Урок по алгебре Примеры решения комбинаторных задач
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Тема: Примеры решения комбинаторных задач
Место урока: первый урок в главе ВВедения в комбинаторику
урок «открытия новых знаний».
Цель урока: ввести понятие науки "комбинаторика", комбинаторной задачи; познакомить с историей возникновения; показать учащимся на примерах практическое применение в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_primery_resheniya_kombinatornyh_zadach.docx | 23.72 КБ |
igra_verite_li_vy.docx | 16.18 КБ |
primery_kombinatornyh_zadach.pptx | 510.03 КБ |
rebus.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по математике
Тема: "Примеры решения комбинаторных задач"
Место урока: начальный (1 урок в главе "Введение в комбинаторику")
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Продолжительность: 40 минут
Цель урока: ввести понятие науки "комбинаторика", комбинаторной задачи; познакомить с историей возникновения; показать учащимся на примерах практическое применение в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с правилами суммы и произведения, методом перебора для решения комбинаторных задач, формировать навыки их применения при решении простейших задач;
Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию к познанию социокультурной среды;
Воспитательная: формировать навыки самоконтроля, воспитывать чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы, вырабатывать партнерские отношения.
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя:
- Доброе день, ребята!
II. Активизация познавательной деятельности
1 слайд:
Очень часто от вас слышу фразы: «Зачем нужна нам эта тема?», «Где нам это понадобиться, где пригодиться в жизни…»Надеюсь на эти и другие вопросы мы получим сегодня с вами ответ. Начать урок хочу с высказывания Роберта Брингхерста, в котором пропущены некоторые слова. Ваша задача дополнить это высказывание, вставить пропущенные слова, которые именно Вам близки по духу(30 сек).
«Математика существует не для того, чтобы навязывать кому – либо тяжелую работу. Наоборот, она существует только для удовольствия. Для удовольствия тех, кто любит анализировать то, что он делает, или может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это еще лучше.»
К Вам такой вопрос ребята: «Вы от своих уроков математики получаете удовольствие. Если - да, то когда?» Давайте попробуем сегодня получить удовольствие от урока.
проблема урока
У каждого из Вас наверняка существует аккаунт в социальной сети, к которому есть пароль, содержащий различные символы. Сколько мне понадобиться времени и различных паролей чтобы взломать страницу, если пароль состоит из 4 символов? Или в пароле забыли две последних цифры? Что делать? Какую пару чисел набрать? А сколько таких способов или вариантов надо перебрать, чтоб найти подходящий?
2 слайд
Сегодня на уроке мы познакомимся с наукой, которая поможет ответить нам на эти вопросы. А чтобы узнать какое название носит данная наука предлагаю вам решить небольшой ребус (раздаются листы с ребусом и на с (комбинаторика).
!!!!! Оценочный лист
3 слайд
Как вы думаете, какова тема нашего урока: "Примеры комбинаторных задач» Для начала предлагаю ответить на вопросы:
"Верите ли вы, что..."
Верите ли вы, что… | да | нет | не знаю | |||
| в нач. | в кон | в нач. | в кон | в нач. | в кон |
Я выслушала ваше мнение и в конце урока мы вернемся к этим вопросам.
III. Подготовка к основному этапу изучения нового материала.
В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь, доехав до распутья, читает на камне: "Вперёд поедешь – голову сложишь, направо поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из этого положения, в которое попал в результате выбора. Тоже самое происходит и в басне Крылова: Проказница мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый мишка Затеяли играть квартет….. "Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…».. поставьте цель нашего урока
" И ответить на вопросы: "А зачем она нужна?", "Может ли она чем-то помочь в реальной жизни?" Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации.
4 слайд
Из Истории.
Первые упоминания о вопросах близких к комбинаторным, встречаются в китайских рукописях 12-13 вв до н.э. В древней Греции изучали фигуры, которые можно было составить из частей квадрата, разрезанного особым образом. Позже появились такие игры как нарды, карты, шашки, шахматы и т.д. Не только игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв с использованием ключевых слов и т. д. Многие ученые проводили исследования по комбинаторике. И только в 1666 г. была опубликована работа Готфрида Вильгельма Лейбница «Об искусстве комбинаторики». С этого момента комбинаторику рассматривают как самостоятельный раздел математики.
