Лабораторная работа "Лист Мебиуса". Вебинары. Конкурсы. Научные общества обучающихся.
опыты и эксперименты по математике (6 класс)
Лабораторная работа с элементами исследования удивительной поверхности под названием лист Мебиуса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок на предметной неделе «МИФ». Тема: "Лист Мебиуса".
Учителя: Русова Н.Ю., Винокурова Н.М.
Тема: Лист Мебиуса.
Класс: 5-8.
Вид урока: лабораторная работа с элементами исследования.
Тип урока: изучение нового.
Формы работы на уроке: практическая групповая работа, фронтальный опрос, научный эксперимент.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор, компьютер;
- энциклопедический словарь, термины (Приложение 4), геометрические фигуры, образец ленты Мебиуса, цветные мелки,
- таблицы наблюдений экспериментов (Приложение 2); клей, ножницы, фломастеры, листы Мебиуса, различной формы, для каждого опыта.
Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с листом Мебиуса, элементами исследовательской работы;
- расширить знания учащихся в области экспериментальной математики.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать навык самостоятельной работы при проведении исследования;
- развивать умения выдвигать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом;
- Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность в достижении цели;
- прививать интерес к математике, математическим опытам
- воспитывать коллективизм, взаимопомощь.
Предварительная подготовка: учащиеся разделяются на 5 групп.
Понятия:
- Исследование – процесс получения новых знаний.
- Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо явлений, достоверность которого еще не доказана опытным путем.
- Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – воспроизведение какого-либо явления с целью исследования. Научно поставленный опыт.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
Здравствуйте ребята. Сегодня я и Наталья Михайловна проведем с вами необычный урок.
Сегодня, каждый из вас станет научным работником. Закройте глазки. (Приложение 1, слайд 1– музыкальная вставка) Мы с вами перенеслись в научно-исследовательскую лабораторию Черновской академии наук. Вы исследователи, а мы ваши научные руководители. В каждой группе есть старший научный сотрудник.
1гр.-______________
2 гр. - ______________
3 гр. - _________________
4 гр. - ________________
В нашу лабораторию поступил спец. заказ (показывается коробка, в которой находятся задания для групповой работы, достается лист и макет листа Мебиуса) на исследование удивительной поверхности под названием лист Мебиуса.
Что же такое лист Мебиуса? Как же он возник? Давайте проведем экскурсию в историю.
III. Историческая справка
(Приложение 1, слайды 2 – 9 на фоне музыки)
Лист Мебиуса – символ математики,
Что служит высшей мудрости венцом…
Он полон неосознанной романтики:
В нем бесконечность свернута кольцом.
В нем – простота, и вместе с нею – сложность,
Что недоступна даже мудрецам:
Здесь на глазах преобразилась плоскость
В поверхность без начала и конца.
Здесь нет пределов, нет ограничений,
Стремись вперед и открывай миры,
Почувствуй силу новых ощущений,
Прими познанья высшего дары…
Иванова Н. Ю.
Данную поверхность открыл Лейпцигский профессор Август Фердинанд Мебиус. Лист Мебиуса относится к числу “математических неожиданностей”. Рассказывают, что открыть свой “лист” Мебиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты.
Как бы то ни было, но в 1858 году Мебиус (1790-1868), ученик К. Ф. Гаусса, астроном и геометр, послал в Парижскую академию наук работу, включавшую сведения об этом листе. Семь лет он дожидался рассмотрения своей работы и, не дождавшись, опубликовал ее результаты.
Лист Мебиуса считается одним из символов современной математики, а момент его открытия стал началом рождения новой науки – топологии. В некотором смысле слово топология – это наука, изучающая непрерывность. Тополог интересуется свойствами “предметов”, которые выдерживают деформации: сжатия и растяжения.
(Приложение 1, слайд 10) Получается он очень просто: склейте из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием поверните один конец на 180°. (Склеить лист Мебиуса вместе со всеми детьми) Если полоска бумаги достаточно длинная, то такой поворот может произойти и случайно.
