В помощь учащимся 10 - 11 х классов при подготовке к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задачи по теории вероятности
Задача № 1 На экзамене по геометрии школьнику достаётся один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.
Решение: Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий: 0,2 + 0,15 = 0,35.
Ответ: 0,35.
Задача № 2 В чемпионате мира участвуют 16 команд. С помощью жребия их нужно разделить на четыре группы по четыре команды в каждой. В ящике вперемешку лежат карточки с номерами групп: 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4.
Капитаны команд тянут по одной карточке. Какова вероятность того, что команда России окажется во второй группе?
Решение Вероятность того, что команда России окажется во второй группе, равна отношению количества карточек с номером 2, к общему числу карточек. Тем самым, она равна 4/16=0,25
Ответ: 0,25.
Задача № 3 В магази не стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.
Решение: Найдем вероятность того, что неисправны оба автомата. Эти события независимые, вероятность их произведения равна произведению вероятностей этих событий:0,05 • 0,05 = 0,0025.
Событие, состоящее в том, что исправен хотя бы один автомат, противоположное. Следовательно, его вероятность равна 1 - 0,0025 = 0,9975.
Ответ: 0,9975.
Приведем другое решение.
Вероятность того, что исправен первый автомат (событие А) равна 0,95. Вероятность того, что исправен второй автомат (событие В) равна 0,95. Это совместные независимые события. Вероятность их произведения равна произведению вероятностей этих событий, а вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения.
Имеем: Р(А + В) = Р(А) + Р(В) - Р(А В) = 0,95 + 0,95 - 0,95 0,95 = 0,9975.
Задача № 4 Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8. Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попал в мишени, а последние два промахнулся. Результат округлите до сотых.
Решение: Поскольку биатлонист попадает в мишени с вероятностью 0,8, он промахивается с вероятностью 1 - 0,8 = 0,2. События попасть или промахнуться при каждом выстреле независимы, вероятность произведения независимых событий равна произведению их вероятностей. Тем самым, вероятность события «попал, попал, попал, промахнулся, промахнулся» равна 0,8*0,8*0,8*0,2*0,2=0,02048
Ответ: 0,02.
Задача № 5 Помещение освещается фонарём с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,3. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит.
Решение: Найдем вероятность того, что перегорят обе лампы. Эти события независимые, вероятность их произведения равно произведению вероятностей этих событий: 0,3-0,3 = 0,09. Событие, состоящее в том, что не перегорит хотя бы одна лампа, противоположное. Следовательно, его вероятность равна 1 - 0,09 = 0,91.
Ответ: 0,91.
Задача № 6 Вероятность того, что новый электрический чайник прослужит больше года, равна 0,97. Вероятность того, что он прослужит больше двух лет, равна 0,89. Найдите вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но больше года.
Решение: Пусть А = «чайник прослужит больше года, но меньше двух лет», В = «чайник прослужит больше двух лет», тогда А + В = «чайник прослужит больше года».
События А и В совместные, вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения. Вероятность произведения этих событий, состоящего в том, что чайник выйдет из строя ровно через два года — строго в тот же день, час и секунду — равна нулю. Тогда: Р(А + В) = Р(А) + Р(В) - Р(А В) = Р(А) + Р(В), откуда, используя данные из условия, получаем 0,97 = Р(А) + 0,89. Тем самым, для искомой вероятности имеем: Р(А) = 0,97 - 0,89 = 0,08.
Ответ: 0,08.
Задача № 7 Чтобы пройти в следующий круг соревнований, футбольной команде нужно набрать хотя бы 4 очка в двух играх. Если команда выигрывает, она получает 3 очка, в случае ничьей — 1 очко, если проигрывает — 0 очков. Найдите вероятность того, что команде удастся выйти в следующий круг соревнований. Считайте, что в каждой игре вероятности выигрыша и проигрыша одинаковы и равны 0,4.
Решение: Команда может получить не меньше 4 очков в двух играх тремя способами: 3+1, 1+3, 3+3. Эти события несовместны, вероятность их суммы равна сумме их вероятностей. Каждое из этих событий представляет собой произведение двух независимых событий — результата в первой и во второй игре. Отсюда имеем: Р(3+1)+Р(1+3)+Р(3+3)=Р(3)*Р(1)+Р(1)*Р(3)+Р(1)*Р(3)=0,4*0,2+0,2*0,4+0,4*0,4=0,08+0,08+0,16=0,32
Ответ: 0,32.
