Конспект урока "Определение квадратичной функции"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Преснякова Елена Павловна

8 класс Глава 5 "Квадратичная функция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no_6.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Определение квадратичной функции. 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  1. образовательная – сформулировать определение квадратичной функции; ввести понятие «нули функции»;
  2. развивающая – развитие мышления, развитие творческого мышления, развитие памяти;
  3. воспитательная – формирование учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений, воспитание интереса к изучению математики.

Задачи урока:

Формировать:

  • знание определения квадратичной функции;
  • умения находить значение и нули функции;
  • умения высказывать свое мнение, делать выводы;

Развивать: мышление, творческое мышление, память, математический язык, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Методы обучения  

  1. по источнику знаний: беседа, упражнения;
  2. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
  3.  Формы обучения: фронтальная.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин).
  3. Изучение нового материала (15 мин).
  4. Первичное применение нового материала (20 мин).
  5. Постановка домашнего задания (1 мин).
  6. Подведение итогов урока (3 мин).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Учащиеся рассаживаются, слушают учителя.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий

- Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Сегодня на уроке мы будем изучать новый материал. Перед тем, как перейти к новой теме, ответьте на мои вопросы.

Учитель заранее записал уравнения на доске

- Что такое функция?

- Как обозначается функция?

- Если функция у – зависимая переменная, то какой переменной будет являться х?

- Что такое координатная плоскость?

- Что называют графиком функции?

- Какими способами может быть задана функция?

- С какой функцией вы уже знакомы?

- Какой вид имеет линейная функция?

- Что является графиком линейной функции?

- Сегодня вы познакомитесь с новым  видом функции, поэтому записываем тему урока: «Определение квадратичной функции».

Записывают в тетради число, классная работа.

Отвечают на вопросы учителя

- Функция – зависимость одной переменной величины от другой.

-Обозначается буквой у.

- Независимой переменной.

- Координатная плоскость – это плоскость, на которой выбрана система координат.

- Графиком функции называют множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям независимой переменной, а ординаты – соответствующим значениям функции.

- Функция может быть задана формулой, таблицей, графиком.

- С линейной.

- Графиком линейной функции является прямая.

Записывают тему урока

  1. Изучение нового материала

- Начнем с определения квадратичной функции. Определение записываем в тетрадь.

Учитель проговаривает определение:

Функция , где – заданные действительные числа,  – действительная переменная, называется квадратичной функцией.

- Записываем примеры квадратичной функции.

Записывает на доску примеры

 .

- Записываем первое задание:

Найти значение функции  при .

Записывает решение на доске

- Чтобы решить данное задание, необходимо в правую часть вместо х подставить значения, которые нам даны. В нашем случае, мы подставляем значения  .

- Сначала подставляем  получится:

 

- Подставляем следующее значение , получится:

- Подставляем  получится:

- Таким образом, мы нашли значение функции.

- Записываем второе задание:

При каких значениях х квадратичная функция
 принимает значение, равное: -5, 20.

- Давайте вызовем кого- нибудь к доске.

Учитель вызывает ученика к доске

- Чтобы решить, нужно правую часть приравнять к данным значениям, т.е. к

 -5, 20. Получится 2 уравнения, которые необходимо решить.

- Приравняем правую часть к -5.

- У нас получилось квадратное уравнение, решаем его так, как раньше. Что делаем дальше?

- Какое уравнение у нас получилось?

- Обратите внимание на коэффициенты, можем ли мы не использовать общую формулу и найти корни методом подбора?

- Что тогда будем использовать для решения данного уравнения? 

- Что у нас получится?

-Следовательно, при  квадратичная функция принимает значение, равное -5, т.е.

- Далее приравниваем уравнение к 20, получим: 20

- Решите это уравнение у доски.

Учитель вызывает ученика к доске

0

- Решаем по аналогии.

Следовательно, при  квадратичная функция принимает значение, равное 20, т.е.

 

-Записываем ответ.

- Записываем следующую функцию, , задание остается прежним. Квадратичная функция принимает значение, равное 0.

Учитель вызывает ученика к доске

В данном случае были найдены значения х, при которых функция у=х²+4х-5 принимает значение, равное нулю, т.е. у(1)=0 и у(-5)=0.

- Такие значения х называют нулями квадратичной функции. Нуль функции – такое значение аргумента, при котором значение функции равно нулю.

- Записываем ответ.

- Запишите третье задание:

Найти нули функции .

Учитель вызывает ученика к доске

- Для того, чтобы найти нули функции, нужно правую часть приравнять к 0 и найти корни.

- Найденные корни и будут являться нулями функции.

- Записываем ответ.

Слушают учителя

Записывают определение в тетрадь

Функция , где – заданные действительные числа,  – действительная переменная, называется квадратичной функцией.

Записывают в тетрадь за учителем

 

Записывают задание в тетрадь

Задание 1: Найти значение функции

 при

.

Записывают решение за учителем в тетрадь

Записывают задание в тетрадь

Задание 2: При каких значениях х квадратичная функция
 принимает значение, равное: -5, 20.

Один из учеников выходит к доске. Остальные записывают решение в тетрадь

y=-5

-5

- Приводим подобные.