(Приложение 1, слайд 11)
IV. Работа с незнакомыми словами
Чтобы понять, как нам проводить исследование данной поверхности давайте обратимся к словарю и выясним что такое исследование и эксперимент. (На доске вывешиваются определения понятий: исследование, эксперимент, гипотеза – Приложение 4)
Во все времена человек большинство знаний добывал не путем рассуждений и догадок, а из собственного трудового опыта. Иногда человек специально проводит серию опытов, чтобы доказать, либо опровергнуть некоторую гипотезу – научное предположение. Такая работа называется – эксперимент.
V. Техника безопасности
При выполнении этой работы нам будут необходимы ножницы. Расскажите, пожалуйста, как нужно обращаться с ножницами?
- Ножницы должны лежать на столе в закрытом виде;
- Передавать ножницы нужно кольцами вперед;
- При работе ножницы должны лежать с правой стороны;
- Не использовать ножницы без разрешения учителя.
VI. Лабораторная работа
Чтобы вам было более понятно, первый опыт мы проведем вместе с вами.
(Достать из коробки задание и зачитать – Приложение 3)
Задание: Склейте лист Мебиуса. Если начать проводить линию по листу Мебиуса с одной стороны, не отрывая карандаш от поверхности и не переходя через край, то какая часть листа Мебиуса окажется закрашенной?
Прежде чем ставить гипотезу – научное предположение, давайте посмотрим, каков будет результат, если начать раскрашивать кольцо, например, с внутренней стороны (провести опыт, выслушать ответы детей на вопрос какая часть закрашена). Этот опыт показывает, что кольцо имеет две стороны, то есть кольцо – это двухсторонняя поверхность.
Как вы думаете, какой ответ можно дать на вопрос, если теперь мы будем закрашивать лист Мебиуса? (Ответы детей)
Мы определились с гипотезой. Теперь проведем опыт.
Каков результат эксперимента? (Ответы детей)
Совпал ли результат эксперимента с гипотезой? (Ответы детей)
(В своем отчете я говорю гипотезу, результат и вывод, о том, что лист Мебиуса – односторонняя поверхность, вывод вывешивается на доску. Приложение 5)
Сейчас я каждой группе раздам задания (Приложение 2). Чтобы было проще проводить исследования листы Мебиуса для каждого задания уже подготовлены. При выполнении задания вы должны обсудить гипотезу, записать ее в карточку. Провести эксперимент, который будет состоять из опытов, поставленных каждым членом группы, для большей достоверности результата. Записать результат эксперимента в карточку. На основании результата сделать вывод о том подтверждена ваша гипотеза или нет. И, если у вас еще останется время, подумать вместе с группой над тем, какой еще опыт можно провести с листом Мебиуса. По истечении времени от каждой группы выйдет докладчик с отчетом о проделанной работе. Во время экспериментов я и Наталья Михайловна будем вашими консультантами.
(Раздаются задания для каждой группы. Дети проводят свои опыты. В ходе проведения опытов учителя выступают в роли консультантов.)
(После звонка будильника.) Звонок прозвенел, эксперименты мы заканчиваем. Ножницы, обязательно, положите на стол, чтобы они вам больше не мешали.
VII. Зарядка
(Приложение 1, слайд 12 – музыкальная вставка).
Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю немного отдохнуть.
Встаньте.
Руками, широкими взмахами показать кольцо.
Лист Мебиуса в виде цифры 8. (руками и туловищем)
8 ногами по очереди очертить на полу.
Перекручивания листа Мебиуса (повороты)
Вдох, выдох. Садимся.
VIII. Отчет
(Приложение 1, слайд 13)
После проведения зарядки выступают докладчики. Отчеты обсуждаются, сдаются учителям.
Сейчас мы с вами приступаем к самой ответственной части нашего эксперимента – отчету. От каждой группы, по очереди, к кафедре подходит старший научный сотрудник с отчетами и результатами своих экспериментов.
IX. Подведение итогов
Ответьте на следующие вопросы:
Во время проведения нашей работы мы использовали новые термины гипотеза и эксперимент. Что означают эти слова?
Сколько ответов из колонки гипотез совпало с ответами из колонки экспериментов?
Ребята, если ваша гипотеза не совпала с результатом эксперимента, не нужно прекращать заниматься научной работой. Ведь среди ученых существует правило, что отрицательный результат – это тоже результат. И твой труд не пропал напрасно.