Задача № 8 Перед началом футбольного матча судья бросает монетку, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Физик» играет три матча с разными командами. Найдите вероятность того, что в этих играх «Физик» выиграет жребий ровно два раза.
Решение: Обозначим «1» ту сторону монеты, которая отвечает за выигрыш жребия «Физиком», другую сторону монеты обозначим «0». Тогда благоприятных комбинаций три: 110, 101, 011, а всего комбинаций 23 = 8: 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111. Тем самым, искомая вероятность равна:
Ответ: 0,375.
Задача № 9 Игральный кубик бросают дважды. Сколько элементарных исходов опыта благоприятствуют событию «А = сумма очков равна 5»?
Решение: Сумма очков может быть равна 5 в четырех случаях: «3 + 2», «2 + 3», «1 + 4», «4 + 1».
Ответ: 4.
Задача № 10 В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что в первый раз выпадает орёл, а во второй — решка.
Решение: Всего возможных исходов — четыре: орел-орел, орел-решка, решка-орел, решка-решка. Благоприятным является один: орел-решка.
Следовательно, искомая вероятность равна 1:4 = 0,25.
Ответ: 0,25.
Задача № 11 На рок-фестивале выступают группы — по одной от каждой из заявленных стран. Порядок выступления определяется жребием. Какова вероятность того, 410 группа из Дании будет выступать после группы из Швеции и после группы из Норвегии? Результат округлите до сотых.
Решение: Общее количество выступающих на фестивале групп для ответа на вопрос неважно. Сколько бы их ни было, для указанных стран есть 6 способов взаимного расположения среди выступающих (Д — Дания, Ш — Швеция, Н — Норвегия):
...Д...Ш...Н Д...Н...Ш..., ...Ш...Н...Д Ш...Д...Н Н...Д...Ш Н...Ш...Д...
Дания находится после Швеции и Норвегии в двух случаях. Поэтому вероятность того, что группы случайным образом будут распределены именно так, равна 1/3=0,333...
Ответ: 0,33.
Задача № 12 На клавиатуре телефона 10 цифр, от 0 до 9. Какова вероятность того, что случайно нажатая цифра будет чётной?
Решение: На клавиатуре телефона 10 цифр, из них 5 четных: 0, 2, 4, 6, 8. Поэтому вероятность того, что случайно будет нажата четная цифра равна 5:10 = 0,5.
Ответ: 0,5.
Задача № 13 Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 10 до 19 делится на три?
Решение: Натуральных чисел от 10 до 19 десять, из них на три делятся три числа: 12, 15, 18. Следовательно, искомая вероятность равна 3:10 = 0,3.
Ответ: 0,3.
Задача № 14 В некотором городе из 5000 появившихся на свет младенцев 2512 мальчиков. Найдите частоту рождения девочек в этом городе. Результат округлите до тысячных.
Решение: Из 5000 тысяч новорожденных 5000 - 2512 = 2488 девочек. Поэтому частота рождения девочек равна 2488/5000=0,4976
Ответ: 0,498.
Задача № 15 На борту самолёта 12 мест рядом с запасными выходами и 18 мест за перегородками, разделяющими салоны. Остальные места неудобны для пассажира высокого роста. Пассажир В. высокого роста. Найдите вероятность того, что на регистрации при случайном выборе места пассажиру В. достанется удобное место, если всего в самолёте 300 мест.
Решение: В самолете 12 + 18 = 30 мест удобны пассажиру В., а всего в самолете 300 мест. Поэтому вероятность того, что пассажиру В. достанется удобное место равна 30: 300 = 0,1.
Ответ: 0,1.
Задача № 16 Вероятность того, что на тесте по биологии учащийся О. верно решит больше 11 задач, равна 0,67. Вероятность того, что О. верно решит больше 10 задач, равна 0,74. Найдите вероятность того, что О. верно решит ровно 11 задач.
Решение: Рассмотрим события А = «учащийся решит 11 задач» и В = «учащийся решит больше 11 задач». Их сумма — событие А + В = «учащийся решит больше 10 задач».
События А и В несовместные, вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий:
Р(А + В) = Р(А) + Р(В). Тогда, используя данные задачи, получаем: 0,74 = Р(А) + 0,67,
откуда Р(А) = 0,74 - 0,67 = 0,07.
Ответ: 0,07.
Задача № 17 На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов. Результат округлите до тысячных.
Решение: Пусть завод произвел тарелок. В продажу поступят все качественные тарелки и 20% невыявленных дефектных тарелок: n тарелок. Поскольку качественных из них , вероятность купить качественную тарелку равна 0,9n/0,92n =90/92=0,978...
