открытый урок в 10 классе по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
«Решение тригонометрических уравнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
по теме: «Решение тригонометрических уравнений» | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 10 классе по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
Тема: «Решение тригонометрических уравнений»
Цели урока:
- Образовательные - обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений; восполнить знание учащихся, которые пропустили материал.
- Развивающие – способствовать формированию умений, применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуре, формировать общетрудовые умения.
Ход урока:
- Организационный момент
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений. Перед вами стоит задача - показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
- Проверка домашней работы
Необходимо сдать домашние зачетные работы по группам вместе с аннотацией.
Домашняя работа состояла в то, что все учащиеся класса были разбиты по группам (4 уровня сложности: минимальный уровень, легкий уровень, средний уровень и усложненный уровень). Задания учащиеся получили за 7 дней до урока и оцениваются самими учащимися по системе:
«5»- задание выполнено верно и самостоятельно
«4»- задание выполнено верно и полностью, но часть задания выполнена с помощью одноклассников
«3»-интересовался решением и все решил с помощью одноклассников.
Каждый ученик сам оценивает свои знания и знания оценивает группа. Оценку выставляет старший по группе.
Задания минимального уровня.
Решите уравнения:
- sin (x+ π/4)=1
- cos 2x/2- sin2 x/2=-1/2
- cos 2x+3 sin x cos x=0
- (tg x -2) (tg x +2)=1
- Сколько корней имеет уравнение 2sin x/2 cos x/2=√2/2 на отрезке [0; 2π]
- Покажите, что уравнение cos 3x+4 sin 5x=6 не имеет корней
- Найдите абсциссы общих точек графиков функций у= 1-sin 2x и у= sin 2x
Задания легкого уровня.
Решите уравнения:
- cos (x/2-π/3)=1/2
- 2sin2 x-5sin x+2=0
- (2 tg x/2) / (1- tg 2x/2)=2 cos π/6
- cos 4x/4- sin4 x/4=-1
- Найдите абсциссы точек пересечения графиков функций у= sin x и у= cos x
- Сколько корней имеет уравнение sin x+ sin 3x=0 на отрезке [0; π]
- Покажите, что уравнение sin x/ sin 5x=0 не имеет корней
Задания среднего уровня.
Решите уравнения:
- √3cos (x-π/3)=3/2
- cos (x+π/4)= cos (2x-π/3)
- 2sin2 x+ 3cos x=3
- 2sin x+ 3cos x=3
- Сколько корней имеет уравнение 2cos x*cos 2x=cos 3x на отрезке [-π/2; 5π/2]
- Найдите ординаты общих точек графиков функций у= 2tg x и у= 1+сtg x
- Покажите, что уравнение 3cos 3x+5 cos 3x=9 не имеет корней
Задания усложненного уровня.
- Решите уравнение sin x+ cos x=1 шестью-семью способами
- Найдите наименьший по абсолютной величине корень уравнения 4cos 2x+3 sin x cos x-2sin2 x =2
- Сколько корней имеет уравнение sin x/8 * cos x/8* cos x/4 *cos x/2=1/16 на отрезке [π/6; 13π/6]
- Найдите ординаты общих точек графиков функций у= sin 3x и у= 5sin x
- Покажите, что уравнение cos 2x- tg2 x/3= π/3 не имеет корней
- Повторение изученного материала устно
А) Ответьте на вопросы:
1) каково будет решение уравнения cos x=a при |a | > 1 ? [Нет решения]
2) при каком значении а уравнения sin x =a , cos x=a имеют решения? [Если |a | ≤ 1]
3) какой формулой выражаются решения уравнений sin x =a ,
cos x=a ? при условии |a | ≤ 1
4) назовите частные случаи решения уравнений sin x =a ,
cos x=a , если a = -1; 0; 1
5) чему равен arсcos(-a) ? [π- arсcos a]
6) в каком промежутке находится arctg a ? [-π/2; π/2]
7) какой формулой выражается решение уравнения tg x= a?
8) в каком промежутке находится arcсtg a ? (0;π)
9) какой формулой выражается решение уравнений ctg x =a ? (x= arcctg a +πn, n Z)
10) чему равен arcctg(- a) ? ( π- arcctg a)
Б) В каждом из приведенных примеров сделаны ошибки. Назовите верный ответ и подумайте о причине ошибки.
