§ 9. Линейная функции y=kx.
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Феоктистова Ольга Анатольевна

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая с использованием сингапурских образовательных структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_olya-otpravila.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: § 9. Линейная функции .  

ФИО

Яхина Ольга Анатольевна.

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Лениногорска» Республика

 Татарстан.

Должность

Учитель.

Предмет

Математика.

Класс

7.

Тема и номер урока в теме

§.9. Линейная функции . (18 урок)

Базовый учебник

А.Г. Мордкович , Л.А. Александрова  «Математика – 8» Мнемозина  ( издание 2010 г.).

  1. Цель  урока:

Изучение прямой  пропорциональности   и ее графика. 

9. Задачи:

- обучающие:

- знакомство с прямой пропорциональностью и коэффициентом прямой   пропорциональности;

- построение графика прямой пропорциональности;

 - развивающие:

        

- развитие навыков построения графиков функции y = kx;

- развитие логического мышления;

- развитие умений анализировать и делать выводы.

- совершенствовать вычислительные навыки учащихся;                            

- воспитательные:

- воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;

- воспитывать умение работать в парах, прислушиваться к мнению напарника.

- воспитывать ответственное отношение к учёбе;

- формировать рациональное использование времени, материалов.

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая с использованием сингапурских образовательных структур.
  3. Технические средства обучения (ТСО): мультимедийный  проектор,                     экран, компьютер.
  4. Структура и ход  урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Введение  нового материала.

Определение.

Сцена 1,2,3,4 модуля 1.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Делают краткую запись.

Формулирует вопросы, комментируя постановку проблемы.

15

2

Формулировка учителем заданий для первичного закрепления.

Сцена  модуля 1.

Отвечают устно на вопросы учителя.

Комментирует ответы учащихся, комментируя их.

5

3

Формулирование выводов урока

Сцена 5,6,7

модуля 1.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Делают краткую запись.

Формулирует выводы.

12

4

Выполнение учащимися контрольного задания.

Сцена 1,2,3,4,5

модуля 2.

Выполняют задание- тест. Фиксируют  выводы

Формулирует выводы.

12

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие ребят учителем, приветствие ребят друг друга – рукопожатие партнеров по плечу.

Структура ТИМ ЧИР

Наш девиз: не унывать!

Всё  пройти и всё узнать!

II. Актуализация опорных знаний.

       1) проверка домашней работы: разбор задач №8.3, 8.7, 8.11гб, 8.15бг, 8.16аб, 8.22  у доски и проверка в парах с соседом по плечу.

       2) устный опрос по вопросам:

а) Что такое функция?

б) Что такое область определения и область значений функции?

в) Какие способы задания функций?

г) Что такое график функций?

д) Какую функцию мы изучили на прошлом уроке?

III. Изучение нового материала.

1. Какой формулой записывается линейная функция? Выберите из нескольких, данных на доске формул, формулу линейной функции. (     ,  , среди них  y = kx + b) Что является графиком линейной функции? Дети на доске выбирают правильную формулу, остальное исключают.

2.Даны на доске два уравнения функции  и  . Задание:  построить графики в разных системах координат и проанализировать графики функций.  Двое учеников выходят к доске и строят одновременно каждый свою функцию, составив перед этим таблицы данных.

- Что схожего между этими графиками и есть ли отличия? (отличие в том, что в уравнении функции  при  ) Ребята у доски анализируют свои графики и сопоставляют то, что получилось у них вместе. Замечают то, что графиком у обеих функций является прямая, что в уравнении функции   отсутствует число . Делают вывод, что от числа  зависит расположение графика линейной функции.

3.Проблемная ситуация.

- Если b = 0, то  какой вид примет линейная функция? (Идёт обсуждение, разные предположения учащихся,  y = kx).

- Как называется такая функция?  (Подводим ребят к тому,  чтобы они сами сформулировали тему нашего урока.).  

Итак, такую функцию называют прямой пропорциональностью. 

4.Формулирование темы урока и целеполагание самими учащимися. (изучить прямую пропорциональность и коэффициент  прямой   пропорциональности; научиться строить график прямой пропорциональности).

5.Изучение теоретических вопросов темы. 

Прямой пропорциональностью называется функция вида y=kx, где x – независимая переменная, а k – неравное нулю число. k – коэффициент пропорциональности. А величины у и х являются прямо пропорциональными.

