Внеурочная деятельность в 5 - 6 классах, факультативы, в 5, 6, 11 классах
рабочая программа по алгебре (5, 6, 11 класс)
1. Внеурочная деятельность в 5 классе.
2. Внеурочная деятельность в 6 классе.
3. Факультатив в 5 классе.
4. Факультатив в 6 классе.
5. Элективный курс в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность 5 класс. | 260.92 КБ |
Внеурочная деятельность 6 класс. | 273.24 КБ |
Факультатив в 5 классе. | 306.5 КБ |
Факультатив в 6 классе. | 254.85 КБ |
Факультатив 11 класс. | 238.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
Внеурочная деятельность «Юный математик»
(на 35 чаов в год, 1 час в неделю)
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «Юный математик» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса:
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи курса:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
раскрытие творческих способностей ребенка;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Содержание курса
Программа рассчитана на 35 часов, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Предметные | Метапредметные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные |
Знают особые случаи устного счета | Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач. | Учитывают правила в планировании и контроле способа решения | Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России.
|
Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»; | Находят наиболее рациональные способы решения логических задач | Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. | Контролируют действия партнера | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
Решают нестандартные задачи разрезание | Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах | Различают способ и результат действия. | Владеют общими приемами решения задач. | Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению | Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов; |
Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля. | Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами | Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
Знают определения основных геометрических понятий | Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи; | Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок | Владеют общим приемом решения задач. | Могут участвовать в диалоге | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; | Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач; | Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели | Умеют применять изученные свойства и формулы | Могут аргументировать свою точку зрения | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие. | Решать несложные практические задачи на построение | Могут проводить сравнительный анализ | Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами | Умеют строить монологическое контекстное высказывание | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов) | Могут устно прикидывать и оценивать результаты | Умеют планировать пути достижения целей | Умеют анализировать свойства геометрических фигур | Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, |
I модуль: «Логические задачи»
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Дата |
1 | Как возникло слово «математика». Приемы устного счета.Счет у первобытных людей. | 1 | |
2 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.Математическая игра « Не собьюсь» | 1 |
|
3 | Приемы устного счета: умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов.Решение логической задачи. | 1 |
|
4 | Интересный способ умножения.Мир больших чисел. | 1 |
|
5 | Решение олимпиадных задач арифметическим методом.Уникурсальные кривые ( фигуры). | 1 |
|
6 | Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.Биографическая миниатюра. Пифагор. | 1 |
|
7 | Решение олимпиадных задач на разрезание.Игра «Перекладывание карточек». | 1 |
|
8 | Метрическая система мер.Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. | 1 |
|
9 | Геометрия Гулливера.Геометрическая головоломка. Танграм. | 1 |
|
10 | Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами).Лабиринты. | 1 |
|
11 | Решение логических задач матричным способом.Как играть, чтобы не проиграть? | 1 |
|
12 | Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.Решение олимпиадных задач различными способами. | 1 |
|
13 | Четность суммы и произведения.Решение олимпиадных задач на четность. | 1 |
|
14 | Прибавление четного.Знак произведения | 1 |
|
15 | Чередование.Решение задач игры « Кенгуру». | 1 |
|
16 | Разбиение на пары.Решение задач игры « Кенгуру». | 1 |
|
17 | Решение олимпиадных задач.Зачет. | 1 |
|
II модуль: «Занимательная математика».
