Методическая разработка "Приращение функции. Понятие производной"
план-конспект по алгебре

Плюснина Наталья Михайловна

Данный материал можно использовать при изучении понятия производной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-proizvodnaya.docx432.87 КБ
Файл pril.-proizvodnaya.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

отделение «Кржижановское»

https://stolitsa.mskobr.ru/images/cms/thumbs/1f1204c38f5d7f50f0ab6bcf597ef97666ee60e8/1548231438ip_okg_pdf_png_250_135.png

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

по теме

«Приращение функции.

Понятие производной»

Приращение функции. Понятие производной

Цели занятия:

  • Образовательные: формирование понятий приращения функции и приращения аргумента, секущей, геометрического смысла приращения функции; отработать навыки нахождения производной некоторой функции по определению производной.
  • Развивающие:развитие вычислительных навыков; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщение.
  • Воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности, воспитание интереса к математике; воспитание у обучающихся аккуратности в записи, культуры математической речи.

Оборудование: компьютер, проектор, аудиторная доска.

Тип занятия:изучение нового материала (комбинированный)

План занятия

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Подготовка обучающихся к освоению новых знаний (2 мин)
  3. Изучение нового материала и первичное закрепление (69 мин)
  4. Самостоятельная работа, самопроверка (12 мин)
  5. Подведение итогов урока, выставление оценок (5 мин)
  6. Домашнее задание (1 мин)

Эпиграфом нашего занятия будут такие слова:

Теория без практики мертва или бесплодна,

практика без теории невозможна или пагубна.

Для теории нужны знания,

 для практики, сверх всего того, и умение

(А.Н. Крылов)

Ход занятия

1. Организационный момент

Преподавательорганизует начало урока. Активизируется внимание учащихся на начало учебного процесса.

Обучающиеся демонстрируют готовность к началу урока.

2. Подготовка обучающихся к освоению новых знаний (Слайд 1-5)

Преподаватель определяет тему урока.

Обучающиеся фиксируют в тетрадь.

Актуализация знаний.

На данном занятии мы начинаем изучать большой раздел математики, называемый «Дифференциальное исчисление», в котором изучаются производные и их применение к исследованию функции, геометрический и физический смысл производной. Задания, связанные с понятием производной и ее применением не только в математике, но физике, очень многообразны и  входят в состав профильного ЕГЭ по математике.

3. Изучение нового материала(Работа на доске и в тетрадях. (Слайд 6-11)

1)Приращение функции.

По учебнику А.Н. Колмогорова «Алгебра и начала математического анализа» на с. 97-98 обучающиеся самостоятельно читают и осмысливают учебный материал. Затем совместно с преподавателем последовательно делают рисунок на доске и записи к нему. Одновременно на слайде появляются те же записи.

https://sun1-2.userapi.com/c840522/v840522597/70202/MgG1FU1U2qc.jpg

Изобразим график произвольной функции y=f(x0)в сиcтеме координат хОу. Возьмем точку х0 и найдем значение функции в данной точке f(x0).

Дадим точке х0 приращение Δх и попадаем в точку х:

;

- приращение аргумента.

 – значение функции в точке

.

 – приращение функции

Пример 1.

 Найти приращение аргумента и приращение функции в точке х0, если ,, .

2) По изображенному выше рисунку  рассмотрим геометрический смысл приращений  и .

Прямая l– секущая, которая проходит через точки А и В.

 – общее уравнение прямой;

( – угол наклона секущей к оси Ох, k – угловой коэффициент секущей).

3) С помощью приращений удобно выражать среднюю скорость движения за промежуток времени .

 Если точка движется по прямой и известна ее координата – путь, то

.

Выражение –называется средней скоростью изменения функции на промежутке .

4) Закрепление материала: № 178(б, а), 181(а, б), 184(а) по учебнику  А.Н. Колмогорова.

5) Понятие производной, ее геометрический смысл.

– По графику рассмотрим положение секущей при :, , .

 ( - касательная)

https://pp.userapi.com/c841639/v841639625/76cbc/wMt-xOAsVdw.jpg

– Определение производной.

Производной функции f в точке  называется число, к которому стремится разностное отношение   при .

Производная функции f в точке   обозначается .

 – геометрический смысл производной

6) Рассмотрим примеры нахождения производных для функций:

;

        ;

;

        .

Функцию, имеющую производную в точке называется дифференцируемой в этой точке.

7) Закрепление материала: № 192 (б), 193(а, б) по учебнику  А.Н. Колмогорова.

4. Самостоятельная работа (Слайд 12)

1) Задания по вариантам на карточках.  