Сколько сторон у листа Мебиуса?
Какие эксперименты подтверждают это свойство? (Эксперимент с раскрашиванием листа Мебиуса)
(Приложение 1, слайды 14 – 21 на фоне музыки)
Лист Мебиуса удивительная поверхность и притягивает к себе внимание не только математиков, но и людей искусства. Посмотрите, скульптуры и картины в основе которых лежит лист Мебиуса.
Математика не является отвлеченной наукой. Очень многие математические знания и факты связаны с природой. Посмотрите лист Мебиуса, созданный природой.
Все группы работали отлично. (Среди групп выделяются лучшие и ребятам этих групп присваиваются звания: профессор, магистр и бакалавр математических наук).
Поздравляю вас с успешным завершением исследования. А результаты нашего исследования я отправлю заказчику.
X. Домашнее задание
Показать родным эксперименты с листом Мебиуса.
XI. Резерв
Подумайте над вопросом: как склеить лист Мебиуса из квадратного листа? (Ответ: сложить лист гармошкой.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСТОРИЯ
ЛИСТ МЁБИУСА
Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868)
История открытия Лист Мёбиуса относится к числу «математических неожиданностей». Рассказывают, что открыть свой «лист» Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты.
Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868)
ТОПОЛОГИЯ
Лист Мебиуса получается очень просто: склейте из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием поверните один конец на 180 ° . Если полоска бумаги была длинной, то такой поворот мог произойти и случайно.
Лист Мебиуса в природе.
Предварительный просмотр:
Задание 1: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль посередине.
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 2: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив треть от края листа?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 1: Что получится, если перекрутить ленту дважды, а затем разрезать вдоль посередине?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 2: Что получится, если перекрутить ленту трижды, а затем разрезать вдоль посередине?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 1: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 1 см?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 2: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 2 см?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 1: Склеить вместе (одно в другом) лист Мёбиуса и простое кольцо. Что получится, если разрезать их вдоль?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 2: Склеить вместе (одно в другом) два листа Мёбиуса. Что получится, если разрезать их вдоль?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 1: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез в середине ленты)?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Задание 2: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез с краю ленты на одну треть)?
Гипотеза | Результат эксперимента | Вывод |
Предварительный просмотр:
Задание № 1:
Если начать проводить линию по листу Мебиуса с одной стороны, не отрывая карандаша от бумаги и не переходя за край, то какая часть листа Мебиуса окажется закрашенной?
Предварительный просмотр:
Лист Мёбиуса –
односторонняя
поверхность
Предварительный просмотр:
Лист Мёбиуса –
односторонняя
поверхность
Предварительный просмотр:
Награждается
классный коллектив
…………класса
МБОУ Черновской ООШ,
занявший
І место
в исследовательской работе
«Лист Мебиуса»
Директор школы:
Смирнова Т.Н. /________/
Учитель математики:
Русова Н.Ю. /________/
Учитель информатики и
физики:
Винокурова Н.М. /_________/
2018 г.
Награждается
классный коллектив
…………класса
МБОУ Черновской ООШ,
занявший
ІІ место
в исследовательской работе
«Лист Мебиуса»
Директор школы:
Смирнова Т.Н. /______/
Учитель математики:
Русова Н.Ю. /________/
Учитель информатики и
физики:
Винокурова Н.М. /_________/
2018 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования
Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....
План работы секции "Квант" научного общества обучающихся
План работы секции "Квант" НОО...
Организация научного общества обучающихся в образовательном учреждении
Описание работы школьного научного общества "Эрудит"....
Отчёт о работе районного методического объединения научного общества обучающихся за 2014-2015 учебный год.
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов работы научного общества обучающихся. Создание горо...
Программа научного общества обучающихся
Методическая разработка "Программа научного общества обучающихся" поможет учителю организовать исследовательскую, творческую деятельность обучающихся; предоставит возможность использовать ра...
П Р И К А З 15.03.2018 №151 Об утверждении состава жюри заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2017-2018 учебном году
П Р И К А З15.03.2018...
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна».
из опыта реализации Проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна»....