конспект урока
план-конспект урока по алгебре

Фрик Елена Александровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ПЛ №24», г.Рубцовска

Автор: Фрик  Елена Александровна - учитель математики                                                                                                             Тема урока: «Решение линейных неравенств».

Класс: 8 класс «В»

Предмет: Математика

Цель урока: способствовать развитию умения решать линейные неравенства.

Задачи урока:

Обучающие:                                                                                                                   вспомнить, что такое неравенство;

вспомнить свойства числовых неравенств;

выяснить с учащимися, что значит решить неравенство;

ввести понятие линейного неравенства;        

познакомить учащихся с алгоритмом решения линейных неравенств;

обеспечить усвоение  материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

воспитание культуры учебного труда;

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

воспитание здорового образа жизни.

Развивающие:

развивать умение самостоятельно анализировать текст, добывать знания и делать выводы;

развивать познавательный интерес;

побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

развивать умение общаться в группах, сотрудничать и взаимообучать;

развивать внимание и память учащихся;

развивать умение слушать товарищей;

развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

Предметные умения: Научиться  решать линейные неравенства. Применять это умение на практике.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.

I. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.                          Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряжённости.                  Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Здравствуйте!                  

Садитесь.

 Откройте тетради. Запишите число.   

                                 

                   

Приветствие гостей.

Подготовка к работе на уроке.

 

 Дети садятся за парты.                                                                        

                                        Записывают в тетрадь число

Создать условия

для возникновения

у детей потребности

включения

в учебную

деятельность.

                                                     

Работа в тетрадях.

Число записано мелом  на доске.

                                             

                   

II.Постановка учебной задачи. Целеполагание.                                                                           Цель: подготовка к изучению новой темы, подвести учащихся к формированию темы и постановке задач урока.                                                                                                            Ожидаемый результат: умение высказывать своё мнение, умение планировать свою учебную работу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учитель обращается к классу:

«Серьезность изучаемых в школе

предметов не мешает нам

творчески переосмысливать новые

 знания. Думая о сегодняшнем

уроке, я почти случайно зарифмовала

свои размышления. Послушайте,

что у меня получилось, и попробуйте

определить тему урока».

        

В математике -  соотношенье

 между

 числами и выраженьями,

В них и знаки для сравнения:

меньше,

больше иль равно?

Я вам дам одну подсказку,

вполне

полезную возможно,        

Мир объединяет равенство,

частица «не» указывает на ……

                                                                                                                                                                                

-Подумайте, какая сегодня тема урока?  

- Что вы знаете о неравенствах?

- Какие бывают неравенства?                                                                                                                                                      

Чему хотите научиться на уроке по теме «Неравенства»?

Как вы думаете, какие неравенства мы будем сегодня учиться решать?

Почему вы так думаете?

Ребята, попробуйте более точно сформулировать тему  урока.

Запишите тему урока

Заполните пропуски в таблице                                                                                                                                                                

Дети  слушают                                              

                                         

                                                   

Дети отвечают -  неравенство                                                                                                                                                 

                                                                                          

Тема урока «Неравенства». 

Неравенства бывают строгие и нестрогие.

   

 Линейные и квадратные                                            

   

Решать неравенства

Линейные  

 Они легче

«Решение линейных неравенств». 

                                       

Выполняют задание                                                                                                                        

                                 

Подготовка к определению темы и цели.

Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке.

( слайд 1)

 

             

                                                 

Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке.  

Работа в тетрадях.

(слайд 2)

Таблица:

Приложение№1

(слайды 4 – 8)

III. Изучение новых знаний.                                                                                      Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.                                                                     Ожидаемый результат: уметь решать линейные неравенства.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Ребята, у вас на столах лежат вопросы, прочитаете их и отметьте «+» те вопросы, на которые вы можете ответить,   «-» те, на которые не можете ответить.

Учитель составляет «Кластер» на доске.        

  1. Ребята, вы можете ответить на первый вопрос?(Что такое неравенство?)
  2. На второй вопрос?(Перечислите свойства неравенств)

  1. На третий вопрос?(Какое неравенство называется линейным?)

Ответ на третий вопрос вы можете найти в учебнике на стр. 206.

Сформулируйте определение линейного неравенства.

  1. На четвертый вопрос? (Что называют решением неравенства?

Ответ на этот вопрос вы можете найти в учебнике на стр.204.

  1. Ребята, вы можете составить алгоритм решения линейных неравенств?

5∙(х – 3) > 2х -3

А что вам напоминает алгоритм решения линейного неравенства?

Судя по этой схеме, вы уже многое знаете о неравенствах, а сегодня на уроке мы расширим эти знания.

Найдите ошибку в решении неравенства.
Объясни, почему допущена ошибка.
Запиши в тетради правильное решение.

3(7-4y) > 3y-9

21 -12y > 3y-9

-12y  - 3y > -9-21

-15y > - 30 /:(-15)

y > 2                                X                        

Дети читают вопросы,

отмечают «+» те вопросы, на которые могут  ответить,   «-» те, на которые не могут ответить.

