Лабораторная работа "Лист Мебиуса". Вебинары. Конкурсы. Научные общества обучающихся.
опыты и эксперименты по математике (6 класс)

Русова Нина Юрьевна

Лабораторная работа с элементами исследования удивительной поверхности под названием лист Мебиуса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока: "Лабораторная работа - Лист Мебиуса"24.98 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку:"Лабораторная работа- Лист Мебиуса"1.04 МБ
Microsoft Office document icon Приложение №251 КБ
Microsoft Office document icon Приложение №325.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение №425.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение №525.5 КБ
Microsoft Office document icon Грамота за Лабораторную работу- Лист Мебиуса136 КБ
PDF icon Мое участие в вебинарах2.95 МБ
PDF icon Инновационное воспитание и цифровое образование706.9 КБ
PDF icon инновационное воспитание и цифровое образование (продолжение)2.52 МБ
PDF icon Участники и победители конкурсов2.03 МБ
PDF icon Участники и победители конкурсов (продолжение)2.74 МБ
PDF icon Участники и победители конкурсов (продолжение 1)1.39 МБ
PDF icon Участники и победители конкурсов (продолжение 2)2.9 МБ
PDF icon участники и победители конкурсов (продолжение 3)317.59 КБ
PDF icon Участники и победители конференций808.91 КБ
PDF icon Участники и победители конференций (продолжение)2.16 МБ
PDF icon Участница научной конференции1.09 МБ
PDF icon Форум классных руководителей564.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на предметной неделе «МИФ». Тема: "Лист Мебиуса".


Учителя: Русова Н.Ю., Винокурова Н.М.

Тема: Лист Мебиуса.

Класс: 5-8.

Вид урока: лабораторная работа с элементами исследования.

Тип урока: изучение нового.

Формы работы на уроке: практическая групповая работа, фронтальный опрос, научный эксперимент.

Оборудование:

  • мультимедиа-проектор, компьютер;
  • энциклопедический словарь, термины (Приложение 4), геометрические фигуры, образец ленты Мебиуса, цветные мелки,
  • таблицы наблюдений экспериментов (Приложение 2); клей, ножницы, фломастеры, листы Мебиуса, различной формы, для каждого опыта.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с листом Мебиуса, элементами исследовательской работы;
  • расширить знания учащихся в области экспериментальной математики.
  • Развивающие:
  • развивать логическое мышление;
  • развивать навык самостоятельной работы при проведении исследования;
  • развивать умения выдвигать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом;
  • Воспитательные:
  • воспитывать целеустремленность в достижении цели;
  • прививать интерес к математике, математическим опытам
  • воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Предварительная подготовка: учащиеся разделяются на 5 групп.

Понятия:

  • Исследование – процесс получения новых знаний.
  • Гипотеза  (от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо явлений, достоверность которого еще не доказана опытным путем.
  • Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – воспроизведение какого-либо явления с целью исследования. Научно поставленный опыт.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока

Здравствуйте ребята. Сегодня я и Наталья Михайловна проведем с вами необычный урок.
Сегодня, каждый из вас станет научным работником. Закройте глазки. (
Приложение 1, слайд 1– музыкальная вставка) Мы с вами перенеслись в научно-исследовательскую лабораторию Черновской академии наук. Вы исследователи, а мы  ваши научные руководители. В каждой  группе есть старший научный сотрудник.

1гр.-______________

2 гр. - ______________

3 гр. - _________________

4 гр. - ________________
В нашу лабораторию поступил спец. заказ 
(показывается коробка, в которой находятся задания для групповой работы, достается лист и макет листа Мебиуса) на исследование удивительной поверхности под названием лист Мебиуса. 
Что же такое лист Мебиуса? Как же он возник? Давайте проведем экскурсию в историю.

III. Историческая справка

(Приложение 1, слайды 2 – 9 на фоне музыки)

Лист Мебиуса – символ математики,
Что служит высшей мудрости венцом…
Он полон неосознанной романтики:
В нем бесконечность свернута кольцом.

В нем – простота, и вместе с нею – сложность,
Что недоступна даже мудрецам:
Здесь на глазах преобразилась плоскость
В поверхность без начала и конца.

Здесь нет пределов, нет ограничений,
Стремись вперед и открывай миры,
Почувствуй силу новых ощущений,
Прими познанья высшего дары…

Иванова Н. Ю.