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Дата |
1 | Простые числа. Решение олимпиадных задач (математические ребусы).Игра «Буриме» с использованием чисел. | 1 |
|
2 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра.Архимед.Решение олимпиадных задач (на совместную работу). | 1 |
|
3 | Старинные меры .Оригами | 1 |
|
4 | Биографическая миниатюра.Ферма.Решение олимпиадных задач (на делимость чисел).Логическая задача «Обманутый хозяин» | 1 |
|
5 | Приемы устного счета.Происхождение математических знаков. | 1 |
|
6 | Решение олимпиадных задач (задачи мудрецов).Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10». |
|
|
7 | Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра. Б. Паскаль.Решение олимпиадных задач на взвешивание . | 1 |
|
8 | Геометрические иллюзии.Геометрическая задача – фокус« Продень монетку». | 1 |
|
9 | Умножение двузначных чисел, близких к 100.Решение олимпиадных задач ( инварианты). | 1 |
|
10 | Считаем устно.Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее) | 1 |
|
11 | Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе.Игра « Попробуй сосчитай». | 1 |
|
12 | Решение олимпиадных задач (с применением свойств геометрических фигур).Задачи в стихах. | 1 |
|
13 | Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца) | 1 |
|
14 | Математические ребусы.Решение олимпиадных задач. | 1 |
|
15 | Геометрические задачи на разрезание. | 1 |
|
16 | Тестовые задачи (переливание). | 1 |
|
17 | Тестовые задачи (переливание). | 1 | |
18 | Логические задачи.Зачет | 1 |
|
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса, математических игр, математических праздников.
Творческие работы учащихся по темам:
1. Счет у первобытных людей
2.Цифры у разных народов.
3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
4. «Пифагор и его школа»
5. Биография Архимеда.
7.П. Ферма и его теорема.
8.Биография Б. Паскаля
9. Биография Р. Декарта
10.И. Ньютон и его открытия.
11.Задачи в стихах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
9. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
10. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
11. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва .Просвещение 1994.
12. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
13. Л.М.Лихтарников «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
14. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
15. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 6-х классов составлена на основе следующих документов:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. 17.12.2010 №1897);
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Цели программы:
- Сформировать интерес к изучению математики;
- Повышение математической культуры;
- Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся
- Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.
Задачи программы:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
2) развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
3) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
4) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Формы занятий
«Математика вокруг нас» - внеурочная деятельность. Используются
различные формы организации занятий (беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, фестиваль исследовательских работ, круглый стол).
Ожидаемые результаты реализации:
- овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
- привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;
- разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.
Планируемые результаты освоения курса «Математика вокруг нас»
6 класс
Личностные результаты
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний.
- Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
- Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном;
- прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона;
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Коммуникативные УУД
- построение речевых высказываний, постановка вопросов;
- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
Познавательные УУД
- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений.
Предметные результаты
Ученик научится:
- Основам логического и алгоритмического мышления;
- представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи, делать выводы на основе обобщения знаний;
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- распознавать и изображать геометрические фигуры;
- решать задачи повышенной трудности (олимпиадные);
- разгадывать и составлять разного уровня сложности математические головоломки;
- решать логические задачи, задачи на переливание и взвешивание (моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ);
- работать над проектом.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать методику решения простейших практико-ориентированных задач и задач повышенного уровня
- решать задачи народов мира;
- сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом;
- работать с различными источниками информации;
- приемам исследовательской деятельности и ее применения для решения задач в различных областях деятельности.
Содержание курса
Вводное занятие (1ч)
Беседа о происхождении арифметики. История возникновения термина «математика». Создание условий для развития умения работать в информационной среде.
Раздел 1. Математические ребусы (2 часа)
Знакомства с ребусами. Разгадывание и составление математических ребусов.
Раздел 2. Логические задачи (4 часа)
Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей. Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр. Решение логических задач на движение, на дроби, вероятностных задач.
Раздел 3. Числа великаны и задачи. (4 часа)
Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи. Создать условия для встречи с родителями, профессии которых требуют знаний по математике.
Раздел 4. Задачи на переливание и взвешивание (4 часа)
Особенности развития математики на Древнем Востоке. Математики Древнего Востока. Решение задачи аль- Хорезми на взвешивание. Задачи на взвешивание и переливание. Задачи на старинные меры измерений. Задачи на прямую и обратную пропорциональность.
Раздел 5. Исследовательская деятельность «Окружность, шар, круг вокруг нас» (4 часа)
Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Введение понятий окружность, шар, круг. Обучение учащихся построению окружности, круга, шара подручными средствами. Решение задач на разрезание круга и шара. Геометрическое представление фигур, получившихся при разрезании данных фигур. закрепления умения изображать данные геометрические фигуры.