Задачи, в которых идет речь о тех или иных комбинациях объектов, называются комбинаторными. Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называются комбинаторикой.
И сегодня мы научимся находить возможные комбинации для решения элементарных комбинаторных задач и рассмотрим сферы их применения.
IV. Открытие нового знания.
Скажите, а вам приходиться делать выбор, подсчитывать способы? В каких ситуациях?
слайд 5-слайд 7
Рассмотрим некоторые способы решения комбинаторных задач:
1. Метод перебора – Выбрать обед в столовой, расписание уроков
2. Дерево – вернемся к задаче с аккаунтом. А можно решить задачу умножением? (10000, 5040)
3. проблема следующая: Волейбольная команда шесть человек – выбрать 2 нападающих. Сколькими можно способами?(15)
4. Это же условие, но задача выбрать капитана и помощника.(30)
Мини тест (выполняют, меняются с соседом и сверяются с ответами)
слайд 8-ответы
Я предлагаю вернуться к вопросам "Верите ли вы, что..." и переосмыслить свои ответы и поставить оценки на Оценочных листах
VII. Рефлексия.
Учитель: Так может ли комбинаторика помочь в реальной жизни? В чем?
Я рада слышать ваши ответы. Я сегодня увидела в вас энергичных, предприимчивых, ярких личностей. Я уверена, что каждый из вас найдет достойное место в жизни. "Учимся не для школы, а для жизни"
VIII. Постановка домашнего задания.
Предварительный просмотр:
Верите ли вы, что… | да | нет | не знаю | |||
| в нач. | в кон | в нач. | в кон | в нач. | в кон |
Верите ли вы, что… | да | нет | не знаю | |||
| в нач. | в кон | в нач. | в кон | в нач. | в кон |
Верите ли вы, что… | да | нет | не знаю | |||
| в нач. | в кон | в нач. | в кон | в нач. | в кон |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
к о м б и н а т о р и к а
Примеры комбинаторных задач 09.04.2018
09.04.2018 4 Термин «комбинаторика» был введён в математический обиход немецким философом, математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем, который в 1666 году опубликовал свой труд «Рассуждения о комбинаторном искусстве». Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять».
5 Познакомимся с некоторыми приемами решения комбинаторных задач решение методом перебора ; решение с помощью дерева возможных вариантов ; решение с помощью комбинаторного правила умножения; решение с помощью таблиц; решение с помощью графов.
Задача: В столовой сегодня в меню: первые блюда: щи и борщ ; вторые блюда: рыба, гуляш и плов; ретьи : компот и чай. Переберите варианты обеда щ – р – к (1) щ – р – ч (2) щ – г – к (3) щ – г – ч (4) щ – п – к (5) щ – п – ч (6) б – р – к (7) б – р – ч (8) б – г – к (9) б – г – ч (10) б – п – к (11) б – п – ч (12)
Области применения комбинаторики Учебные заведения 1 Сфера общественного питания 2 Лингвистика, география, биология 3 Химия, экономика, криптография 4 Азартные игры 5 Доставка почты, спортивные соревнования 6
Вопросы Какие задачи мы называем комбинаторными? Может ли комбинаторика помочь в реальной жизни?
Домашнее задание: П.18 № 3,4,5
13 Существует много видов комбинаторных задач, это лишь некоторые из них. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности
Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...
Решение комбинаторных задач
Данная презентация содержит задачи на применение знаний по теории вероятности. Будет полезна для работы с учащимися 9 классов....
Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"
Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...
Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение комбинаторных задач"
Урок обобщения по теме "Решение задач на использование формул перестановок, размещений"...
Самостоятельная работа к уроку алгебра. Решение комбинаторных задач.
Самостоятельная работа к уроку алгебра. Решение комбинаторных задач....
Конспект открытого урока по математике по теме "Примеры решения комбинаторных задач"
Место урока: начальный (1 урок в главе "Введение в комбинаторику")Тип урока: урок «открытия новых знаний».Продолжительность: 40 минутЦель урока: ввести поняти...
Урок по алгебре в 9 классе: «Применение математики в реальной жизни на примере решения экономических задач, задач по статистике и теории вероятностей»
Документ содержит план-урока для 9-го класса в рамках подготовки к ОГЭ по математике....