Данную поверхность открыл Лейпцигский профессор Август Фердинанд Мебиус. Лист Мебиуса относится к числу “математических неожиданностей”. Рассказывают, что открыть свой “лист” Мебиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты.
Как бы то ни было, но в 1858 году Мебиус (1790-1868), ученик К. Ф. Гаусса, астроном и геометр, послал в Парижскую академию наук работу, включавшую сведения об этом листе. Семь лет он дожидался рассмотрения своей работы и, не дождавшись, опубликовал ее результаты. 
Лист Мебиуса считается одним из символов современной математики, а момент его открытия стал началом рождения новой науки – топологии. В некотором смысле слово топология – это наука, изучающая непрерывность. Тополог интересуется свойствами “предметов”, которые выдерживают деформации: сжатия и растяжения.

(Приложение 1, слайд 10) Получается он очень просто: склейте из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием поверните один конец на 180°. (Склеить лист Мебиуса вместе со всеми детьми) Если полоска бумаги достаточно длинная, то такой поворот может произойти и случайно.
(
Приложение 1, слайд 11)

IV. Работа с незнакомыми словами

Чтобы понять, как нам проводить исследование данной поверхности давайте обратимся к словарю и выясним что такое исследование и эксперимент. (На доске вывешиваются определения понятий: исследование, эксперимент, гипотеза – Приложение 4)
Во все времена человек большинство знаний добывал не путем рассуждений и догадок, а из собственного трудового опыта. Иногда человек специально проводит серию опытов, чтобы доказать, либо опровергнуть некоторую гипотезу – научное предположение. Такая работа называется – эксперимент. 

V. Техника безопасности

При выполнении этой работы нам будут необходимы ножницы. Расскажите, пожалуйста, как нужно обращаться с ножницами?

  • Ножницы должны лежать на столе в закрытом виде;
  • Передавать ножницы нужно кольцами вперед;
  • При работе ножницы должны лежать с правой стороны;
  • Не использовать ножницы без разрешения учителя.

VI. Лабораторная работа

Чтобы вам было более понятно, первый опыт мы проведем вместе с вами.

(Достать из коробки задание и зачитать – Приложение 3)

Задание: Склейте лист Мебиуса. Если начать проводить линию по листу Мебиуса с одной стороны, не отрывая карандаш от поверхности и не переходя через край, то какая часть листа Мебиуса окажется закрашенной?
Прежде чем ставить гипотезу – научное предположение, давайте посмотрим, каков будет результат, если начать раскрашивать кольцо, например, с внутренней стороны 
(провести опыт, выслушать ответы детей на вопрос какая часть закрашена). Этот опыт показывает, что кольцо имеет две стороны, то есть кольцо – это двухсторонняя поверхность. 
Как вы думаете, какой ответ можно дать на вопрос, если теперь мы будем закрашивать лист Мебиуса? 
(Ответы детей)
Мы определились с гипотезой. Теперь проведем опыт.
Каков результат эксперимента? 
(Ответы детей)
Совпал ли результат эксперимента с гипотезой?
 (Ответы детей)

(В своем отчете я говорю гипотезу, результат и вывод, о том, что лист Мебиуса – односторонняя поверхность, вывод вывешивается на доску. Приложение 5)

Сейчас я каждой группе раздам задания (Приложение 2). Чтобы было проще проводить исследования листы Мебиуса для каждого задания уже подготовлены. При выполнении задания вы должны обсудить гипотезу, записать ее в карточку. Провести эксперимент, который будет состоять из опытов, поставленных каждым членом группы, для большей достоверности результата. Записать результат эксперимента в карточку. На основании результата сделать вывод о том подтверждена ваша гипотеза или нет. И, если у вас еще останется время, подумать вместе с группой над тем, какой еще опыт можно провести с листом Мебиуса. По истечении времени от каждой группы выйдет докладчик с отчетом о проделанной работе. Во время экспериментов я и Наталья Михайловна будем вашими консультантами.

(Раздаются задания для каждой группы. Дети проводят свои опыты. В ходе проведения опытов учителя выступают в роли консультантов.)
(После звонка будильника.) Звонок прозвенел, эксперименты мы заканчиваем. Ножницы, обязательно, положите на стол, чтобы они вам больше не мешали.

VII. Зарядка

(Приложение 1, слайд 12 – музыкальная вставка).
Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю немного отдохнуть.
Встаньте.
Руками, широкими взмахами показать кольцо.
Лист Мебиуса в виде цифры 8. (
руками и туловищем)
8 ногами по очереди очертить на полу.
Перекручивания листа Мебиуса (
повороты)
Вдох, выдох. Садимся.

VIII. Отчет

(Приложение 1, слайд 13)
После проведения зарядки выступают докладчики. Отчеты обсуждаются, сдаются учителям.
Сейчас мы с вами приступаем к самой ответственной части нашего эксперимента – отчету. От каждой группы, по очереди, к кафедре подходит старший научный сотрудник с отчетами и результатами своих экспериментов.

