Линейная функция.
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Линейная функция и её график»
7 класс
(Учебник.Алгебра 7. Ю.Н.Макарычев и др.)
Цель урока: формирование целостного представления о линейной функции и ее графиках
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, сигнальные карточки, рабочая доска.
Ход урока.
- Организационный момент:
–Добрый день всем, кто пришел сегодня на урок математики.
Ребята, посмотрите на это солнышко! Прочитайте пословицу, записанную на слайде. ( Мама в доме что солнышко на небе).
Сегодняшний урок математики будет связан с всероссийским праздником – днем матери. День матери – последнее воскресенье ноября.
Проведём мы его в необычной форме. Мы с вами становимся на время урока - бизнесменами. Каждый из вас может показать в течение урока, чему он научился за небольшой срок изучения алгебры в 7 классе. С каждым уроком знаний становилось все больше, и сегодня, в ходе нашей деловой игры, мы оценим ваш запас знаний.
- Итак, «Биржа знаний». Что означает это слово - «биржа»?
Дома вам было необходимо найти с помощью либо сети Интернет, либо в толковых словарях всевозможные значения этого слова.
- Итак, данное слово имеет несколько значений:
- Учреждение для заключения финансовых и коммерческих сделок.
- Склад лесоматериалов (у лесозаготовителей)
- Уличная стоянка извозчиков (устаревшее)
- Посредническое учреждение по найму рабочей силы (в буржуазных
странах)
- Как вы считаете, какое из этих значений более удачно для нас?
- Итак, мы выбираем - «склад». Но «склад» знаний.
В игре мы будем использовать ассигнации. В нашем Коммерческом Математическом Банке - это «таланты». Начальный капитал знаний каждого из вас - 10 «талантов». В ходе урока используя свои «таланты» вы получаете возможность заработать. За урок кто-то из вас увеличит свой капитал, а кто-то его уменьшит, возможно, и вовсе обанкротится.
Существует очень старинная история, известная как Притча о талантах. Талант, кто не знает, самая крупная в древности денежная единица. В соответствии с этой притчей, однажды хозяин дома созвал вместе 3 слуг и сообщил им, что очень скоро уходит в дальний поход.
Перед отъездом он дал каждому слуге определенное количество талантов. Тогда 1 талант был равен заработку среднего работника за несколько лет, так что один талант был солидной суммой денег.
Одному слуге хозяин дал 5 талантов; второму слуге он дал 2 таланта; и третьему слуге он дал 1 талант. Каждого он попросил нести опеку над этими деньгами до его возвращения.
После отъезда хозяина, слуга с 5 талантами пошел на рынок, инвестировал их в дело и торговал до тех пор, пока не превратил их в 10 талантов. Второй слуга проделал все аналогично – в результате торговли превратил свои 2 таланта в 4.
А третий слуга с 1 талантом, будучи очень осторожным человеком, просто зарыл его в землю для сохранности.
По прошествии определенного времени хозяин вернулся и собрал 3 своих слуг, чтобы узнать, что они сделали с талантами, которые он дал им. Первый слуга рассказал, как грамотно он пустил в торговлю 5 талантов и представил своему хозяину первоначальные 5 талантов плюс 5 талантов, которые он успел заработать. Хозяин сказал слуге: "Молодец!".
Второй слуга вышел вперед и сказал, что он тоже эффективно торговал и показал хозяину первоначальные 2 таланта плюс еще 2 заработанных. Хозяин ему тоже сказал: "Молодец!".
И, наконец, третий слуга вышел вперед и рассказал, что опасаясь того, что я могу потерять Ваши деньги, я заботливо зарыл их в землю. И затем он с гордостью преподнес хозяину один талант, за которым ему поручили присмотреть.
Хозяин быстро посмотрел на единственный неиспользованный талант и сказал: "Возьми этот талант и отдай его тому, у кого их сейчас 10".
Кому-то не очень нравится конец этой истории. Может показаться несправедливым отнять то малое, что было у третьего слуги и отдать это тому, у кого было 10 талантов. Однако помните, что жизнь устроена так, что она раздает свои награды не пропорционально уровню наших потребностей, а пропорционально уровню наших заслуг.