Дети отвечают на вопросы:

1. Неравенство – это два числа или выражения, соединенные одним из знаков: > (больше),

                           < (меньше), ≤ (меньше или равно), ≥ (больше или равно) или ≠ (не равно).

2.Перечисляют свойства числовых неравенств

 

Нет

3. Линейное неравенство – это неравенство вида ax + b > 0 (или ax + b < 0), где а и b – любые числа, причем а ≠ 0.

Нет

4. Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.  

Нет

решение линейного

уравнения, за исключением создания геометрической модели и   записи ответа

Находят ошибку.

Вопросы:

1. Что такое неравенство?

2. Перечислите свойства неравенств.

3. Какое неравенство называется линейным?

4. Что называется решением неравенства?

5. Составьте алгоритм решения линейных   неравенств.        

(слайд 9)

 (беседа с классом по вопросам)        

Схема: приложение №2

На примере решения неравенства

5∙(х – 3) > 2х -3

Учащиеся с помощью учителя составляют алгоритм решения линейных неравенств

(слайды 10 -22)

(слайд 23)

Решите неравенство

 - 5x – 2 ≤ 3 (x+ 2)

Один ученик решает у доски остальные в тетрадях

- 5x – 2 ≤ 3 (x+ 2)

- 8x≤ 8

x≥ -1

Ответ: [ -1; +∞)

IV.Физкультминутка.                                                                                               Цель: снятие зрительного утомления.                                                                                                          Ожидаемый результат: восстановление физических сил ученика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Предлагаю вам отдохнуть.

Все учащиеся смотрят и выполняют действия.

Физкультминутка, включающая специальную гимнастику для глаз.

(слайды 25 -26)

V. Закрепление новых знаний.                                                                                 Цель: обеспечить закрепление изученного материала с учётом групповой работы.                                                                                                                      Ожидаемый результат: уметь работать в группе, применять алгоритм решения линейных неравенств.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Попытка решить самому!!! 5 мин

Задание: Решить неравенство и изобразить множество его решений на координатной прямой.

№ 1              17 – х > 2∙(5 – 3х)

№ 2               2∙(32 – 3х) ≥ 1- х

№ 3              8 + 5х ≤ 3∙(7 + 2х)                  

Теперь проверьте свое решение с решением ребят вашей группы.

Учащиеся читают задание. Решают неравенства, затем обсуждают в группах.

(в группе по 6 человек, 4 группы) (отработка навыков решения линейных уравнений: каждый ученик получает свое неравенство, решает, применяя алгоритм решения линейного неравенства, затем обсуждение в группах и объяснение другим ученикам).

Сотрудничество с учителем и одноклассниками

2.Ребята, решите следующее неравенство

 Ребята, как вы думаете мы можем здесь применить алгоритм решения линейных неравенств?

Почему?Что нам мешает?

Как мы можем избавиться от знаменателей дробей?

        

На какое?

 

Какое это число?

Что теперь мы можем сделать?

Один ученик выходит к доске и решает неравенство остальные работают в тетрадях.

Нет

Знаменатели

 

Умножить обе части неравенства на число

Которое разделится на знаменатели этих дробей

 15

Применить алгоритм решения линейных неравенств

Ребята  решают неравенство, применяя алгоритм.

        (слайд 27)

Работа в тетрадях и у доски.

5x + 6x-9>2x+9

9x>18

x>2

        2                   x

Ответ: ( 2;+∞)

VI. Рефлексия.

Цель: учить адекватно оценивать свою работу на уроке.                                   Ожидаемый результат: уметь правильно оценивать себя на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Предлагаю закончить предложения.

Закончите несколько предложений.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным …

Учащиеся выбирают любые предложения и заканчивают их.

Адекватно оценивают свою работу.

(слайд 28)

VII. Итог урока.                                                                                                                  Цель: развивать умение делать выводы на основе проделанной работы на уроке.

Ожидаемый результат: уметь делать выводы о полученных знаниях на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Какие учебные задачи вы решали на уроке?

Удалось ли их решить?

С каким новым знанием вы уходите с урока?

Какой вывод сделаете для себя по итогам урока?

Дети анализируют и отвечают.

-Составляли алгоритм решения линейных неравенств

-Учились решать линейные неравенства                      

- Да                                                

- С алгоритмом решения линейных неравенств

Применять полученные знания на практике.

Оценивают свою работу на уроке.

VIIӀ. Инструктаж о домашнем задании.                                                                     Цель: Обеспечить понимание способа выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учебник §34.выучить правила стр.204

Задачник №1295(в,г),1298(в),1300(а)

стр.205

Хочу я вам дать совет:

«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»

                                                                               А.И. Маркушевич

Учащиеся записывают задание в дневник.

Работа по учебнику.

(слайд 29)

(слайд 30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...