IX. Подведение итогов

Ответьте на следующие вопросы:
Во время проведения нашей работы мы использовали новые термины гипотеза и эксперимент. Что означают эти слова?
Сколько ответов из колонки гипотез совпало с ответами из колонки экспериментов?
Ребята, если ваша гипотеза не совпала с результатом эксперимента, не нужно прекращать заниматься научной работой. Ведь среди ученых существует правило, что отрицательный результат – это тоже результат. И твой труд не пропал напрасно.
Сколько сторон у листа Мебиуса?
Какие эксперименты подтверждают это свойство? 
(Эксперимент с раскрашиванием листа Мебиуса)

(Приложение 1, слайды 14 – 21 на фоне музыки)

Лист Мебиуса удивительная поверхность и притягивает к себе внимание не только математиков, но и людей искусства. Посмотрите, скульптуры и картины в основе которых лежит лист Мебиуса.
Математика не является отвлеченной наукой. Очень многие математические знания и факты связаны с природой. Посмотрите лист Мебиуса, созданный природой.

Все группы работали отлично. (Среди групп выделяются лучшие и  ребятам этих групп присваиваются звания: профессор, магистр и бакалавр математических наук)
Поздравляю вас с успешным завершением исследования. А результаты нашего исследования я отправлю заказчику.

X. Домашнее задание

Показать родным эксперименты с листом Мебиуса.

XI. Резерв

Подумайте над вопросом: как склеить лист Мебиуса из квадратного листа? (Ответ: сложить лист гармошкой.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ИСТОРИЯ

Слайд 3

ЛИСТ МЁБИУСА

Слайд 6

Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868)

Слайд 7

История открытия Лист Мёбиуса относится к числу «математических неожиданностей». Рассказывают, что открыть свой «лист» Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты.

Слайд 8

Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868)

Слайд 9

ТОПОЛОГИЯ

Слайд 10

Лист Мебиуса получается очень просто: склейте из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием поверните один конец на 180 ° . Если полоска бумаги была длинной, то такой поворот мог произойти и случайно.

Слайд 20

Лист Мебиуса в природе.



Предварительный просмотр:

Задание 1: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль посередине.

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод

Задание 2: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив треть от края листа?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод


Задание 1: Что получится, если перекрутить ленту дважды, а затем разрезать вдоль посередине?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод

Задание 2: Что получится, если перекрутить ленту трижды, а затем разрезать вдоль посередине?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод


Задание 1: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 1 см?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод

Задание 2: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 2 см?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод


Задание 1:  Склеить вместе (одно  в другом) лист Мёбиуса и простое кольцо. Что получится, если разрезать их вдоль?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод

Задание 2: Склеить вместе (одно  в другом) два листа Мёбиуса. Что получится, если разрезать их вдоль?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод


Задание 1: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез в середине ленты)?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод

Задание 2: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез с краю ленты на одну треть)?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод



Предварительный просмотр:

Задание № 1: 

Если начать проводить линию по листу Мебиуса с одной стороны, не отрывая карандаша от бумаги и не переходя за край, то какая часть листа Мебиуса окажется закрашенной?



Предварительный просмотр:

Лист Мёбиуса –

односторонняя

поверхность




Предварительный просмотр:

Лист Мёбиуса –

односторонняя

поверхность



Предварительный просмотр:

Награждается

классный коллектив

…………класса

МБОУ Черновской ООШ,

занявший

І место

в исследовательской работе

 «Лист Мебиуса»

Директор школы:

Смирнова Т.Н. /________/

Учитель  математики:

Русова Н.Ю. /________/

Учитель информатики и

физики:

Винокурова Н.М. /_________/

          2018 г.    

Награждается

классный коллектив

…………класса

МБОУ Черновской ООШ,

занявший

ІІ место

в исследовательской работе

 «Лист Мебиуса»

Директор школы:

Смирнова Т.Н. /______/

Учитель  математики:

Русова Н.Ю. /________/

Учитель информатики и

физики:

Винокурова Н.М. /_________/

          2018 г.    

        

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования

Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....

Организация научного общества обучающихся в образовательном учреждении

Описание работы школьного научного общества "Эрудит"....

Отчёт о работе районного методического объединения научного общества обучающихся за 2014-2015 учебный год.

    Работа с одарёнными  и способными учащимися, их поиск, выявление  и  развитие  - один из важнейших аспектов работы научного общества обучающихся. Создание горо...

Программа научного общества обучающихся

Методическая разработка "Программа научного общества обучающихся" поможет учителю организовать исследовательскую, творческую деятельность обучающихся; предоставит возможность использовать ра...

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна».

из опыта реализации Проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна»....