Урок алгебры по теме: "Числовая последовательность", 9-й класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Черногорова Светлана Валерьевна

Методическая разработка урока алгебры по теме: "Числовая последовательность" для обучающихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_algebre_v_9.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры по теме: "Числовая последовательность", 9-й класс

Цели:

  • Образовательная: ввести понятие числовой последовательности; рассмотреть различные способы задания последовательности.
  • Развивающая: развитие самостоятельности, взаимопомощи при работе в группе, сообразительности.
  • Воспитательная: воспитание активности и аккуратности.

Ход урока:

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «последовательность», узнаем, какими могут быть последовательности и рассмотрим способы задания последовательностей.

2. Подготовка обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока (работа в группах, дифференцированный подход)

Каждая группа учеников получает свое задание. После его выполнения отчитывается каждая группа перед классом, начинают ученики 1 группы.

Задание для учеников 1 группы:

Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры таких явлений и событий.

Ответы учеников 1 группы: дни недели, названия месяцев, возраст человека, номер счёта в банке, последовательно происходит смена дня и ночи, последовательно увеличивает скорость автомобиль, последовательно пронумерованы дома на улице и т. д.

Задание для учеников 2 и 3 групп: ученикам предлагается найти закономерности и показать их с помощью стрелки.

2 группа:

В порядке возрастания положительные нечетные числа

1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6…

В порядке убывания правильные дроби с числителем, равным 1

1; 3; 5; 7; 9; …

В порядке возрастания положительные числа, кратные 5

5; 10; 15; 20; 25; …

3 группа: найдите закономерности

1; 4; 7; 10; 13; …

Увеличение на 3

10; 19; 37; 73; 145; …

Чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза

6; 8; 16; 18; 36; …

Увеличение в 2 раза и уменьшение на 1

Ответы 2 группы:

  1. В порядке возрастания положительные нечетные числа (1; 3; 5; 7; 9; … )
  2. В порядке убывания правильные дроби с числителем, равным 1 (1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6…)
  3. В порядке возрастания положительные числа, кратные 5 (5; 10; 15; 20; 25; …)

Ответы 3 группы:

  1. 1; 4; 7; 10; 13; … (Увеличение на 3)
  2. 10; 19; 37; 73; 145; … (Увеличение в 2 раза и уменьшение на 1)
  3. 6; 8; 16; 18; 36; … (Чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза)

3. Изучение нового материала

Рассмотренные нами числовые ряды и есть примеры числовых последовательностей.

Числа, образующие последовательность, называют соответственно первым, вторым, третьим, и т. д., n-ным членами последовательности.

Обозначают члены последовательности так а1; а2; а3; а4; … аn;

Последовательности могут быть конечными и бесконечными, возрастающими и убывающими.

Задания для устной работы 

  1. Назовите в последовательности 1; 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; … 1/n; 1/(n+1) члены а1; а4; а10; аn;
  2. Является ли последовательность четырёхзначных чисел конечной? (да)
  3. Назовите её первый и последний члены. (Ответ: 1000; 9999)
  4. Является ли последовательностью запись чисел 2; 4; 7; 1; -21; -15; …? (нет, так как нельзя по первым шести членам обнаружить какую-нибудь закономерность)

Существуют различные способы, которые позволяют задать последовательность.

С помощью формулы n-ого члена последовательности (аналитический способ).

Формула общего члена позволяет вычислить член последовательности с любым заданным номером. Например, если хn=3n+2, то

х5=3.5+2=17;

х45=3.45+2=137.

Рекуррентный способ

Формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие (один или несколько), называют рекуррентной (от латинского слова recurro– возвращаться).

Например, последовательность, заданную правилом

а1=1; аn+1= аn +3

можно записать с многоточием:

1; 4; 7; 10; 13; …

4. Закрепление изученного материала (работа в группах, дифференцированный подход)

Каждая группа получает индивидуальное задание, которое выполняют самостоятельно. При выполнении заданий ребята обсуждают решение и записывают его в тетрадь.

Даны последовательности: аn=n4 ; аn=(-1)nn2 ; аn=n +4; аn=-n-4; аn=2n -5; аn=3n -1.

