«Логарифмическая функция, уравнения и неравенства»
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс)

Заиграева Наталья Михайловна

Разработка урока по обобщению материала по теме:«Логарифмическая функция, уравнения и неравенства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Логарифмическая функция, уравнения и неравенства»

«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».

(Конфуций)

Цели урока:

Развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, через осуществление поиска, отбора, анализа, систематизации информации; интегрирование в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации; участие в групповой работе.

Образовательные: отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифма и логарифмической функции; уметь применять их при упрощении выражений, при решении уравнений, неравенств; акцентирование внимания учащихся на возможных ошибках в решениях логарифмических уравнений и неравенств.

Развивающие:

  • Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизаций
  • Сознательного восприятия учебного материала                  
  • Развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию                
  • Способствовать развитию творческой деятельности учащихся

Воспитательные:

  • Воспитание познавательной активности                                                              
  • Чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе, воспитание культуры общения

Оборудование урока: Карточки с заданиями, таблицы, меловые записи, презентации.

Тип урока: Комбинированный 

Форма урока: Классно-урочная

Форма работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология: Личностно-ориентированная; информационно-коммуникативная.

План урока:

  1. Организационный момент (сообщение темы урока, цель урока, что должны знать и уметь).
  2. Обобщение изученного материала.                                  
  3. Проверка понимания и умения применять изученный материал.
  4. Подведение итогов. Д/з

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
  2. План:
  1. «Информация к размышлению»
  2. Повторение «узловых» моментов темы с использованием презентаций
  3. Самостоятельная работа.
  1. Обобщение изученного материала
  2. Логарифм и его свойства (выступление учащихся, самостоятельное решение примеров, самопроверка)
  3. Логарифмическая функция (выступление учащихся, самостоятельное решение примеров, самопроверка)
  4. Методы решения логарифмических уравнений (выступление учащихся).
  5. Логарифмические неравенства (выступление учащихся).
  6. Решение логарифмических уравнений, содержащих ошибки. Необходимо обнаружить эти ошибки, объяснить их и выполнить решение предложенных уравнений.
  7. Игровой момент.
  8. Подведение итогов. Объявление оценок. Д/задание.

План – конспект урока

Учитель

Учащиеся

Здравствуйте ребята, садитесь.

Орг. момент. План урока. Карта успешности.                                

                                                         

Эпиграфом к нашему уроку будут следующие строки: «Три пути ведут к знанию: путь размышлении я - это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».  (Конфуций). Тема нашего урока не нова для вас. Как вы думаете, почему мы её рассматриваем?

Перед проведением урока в классе были созданы рабочие группы. И как раз одной из них было предложено провести анализ заданий КИМов на наличие заданий на логарифмы.

Статистика выполнения заданий с логарифмами разнится для уравнений и неравенств. Простейшие логарифмические уравнения в Части1 решают около65% выпускников, а для неравенств эта оценка уменьшается почти вдвое.

А теперь попробуем сформулировать цель нашей дальнейшей работы на уроке.

                                                             

Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах лежат карточки с тестом на 2 варианта. Ваша задача выполнить тест. Если нет необходимости, то можно вычисления проводить в уме. Записывать решение не надо, только выбрать «верный» по-вашему, мнению ответ.

Подведем итог: нет ошибок – «5»,

                           1 ошибка – «4»,

                            2 ошибки – «3».

Какими теоретическими знаниями вы пользовались при выполнении теста?

Давайте ещё раз повторим узловые моменты темы.

                                                             

Устный опрос: «Гонка за лидером».

                                                             

Этот материал, который мы повторили, важен и при решении логарифмических уравнений и неравенств.

  Решение уравнения у доски из ЕГЭ, С2

                                                           Подведение итогов 1 урока.

При решении логарифмических уравнений при применении свойств могут быть потеряны решения или приобретены новые. Поэтому надо быть внимательным, следить за равносильностью преобразований.

Сейчас, я вам предлагаю выполнить следующее задание: У вас на партах лежат карточки, на которых предложены уравнения с решениями, содержащими ошибки. Необходимо обнаружить ошибки, объяснить их и выполнить решение предложенных уравнений правильно (допускается решение уравнения иным способом).

Решение логарифмических неравенств.

Задание: «Найди ошибку»

Игровой момент.

С/работа, разноуровневая.

Итог урока. Д/задание.

-Так как есть ещё трудности при выполнении заданий по данной теме.

-В КИМах ЕГЭ много вопросов на логарифмы.