Верно : cos x=1/2 , х = ± π/3 + 2πк, к Z | Ошибка в вычислении значений тригонометрической функции |
2) sin x =√ 3/2 , x = π/3 + πк, к Z Верно : sin x =√ 3/2 , x = (-1)к π/3 + πк, к Z | Ошибка в формуле нахождения решения уравнения sin x =a |
3) cos x/3 =√ 2/2 , x/3 = ± π/4 + 2 πк ; x = ± 3π/4 + 2 πк/3, к Z Верно : cos x/3 =√ 2/2 , x/3 = ± π/4 + 2 πк ; x = ± 3π/4 + 6 πк, к Z | Ошибка в выполнении деления |
4) sin 2x =1/3, x = (-1/2)narcsin1/3 + πn, n Z Верно : sin 2x =1/3 , x = (-1)n/2 arcsin1/3 + πn/2, n Z | Вычислительная ошибка |
5) cos x = -1/2, x = ±(-π/3) + 2πm, m Z Верно : cos x = -1/2, x = ±2π/3 + 2πm, m Z | По определению arcсos(-π/3) [0;π] |
6) cos x =√10/3, x = arcсos√10/3 + 2πn, n Z | x- не существует, так как √10/3 не удовлетворяет условию | cos x | ≤ 1 |
7) tg x =-1, x =- π/4 + 2πn, n Z Верно : tg x =-1, x = -π/4 + πn, n Z | В периоде |
8) ctg x =-√3/3, x= -π/3+πm, m Z Верно : ctg x =-√3/3, x= 2π/3+πm, m Z | По определению arcсos(-π/3) [0;π] |
- Самостоятельная работа программированного контроля через копировку (с самопроверкой)
Среди приведенных чисел укажите те, которые являются корнями данных уравнений.
Вариант 1 | Вариант 2 |
а) cos x =1/2 (π/3; 5π/3) б) sin 2x =0 (π/2; π; 3π/2; 2π) в) tg x =√3 (π/3; 4π/3) Ответы: π/6; π/3; π/2; 2π/3; 5π/6; π; 7π/6; 4π/3; 3π/2; 5π/3; 11π/6; 2π | а) cos x =√2/2 (π/4; 7π/4) б) sin 2x =1 (π/4; 5π/4) в) сtg x =-1 (3π/4; 7π/4) Ответы: π/4; π/3; π/2; 3π/4; 2π/3; π; 3π/2; 4π/3; 5π/4; 7π/4; 5π/3; 2π |
Работа проводится в 2 вариантах.
Ребята сами проверяют свои ответы при помощи переносной доски по готовым решениям. Один экземпляр сдают учителю.
Оценки выставляют сами себе в лист учета знаний.
Критерии оценок:
«5» - выполнил все задания
«4» - 7-6 верных ответов (5 верных ответов)
«3» - 4-5 верных ответов (4-3 верных ответа)
«2» - 1-3 верных ответа (1-2 верных ответа)
Учитель опрашивает учеников, кто как выполнил работу.
- Систематизация теоретического материала. Классификация тригонометрических уравнений.
На доске написаны уравнения разных типов. Учащиеся должны определить тип и методы решения уравнений.
sin x/2 =1/2 cos (x +π/3)=1 sin 2x =-√3/2 , tg (2x -π/4)= √3/3 | Это простейшие тригонометрические уравнения типа sin f(x)=a, которые решаются сначала относительно f(x), а затем полученные уравнения решаются относительно х по известным формулам. |
2sin2 x-7 cos x-5=0 2 cos 23x+ sin 3x-1=0 сtg x-√3tg x+1=√3 1/(1+ cos 2x)+1/( sin2 x)=16/11 | Эти уравнения приводятся к алгебраическим путем введения новой переменной и сведению его к квадратному уравнению. |
sin2 x- sin x=0 cos 2x+ sin x cos x=1 5 sin x+3 sin2x=0 | Данные уравнения решаются разложением на множители. При решении таких уравнений нужно пользоваться правилом: произведение нескольких множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а остальные при этом имеют смысл. |
2sin x-3 cos x=0 4 sin2 x+2 sin x cos x=3 3cos 2x-4 sin x cos x+ sin2 x=0 1/ cos x=4 sin x+6 cos x | Однородные уравнения первой (второй) степени. Они решаются делением обеих частей уравнения на cos x (sin x), cos 2x (sin2 x) |
sin x+ sin 3x=4cos 3x cos 2x+ cos x=0 cos 3x*cos 2x= sin3 x *sin 2x 2sin2 x+ cos 4x=0 | Данный тип уравнений решается с помощью формул сложения, понижения степеней и разложения произведения тригонометрических функций в сумму. |
cos x- √3sin x=2 2 cos x+ 2sin x=√6 √3 cos x+ sin x=2 | Уравнения вида a cosx+ b sinx = c, где a;b; c 0. Решаются методом введения вспомогательного аргумента. |