Раздел 6. Масштаб (3 часа)
Введение понятия масштаба. Обучение учащихся составлению масштабных карт, а так же решению задач связанных с масштабом. Практические применения.
Раздел 7. Круги Эйлера (3 часа)
Множество. Элементы множества, подмножество. Объединение, пересечение множеств. Леонард Эйлер. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.
Раздел 8. Исследовательская деятельность «Вездесущая математика» (3 часа)
Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности.
Раздел 9. Мир на координатной плоскости. Задачи о природе (6 часов)
Координатная плоскость. История возникновения декартовой системы координат. Рене Декарт –основатель декартовой системы координат. Введение терминов «абсцисса», «ордината», «ось ординат», «ось абсцисс». Изображение точек на координатной плоскости. Рисунки на координатной плоскости (выполнение творческих работ учащимися). Рисуем животных на координатной плоскости. Математический взгляд на природу. Решаем задачи.
Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов курса. Проверка качества освоение программного материала и достижения планируемого результата обучения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Вводное занятие | 1 | |
Математические ребусы | 2 | |
Логические задачи | 4 | |
Числа великаны и задачи. | 4 | |
Задачи на переливание и взвешивание | 4 | |
Исследовательская деятельность «Окружность, шар, круг вокруг нас» | 4 | |
Масштаб | 3 | |
Круги Эйлера | 3 | |
Исследовательская деятельность «Вездесущая математика» | 3 | |
Мир на координатной плоскости. Задачи о природе | 6 | |
Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО: | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Что пройдено | Кол-во часов | Деятельность ученика | Дата | |
План | Факт | ||||
Вводное занятие | 1 | ||||
1 | Знакомство учащихся с многообразными ресурсами для интересного изучения математики | ||||
Раздел 1. Математические ребусы | 2 | ||||
2 | Математические ребусы.Разгадывание математических ребусов | Знакомятся с разнообразными видами ребусов. Разгадывают и составляют математические ребусы. Определяют потенциальные затруднения при решении и составлении математических ребусов и находят средства для их устранения. Слушают других, считаются с мнением других. Овладевают основами логического и алгоритмического мышления. | |||
3 | Математические ребусы.Составление математических ребусов | ||||
Раздел 2. Логические задачи | 4 | ||||
4 | Решение старинных задач на дроби | Знакомятся с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Решают логические задачи на дроби, вероятностные задачи. Ориентируются на разнообразие и выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. | |||
5 | Решение вероятностных задач «На авось не пройдет» | ||||
6 | Игра «Юный статик» (нахождение статистических величин) | ||||
7 | Проект «Семейная математика» | ||||
Раздел 3. Числа великаны и задачи. | 4 | ||||
8 | Числа-великаны.Коллективный счет | Знакомятся с числами-великанами — доклады учащихся. Совместно находят приемы быстрого устного счета. Разбирают задачи на части: отделяют условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Находят взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Учатся ставить «правильные» вопросы. Разбирают различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи. Решают занимательные, старинные задачи, задачи на разрезание. Ориентируются на разнообразие и выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. слушают других, считаются с мнением других. Договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности. Встречаются с родителями, профессии которых требуют знаний по математике. | |||
9 | Интеллектуальный математический марафон | ||||
10 | Решение задач «Все зависит не от нас» | ||||
11 | Вечер-встреча «В гостях у математики» | ||||
Раздел 4. Задачи на переливание и взвешивание | 4 | ||||
12 | Решение задач на переливание | Решают задачи аль-Хорезми на взвешивание, задачи на взвешивание и переливание, задачи на старинные меры измерений. Знакомятся и решают задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости. Ориентируются на разнообразие и выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. Договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности. | |||
13 | Решение задач на взвешивание | ||||
14 | Занятие – практикум « Связь взвешивания и переливания» | ||||
15 | Решение задач на прямую и обратную пропорциональность. | ||||
Раздел 5. Исследовательская деятельность «Окружность, шар, круг вокруг нас» | 4 | ||||