Ответ: 0,978.
Задача № 18 В магазине три продавца. Каждый из них занят с клиентом с вероятностью 0,3. Найдите вероятность того, что в случайный момент времени все три продавца заняты одновременно (считайте, что клиенты заходят независимо друг от друга).
Решение: Вероятность произведения независимых событий равна произведению вероятностей этих событий. Поэтому вероятность того, что все три продавца заняты равна (0,3)3=0,027 Ответ: 0,027.
Задача № 19 Чтобы поступить в институт на специальность «Лингвистика», абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и иностранный язык. Чтобы поступить на специальность «Коммерция», нужно набрать не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и обществознание. Вероятность того, что абитуриент B. получит не менее 70 баллов по математике, равна 0,6, по русскому языку — 0,8, по иностранному языку — 0,7 и по обществознанию — 0,5. Найдите вероятность того, что B. сможет поступить хотя бы на одну из двух упомянутых специальностей.
Решение: Для того, чтобы поступить хоть куда-нибудь, B. нужно сдать и русский, и математику как минимум на 70 баллов, а помимо этого еще сдать иностранный язык или обществознание не менее, чем на 70 баллов. Пусть А, В, С и D — это события, в которых B. сдает соответственно математику, русский, иностранный и обществознание не менее, чем на 70 баллов. Тогда поскольку Р(С+D)=Р(С)+Р(D)-Р(С*D) для вероятности поступления
имеем: Р(АВ(С+D))=Р(А)*Р(В)*Р(С+D)=Р(А)*Р(В)*(Р(С)+Р(D)-Р(С)*Р(D))=0,6*0,8*(0,7+0,5-0,7*0,5)=0,408
Овет: 0,408
Задача № 20 В классе 26 человек, среди них два близнеца — Андрей и Сергей. Класс случайным образом делят на две группы по 13 человек в каждой. Найдите вероятность того, что Андрей и Сергей окажутся в одной группе.
Решение: Пусть один из близнецов находится в некоторой группе. Вместе с ним в группе может оказаться 12 человек из 25 оставшихся одноклассников. Вероятность этого события равна 12 : 25 = 0,48.
Ответ: 0,48
Задача № 21 Вероятность хого, что новый DVD-проигрыватель в течение года поступит в гарантийный ремонт, равна 0,045. В некотором городе из 1000 проданных DVD-проигрывателей в течение года в гарантийную мастерскую поступила 51 штука. На сколько отличается частота события «гарантийный ремонт» от его вероятности в этом городе?
Решение: Частота (относительная частота) события «гарантийный ремонт» равна 51 : 1000 = 0,051. Она отличается от предсказанной вероятности на 0,006.
Ответ: 0,006.
Задача № 22 При изготовлении подшипников диаметром 67 мм вероятность того, что диаметр будет отличаться от заданного меньше, чем на 0,01 мм, равна 0,965. Найдите вероятность того, что случайный подшипник будет иметь диаметр меньше чем 66,99 мм или больше чем 67,01 мм.
Решение: По условию, диаметр подшипника будет лежать в пределах от 66,99 до 67,01 мм с вероятностью 0,965. Поэтому искомая вероятность противоположного события равна 1 - 0,965 = 0,035.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для контроля ЗУН учащихся 9 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА
Данная методическая разработка предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, отвечающих за организацию контроля ЗУН учащихся по всем предметам. В сборнике помещены к...
Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...
Конспект урока по физической культуре для учащихся 7 класса "Лыжная подготовка"
Техника перехода от попеременного двушажнного хода к одновременным ходам и поворота кругом махом, стоя на лыжах....
Родительское собрание «Организация сотрудничества лицея, классных руководителей, родителей и учащихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ»
Ход родительского собрания:Знакомство с повесткой дня и порядком проведения собрания.Выступление директора с информацией.Анкетирование родителей (по вопросам, на которые уже отвечали их дети)Выступлен...
Памятка - помощь ученикам 9 класса в подготовке к ГИА по русскому языку.
практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний;трудные случаи управления;виды придаточных предложений; синтаксические нормы....
Зачётная книжка, диагностическая карта учащегося 9 класс для подготовке к ГИА
Для отслеживагния подготовки учащихся г ГИА я применяюразработанную мной систему контроля, которая: во-первых, позволяет мне иметь пос...
Контроль знаний основных формул по алгебре и началам анализа учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ.
Материал служит для контроля знаний тригонометрических формул при подготовке к ЕГЭ....