/3* t км= t/3 км
(Слайд 10)
-Следовательно, чтобы найти приблизительное расстояние до молнии в км, достаточно знать количество секунд, прошедших между вспышкой молнии и ударом грома, и разделить его на 3. Например, по вашим подсчетам время до молнии составило 12 секунд, после деления на 3 вы получите 4 км. Кстати, если у вас нет часов с секундной стрелкой или секундомера, то рекомендуется при счете спокойно и размеренно повторять «один тысяча, два тысяча, три тысяча, четыре тысяча» и т. д
-Оцените выполнение вами задания. Дополнительный балл выставляйте, если вы мне помогли вывести быстрый подсчет расстояния до молнии.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
(Слайд 11) -Если построить график зависимости расстояния от времени, то мы получим следующий график. Скажите, график какой математической функции мы получили. (Прямой пропорциональности).
-Действительно, чем больше время между вспышкой молнии и ударом грома, тем дальше находится молния.Гром слышен на расстоянии до 15-20 километров, таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии не менее 20 километров.
-Многие физические процессы можно описать с помощью функциональных зависимостей.
(Слайд 12) Например, повторим закон Ома. Прочитайте, если подзабыли формулировку. (Ученик читает. Закон Ома. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению данного участка цепи).
Первичное закрепление в измененной ситуации (конструктивные)
-На график какой функции похож график зависимости силы тока от напряжения? Мы видим только первую четверть системы координат. (на график прямой пропорциональности)
-Что является графиком прямой пропорциональности? (Прямая, проходящая через начало координат)
-На график какой функции похож график зависимости силы тока от сопротивления? (на график обратной пропорциональности)
-Что является графиком прямой пропорциональности (гипербола)
-Действительно, на графике вы видите, чем больше напряжение, тем больше сила тока (это прямо пропорциональные величины). И наоборот, чем больше сопротивление, тем меньше сила тока (это обратно пропорциональные величины). Вспомните, как выглядят графики этих функций. На экзамене мы с ними можем встретиться. Только в рассматриваемом нами законе мы видим только первую четверть системы координат.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Дополнительно (при наличии времени):
-Чему равно сопротивление на данном участке цепи для первого рисунка? Решите задание, используя формулу Закона Ома, а также данные рисунка. (4 Ом)
-Чему равно напряжение для участка цепи для второго рисунка? (2 В)
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
-Мы с вами поработали над задачами, в которых рассматривались электрические явления. Теперь я предлагаю задание на рассмотрения графиков реальных процессов из нашего сборника. А вы мне скажите, какое это явление? Учащиеся читают задачу и определяют, что рассматривается тепловое явление.
(Слайд 13) Задание 4 (№2664-2767)
-Прочитаем задание. Пожалуйста, решите задание самостоятельно. Запишите ответы на вопросы. (учитель дает несколько минут на выполнение).
(Учащийся вызывается к доске для проверки ответов и рассуждений).
-Оцените выполнения задания в листе.
(Слайд 14) -Итак, тепловые явления - это явления, связанные с нагреванием и охлаждением физических тел. Вот и нам с вами пора чуть-чуть разогреть свои мышцы. Предлагаю провести физкультминутку.
(Слайд 15) Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.
-Выполняя физкультминутку, мы прежде всего двигались.
(Слайд 16) -Явления, происходящие с физическими телами при их движении по отношению друг к другу, - это механические явления. Примерами таких явлений являются движение планет, транспортных средств, применение рычага. Например, разработчики экзаменационных материалов предлагают нам задачу про тело, брошенное вертикально вверх.
Задание 5.(№2660)
Первичное закрепление в измененной ситуации (конструктивные)
-Прежде, чем выполнять задание, давайте ответим на первый дополнительный вопрос: Какой формулой выражается зависимость h от t (высоты от времени)?
(h(t)=37t-5t2).
-Назовите здесь независимую и зависимую переменные. (t- независимая переменная, h-зависимая переменная)
-Какие значения может здесь принимать переменная t?(t>=0)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
-Кто хочет попробовать построить график зависимости высоты от времени? (Ученик вызывается к компьютеру)
-Ребята, а вы по внешнему виду функции можете определить, что за график должен получиться? (парабола)
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)-
-Желающие выполнить задание у доски? (Ученик вызывается к доске)
-Работаем самостоятельно, при необходимости сверяемся с доской или просим помощи у товарища.
h= 37×7-5×72=259-245=14
Ответ 1: 14м
-Пока мы с вами решали задание, график функции был построен. Посмотрите это действительно парабола с ветвями вниз.