Зависимость расстояния от времени при постоянной скорости движения – пример прямой пропорциональности. Если машина движется с постоянной скоростью 60 км/ч, то какой формулой можно задать путь, пройденный за t часов? (S = 60 t). Какие еще примеры прямой пропорциональности вы можете привести?

1) S=60t (путь, v=60 км/ч)

2) S=40b (площадь прямоугольника со стороной 40 см)

3) m=19,3 V (масса бруска золота с плотностью 19,3 г/см3)

4) C=na (а - цена, С – стоимость, n – кол-во)

- Зависимость стоимости покупки от количества купленного по одинаковой цене товара – это тоже пример прямой пропорциональности.

- Какой вид имеет график линейной функции? (Прямая)

- Сколько точек необходимо, чтобы построить график линейной функции? (Две)

- Так как прямая пропорциональность – это частный вид линейной функции, то графиком прямой пропорциональности будет… (Прямая)

6.Практическая работа. Постройте в тетрадях систему координат. Единичный отрезок 1 клетка. Выполните построение в этой системе координат графиков функций: y=x, y=4x, y= –3x.

- Что общего у этих графиков? (Они проходят через начало координат)

Действительно, графиком прямой пропорциональности y=kx является прямая, проходящая через начало координат (0; 0). То есть если х = 0, то у = к·0, т.е. у = 0. Значит, при построении графика прямой пропорциональности, таблица всегда будет иметь вид:

Х

0

У

0

Вторую точку выбираем произвольно.

7.Первичное закрепление темы с помощью ЦОР.   Обращаемся к работе с информационным модулем И1. http://fcior.edu.ru/card/2426/pryamaya-proporcionalnost-i1.html

Целью данного информационного модуля является знакомство с понятием прямой пропорциональности и расположением ее графика на координатной плоскости. Данный модуль содержит задания входного тестирования. При решении этих заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала.

  1. Самостоятельная работа. Ребята выполняют задания по учебнику  № 9.1в, 9.4г, 9.8, 9.12а, 9.14, 9.17.  Каждый номер выполняют двое учеников (работа в парах у доски), остальные ученики решают на местах в тетрадочках с последующей сверкой правильности выполнения.
  2. Тесты по алгебре. Двое учеников в это же время садятся за компьютер и выполняют в паре  работу по модулю П1. http://fcior.edu.ru/card/9324/pryamaya-proporcionalnost-p1.html 

Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания направлены на усвоения понятий «прямая пропорциональность», «график прямой пропорциональности», а также умений: находить значение функции по заданному значению аргумента и наоборот, если функция задана формулой; определять принадлежность точек графику функции; устанавливать положение графика прямой пропорциональности в координатных четвертях; строить график прямой пропорциональности. При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

   

V.  Подведение итогов.

- Давайте еще раз вспомним, с какой функцией мы сегодня на уроке познакомились? (Прямая пропорциональность)

- Функция какого вида называется прямой пропорциональностью? (у=кх)

- Что представляет собой график прямой пропорциональности? (Прямая, проходящая через начало координат)

- Как построить график прямой пропорциональности? (Построить таблицу значений функции, одна из точек – начало координат, вторая точка выбирается произвольно)

- Как называется число k в формуле прямой пропорциональности? (Коэффициент пропорциональности)

Структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН

- хлопните в ладоши те, кто понял, что такое прямая пропорциональность;

- встаньте те, кто все понял и может объяснить новую тему другим;

- топните ногой те, кто уяснил разницу между y = kx  и  y = kx + b;

VI. Домашнее задание: № 9.1б, 9.4в, 9.7, 9.9, 9.13а, 9.15.   Дополнительно по выбору – привести свои примеры прямо пропорциональной зависимости из жизни.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Прямая пропорциональность

И1

Текст, иллюстрации, анимации, модель ,вопросы к уроку, конспект.

http://fcior.edu.ru/card/2426/pryamaya-proporcionalnost-i1.html 

2

Прямая пропорциональность

П1

Тест, иллюстрации.

http://fcior.edu.ru/card/9324/pryamaya-proporcionalnost-p1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Линейная функция, её функция и график

Линейная функция, её функция и график...

Цифровые диктанты по теме: "Функция. Линейная функция"

Каждый диктант содержит утверждения, основанные на теоретическом материале данной темыю Учащиеся должны определитьверно или нет каждое из высказываний....

Классификация графиков функций:линейная функция и прямая пропорциональность.

Классификация графиков функций: линейная функция и прямая пропорциональность. Даны описание данных функций, и их графики....

Планы-конспекты 8 уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе

Представлены 8 планов-конспектов уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе....

Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций

Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...