16 | Исследовательская работа «Окружность, шар, круг вокруг нас» | Находят в разных источниках понятия окружность, шар, круг. Строят окружности, круга, шара подручными средствами. Решают задачи на разрезание круга и шара, на нахождение длины окружности и площади круга. Знакомятся с понятием исследовательской работы, ее основными приемами, методами. Самостоятельно добывают знания из разных источников информации. Договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности. Слушают других, считаются с мнением других. Участвуют в создании и защите проекта «Окружность, шар, круг вокруг нас». | |||
17 | Построение окружности, круга, шара подручными средствами | ||||
18 | Задачи на нахождение длины окружности и площади круга | ||||
19 | Решение задач на разрезание круга и шара. | ||||
Раздел 6. Масштаб | 3 | ||||
20 | Решения «масштабных» задач «Раскрой для себя весь мир» | Находят в разных источниках понятие масштаб. Составляют масштабные карты, а так же решают задачи связанные с масштабом. Практические применение полученных знаний. Самостоятельно добывают знания из разных источников информации. Договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности. Слушают других, считаются с мнением других. Участвуют в создании и защите проекта «Меряю жизнь по себе». | |||
21 | Учебно-исследовательская работа «Меряю жизнь по себе» | ||||
22 | Демонстрация исследовательской работы «Меряю жизнь по себе» | ||||
Раздел 7. Круги Эйлера. | 3 | ||||
23 | Модуль в нашей жизни. | Находят в разных источниках понятия модуль, множество, подмножество, элемент множества. Решают задачи с модулем. Знакомятся с действиями над множествами, выполняют их с помощью кругов Эйлера. Устанавливают соотношения между множествами. | |||
24 | Круги Эйлера.Решение задач с их использованием | ||||
25 | Урок семинар «Многообразие чисел вокруг нас. Действия с ними» | ||||
Раздел 8. Исследовательская деятельность «Вездесущая математика» | 3 | ||||
26 | Занятие –практикум «Смешная математика- смешные уравнения- долгая жизнь» | Закрепляют понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Самостоятельно добывают знания из разных источников информации. Договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности. Слушают других, считаются с мнением других. Участвуют в создании и защите проекта «Вездесущая математика» | |||
27 | Учебно-исследовательский проект –разработка «Вездесущая математика» | ||||
28 | Учебно-исследовательский проект –демонстрация «Вездесущая математика» | ||||
Раздел 9. Мир на координатной плоскости. Задачи о природе. | 6 | ||||
29 | Занятие-семинар «Прямые.Взаиморасположения прямых в различных представлениях великих математиков» | Находят в разных источниках понятия прямая, координатная плоскость, координата. Знакомятся с историей возникновения координатной плоскости. Решают задачи на координатной плоскости и координатной прямой. Закрепляют умения изображать на координатной плоскости. Знакомство с работой микрокалькулятора. Развивают умения работать в информационной среде, а так же анализировать данные, составлять таблицы и диаграммы, используя полученные данные. | |||
30 | Занятие- практикум «Преобразование фигур на координатной плоскости» | ||||
31 | Игра «Мы ищем клад» (расширение знаний по теме «Координаты») | ||||
32 | Занятие - практикум «Составление столбчатых диаграмм и графиков по данным из жизни» | ||||
33 | Мотивационная игра с микрокалькуляторами | ||||
34 | Мотивационная игра с микрокалькуляторами | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
35 | Круглый стол- подведем итоги | Обобщают полученные знания программного материала и достижения планируемого результата обучения |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели и задачи курса:
Цели курса:
• выявление и развитие математических способностей учащихся;
• повышение активности учащихся;
• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание интереса к математике;
• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
Задачи курса:
- развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
- обогащать математический язык школьников;
- расширить кругозора учащихся;
- повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
- развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
- Планируемые результаты освоения учебного курса.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
- Содержание тем учебного курса
Тема №1. Натуральные числа (18 часов)
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. Логические и традиционные головоломки. Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение».
