Методика решения дробно - рациональных уравнений. Подготовка учащихся к ОГЭ.
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Стратий Татьяна Николаевна

Методика решения дробно - рациональных уравнений.

 Подготовка учащихся к ОГЭ.

( из опыта работы учителя математики МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа Стратий Татьяны Николаевны)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 135_1_.docx58.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика решения дробно - рациональных уравнений.

 Подготовка учащихся к ОГЭ.

( из опыта работы учителя математики МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа Стратий Татьяны Николаевны)

Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМов. В нем сформулированы требования к уровню подготовки выпускников основной школы. В разделе III прописано требование «Уметь решать уравнения, неравенства и их системы»

Код раздела

Код контролируемого умения

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

3

3.1

Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы

3.2

Решать линейные и квадратные неравенства  с одной переменной и их системы

3.3

Применять графические представления  при решении уравнений, систем, неравенств

3.4

Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи

С темой «Дробные рациональные уравнения » учащиеся впервые знакомятся на уроках алгебры в 8 классе. Вводится понятие дробно-рационального уравнения, указывается чёткий алгоритм его решения, разбираются базовые примеры. В 9 классе при изучении главы II «Уравнения и неравенства с одной переменной»  расширяем знания учащихся по теме «Дробные рациональные уравнения», решаем более сложные задания. Результаты обучения в значительной степени зависят от конкретной методики обучения, которую применяет учитель на уроках. Учитель, при активном сотрудничестве с обучающимися, должен помочь им выделить систему общих указаний, которые будут служить  ориентирами при решении уравнений.

Целесообразно четко сформулировать  алгоритм решения дробно-рационального уравнения:

1) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3) решить получившееся целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

В ходе решения дробно-рациональных уравнений необходимо установить, являются ли найденные корни целого уравнения допустимыми значениями переменной. Учащиеся нередко ошибаются, пропуская этот момент, поэтому надо настойчиво добиваться, чтобы в каждом случае алгоритм был выполнен до конца.

       Важно  научить обучающихся  пользоваться «методом пристального взгляда» чтобы они зрительно видели разложение знаменателей на простые множители и безошибочно находили наименьший общий знаменатель. Такая методика решения уравнений позволяет школьникам не допускать ошибок при решении дробных рациональных уравнений,  успешно решать задачи с помощью дробных рациональных уравнений.

     Следует также предварительно отработать умения и навыки учащихся при выполнении тождественных преобразований, решения квадратных и линейных уравнений, раскладывания квадратного трёхчлена на множители, нахождения ОДЗ, основного свойства пропорции, формул сокращённого умножения

Приемы решения дробных рациональных уравнений  находят естественное и важное применение при решении текстовых задач. При решении текстовой задачи учащиеся выполняют три этапа, входящие в процесс решения:

- переводят задачу на язык алгебры (составляют математическую модель),

- решают полученное уравнение,

- выполняют содержательный анализ полученного ответа.

    В практической деятельности при проведении уроков по этой теме я  применяю   организацию учебной деятельности следующим образом: обучающиеся работают по группам. Одна группа   решает текстовые задачи – им требуется  в процессе решения  получить дробное рациональное уравнение. Другая группа  работает над решением этих же уравнений. Последующая проверка у доски работы двух групп представляет полное решение текстовой задачи с обоснованной записью ответа. В зависимости от наполняемости класса можно организовать подобным образом работу четырех или шести групп. Такая организация урока позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки, умение работать в сотрудничестве позволяет закрепить умение решать текстовые задачи и одновременно умение решать дробные рациональные уравнения.

        Все выпускники 9 класса должны уметь решать дробные рациональные уравнения.

     Чтобы достичь поставленной задачи учителю следует руководствоваться методическими требованиями к системе упражнений, направленной на организацию усвоения приемов решения дробных рациональных уравнений.

  1. система упражнений должна обеспечивать возможность активного участия обучаемых в конструировании приема решения рассматриваемого класса задач (в нашем случае решения дробных рациональных уравнений)
  2.   система упражнений должна обеспечить усвоение и необходимое повторение каждого из приемов, входящих в качестве составной части в формируемый прием ( решения дробных рациональных уравнений)
  3. система упражнений должна строиться по принципу систематичности, постепенного нарастания сложности, содержать задания комплексного характера, выполнение которых  требует распознания типа уравнения и осознанного выбора способа его решения.

