Мнемотурнир как средство выявления детей, проявляющих особые способности в обучении
методическая разработка по алгебре по теме
В работе представлена разработка мастер-класса по выявлению одаренных школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemoturnir.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мнемотурнир как один из способов выявления одаренности ребенка»
Представление материалов на заседании ГМО учителей математики 06.11.2015
Синяя птица
В самую полночь
Дверь отворится.
И прилетит вдруг ко мне
Странный волшебник,
Синяя птица
В образе детства,
На легком коне.
Он прилетает с рифмой скользящей,
Ну-ка попробуй, поймай.
И, ускользая, голос манящий,
Слышу, зовет меня вдаль.
В даль одиночества,
В даль расставаний,
В слезы, прощанье
И радость потерь.
Всадник, летящий
С рифмой скользящей,
Ты в наговоры не верь.
А попроси у меня на прощанье
В час недомолвок,
В час звездной зари
Маленький дар –
За крылатую рифму –
Сердце мое забери.
1982
- Знаете ли вы, кому принадлежат эти стихи?
- Ребенку. Восьмилетней девочке с трагической судьбой, Нике Турбиной (1974-2002).
- Кто она? Гениальный ребенок? Способный ребенок? Одаренная или талантливая личность?
Ученые утверждают, что таланты в мире рождаются не очень часто. Гениев на планете еще меньше. Чаще всего мы имеем дело с детьми одаренными и способными. Именно таких личностей мы ориентируем в определенной предметной области и формируем их дальнейшее развитие.
Отметим, что:
- Способности — это индивидуальные свойства подростка, помогающие ему успешно заниматься одним видом деятельности.
- Талант — это выдающиеся способности или высокая степень одаренности в определенной сфере.
- Гениальностью называют самую высокую степень развития таланта. Она всегда связана с созданием уникальных творений и с открытиями.
- Так кто же они, одаренные дети?
Одаренность ребенка — это только потенциал. Он может не реализоваться, а может привести ребенка к успеху в жизни. И это зависит от взрослых, окружающих одаренных детей, родителей, умеющих правильно развить способности своих чад и направить их в русло практической реализации. От нас, учителей.
Как выявить, сформировать и развить одаренную личность? Вопросы, на которые мы всегда ищем всё новые и новые ответы.
Итак,
«Мнемотурнир как один из способов выявления одаренности ребенка»
Конечно, мнемотурнир, как локальная технология бесконфликтного опроса, может быть использована не только для выявления одаренных детей, но и:
- для развития памяти учеников,
- повторения и закрепления ранее изученной информации,
- формирования связей между отдельными частями информации.
В зависимости от того, каким количеством времени располагает учитель, применяется несколько вариантов мнемотурнира. Развернутый (с экспертами и секретарем, по нескольким вопросам) или сжатый (проводится с отдельной группой ребят, наиболее мотивированных в предметной области).
Я предлагаю примерить вам роли моих способных учеников и посмотреть на практике использование такого вида работы.
Каждой группе предложены к решению три задачи.
На первом этапе мнемотурнира я предлагаю подумать и найти индивидуальное решение каждому из вас. Полученный результат запишите в таблицу ответов в колонку «Я». Если ответа нет, то необходимо поставить прочерк напротив цифры вопроса. Естественно, что время должно быть заранее определено. А поскольку задачи для большинства из нас неновы, мы ограничимся двумя минутами.
/Работают над решением задач/
Второй этап
- А теперь я попрошу вас оценить степень уверенности в решении каждой задачи.
0 — не уверен; 1 — сомневаюсь; 2 — уверен.
Поставьте в ячейке ответа соответствующий балл.
Данное действие я предлагаю выполнить своим ученикам для решения очень важной, на мой взгляд, задачи - формирование его Я-концепции.
Третий этап
Следующий этап предполагает развитие умений устной речи обучающихся. После самостоятельного решения я прошу ребят проконсультироваться в группе, или с соседом по парте.
- Скорректируйте ответ и вносите его в таблицу самоконтроля в колонку «группа».
/работают над выбором правильного решения/
Понятно, что в случае совпадения вариантов ответов проблем не возникнет. А вот если ответы учеников разнятся? ПрАвому необходимо будет доказать свою точку зрения.
- Поставьте балл степени уверенности.
Четвертый этап
На последнем, завершающем этапе мнемотурнира, учащимся предлагается эталон ответов, в соответствии с которым каждый ученик выставляет себе итоговый балл:
-Если вариант Вашего ответа совпал с эталоном, в колонке «Балл», поставьте себе 1 балл за каждое выполненное задание;
- Если вариант Вашего ответа отличен от эталона, поставьте 0.
- Посчитайте количество баллов в последнем столбце.
- Чей итоговый балл равен трем? /Поднимают руку/
Я поздравляю Вас! Вы способные к математике ученики.
Таким образом, применяя технологию бесконфликтного опроса на своих уроках, мы имеем возможность не только выявить одаренных школьников, но и способствовать формированию их нестандартного, логического мышления.
Кто-то из великих однажды сказал: «Одаренные ученики требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям – это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять…»
Я желаю вам талантливых учеников и творческих идей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».
в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.
Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...
Дети с особыми образовательными потребностями. Обучение
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в спец...
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями
Данный материал предназначен для педагогических работников, которые работают с детьми с ОВЗ....
Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей.
Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей....
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...