Элементы дистанционного обучения при изучении математики
статья по алгебре

Тейтельбаум Алла Яковлевна

обсуждение различных форм дистанционно обучения на моем опыте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы дистанционного обучения при изучении математики

Математика всегда считалась основополагающей наукой и в настоящее время роль математики в обществе лишь возрастает. Реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование: школа– ВУЗ (колледж) – курсы повышения квалификации и т.д., что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Без базовой математической подготовки невозможно образование современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения таких смежных дисциплин, как физика, информатика, химия. Даже в биологии используются математические метода (комбинаторика, например, а в ОГЭ по биологии есть задачи, связанные с умением читать графики и диаграммы, а также вычислительные задачи).  При поступлении на такие, казалось бы, сугубо гуманитарные профессии как педагог-дефектолог, психолог требуется не толко базовый, но и повышенный уровень владения математики. Таким образом, в современном мире возрастает роль математической подготовки.

 Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и учащихся. Это помогает экономить время. До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных  сессий. Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Развитие информационно-коммуникативных технологий, большей доступностью интернета проблема доступного хорошего дистанционного образования уже успешно решается.

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет

сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике становится все более актуальным. Если раньше болезнь учащегося вела к тому, что он пропускал изучение какой - либо темы, а в математике это "смерти подобно", и ученик и учитель искали дополнительные возможности изучить эти темы. Особенно это трудно было сделать в случае большой загруженности. Свободное время не всегда совпадало. Сейчас же, если ученик хочет, он всегда может воспользоваться материалама видеохостинга YouTube. Но ничто не может заменить живого общения. И здесь на помощь приходят телекоммуникации. Такие мессенджеры как WhatsApp, Viber, Skypе, позволяющие общаться людям глаза в глаза, отвечать на вопросы, а главное создавать видеоконференции. Существуют еще платформы помогающие в проведении вебенаров. Но здесь есть свои трудности – многие из них требуют определенных материальных вложений. Было бы хорошо, если бы практикующим учителям была создана возможность проводить вебинары бесплатно.  Однако, у этих платформ, на мой взгляд, есть один недостаток: т.к. участниками вебинара могут стать многие, то возможность устно задать вопрос, а самое главное, гарантированно на него получить ответ. Поэтому, личное общениеучителя и ученика через различные мессенджеры мне кажется более приемлемым. Для большего удобства я и мои ученики оговорили, то время когда мне и им будет удобно общаться. Так как я работаю в старших классах, то мы остановились на времени 21.00-22.00. В это время я всегда держу телефон под рукой, чтобы мне могли позвонить и обсудить проблемы в решении задач при подготовке к экзаменам.

А что делать, если ученик захотел проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам.

Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике (индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей). Возрастает значение  дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход. Отмечу, что дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход.

Это можно представить в виде следующей схемы:

Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и  предметных результатов образования. Они включают в себя:

1. умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и

задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые

результаты

2. ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для

различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач;

исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение рабо-               тать с разными источниками информации

3. готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей

4. гуманистические и демократические ценностные ориентации,  готовность следовать  этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм  поступки (собственные и других людей).

5. личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя – наставника и обучаемого с помощью технологий системы дистанционного обучения.

Дистанционное образование включает в себя различные способы реализации

содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Оно представляет систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. К формам системы дистанционного обучения можно отнести: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельные работы и др. Вместе с тем, как любая форма обучения, она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Любая форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить  за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано.

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся.  Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно  увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Дистанционное обучение школьников это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Применение дистанционного обучения в школе - это дополнительный способ обеспечения непрерывности и требуемой интенсивности учебного процесса, сотрудничества между учителями и учащимися. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различными образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия  учителя и ученика. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.

Технологии дистанционного обучения:

1. Кейс-технология.

Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых,

аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.

2. ТВ-технология.

ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки

учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.

3. Сетевые технологии.

Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения  учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

В процессе дистанционного обучения ученик и учитель взаимодействуют в следующих режимах:

синхронно - общение ученика и учителя в режиме реального времени (on-

line общение);

асинхронно, когда учащийся выполняет какую - либо самостоятельную

работу, в индивидуальном темпе, а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).

смешанное дистанционное обучение - это режим, который подразумевает, что   программа обучения строится как из элементов синхронного, так и асинхронного

Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном очном обучении открывает новые педагогические возможности, позволяет повысить эффективность обучения.

Элементы дистанционного обучения могут использоваться учителями, например:

для организации обучения детей, временно не посещающих школу по

причине болезни

для индивидуализации процесса обучения за счет организации их работы с

дистанционными ресурсами

при организации проектной деятельности, основанной на взаимодействии

школьников различных регионов России или других стран

для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения

за счет организации системы дистанционных консультаций и т.д.

для подготовки к экзаменам

Основная задача, которую я ставлю перед собой – эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, развитие их познавательных способностей, формирование у них основных приемов умственной деятельности:

анализ,

синтез,

абстрагирование,

обобщение,

сравнение.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний,  но и научить учиться, развивать интерес к учению. Реализацию поставленной задачи и цели вижу в индивидуализации и дифференцировании образовательного процесса, путем внедрения современных образовательных технологий: лично-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; информационно-коммуникационных технологий обучения.