Выступление1 группы: Задачи по данной теме весьма четко расположены в общей структуре контрольно измерительных материалов. В 1 части одно логарифмическое уравнение, одно логарифмическое неравенство или задача на область определения, сводящаяся к такому неравенству. При этом если уравнение среди задач В1 – В3 с кратким ответом, то среди А1 – А10 – неравенство. Среди задач В4 – В8 логарифмические уравнения и неравенства в чистом виде – редкость. Чаще логарифмы требуются в этих номерах или при преобразовании выражений, или при исследовании свойств функций. В основном встречаются логарифмы в комбинированных уравнениях. Нами сделана подборка заданий с логарифмами по материалам ЕГЭ с 2003 года.

Цель: систематизировать теоретический материал;

Обобщить и закрепить понятие логарифма числа;

Повторить основные свойства логарифмов, логарифмической функции;

Закрепить умения применять эти понятия при решении уравнений, неравенств, при сравнении выражений.

Учащиеся выполняют тест самостоятельно, 2 человека у доски ( само- взаимопроверка).

Ответы учащихся.

 

Выступление 2 группы. Презентация «Определение логарифма». По ходу выступления учащийся задает вопросы классу.

Выступление 3 группы. Презентация « Свойства логарифмической функции». По ходу выступления учащийся задает вопросы классу.

Выступление 4 группы. Презентация « Методы решения логарифмических уравнений».

1 учащийся у доски, с комментированием.

Учащимся отводится 5 минут на поиск ошибок и их анализ.

Затем учащиеся приступают к решению. По мере выполнения демонстрируют решение у доски.

Выступление 4 группы. Презентация.

Плакат. В чем состоит ошибка этого доказательства?

Презентация.

Учащиеся получают карточки с заданиями. По ходу решения можно советоваться, обсуждать, сверять ответ.

Оборудование урока:

1.)

Карта успешности

Фамилия, имя:

Этапы урока

Моя оценка

Рефлексия: «Закончи предложение»

«Информация к размышлению»

Мне представляется интересным то, что …

Разминка (тест)

Я бы хотел (хотела) ещё раз услышать …

Фронтальная работа (выступления с презентациями, решение задач)

Работа на уроке помогла мне…

Устная работа (ответы на вопросы)

У меня появилось желание…

«Найди ошибку» (поиск ошибок, аргументация)

Положительные моменты урока на мой взгляд…

Игровой момент (ответы на вопросы)

С/работа

Итоговая оценка за работу на уроке

2.)

В заданиях найти ошибки, объяснить их и выполнить правильное решение:

1.Решить уравнение:

2.Решить уравнение:

 3.Решить уравнение:

Вариант 1.

Часть А

1. Найдите значение выражения

    6*4,5log4,59

а) 6    б) 27     в) 12          г) 54

2. Упростите выражение

    2log23 + log72 – log714

а) 7    б) 2+2log72    в) 2       г) 3-6log72

3. Найдите область определения функции

   y=log2(x2-4)

а) (-2;2)           б) (-∞; -2)∪(2;+∞)  

в) (2;+∞)         г)  (-∞; -2)

4.Сравните:    lg2  и   lg5

а) =    б) >    в) <    

     

5. Сравните:  log0,35      log0,85

а) =    б) >    в) <    

Часть В

1. Найдите х, если

    lgx =2lg5+2lg2-lg5*log510+10lg2  (2б.)

2. Найти значение выражения

   log624+log36216+log69+14log8√2125*log2532+(√3)log316 (3б.)

Вариант 2.

Часть А

1. Найдите значение выражения

    1,5log1,56-3

а) 1    б) -9     в) 3           г) -1,5

2. Упростите выражение

   log53-log515+log35

а) -1+log35   б) -2     в) 0       г) log5

  3.Найдите область определения функции

   y=log0,3(6x-3х2)

а) (-∞; 0)∪(2;+∞)    б)(-2; +∞)

в) (2;+∞)                  г)  (0; 2)

4.Сравните:    lg9  и   lg15

а) =    б) >    в) <    

     

5. Сравните:  log0,56       log0,16

а) =    б) >    в) <    

Тест. Вам необходимо выбрать только букву с правильным ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Логарифмическая функция, уравнения и неравенства"

Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа "Логарифмическая функция, уравнения и неравенства"...

Уроки 1-2 по теме "Логарифмическая функция. Уравнения и неравенства" с применением элементов модульной технологии

Данная разработка уроков способствует углублённой тематической подготовке учащихся, эффективно осуществляет процесс обучения и воспитания , решает образовательные и воспитательные задачи на более высо...