Задание для учеников 1 группы: Последовательности заданны формулами. Впишите пропущенные члены последовательности:

1; ___; 81; ___; 625; ...
-1; 4; ___; ___; -25; …
5; ___; ___; ___; 9; …
___; -6; ___; ___ ; -9; …
___; ___; 3; 11; ___; …
2; 8; ___; ___; ___; …

Задание для учеников 2 группы:

Выписать первые пять членов последовательности, заданной формулой своего n-ого члена.

Задание для учеников 3 группы:

Положительные и отрицательные числа

Положительные числа

Отрицательные числа

Определите, какими числами являются члены этих последовательностей, заполните таблицу.

5. Историческая справка

Рекуррентное задание последовательности может быть и более сложным. Например, равенства: х1=1; х2=1; хn+2= хn+1 + хn 

Также позволяют вычислять поочередно члены последовательности:

х3= х2 + х1 =1+1=2;
х
4= х3 + х2 =2+1=3;
х
5= х4 + х3 =3+2=5; … .

Проще всего выписывать члены этой последовательности, если перевести равенство на русский язык: каждый член последовательности, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих членов.

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, … .

Члены этой последовательности называются числами Фибоначчи – по имени средневекового итальянского ученого Леонардо Фибоначчи (1180 – 1240 ) из г. Пизы. Последовательность Фибоначчи рассмотрена им в 1202 году в книге «Liber abacci». Эти числа встречаются в математике и природе довольно часто: треугольник Паскаля, количество веток на дереве или приплод от пары кроликов за определенный период времени, семена в подсолнечнике.

Блез Паскаль (1623 – 1662) один из самых знаменитых людей в истории человечества. Треугольник Паскаля – это бесконечная числовая таблица треугольной формы, в которой на вершине и по боковым сторонам стоят единицы, каждое из остальных чисел равно сумме двух чисел, стоящих над ним слева и справа в предшествующей строке:

Продолжите строчку сами!

1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1
(1 6 15 20 15 6 1)

Между числами Фибоначчи и треугольником Паскаля существует интересная связь. Подсчитав для каждой восходящей диагонали треугольника Паскаля сумму всех стоящих на этой диагонали чисел, получим:

для 1 диагонали – 1;

для 2 диагонали – 1;

для 3 диагонали – 1+1=2;

для 4 диагонали – 1+2=3;

для 5 диагонали – 1+3+1=5;

для 6 диагонали – 1+4+3=8;

для 7 диагонали – 1+5+6+1=13 ….

Мы получили не что иное, как числа Фибоначчи. Оказывается, что всегда сумма чисел n-ой диагонали есть n-ое число Фибоначчи.

6. Домашнее задание: № 362 (2.4.6), 364 (2,40, 365( 2).

Подведение итогов урока

Итак, мы разобрали понятие последовательности и способы ее задания.

Приведите примеры числовой последовательности: конечной и бесконечной.

Какие способы задания последовательности вы знаете.

Какая формула называется рекуррентной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по алгебре на тему « Числовые и алгебраические выражения»

Вашему вниманию предлагается  1 урок, разработанный по учебнику под редакцией А. Г. Мордковича « Алгебра. 7 класс» Объяснение нового материала идет в ходе диалога «учитель-ученик». Это особе...

Урок алгебры по теме: «Числовые функции» .

Урок обобщения и повторения по теме: "Числовые функции".   Основная цель: Закрепить знания свойств числовых функций; отработать умения учащихся исследовать функции; закрепить понятия  ч...

Самостоятельная работа по алгебре по теме: "Числовые и буквенные выражения", 7 класс

Данная самостоятельная работа предназначена для проверки качества усвоения материала по теме: "Числовые и буквенные выражения". Работа состоит из пяти заданий, два варианта....

Самостоятельная работа по алгебре по теме "Числовые промежутки", 8 класс

Самостоятельная работа составлена в двух вариантах. Предназначена при работе с учебником Теляковского....

Презентация по алгебре на тему "Числовые неравенства" (8 класс)

Урок составлен в виде презентации для удобства объяснения нового материала. В начале урока проводится анализ контрольной работы, а затем устная работа на сравнение чисел по правилам сравнения обыкнове...

Тест по алгебре по теме "Числовые неравенства"(8 класс)

Проверочный тест по алгебре в двух вариантах...

Методическая разработка к уроку алгебры по теме "Числовые выражения"

Конспект урока "Числовые выражения"( 7 класс). Это первый урок алгебры в 7 классе. На уроке ученики знакомятся с числовыми выражениями....