Дробно-рациональные уравнения

Стандартный вид дробно-рационального уравнения:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image885.png

Где http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image886.png– многочлены.

Область допустимых значений (ОДЗ) данного уравнения: http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image887.pngРешение уравнений  сводится к решению системы

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image888.png

Дробно-рациональные уравнения вида

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image889.png

Где http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image890.png– многочлены, можно решать, используя основное свойство пропорции:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image891.png

               Основные методы решения рациональных уравнений.

         1. Простейшие: решаются путём обычных упрощений — приведение к общему знаменателю, приведение подобных членов и так далее.

Квадратные уравнения ax2 + bx + c = 0 решаются по  формуле  или используется теорема Виета: x1 + x2 = – b / a; x1x2 = c / a.

         2.Способ группировки: путём группировки слагаемых, применения формул сокращённого умножения привести (если удастся) уравнение к виду, когда слева записано произведение нескольких сомножителей, а справа — ноль. Затем приравниваем к нулю каждый из сомножителей.

        3. Способ подстановки: ищем в уравнении некоторое повторяющееся выражение, которое обозначим новой переменной, тем самым упрощая вид уравнения. В некоторых случаях очевидно какую следует сделать подстановку.

Например, уравнение

      (x2 + x – 5) / x  +  3x / (x2 + x – 5) + 4 = 0,

легко решается с помощью подстановки (x2 + x – 5) / x = t,

 получаем t + (3 / t) + 4 = 0.

     Или: 21 / (x2 – 4x + 10) – x2 + 4x = 6.

Здесь можно сделать подстановку x2 – 4 = t. Тогда 21 / (t + 10) - t = 6 и т.д.

        В более сложных случаях подстановка видна лишь после нескольких преобразований.               Например, дано уравнение

(x2 + 2x)2 – (x +1)2 = 55.

Переписав его иначе, а именно (x2 + 2x)2 – (x2 + 2x + 1) = 55, сразу увидим подстановку x2 + 2x=t.

Имеем t2 – t – 56 = 0, t1 = – 7, t2 = 8. Осталось решить x2 + 2x = – 7 и x2 + 2x = 8.

            В ряде других случаев удобную подстановку желательно знать “заранее”. Например

Уравнение (x + a)4 + (x + b)4 = c сводится к биквадратному, если сделать подстановку

x = t – (a + b) / 2.

     Симметрическое уравнение (возвратное) a0xn + a1xn – 1 + … + a1x + a0 = 0 (коэффициенты членов, равностоящих от концов, равны) решается с помощью подстановки x + 1 / x = t, если n —чётное; если n — нечётное, то уравнение имеет корень x = – 1.

     Уравнение вида (x + a)(x + b)(x + c)(x + d) = l сводится к квадратному, если

    a + b = c + d и т.д.

    К основному методу решения дробно-рациональных уравнений относится также метод замены переменной.

  1. Подбор:  при решении уравнений высших степеней рациональные корни уравнения anxn + an – 1xn – 1 + … + a1x + a0 = 0 ищем в виде p / q,

 где p — делитель a0, q — делитель an, p и q взаимно просты, pÎ Z, qÎ N.

5. “Искусство”, т.е. решать пример нестандартно, придумать “свой метод”, догадаться что-то прибавить и отнять, выделить полный квадрат, на что-то разделить и умножить и т.д.

Некоторые  приемы решения дробно- рациональных уравнений рассмотрим на  примерах.