- Приведенное.

- Можем.

- Теорему Виета

         

         

 

y= 20

20

Один из учеников выходит к доске. Остальные записывают решение в тетрадь

При решении ученик проговаривает каждое действие

Приводим подобные

0

Данное уравнение решаем через общие формулы

,

.

Подставляя:  

Ответ: ,

 

Один из учеников выходит к доске. Остальные записывают решение в тетрадь

При решении ученик проговаривает каждое действие

y= 0

Решаем через дискриминант

,

.

у(1)=0 и у(-5)=0.

Ответ: у(1)=0,  у(-5)=0.

Один из учеников выходит к доске. Остальные записывают решение в тетрадь

При решении ученик проговаривает каждое действие

Задание 3: Найти нули функции

у(0)=0 и у(3)=0.

Ответ: у(0)=0 и у(3)=0.

  1. Первичное применение нового материала

- А теперь попробуем на практике применить полученные знания. Открываем учебники на стр. 152 и записываем в тетради номера.

Учитель вызывает учеников к доске для решения заданий

№579 (1,3) Найти действительные значения х, при которых квадратичная функция

 принимает значение, равное:

1) -1           3) -

- Что делаем в первую очередь?

- Мы получили 2 корня, что это означает?

- Записываем ответ.

- Решаем по аналогии.

- Мы получили 1 корень, что это означает?

- Записываем ответ.

№581 (1,3) Определить, какие из чисел --2, 0, 1,  являются нулями квадратичной функции:

1)            3)            

- Чтобы определить, какие из чисел являются нулями квадратичной функции, нужно вместо х подставить числа, которые нам даны, в функцию. И если при подстановке получится 0, то это число и будет являться 0 квадратичной функции.

- Записываем ответ.

№582 (1,3,5,7, 9) Найти нули квадратичной функции

           

           

           

7)           

9)           

- Если нам в задаче требуется найти нули квадратичной функции, то всегда функцию нужно приравнивать к 0.

- Получились 2 корня. Они и будут являться нулями квадратичной функции.

- Записываем ответ.

- Остальные функции решаются по аналогии.

Открывают учебники и записывают номер в тетрадь

Ученики у доски решают задания, проговаривая каждое действие

№579 (1,3)

1)

Приравниваем к -1

Приводим подобные

Решаем через дискриминант

,

.

- Это означает, что -1 и 2- действительные значения, при которых квадратичная функция принимает значение, равное -1.

Ответ:, .

3)

-

Приравниваем к -

-    

Умножаем обе части на 4, чтобы избавится от дроби

-    

-13

Переносим в левую часть и приводим подобные

0

Решаем через дискриминант

- Это означает, что действительное значение, при котором квадратичная функция принимает значение, равное -

Ответ:

№581 (1,3)

x=-2       1) y=4-4=0             3)y=4-3=1

x=0             y=0                       y=-3

x=1             y=1+2=3        y=-3

x=          y=3+2      y=3-3=0

1)Ответ: x=-2, x=0    

3)Ответ: x=

№582 (1,3,5,7, 9)

           

Приравниваем к 0

=0

Получилось неполное уравнение. Выносим х за скобки

         

              

                =1      

Ответ:  и =1 – нули функции.

     

Приравниваем к 0      

       

Решаем через дискриминант

,

=.

Ответ:  и = – нули функции.

7) 

Приравниваем к 0 и делим на 2          

    :2

Решаем через дискриминант

   

Ответ: х

9)

Приравниваем к 0

 

Решаем через дискриминант

.

.

Ответ: х х.

  1. Постановка домашнего задания

Учитель сообщает домашнее задание.

П 35 стр. 152

№579 (2,4) Найти действительные значения х, при которых квадратичная функция

 принимает значение, равное:

2)-3             4)-5

№580 (2,4) При каких действительных значениях х квадратичная функция  принимает значение, равное:

2)-8            4)-1

- Решается по аналогии с № 579.

№581 (2,4) Определить, какие из чисел --2, 0, 1,  являются нулями квадратичной функции:

2)         4)   

№582 (2,4,6,8, 10) Найти нули квадратичной функции

           

           

           

8)           

10)           

Записывают домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока

- Подводя итоги урока, оцените себя, ответив на следующие вопросы.

- Что мы изучили на уроке?

- Все ли вам было понятно?

- На этом наш урок закончен. Ученики, которые выходили к доске, подойдите ко мне с дневниками. До свидания!

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Мы изучили квадратичную функцию. Нахождение значения функции. Узнали, что называется нулем квадратичной функции.

- Да.

Прощаются с учителем. Подходят с дневниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции»

Урок контроля и коррекции знаний.Основная дидактическая цель: выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений....

Презентация к уроку "Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции"

С использованием данной презентации построен мой урок....

Конспект урока "Квадратичная функция"

В работе представлен конспект итогового урока по теме "Квадратичная функция" для 9 класса с применением электронных образовательных ресурсов....

конспект урока "Квадратичная функция"

Обобщающий урок по теме " Квадратичная функция"...

Квадратичная функция. График квадратичной функции.

Систематизация и обобщение изученного материала....