Тема №2. Дробные числа» (16 часов)
Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы. Математические игры. Полу шутки. Слишком правильные дроби. Проценты в нашей жизни.
Тема №3. Итоговое занятие (1 час).
На заключительном занятии учащимся предлагается решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».
- Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Сроки |
Натуральные числа – 18 часов | |||
1 | Как люди научились считать. | ||
2 | Из науки о числах. | ||
3 | Из истории развития арифметики. | ||
4 | Почему нашу запись называют десятичной. | ||
5 | Действия над натуральными числами. | ||
6 | Как свойства действий помогают вычислять. | ||
7 | Как свойства действий помогают вычислять. | ||
8 | Приёмы рациональных вычислений. | ||
9 | Приёмы рациональных вычислений. | ||
10 | Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. | ||
11 | Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. | ||
12 | Логические и традиционные головоломки. | ||
13 | Логические и традиционные головоломки. | ||
14 | Логические и традиционные головоломки. | ||
15 | Задачи на «переливание». | ||
16 | Задачи на «переливание». | ||
17 | Задачи на «переливание». | ||
18 | Задачи на «переливание». | ||
Дробные числа – 16 часов | |||
19 | Метрическая система мер. | ||
20 | Старые русские меры. | ||
21 | Старые русские меры. | ||
22 | Как измеряли в древности. | ||
23 | Как возникают дроби в практических вычислениях. | ||
24 | Задачи на делимость. | ||
25 | Перегибания. Плоские разрезания | ||
26 | Перегибания. Плоские разрезания | ||
27 | Перегибания. Плоские разрезания | ||
28 | Перегибания. Плоские разрезания | ||
29 | Математические фокусы | ||
30 | Математические фокусы | ||
31 | Математические фокусы | ||
32 | Математические фокусы | ||
33 | Полушутки. Слишком правильные дроби | ||
34 | Проценты в нашей жизни | ||
Итоговое занятие - 1 час | |||
35 | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Математика без границ» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для работы в 6-х классах общеобразовательной школы на 1 год обучения (1час в неделю, 35ч)
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Основная цель курса – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, научно-исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на факультативные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- доступность.
Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.
В процессе изучения данного факультативного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр, защиты творческих работ и т.д.
Факультативный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе и является одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
Наряду с решением основной задачи факультативные занятия предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную творческую работу.
Факультативный курс – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.
Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В основе работы курса лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся шестого класса. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Ожидаемые результаты:
Основным результатом освоения программы курса является представление школьниками творческой индивидуальной или групповой работы на итоговом занятии (защита творческих работ).
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
- основные методы и приемы решения олимпиадных задач.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных и олимпиадных задач;
- уметь представлять и защищать индивидуальные, коллективные, творческие и исследовательские работы.
Таблица
тематического распределения количества часов
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | |
I. | Путешествие в историю математики | 8 | |
II . | Знакомство с геометрией | 6 | |
III. | Решение различных задач | 7 | |
IV. | Математические игры и головоломки | 5 | |
V. | Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей | 5 | |
VI. | Заключительное занятие | 3 | |
ИТОГО | 34 |
Содержание
I.Путешествие в историю математики (8ч)
1.Вводное занятие (1ч)
Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики.
2. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. (1ч)
Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Презентация «Эти удивительные числа».
3.Системы счисления. История нуля. (1ч)
Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.
4. Правила и приемы быстрого счета. (2ч)
Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета.
5. История математических знаков. История циркуля, транспортира. (1ч)
История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.
Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».
6. Великие математики древности. Женщины математики. (2ч)
Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия».
Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.
Их жизнь и вклад в развитие математики.
II. Знакомство с геометрией (6ч)
1. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. (1ч)
История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры, решить задачи. Презентация « История геометрических терминов».
2.Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах. (1ч)
Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях. Презентация о геометрических фигурах.