Пример 1. Решить уравнение http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image892.png

Решение. Сводим заданное уравнение к стандартному виду :

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image893.pngт. е. http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image894.png

Его решением будет решение системы

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image895.pngт. е. http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image896.png

Значит, решением заданного уравнения является http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image897.png

Ответ: http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image897.png

Пример 2. Решить уравнение http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image898.png

Решение. Применим основное свойство пропорции с учетом ОДЗ уравнения:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image899.png

Получаем:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image900.png

Откуда

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image901.png

Оба корня являются решениями, так как подходят по ОДЗ. В ответе имеем:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image902.png

Ответ:http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image902.png

Пример 3. Решить уравнение http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image903.png

Решение. Группируем слагаемые

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image904.png

Заменяем

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image905.pngоткуда

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image906.pngт. е. http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image907.pngи http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image908.png

Получаем уравнение http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image909.pngили, то же самое, http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image910.png

Полученное уравнение имеет корни: http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image911.png

Возвращаемся к переменной Х:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image912.png

В результате приходим к совокупности 2-х квадратных уравнений

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image913.png

Которые решаем на ОДЗ: http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image914.pngПриходим к ответу

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image915.png

Ответ:http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image915.png

Пример 4. Решить уравнение http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image916.png

Решение. Выделим в левой части уравнения полный квадрат суммы:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image917.png

Получаем уравнение, которое приобретает вид

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image918.png

Заменяем http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image919.pngи приходим к уравнению

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image920.png

Решая его, найдем корни:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image921.png

Возвращаемся к старой переменной:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image922.png

Решаем полученные уравнения по свойству пропорции (с учетом ОДЗ):

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image923.png

Ответ: http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image924.png

Пример 5. Решить уравнение http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image925.png

Решение. Введем замену: http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image926.png

Тогда http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image927.pngи получим уравнение http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image928.png

Решаем его:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image929.pngт. е. http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image930.png

Решая квадратное уравнение, находим корни:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image931.png

Вернемся к переменной Х:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image932.png

Решаем первое уравнение:

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image933.png

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image934.png

http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image935.png

Второе уравнение не имеет решения, так как http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image936.png

 Ответ: http://matica.org.ua/images/stories/Auifl/image937.png

Заключение:  Чтобы сформировать умение  решать дробные рациональные уравнения всеми обучающимися 9 класса, учителю математики необходимо разработать систему упражнений, направленную на отработку приемов и методов решения этих уравнений.

          На этапе подготовки  - создать условия для активного восприятия, через упражнения  на повторение, упражнения пропедевтического характера.

          На этапе  усвоения -  через систему упражнений необходимо создать условия, которые позволяют обучающимся осознать и  прочно запомнить новые сведения ( последовательность действий, алгоритм).

         На этапе закрепления – создать условия для усвоения знаний в ходе их применения в различных ситуациях.

                                     Используемая литература и электронные ресурсы

1.  Д.Т. Письменный «Готовимся к экзамену по математике»- М.; Рольф, Айрис-пресс,1998г.

2.   «Математика. Подготовка к ГИА- 2015»- под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Ростов- на-Дону, Легион. 2014г.

3.   «Алгебра -9 класс»- Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. под редакцией

С.А. Теляковского, М.: Просвещение,2010г.

4.   Л.И. Заввич «Итоговая аттестация. Задания по математике»М,:Просвещение,2011г.

5.   С.С.Минаева,Л.О.Рослова   «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации».М.,Экзамен.2014г.

6.  М.Р.Леонтьева, С.Б. Суворова «Упражнения в обучении алгебре»,М.,Просвещение,2005г.

7.   Ресурсы, представленные на портале ФЦИОР (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов) – http://fcior.edu.ru , http://eor.edu.ru 

 8.  Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы -     http://katalog.iot.ru/

9.  Справочная информация по математическим дисциплинам      

        http:/www. mathem.h1.ru/

10.     Образовательный математический сайт          http://www.exponenta/ru

 11.     Публикации по алгебре, геометрии, тригонометрии  

                     http://www.ega-math.narod.ru/

 12. Сеть творческих учителей           http://www.it-n.ru

 13. Материалы газеты «Математика»       http://mat.1september.ru

14.Интернет-проект «Задачи» . Помощь при подготовке уроков, кружков             http://www.problems.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"

Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...

Решение дробных рациональных уравнений

Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...

Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.

Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....

Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"

Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...

«Методика нахождения наименьшего общего знаменателя при решении дробных рациональных уравнений»

Применение на практике  методики  решения дробных рациональных уравнений, дает 100% качества знаний....

Пособие для учащихся «Алгоритм решения дробного рационального уравнения»

Данное пособие для учащихся содержит краткую необходимую информацию по решению дробных рациональных уравнений. В пособии приведены алгоритм решения дробного рационального уравнения и примеры решения у...