Первичное закрепление в измененной ситуации (конструктивные)
-Как определить, на какую максимальную высоту поднялся мяч? Посмотрите на график, он вам может помочь. (Для этого нужно найти вторую координату вершины параболы)
-Выполним это задание. Кто пойдет к доске? (Ученик вызывается к доске-при наличии времени, в противном случае – максимальная высота определяется по графику)
-Пользуйтесь таблицей квадратов при вычислениях.
Найдем координаты вершины. О(m;n)
h= 37×3,7-5×3,72=136,9-5×13,69=68,45м
Ответ 2: 68,45м
-Итак, мяч поднимется на максимальную высоту 68,45м
-Оцените выполнение вами задания в оценочном листе. Дополнительный балл выставляйте, если вы догадались, как найти наибольшую высоту и получили верный ответ.
-Обращаю ваше внимание на то, что параболой в данном задании является именно график зависимости высоты от времени, а не траектория движения мяча. Мяч поднимется вертикально вверх, а потом опустится. Параболой является траектория движения тела, пущенного под углом к горизонту. (слайд18) -Приведу в пример движение снаряда на одном из слайдов проектной работы по применению параболы Антона. На нем наглядно видно, что снаряд летит по параболе.
-Ребята, какие явления мы с вами еще не рассмотрели? (Световые и магнитные)
-Световые явления – это явления, возникающие при распространении, преломлении и отражении света (радуга, восход солнца, интерференция мыльного пузыря, появление тени)
- Моя следующая задача для вас на образование тени.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Задача 6(№2822)
-Чертим геометрические фигуры, которые образуются объектами в данной задаче. Кто идет к доске? (вызывается учащийся к доске)
-Что это за фигуры? (прямоугольные треугольники)
-Что мы можем про них сказать? Какую тему будем использовать при решении задачи? (подобие треугольников)
-По какому признаку подобны эти прямоугольные треугольники? (по двум углам)
-Запишем отношение сходственных сторон.
Вид доски:
; 8x=1,6(x+16); 6,4x=25,6; x=4
Ответ: 4м.
-Оцените выполнение вами задания в оценочном листе.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Наше занятие подходит к концу. Я благодарю всех вас за работу, еще раз хочу обратить ваше внимание, что задачи с физическим содержание у нас довольно часто встречаются в экзаменационных вариантах, а также на то, что не стоит их бояться.
Запишем домашнее задание.
- №2660 Построить график зависимости высоты от времени (в тетради или в программе Microsoft Excel или Орen Office Calc)
- Повторить стандартный вид числа с. 251 учебника (При решении задач прикладного характера значения величин бывают даны в стандартном виде или им удобно пользоваться в вычислениях).
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
-И все-таки мне осталось обратить внимание на определение магнитных явлений.
-Магнитные явления - это явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север, движение поезда на магнитной подушке).
-И я сегодня использую это свойство притяжения магнитом железных предметов, чтобы провести рефлексию.
-Посмотрите на оценочные листы, вспомните наше занятие и вашу работу на занятии и, выходя из класса, прикрепите магнитик в группу к тому магниту, который отражает ваше настроение в результате работы на уроке:
- веселый смайлик - Я все знаю, понял и могу объяснить другим
- спокойный смайлик - Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другим
- грустный смайлик - У меня остались некоторые вопросы
(Три вида магнита – грустный, спокойный и веселый нарисованы или прикреплены к доске, учащиеся получают обычные магниты - прикреплены отдельно)
-Мне занятие очень понравилось. Я Вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа математического кружка "Эрудит"
Программа расчитана на учащихся 6-7 классов.Цель программы развитие интеллектуальных способностей учащихся, развитие логического и математического мышлени....
Интегрированный урок по физике и математике «Прямая пропорциональность - как математическая модель физических явлений».
На совместном уроке физики и математики учащиеся 7 класса установят соответствие между строгими математическими понятиями и явлениями, протекающими в природе. Ребята, выполняя лабораторную работу, смо...
Программа математического кружка "Эрудит"
Разработка программы кружка "Эрудит" предназначена для использования учителями математики во внеклассной работе пло предмету. Программа состоит из: пояснительной записки, целей и задач, условий реализ...
Рабочая программа математического кружка "Эрудит"
Математический кружок для учащихся 5-6 классов...
Презентация к занятию математического кружка "Математика в физических явлениях"
Данное занятие проводилось в рамках районног семинара учителей математики и физики "Практическая физика, реальная математика:практико-ориентированный подход в обучениии". Это одно из занятий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Эрудит» 8-9 класс
Программа математического кружка «Эрудит» предназначена для повышения эффективности изучения математики учащимися 8-9 класса и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю...