Посторонние и потерянные корни.
статья по алгебре (9, 10, 11 класс)

Комплекс уравнений, при решении которых выполняются тождественные преобразования, приводящие к появлению посторонних корней или их потере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postoronnie_i_poteryannye_korni.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Посторонние и потерянные корни.

Комплекс уравнений,

при решении которых выполняются тождественные преобразования, приводящие к появлению посторонних корней или их потере.

Рассмотрим несколько конкретных примеров, где некоторые преобразования уравнений приводят к новым уравнениям,  неравносильным данному, что ведёт к появлению посторонних корней или их потере.

Пример 1.

Дано уравнение 3х(х – 1) = 5(х – 1).

1 способ решения:

Раскроем скобки в данном уравнении, перенесём все члены в левую часть и решим квадратное уравнение.

3х² - 8х + 5 = 0

Корни уравнения  х = 1, х= .

2 способ решения:

Сократить обе части уравнения на общий множитель (х – 1), то получится уравнение

3х = 5, которое имеет всего лишь один корень х = .

Таким образом, деление обеих частей уравнения на множитель, содержащий неизвестное, может привести к потере корней.

Пример 2.

Дано уравнение 2х -3 = 5 .

Данное уравнение имеет единственный корень х = 4.

Возведём обе части этого уравнения в квадрат, получим (2х – 3)² = 25.

Решая это уравнение, найдём корни: х = -1, х = 4.

Новое уравнение(2х – 3)² = 25 неравносильно исходному уравнению 2х – 3= 5.

Корень х = -1 не является корнем исходного уравнения, следовательно, является посторонним корнем.

Посторонний корень может появиться при возведении обеих частей уравнения в квадрат, вообще в чётную степень.

Пример 3.

= 0.

Сократим дробь, стоящую в левой части уравнения  на х и получим уравнение

  х·(х – 1) = 0

   Решим данное уравнение: х = 0 или х – 1= 0

                                                                     х = 1,

т.е. корни данного уравнения 0 и 1.

Корнем исходного уравнения 0 не является, так как в исходном уравнении придётся делить на ноль, а так как на 0 делить нельзя, то х =  0  - посторонний корень.

Ответ:1.

Посторонний корень может появиться при сокращении дроби на выражение, содержащее неизвестное.

Пример 4.

 = 2 - х

Решение:

Возведём обе части уравнения в квадрат (возведение в чётную степень)

х + 4 = 4 – 4х + х²

х² -5х = 0

х = 0

х=  5

х= 5 – посторонний корень

Так как уравнение f²(х) = g²(х) является уравнением -  следствием не только для уравнения

 f(х) = g(х),  но и для уравнения f(х) = - g(х). Поэтому при возведении в квадрат корни не теряются, но посторонние корни появиться могут. Уравнения не равносильны, но они равносильны на области определения: х 2.

Уравнение исходное можно заменить на равносильную систему

При решении иррациональных уравнений надо делать проверку подстановкой корней в исходное уравнение или использовать ОDЗ в зависимости от того, где вычисления выполняются легче.

Пример 5.

= х – 2

Возведём обе части уравнения в квадрат.

()²= (х – 2)²

2х – 1 = х²- 4х + 4

2х – 1 - х² + 4х – 4 = 0

- х²- 6х + 5 = 0

х =  3 + 2 = 5

х = 3 – 2 = 1

                                                          Проверка.                                                      

х= 1                                                                                                    х= 5                                                                                        

 = 1 – 2                                                                             = 5 - 2                    

1 = - 1 – неверное                                                                    3 = 3 – верное

 х= 1 – посторонний корень                                                     х= 5 – корень

Ответ:5.

Пример 6.

 = -х

Возведём обе части уравнения в квадрат (возведение в чётную степень).

()² = (-х)²

1 + х = х²

х² - х – 1 = 0

4х² - 81х – 81 = 0

х=

х=           х=

Проверка подстановкой в данном случае будет сопровождаться значительными трудностями при вычислении, поэтому прибегнем к использованию ОDЗ:

 Из уравнения    = -х        -х  0

Подставим в данное неравенство полученные корни.

1)   х=  Имеем:         -·   0 – неверное, т.к. произведение положительного и отрицательного числа отрицательно. Значит, х=   - посторонний корень.