3. Треугольник. Египетский треугольник. (1ч)
Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников. Стихи и загадки. Египетский треугольник.
4. Параллелограмм.(1ч)
Определение, его свойства. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь.
5. Прямоугольник. Квадрат. (1ч)
Определение, их свойства. Периметр и площадь.
6. Пять правильных многогранников. (1ч)
Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания.
III. Решение различных задач (7ч)
1. Готовимся к олимпиаде. (3ч)
Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. Варианты олимпиадных заданий.
2. Конкурс «Кенгуру» (2ч)
Решение задач конкурса «Кенгуру».
3. Старинные задачи по математике. (2ч)
Презентация «Старинные задачи по математике». Решение различных старинных задач.
IV. Математические игры и головоломки (5ч)
1. Координатная плоскость. (2ч)
Рисуем животных на координатной плоскости. В поисках клада.
2. Головоломки со спичками (1ч)
Решение различных задач со спичками.
3.Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки. (2ч)
Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.
V. Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей (6ч)
Круги Эйлера. Комбинации. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности.
Практика. Решение задач по комбинаторике и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.
VI. Заключительное занятие (3 ч)
Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.
Литература:
- Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М.:Педагогика – Пресс, 1995.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.
- Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- изд.-М.: Мнемозина, 2010г.
- Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”, №5, 1989.-С. 78.
- Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
- Баврин И.И., Фрибус Е.А.Старинные задачи. –М: Просвещение, 1994.
- Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. –М: Просвещение, 1992.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6кл - М: Дрофа, 1998.
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9кл. -М: Дрофа,2002.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11кл.- М: Айрис- Пресс, 2002.
- Ю.В.Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков. Математика. 5-6класс. Задачи на развитие математического мышления. - М.: «Издат-школа 2000»
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.
- Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
- Интернет - ресурсы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «МАТЕМАТИКА БЕЗ ГРАНИЦ»
на 2018-2019 учебный год, 6класс (1ч в неделю, всего 35ч)
ДатаНомер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | |
примерная | фактическая | |||
I | Путешествие в историю математики | 8 | ||
1. | Вводное занятие | 1 | ||
2. | История возникновения цифр и чисел. Числа великаны | 1 | ||
3. | Системы счисления. История нуля | 1 | ||
4. | Правила и приемы быстрого счета | 1 | ||
5. | Секреты быстрого счета | 1 | ||
6. | История математических знаков. История циркуля, транспортира | 1 | ||
7. | Великие математики древности | 1 | ||
8. | Женщины математики | 1 | ||
II | Знакомство с геометрией | 6 | ||
9. | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни | 1 | ||
10. | Геометрические фигуры .Сказки о геометрических фигурах | 1 | ||
11. | Треугольник. Египетский треугольник | 1 | ||
12. | Параллелограмм. | 1 | ||
13. | Прямоугольник. Квадрат | 1 | ||
14. | Пять правильных многогранников | 1 | ||
III | Решение различных задач | 7 | ||
15. | Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел | 1 | ||
16. | Задачи на принцип Дирихле, на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. | 1 | ||
17. | Варианты олимпиадных заданий | 1 | ||
18. | Решение задач конкурса «Кенгуру» | 1 | ||
19. | Решение задач конкурса «Кенгуру» | 1 | ||
20. | Старинные задачи по математике | 1 | ||
21. | Решение различных старинных задач | 1 | ||
IV | Математические игры и головоломки | 5 | ||
22. | Рисуем животных на координатной плоскости. | 1 | ||
23. | В поисках клада | 1 | ||
24. | Решение различных задач со спичками | 1 | ||
25. | Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. | 1 | ||
26. | Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы. | 1 | ||
V | Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей | 6 | ||
27. | Круги Эйлера | 1 | ||
28. | Решение логических задач с использованием кругов Эйлера. | 1 | ||
29. | Комбинации. Дерево возможных вариантов | 1 | ||
30. | Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности. | 1 | ||
31. | Решение задач по комбинаторике и теории вероятности | 1 | ||
32 | Решение задач по комбинаторике и теории вероятности | 1 | ||
VI | Заключительное занятие | 3 | ||
33. | Представление и защита творческих работ учащихся | 1 | ||
34. | Представление и защита творческих работ учащихся | 1 | ||
35. | Подведение итогов | 1 | ||
ИТОГО | 35 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса по математике для обучающихся 11-х классов по теме: "Задачи с параметрами"
Пояснительная записка
Введение новой формы итоговой аттестации за курс средней школы – Единого Государственного Экзамена и широкое использование приёмными комиссиями ВУЗов задач с параметрами в своих экзаменационных материалах ставит перед школой новую задачу – готовить учащихся к решению упражнений данного вида.