Элементы дистанционного обучения как раз и дают такую возможность. Считаю, что активное использование в учебном процессе новых образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в современной школе.

В целях эффективного использования рабочего времени на уроках применяю различные формы организации учебного процесса. Технология дистанционного обучения ориентирована на дидактическое применение научного знания, и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности каждого обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

Я зарегистрировалась и использую ресурс Веб-портала Сдам ГИА и Решу ОГЭ

(адрес: https://math-oge.sdamgia.ru/, https://math-ege.sdamgia.ru/), в котором применяются многие элементы технологии дистанционного обучения. Открытая образовательная платформа этого сайта предоставляет возможность: он- и офф- лайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при поддержке педагогов-кураторов, открытого и конфиденциального взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки. Комплексная система оценивания достижений учащихся базируется на принципе учета их индивидуальных способностей и приоритетов и создает ситуацию успешности для учащихся.

. Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. Зарегистрировавшись на данном портале, учитель получает доступ в личный кабинет. Где доступны следующие сервисы:

 Учитель может составить варианты для проверки знаний учащихся, используя

случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из

каталога или добавив собственные задания. Регулируемые настройки: показывать

или скрывать правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату

и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок.

 Система запоминает работы и результаты учащихся: список созданных работ и

статистика.

 Проверка заданий первой части осуществляется компьютером, решения заданий

части С учащиеся смогут загрузить в систему, а учитель сможет просмотреть,

оценить и прокомментировать их. Результаты проверки появятся в статистике

учителя и в статистике учащихся автоматически.

Нет необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена

учащихся: их результаты появятся в системе автоматически, как только они

выполнят и сохранят любую составленную учителем в этом разделе работу.

Можно заранее создать группы (классы) учащихся и распределить в них

учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. В любой момент

можно перевести учащихся из одной группы в другую или удалить учащегося из

всех списков и классного журнала. Если удалённый учащийся выполнит

очередную работу, он вновь появится в списках.

Сводные результаты по группам (классам) система автоматически заносит

в классный журнал.

Можно создать собственный курс в разделе «школа». Вы сможете писать

учащимся и получать от них ответы, размещать методические материалы,

сообщать номера работ для контроля знаний. Создав курс, сообщите учащимся

его номер. Нажав кнопку «Записаться на курс», они будут автоматически

получать уведомления о каждом сообщении, оставленном учителем на странице

курсе.

У учителя есть возможность создавать тематические тесты, контрольные работы, домашние задания различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности каждого обучаемого. Тщательно выбирая задания, мы создаем ситуацию успеха даже у самого «слабого» ученика. При выполнении задания учащиеся могут получать консультацию своего учителя через Интернет; использовать справочные материалы и видео уроки. Кроме этого, накануне урока, проверяя дистанционно выполненное задание, я могу не  только оценить работу каждого ученика, что очень важно, но и проанализировать общую ситуацию с усвоением материала в данном классе и при необходимости внести корректировки в план урока. Это позволяет более эффективно контролировать процесс обучения. Составленные мною работы соответствуют уровню учащихся 9-11 классов.

Положительными моментами дистанционной формы контроля являются:

обучающийся получает независимую оценку; работа ученика может продолжаться в связи с карантином (эпидемия Гриппа); температурным режимом (понижение температуры);

облегчается работа учителя (при составлении и проверке тестов);

учащийся повышает уровень знаний по данной теме;

учащийся отрабатывает умения и навыки по данной теме.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет учащимся и студентам работать по индивидуальным планам, имея при этом возможность консультаций со стороны учителя, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по математике. Анализируя ФГОС общего образования второго поколения, замечаю, что именно дистанционное обучение может сыграть особенную роль в формирования у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека. А именно в таких сферах деятельности человека как интеллектуальной, ценностноэтической, трудовой, коммуникативной, эстетической. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что ключевой особенностью среды дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей ее обучающихся. 

Нельзя забывать о важности дистанционно обучения при инклюзивном обучении. Кроме того, надо помнить, что дистанционное обучение это не панацея, а хороший десерт. Не надо злоупотреблять им и заставлять всех этим заниматься. Потому что вся наша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов дистанционного обучения в работе вечерней школы

Применение элементов дистанционного обучения для учащихся вечерней школы было продиктовано несколькими причинами. Сама специфика работы вечерней (сменной) школы подразумевает проведение консультаций, ...

Использование элементов дистанционного обучения для работы с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем

Материал статьи в какой-то степени поможет педагогам в применении элементов дистанционного обучения для работы с  учащимися с ОВЗ....

ххх ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС ххх Учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ для учащихся 10-12 заочных классов(с использованием ЭОР и элементами дистанционного обучения)

Учебно-методическое пособие  предназначено для учащихся 10-12 заочных классов ГБОУ ЦО № 633 и содержит рекомендации по изучению истории России и Всеобщей истории, тематический план, учебную прогр...

Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумев...

Статья "Изучение химии в основной школе с использованием элементов дистанционного обучения".

В работе изложены теоретические основы использования дистанционного обучения при изучении химии в школе на примере темы "Кислоты". Даны методические рекомендации по реализации дистанционного обучения....

Элементы дистанционного обучения при изучении математики

Методическая разработка применения ИКТ технологий как элемента дистанционного обучения математике...