2) х= .   Имеем:         -·   0 – верное, т.к. произведение двух отрицательных чисел положительно. Значит, х=    - корень уравнения.

Ответ: .

Посторонние корни могут появиться также при умножении обеих частей уравнения на множитель, содержащий неизвестное, если этот множитель при действительных значениях х обращается в нуль.

Пример7.

 +  =  |• (х-1).(х-2)0

Умножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель дробей, не равный нулю.

1 + 3х – 6 =  - х ² + 4х -3

х ²  - х – 2 = 0

х = -1      х=  2

Проверку в дробно – рациональных уравнениях делаем по условию неравенства нулю знаменателя, проверяем условие (х-1).(х-2)0

х = -1                                                         х = 2                  

(-1 – 1)(-1 – 2) 0                                      (2 -1 )(2 – 2) 0

60- верное                                           00 – неверное

х- корень уравнения                                 х- посторонний корень

Ответ: -1.

 Причиной изменения множества корней уравнения во время его преобразования является применение равенств, правая и левая части которых имеют разные области определения. Вот некоторые из них:

• х = (

 =  ·

•  log(х·у) = logх + logу

• logх² =  2logх

• tg(x +y) =

• sin x =

В каждом из этих равенств область определения выражения, стоящего в правой части, является подмножеством  области выражения, стоящего в левой части. Поэтому использование этих равенств слева направо может привести к потере корней, а справа налево – к появлению посторонних корней.

Пример  8. 

log(х – 2) + log(х+3) = 2

Решение:

По свойству логарифмов имеем:

log(х – 2)(х + 3) = 2

(х – 2)(х + 3) = 36

х² + х - 6 -36 = 0

х² + х – 42 = 0

х =6 и х =-7     х = -7 – посторонний корень

Исходное и последнее уравнения неравносильны в ОDЗ

 Чтобы исключить посторонний корень надо использовать ОDЗ  или уравнение заменить равносильной системой            

Пример 9.

3sinx + 4 cos x = 5

3 + 4 = 5

 = 0

(3tg-1)² =0

tg =

 = arctg +, n

х = 2arctg+ 2, n

При переходе от уравнения (1) к уравнению(2) могла произойти потеря корней, значит необходимо проверить, являются ли корни уравнения cos=0 корнями данного уравнения.

cos=0

 =  + 2, n

х = , n

Проверка.

Если х = , n,тогда 3sin() + 4cos () = 5, х

0 + 4(-1) = 5 – не верно, значит х = , n, не является корнями исходного уравнения.

Ответ: х = 2arctg+ 2, n

Итак, в процессе решения каждое уравнение заменялось на какое-то новое, а у нового уравнения естественно могут быть свои корни. Проследить за изменением корней, не допустить их потери и отбросить лишние корни – это и есть задача правильного решения уравнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выход из одиночества…Урок внеклассного чтения в 10 классе. (Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний»)

«Посторонний» – яркий пример экзистенциализма, основным критерием которого является п...

Типичные ошибки в решении задания С1(потеря корней, появление «посторонних» корней)

В презентации для подготовки к ЕГЭ по математике представлены решения двух заданий (тригонометрических уравнений), где подробно рассмотрены возможности появления посторонних корней и  потери корн...

Самостоятельная работа на тему «Комплекс уравнений, при решении которых выполняется тождественные преобразования, приводящие к появлению посторонних корней или их потере, с анализом процесса решения»

Вашему вниманию предлагаю самостоятельную работу на тему  «Комплекс уравнений, при ре​шении которых выполняется тождественные преобразования, приводящие к появлению посторонних корней или их...

ПРАВИЛА пребывания на территории школы посторонних лиц

Летний оздоровительный лагерь "Зеленая планета", июнь 2017г...

Конспект мероприятия "Конкурс рисунков на асфальте "Добро пожаловать. Или посторонним вход воспрещён", посвящённого Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Занятие рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста.Занятие проводится в форме доверительной беседы взрослого и детей. При этом взрослый должен не напугать детей, не научить их видеть...

Статья "Координаты счастья героев А.Камю (по повести «Посторонний»)"

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли сч...