«Организация повторения по алгебре в 11 профильном классе для подготовки к решению заданий С3 в ЕГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс)
Методическая разработка адресована учителям математики для повторения курса алгебры в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_11klass_doklad.doc | 691.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Организация повторения по алгебре
в 11 профильном классе
для подготовки к решению заданий С3 в ЕГЭ»
Подготовила
Доржиева Валентина Батуевна,
учитель математики высшей категории
МАОУ СОШ№19 г.Улан-Удэ
г. Улан-Удэ
2019г.
Тема «Организация повторения по алгебре в 11 профильном классе
для подготовки к решению заданий С3 в ЕГЭ»
Система уроков повторения по теме «Решение неравенств функционально – графическим методом» содержит: примерное планирование учебного времени; краткий анализ знаний и умений учащихся, полученных на уроках повторения по выбранной теме; план-конспект одного из уроков; проверочную работу (в одном варианте).
- Примерное планирование учебного времени
- Использование области определения функций.(1 час)
- Использование монотонности функций.(1 час)
- Использование ограниченности функций. (2 часа)
- Метод интервалов для непрерывных функций. (2 часа)
- Использование графиков функций. (1 час)
- Проверочная работа. (1 час)
- Краткий анализ и умений знаний учащихся, полученных на уроках повторения по выбранной теме.
В результате повторения данной темы учащиеся должны иметь четкое представление о возможностях функционально-графического подхода к решению неравенств.
Уметь:
- решать неравенства с использованием области определения входящих в них функций, свойства монотонности функций;
- использовать при решении неравенств свойство ограниченности функции на некотором множестве, уметь находить наибольшее и наименьшее значение функций или их композиций на заданном множестве;
- применять метод интервалов при решении неравенств, содержащих различные функции, а также при решении трансцендентных неравенств, используя идею рационализации неравенств;
- уметь при решении неравенств рассмотреть эскиз графиков их правой и левой частей в одной и той же системе координат. Тогда этот эскиз графиков поможет выяснить, на какие множества надо разбить числовую ось, чтобы на каждом из них решение неравенства было очевидно;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при подготовке к ЕГЭ.
- План – конспект урока по теме:
«Метод интервалов для непрерывных функций» (2 часа)
Цели урока:
Обучающие:
- обобщить ранее изученный материал о решении неравенств методом
интервалов; возможность применения метода интервалов для
решения неравенств различного типа; - выработка умений и навыков в решении неравенств различного типа
методом интервалов; - решение трансцендентных неравенств, с использованием метода рационализации.
Развивающие:
- повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них
положительный мотив учения; - развитие у учащихся логического мышления в процессе поиска рациональных методов и алгоритмов решения;
Воспитательные:
- формирование нравственных качеств, аккуратности, дисциплинированности, чувства собственного достоинства, ответственного отношения к достижению цели;
- развитие культуры научных и учебных взаимоотношений между учениками и между учениками и учителем; воспитание навыков совместного решения задач.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение и актуализация опорных знаний.
- Решение неравенств методом интервалов.
- Подведение итогов. Задание на дом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение и актуализация опорных знаний.
Обобщенный метод интервалов.
- Применимость метода интервалов не ограничивается решением рациональных неравенств.
- Применяя метод интервалов к решению иррациональных, трансцендентных, комбинированных неравенств, говорим об обобщенном методе интервалов.
Алгоритм обобщенного метода интервалов:
- Привести неравенство к виду . Рассмотреть функцию .
- Найти область определения функции .
- Найти нули функции , решив уравнение
- Изобразить на числовой прямой область определения и нули функции.
- Определить знаки функции на промежутках, входящих в область определения функции.
- Записать ответ, включив в него промежутки в соответствии со знаком неравенства (не забыть включить в ответ изолированные точки).
Метод рационализации.
- Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(x) (в конечном счете, рациональное), при которой неравенство равносильно неравенству в области определения выражения F(x) (символзаменяет один из знаков неравенств: >, <, ).
- Выделим некоторые выражения F и соответствующие им рационализирующие выражения G.
Выражение F(x) | Выражение G(x) |
loghf - loghg | (h – 1)(f – g) |
logfh - loggh | (f – 1)(g – 1)(h – 1)(g – f) |
hf - hg | (h – 1)(f – g) |
fh - gh | (f – g)h |
| f | - | g | | (f – g)(f + g) |
loghf · logpg | (f – 1)(g – 1)(h – 1)(p – 1) |
| f- g |
3. Решение неравенств методом интервалов
Каждое задание решает группа учащихся. Затем один из группы записывает решение на доске и поясняет его.
1). Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на каждом из промежутков
Следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
2). Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции: ,
- Определим знаки функции на каждом из промежутков
Следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
3). Решить неравенство
Заменим данное неравенство равносильной системой, используя метод рационализации:
Окончательно получаем,что решением являются все х такие, что
Ответ:
4). Решить неравенство
Воспользуемся методом интервалов:
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
На промежутке лежат числа:
- Определим знаки функции на каждом из промежутков
Множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
5). Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на каждом из промежутков
Множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
6). Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на промежутках:
Следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
7). Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на промежутках:
, следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
- Подведение итогов. Задание на дом
Выводы, оценки.
- Решить неравенства:
а) , б)
в) г)
- Дополнительно (на оценку):
а) б)
- Проверочная работа
Решить неравенства:
- 2.
- 4.
5. 6.
Оценка ставится за любые «пять» верно выполненных заданий.
Список использованной литературы
- Дорофеев Г. В. Обобщение метода интервалов. – Математика в школе, 1969, №3.
- Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень: учебник для 10 класса. М. И. Шабунин, А. А. Прокофьев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
- Панферов В. С., Сергеев И. Н. ЕГЭ – 2010. Математика. Задача С3, под редакцией А. Л. Семенова и И. В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2010.
- Садовничий Ю. В. ЕГЭ. Практикум по математике: Решение уравнений и неравенств. Преобразование алгебраических выражений. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...
Организация заключительного повторения по алгебре при подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в 2011-2012 учебном году
В работе предлагается календарно-тематическое планирование уроков алгебры по УМК Ю.Н, Макарычева и других, а также тематические тесты по основным вопросам курса алгебры. Обобщающий тест 4 ...
Методика урока одной задачи при подготовке к решению заданий с параметрами в ГИА и ЕГЭ
В статье предлагается использование "методики урока одной задачи" при организации итогового повторения темы "Решение уравнений с модулем и параметром". Автор проводит подобные занятия с 7 класса, данн...
Методическая разработка «Организация повторения по алгебре в 11 профильном классе для подготовки к решению заданий С3 в ЕГЭ»
Система уроков повторения по теме «Решение неравенств функционально – графическим методом» содержит: примерное планирование учебного времени; краткий анализ знаний и умений учащихся, полученных на уро...
Решение заданий из книги "Математика. Подготовка к ЕГЭ-2017.Профильный уровень.40 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года." Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова.
В книге представлен полный разбор заданий профильного уровня ЕГЭ по математике....
Выступление на педагогическом совете на тему «Организация повторения на уроках в рамках подготовки к ВПР, ИС и ОГЭ».
Повторение на уроках русского языка...