Самостоятельная работа

Фамилия, Имя _______________________________________

Вариант _____________

Задание

Решение

Проверка

в. 1

в.2

№ 178 (в)

(2 балла)

№ 178 (г)

(2 балла)

№ 181(в)

(1балл)

№ 181(г)

(1балл)

№ 192(а)

(1балл)

№ 192(в)

(1балл)

№ 193(в)

(1балл)

№ 193(г)

(1балл)

Оценка

Критерии оценки

оценка «5» - 5баллов

оценка «4» - 3-4балла

оценка «3» - 2балла

оценка «2» - 1 балл и менее

2) Самопроверка по готовым ответам через проектор (Слайд 13).

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

№ 178 (в)

0,03

№ 178 (г)

0,205

№ 181 (в)

65 км/ч

№ 181 (г)

57,5 км/ч

№ 192(а)

16, -8

№ 192 (в)

-2, - 4

№ 193 (в)

3

№ 193 (г)

5, -2


5. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Обучающиеся считают количество баллов по самостоятельной работе, выставляют оценку и передают работу преподавателю. Преподаватель выставляет оценки в журнал.

6. Домашнее задание (Слайд 14)

№ № 179 (а, в), 187 (в), 196(б) по учебнику  А.Н. Колмогорова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Приращение функции. Понятие производной

Слайд 2

Основоположники дифференциального и интегрального исчисления Исаак Ньютон (1642-1727)- английский физик, математик и астроном Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ , математик, физик

Слайд 3

СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ В конце семнадцатого века великий английский ученый Исаак Ньютон открыл общий способ описания связи между путем и скоростью движения. Основными математическими понятиями, выражающими эту связь, являются производная и скорость. Честь открытия основных законов математического анализа также принадлежит великому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу.

Слайд 4

Цитата Г.В. Лейбница «Общее искусство знаков представляет чудесное пособие, так оно разгружает воображение… Следует заботиться о том, чтобы обозначения были удобны для открытий. Обозначения коротко выражают и отображают сущность вещей. Тогда поразительным образом сокращается работа мысли.»

Слайд 5

Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, и умение (А.Н. Крылов) Алексей Николаевич Крылов - русский и советский математик, механик и кораблестроитель

Слайд 6

у= f( х) Пусть дана функция у= f( х) y x 0 х х 0 Пусть х – произвольная точка в окрестности фиксированной точки х 0 Разность х-х 0 называется приращением аргумента и обозначается Разность f(x)-f(x 0 ) называется приращением функции и обозначается ∆ f = f(x)-f(x 0 ) или ∆ f =f(x 0 + ∆ x)-f(x 0 ) - приращение функции ∆ х=х - х 0 – приращение аргумента ∆ x =x-x 0 х=х 0 + ∆ x

Слайд 7

Пример 1: Найти приращение аргумента и приращение функции в точке х 0 , если Решение :

Слайд 8

Геометрический смысл приращения функции у= f( х) y x 0 х х 0 Прямая l , проходящая через любые две точки графика функции, называется секущей к графику функции. l А В С - прямоугольный - угловой коэффициент секущей к графику функции y = k х+ b

Слайд 10

Определение производной Производной функции f в точке называется число, к которому стремится разностное отношение при Производная функции f в точке х 0 обозначается f ' (x 0 ) .

Слайд 11

Найти производные следующих функций, используя определение производной. f(x) = x 2 ; f(x) = x 3 ; f(x) = kx+b ; f(x) = c.

Слайд 12

Самостоятельная работа Вариант 1 № 178 (в) № 181 (в) № 192 (а) № 193 (в) Вариант 2 № 178 (г) № 181 (г) № 192 (в) № 193 (г)

Слайд 13

Проверка Вариант 1 Вариант 2 № 178 (в) 0,03 № 178 (г) 0,205 № 181 (в) 65 км/ч № 181 (г) 57,5 км/ч № 192 (а) 16, -8 № 192 (в) -2, - 4 № 193 (в) 3 № 193 (г) 5, -2

Слайд 14

Домашнее задание № 179 (а, в) № 187 (в) № 196 (б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение понятия "Производная функции"

Данную работу я с выпускниками 11 класса готовила перед сдачей экзамена. Она даёт возможность не только повторить материал по данной теме, но и окунуться  в характерные задания по теме "Прои...

Понятие производной. Механический смысл производной.

Цель:- образовательная: ввести понятие производной, используя для этого понятие мгновенной скорости в физике, уметь находить производную простейших функций с помощью определения-воспитательная: формир...

Методическая разработка урока "Понятие производной".

Методическая разработка урока по теме "Понятие производной", 10 класс. Задачами данного урока являются: - рассмотреть задачи, приводящие к понятию производной; - ввести определение производной...

Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»

Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной.  Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»...

Методическая разработка по теме "Понятие производной"

Тема: «Понятие производной».Тип урока - урок изучения нового материала....

Тестовые задания «Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»

Тестовые задания в двух вариантах по 28 вопросов в каждом на темы:«Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»...

Методическая разработка открытого урока на тему Понятие производной

План урока содержит  в  себе  методику  преподавания  по  дисциплине математика,  в  которой  формулируются  все  его  этапы: тема,  за...