Приемы и методы подготовки выпускников к ГИА
статья по алгебре (11 класс)
Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации.
В своей педагогической практике использую деятельностный подход, который направлен на формирование индивидуальных способностей учащихся. Применяю на уроках разноуровневые задания, задания повышенной сложности, нестандартные задачи, задания творческого характера.
В целях повышения эффективности подготовки к ГИА ежемесячно провожу диагностические, тренировочные работы. Веду мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого обучающегося. Составляю индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Благодаря такой системе работы анализ уровня обученности моих учеников дает стабильные положительные результаты освоения по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_metody_podgotovki_vypusknikov_k_gia.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и методы подготовки выпускников к ГИА
Купава Г.П.
(Ачинский район, п.Горный, Россия,
МБОУ «Горная СШ»,
Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации.
В своей педагогической практике использую деятельностный подход, который направлен на формирование индивидуальных способностей учащихся. Создаю на уроках учебные ситуации, применяя современные технологии: личностно-ориентированные, технологию развивающего обучения, проектирование, технологию проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии и методы обучения: игровые методы, ИКТ, проблемный метод, частично – поисковый метод, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний, способствуют развитию учащихся и направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся (4, с. 175). Чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, организую эти поиски, управляю учащимися, развиваю их познавательную деятельность
Применяю на уроках разноуровневые задания, задания повышенной сложности, нестандартные задачи, задания творческого характера. Учу детей выступать в роли консультантов, выполнять задания совместно, объясняя друг другу материал, ставить проблемные вопросы одноклассникам и учителю, выполнять взаимопроверку.
Вся система моей работы развивает у учащихся познавательные навыки, творческие способности, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве (2, с. 134).
Благодаря такой системе работы мои обучающиеся показывают стабильные положительные результаты при сдачи ГИА.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В начале учебного года в школе разрабатывается план – график подготовки государственной итоговой аттестации обучающихся, в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно – правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.
Я с ребятами не пытаюсь прорешать, как можно больше вариантов предыдущих лет. Считаю, такой путь неперспективен. Так как варианты не повторяются, и запомнить решения всех заданий невозможно. Поэтому учу школьников общим универсальным приемам и подходам к решению. Таким образом, подготовка не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена, а означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
В сентябре провожу входной мониторинг. Он помогает разделить класс на 3 группы:1 группа - учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3», и 3группа – группа «риска». Для каждой группы составляю план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставлю основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой – отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой – повышенный и высокий. На консультации занимаюсь с группами ребят по индивидуальной программе.
Все задания разбиваю по темам. На первой консультации мы вспоминаем теорию, а некоторые задания решаем на доске. Домой обучающимся предлагаю тренировочные тематические задания для самостоятельного решения в течении заданного срока. Провожу индивидуальные консультации и зачет по данной теме. Задания для зачета составляю простые. Сдавшие получают следующие задание по данной теме, но уже более сложные. Не сдавшие продолжают решать задания аналогичные. На факультативе начинаем решать комплексные тесты, когда у обучающегося накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.
В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса (1, с. 62).
На уроке частично включаю контрольно-измерительные материалы выпускного экзамена при проведении проверочных работ на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов. Упражнения на каждый урок подбираю индивидуально в зависимости от имеющихся навыков, ранее допущенных ошибок, пропусков школьных уроков, применяю приемы, облегчающие запоминание и рационального счета. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма, очень часто провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли (3, с. 53).
На экзамене тест должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. С этой целью провожу малоформатные проверочные работы.
На консультациях и индивидуальных занятиях для учащихся, делается тщательный анализ распространенных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения ГИА.
Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ (ОГЭ) реально повысить балл. Во время таких тренировок формируются соответствующие навыки саморегуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее.
Два раза в год, провожу пробные экзамены по математике. При проведении пробного ЕГЭ используются материалы КИМов. Результаты пробного ЕГЭ анализируются, составляется корректировка в дальнейшей работе по подготовке к ЕГЭ, нацеленная на качественную сдачу ЕГЭ по математике.
Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ (ОГЭ), но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Обязательной составляющей процесса обучения, должно стать умение учащихся анализировать свои возможности. Поэтому необходимо учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; и учить их оценивать результаты своего труда.
В целях повышения эффективности подготовки к ГИА ежемесячно провожу диагностические, тренировочные работы. Веду мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого обучающегося. Составляю индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях и умениях обучающихся. А также знакомлю с результатами их родителей.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ГИА является работа кабинета. В нём оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы: демонстрационный вариант КИМ и диагностические работы за предшествующие годы, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификации экзаменационной работы, рекомендации психолога обучающимся и их родителям, график индивидуальных занятий, список литературы и адреса сайтов.
Успехов в сдаче учениками экзаменов достичь можно только совместными усилиями ученика, родителей, учителями -предметниками, классного руководителя, администрации школы, то есть только при комплексном подходе всех заинтересованных лиц в подготовке учащихся к ЕГЭ.
Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.
Благодаря такой системе работы анализ уровня обученности моих учеников дает стабильные положительные результаты освоения по математике.
У большинства моих учеников сформирован достаточно высокий уровень предметной компетентности, что подтверждается результатами итоговой аттестации выпускников.
Знание программы, целей, средств и методов обучения, психолого-педагогических особенностей учеников дает мне возможность добиваться позитивной динамики общей успеваемости. Мои ученики обладают хорошо развитыми навыками интеллектуального труда, владеют оригинальными подходами в решении математических задач. Их знания соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Наличие эффективных форм работы, степень новизны, привлекательности учебного материала, получаемого обучающимися, приводит к получению следующего результата: в 2015-2016 учебном году 100 % учащихся 11 класса успешно сдали ЕГЭ при среднем балле 58, а в 2017 -2018 учебном году качество 88%.
Статья «Приемы и методы подготовки выпускников к ГИА» опубликована в сборнике «Методы и приемы подготовки к итоговым экзаменам в школе» в 2017 году.
Литература:
- Балаян Э. Н. Комплексные упражнения по математике для
подготовки к ЕГЭ (с решениями). 5 -11 классы. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.
- Иванова Т.И. Современный урок математики: теория, технология,
практика: книга для учителя. - Н. Новгород: НГПУ, 2015. – 312 с.
- Севрюков П. Ф. Готовимся к экзаменам по математике. Материалы
для подготовки к выпускным экзаменам. - М.: Илекса, Сервисшкола, 2016. - 144 c.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:
Народное образование, 2012. - 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.»
«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.» (подготовка к ЕГЭ)...
Презентация«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.»
«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.» - презентация...
Личностно-ориентированный классный час. Приемы и методы подготовки.
Личностно-ориентированный подход - это общепедагогическая технология, которая дает возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его индивид...
выступление на МО "Эффективные методы подготовки выпускников к ГИА"
Выступление на МО "Эффективные методы подготовки выпускников к ГИА"...
Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных работ.Важно правильно сориен...
Приемы и методы подготовки к ГИА
Приёмы и методы подготовки к ГИАИспользование мнемотехник в процессе обученияИспользование художественных фильмов, песен и мемов для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...