Изучение этой темы, ставя перед учениками новые проблемы, стимулирует развитие их математической культуры и навыков аналитического мышления, хорошей техники исследования.
Вместе с тем, в школьном курсе математики эта тема практически не представлена. Восполнить этот пробел возможно за счёт изучения данного элективного курса.
Особенность этого курс состоит в том, что в процессе занятий учащиеся повторяют ранее изученное, повышают уровень логической подготовки, по-новому видят, анализируют линейные и квадратные многочлены. Его программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. По мере изучения программного материала усложняются и рассматриваемые в данном курсе вопросы: тригонометрические уравнения и неравенства, содержащие параметр; показательная и логарифмическая функции, соответствующие им параметрические задачи.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по математике.
Курс рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий в 11-х классах.
Цель и задачи факультативного курса:
Цель: Расширить и углубить знания по теме “Уравнения и неравенства”.
Задачи:
- Развить и укрепить имеющиеся навыки, освоить ранее неизвестные учащимся приёмы и методы решения уравнений и неравенств.
- Подготовить учащихся к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
- Вызвать интерес к изучаемой теме.
- Развивать исследовательскую деятельность школьников.
- Планируемые результаты освоения учебного курса.
В результате изучения данного курса учащиеся:
должны знать:
- общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах;
- методы решения неравенств и систем уравнений;
- основные приёмы и методы решения: уравнений и неравенств с модулем и параметрами; линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами; иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств, в том числе с параметрами.
должны уметь:
- применять изученные методы и приемы при решении уравнений и неравенств;
- проводить исследования при решении уравнений и неравенств с параметрами.
- Содержание факультативных занятий
Программа факультатива содержит следующие темы:
“Общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах” 3 часа
Основные определения. Область допустимых значений. О системах и совокупностях уравнений и неравенств. Общие методы преобразования уравнений (рациональные корни уравнения, “избавление” от знаменателя, замена переменной в уравнении).
Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр” 3 часа
Теорема Виета. Расположение корней квадратного трёхчлена. Алгоритм решения уравнений. Аналитический и графический способы. Решение уравнений с нестандартным условием.
“Методы решения неравенств” 3 часа
Некоторые свойства числовых неравенств. Неравенства с переменной. Квадратичные неравенства. Метод интервалов для рациональных неравенств. Метод замены множителей.
“Методы решения систем уравнений” 3 часа
Системы алгебраических уравнений. Замена переменных. Однородные системы. Симметрические системы.
“Иррациональные уравнения и неравенства” 2 часов
Методы решения иррациональных уравнений и неравенств (возведение в степень, замена переменных).
“Тригонометрические уравнения и неравенства” 4 часа
Метод решения тригонометрических уравнений и неравенств. Отбор корней в тригонометрических уравнениях. Примеры систем тригонометрических уравнений. Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции.
“Уравнения с модулем” 2 часа
Модуль числа. Свойства модуля. График функции y = ¦x¦. Методы решения уравнений с модулем. Решение комбинированных уравнений, содержащих переменную и переменную под знаком модуля.
“Нестандартные методы решения уравнений и неравенств” 7 часов
Применение свойств квадратного трехчлена. Использование свойств функции (свойство ограниченности, монотонности). Использование суперпозиций функций.