2 cos 3x+4 sin x/2=7 2 cos 3x+ cos x=-8 3 cos 3x+ cos x=4 | Данные уравнения решаются оценкой левой и правой частей |
- Решить уравнение 2 sin x+ cos x=2, используя нужные методы
sin x=2 sin x/2 cos x/2
cos x= cos2 x/2- sin2 x/2
2=2*1=2 *(sin2 x/2+ cos 2x/2)
4 sin x/2 cos x/2+ cos 2x/2- sin2 x/2=2 sin2 x/2+2 cos 2x/2
4 sin x/2 cos x/2+ cos 2x/2- sin2 x/2-2 sin2 x/2-2 cos 2x/2=0
4 sin x/2 cos x/2- cos 2x/2-3 sin2 x/2=0
Если cos x/2=0 , то должно выполняться равенство sin2 x/2=0, а синус и косинус одновременно быть равными нулю не могут. Поэтому можно обе части уравнения разделить на cos 2x/2 и получить уравнение, равносильное данному
3tg 2x/2-4 tg x/2+1=0
Пусть tg x/2=у, получим квадратное уравнение
3у2-4у+1=0
Д=16-12=4, Д>0, уравнение имеет два различных корня
у1=1; у2=1/3
Итак, tg x/2=1 или tg x/2=1/3
x/2= arctg1 +πn, n Z x/2= arctg1/3 +πк, к Z
x/2= π/4 +πn, n Z x= 2arctg1/3 +2πк, к Z
x= π/2 +2πn, n Z
Ответ: x= π/2 +2πn, n Z , x= 2arctg1/3 +2πк, к Z
Вопрос: Какие методы были использованы при решении уравнения (тригонометрические тождества, однородное уравнение, введение новой переменной)
- Дифференцированная самостоятельная работа через копирку (взаимопроверка)
2 cos 2 x+ 7cos x+3=0 | 5 cos 2 x+21 sin x=13 | 2tg43 x-3 tg23 x+1=0 |
sin2 x- sin x=0 | cos 2 x+sin x cos x=1 | cos 2 x* cos x= cos 3x |
(допол) 2sin x- 3 cos x=0 | (допол) cos 5 x+ cos x=0 | (допол)√3 cos x+ sin x=2 |
Критерии оценок:
«5» - решено все верно и полностью
«4» - допущены небольшие ошибки
«3» - решено одно уравнение
- Домашняя работа
Решить уравнения, выбирая наиболее рациональный способ решения.
- √3 cos 2 x+ sin 2x=2
- cos x/2- sin x/2=√6/2
- 2 cos x+5 sin x+2=0
- 2 cos x+3 sin x=3
- Итог работы
- Итак, сегодня у нас был обобщающий урок по теме: «Тригонометрические уравнения»
Вопросы:
- Что такое тригонометрические уравнения? (Тригонометрическими уравнениями называют уравнения, содержащие переменную под знаком тригонометрических функций)
- какие типы и методы решения тригонометрических уравнений вы знаете?
2. Что понравилось и что не понравилось на уроке?
3. Дается оценка работы класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"
Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...
Урок по алгебре в 10 классе по теме: "Решение тригонометрических уравнений (классификация)"
Комбинированный урок с дифференцированным подходом к опросу учащихся и обяснению материала....
Открытый урок в 10 классе по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
Данный урок является уроком - повторения и подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. На нём повторяются, обобщаются, приводятся в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения т...
Открытый урок в сборнике "1001 идея интересного занятия с детьми" , урок математики в 10 классе по теме "Решение тригонометрических уравнений" (2013 г.)
Урок обобщения и систематизации знаний...
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе на тему "Решение тригонометрических уравнений"
Разработка данного уроа содержит онспет урока и презентацию....
Конспект урока математики в 10 классе по теме: "Решение тригонометрических уравнений (с применением лицензионных ЦОР)"
Использование различных видов ЦОР...
Конспект урока в 10 классе по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений»Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока:образовательные – сформировать у учащихся умение решать тригонометрические уравнения,...