“Логарифмические и показательные уравнения и неравенства” 2 часа
Методы решении показательных и логарифмических уравнений. Преобразования логарифмических уравнений. Замена переменных в уравнениях. Логарифмирование. Показательные и логарифмические неравенства. Методы решений показательных и логарифмических неравенств (метод замены переменных, метод замены множителей).
“Уравнения с параметрами” 2 часа
Понятие уравнения с параметром, примеры. Контрольные значения параметра. Основные методы решения уравнений с параметром. Линейные уравнения с параметром.
“Задачи с параметрами” 4 часа
- Тематическое планирование
№ п-п | Тема | часы | Сроки |
1 | Вводное занятие – знакомство с параметром | 1 |
|
2 | Линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр. | 1 |
|
3 | Обзор основных свойств квадратного трёхчлена: дискриминант и его корни, теорема Виета и обратная к ней; разложение квадратного трёхчлена на множители, квадратичные неравенства и методы их решения. | 1 |
|
4 | Решение параметрических задач на квадратный трёхчлен и задач, сводящихся к ним. | 1 |
|
5 | Расположение корней квадратного трёхчлена относительно заданного множества чисел. | 1 |
|
6 | Расположение корней квадратного трёхчлена относительно заданного множества чисел. | 1 | |
7 | Решение уравнений и неравенств с параметрами, в которых выражаются заданные условия. | 1 |
|
8 | Решение уравнений и неравенств с параметрами, в которых выражаются заданные условия. | 1 | |
9 | Решение рациональных уравнений и неравенств. | 1 |
|
10 | Решение рациональных уравнений и неравенств. | 1 | |
11 | Решение рациональных неравенств методом интервалов и графически. | 1 |
|
12 | Решение рациональных неравенств методом интервалов и графически. | 1 | |
13 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 |
|
14 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | |
15 | Тригонометрические уравнения – обзор формул для корней простейших уравнений, классификация тригонометрических уравнений и методов их решения. | 1 |
|
16 | Тригонометрические уравнения – обзор формул для корней простейших уравнений, классификация тригонометрических уравнений и методов их решения. | 1 | |
17 | Решение тригонометрических уравнений с параметрами. | 1 |
|
18 | Решение тригонометрических уравнений с параметрами. | 1 | |
19 | Уравнения и неравенства с параметром, содержащие знак модуля. | 1 |
|
20 | Уравнения и неравенства с параметром, содержащие знак модуля. | 1 | |
21 | Нахождение числа решений уравнения с параметром графическим способом. | 1 |
|
22 | Системы линейных уравнений с параметрами, способы их решения. | 1 |
|
23 | Параметрические задачи на касательную к кривой. | 1 |
|
24 | Вычисление наибольшего и наименьшего значений функции в задачах с параметрами. | 1 |
|
25 | Вычисление наибольшего и наименьшего значений функции в задачах с параметрами. | 1 | |
26 | Использование монотонности и экстремальных свойств функций тригонометрических, логарифмических и показательных в задачах с параметрами. | 1 |
|
27 | Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами. | 1 |
|
28 | Логарифмические и показательные уравнения и неравенства, содержащие параметры. | 1 |
|
29 | Логарифмические и показательные уравнения и неравенства, содержащие параметры. | 1 | |
30 | Задачи с параметрами на Едином Государственном Экзамене, олимпиадах. | 1 |
|
31 | Задачи с параметрами на Едином Государственном Экзамене, олимпиадах. | 1 | |
32 | Решение задач по всему курсу. | 1 |
|
33 | Решение задач по всему курсу. | 1 |
|
34 | Решение задач по всему курсу. | 1 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
Рабочая программа факультатива по внеурочной деятельности (ФГОС) «Работа с портфолио» для 7 класса
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МОУ «Лицей № 5» отводит 35 часов в год (1 час в неделю, 35 учебных недель) для внеурочной деятельно...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" для 5-7 классов по ФГОС ООО
Программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" для 5-7 классов по ФГОС ООО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы) Программа рассчитана на 34 часа.Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. В...