Общая Мораль этой истории заключается в том, что, сколько бы ни дала Вам жизнь, 1 талант или 100, наша ответственность состоит в том, чтобы непременно сделать что-то с тем, что мы получили!
Слова “Мама, мать - одно из самых древних на Земле”. Все люди уважают и любят матерей. Словом “Мать” называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям. Во многих странах отмечается “День Матери”. Люди поздравляют своих матерей и приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник. Мы подарим нашим мамам свои таланты.
2. Актуализация знаний:
Первый этап «Аукцион»:
- Начнем игру. Я приглашаю вас на «Аукцион». Вход стоит - 2 таланта. Аукцион разыгрывает 5 лотов. Обращаю ваше внимание на то, что торг выигрывает не тот, кто даст большее количество вариантов ответов, а тот, кто даёт последний вариант ответа. Приз 2 таланта.
Математический диктант:
(слайд 3)
Заполните пропуски:
- Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида______________, где х независимая переменная, к ____________ число.
- Последний ответ: 1, 2, 3 - продано!
- График прямой пропорциональности представляет собой____________, проходящую через ______________.
- Последний ответ: 1, 2, 3 - продано!
- Чтобы построить график функции у=кх достаточно найти координаты _____________ точки графика этой функции, отличной от___________.
- Последний ответ: 1, 2, 3 - продано!
- При к> 0 график прямой пропорциональности расположен в _______________ координатных четвертях.
- Последний ответ: 1, 2, 3 - продано!
- При к< 0 график прямой пропорциональности расположен в _______________ координатных четвертях
- Последний ответ: 1, 2, 3 - продано!
Подведем итоги первого этапа.
Второй этап «Лотерея»:
- А теперь приглашаем вас на розыгрыш лотереи. Каждый билет содержит задание, выполнив которое, вы заработаете 1 «талант». Если ваш ответ не верен, то билет изымается. Но его можно вновь выкупить, заплатив теперь уже 1 «талант», и попытаться снова выполнить задание, исправив допущенные ошибки. Среди билетов есть один счастливый билет, который автоматически выигрывает 5 «талантов».
№1 Функция какого вида называется линейной? |
№2 Что является графиком линейной функции? |
№3 Функции заданы формулами: у = 5х у= 5х2 + 2 у = у = Какие из них являются графиками линейных функций? |
№4 Имеется 3 кг муки. На каждое пирожное для мамы берут 0,1 кг муки. Задайте формулой зависимость массы m (в килограммах) муки, оставшейся после изготовления x пирожных. |
№5 Постройте график функции у = 5. |
№6 Расстояние о дома до школы 1200 м. Вы несёте маме подарок со скоростью 2. Задайте формулой зависимость расстояния S (в метрах) до мамы от времени вашего движения. |
№7 Что называется областью определения функции? |
№8 Какое число не входит в область определения функции, заданной формулой у = |
№9 Пересекаются ли графики функций, заданных формулами: у = 5х и у = -5х + 7? |
№10 Пересекаются ли графики функций, заданных формулами: у = 3х - 1 и у = 3х + 5? |
№11 Волосы на голове человека растут примерно со скоростью 0,4 мм в сутки. Определите, как часто мальчика вашего возраста мама должна водить в парикмахерскую, если он хочет носить волосы не короче 3 см, но не длиннее 5 см. |
№ 12 Медиками установлено, что для нормального развития подростка вашего возраста (Т лет), он должен спать в сутки t часов. Время полезного сна определяется по формуле: t = . Найдите t, если ваш возраст Т = 13 лет. |
№13 Ваш выигрыш 5 талантов. |
№14 Какую зависимость мы называем функцией? |
№15 В формуле у= -12х – 5 назовите аргумент |
№16 В формуле у = 4х назовите переменную, которая задаёт значение функции. |
№17 Почему в формуле у = kx + b коэффициент k называется угловым? |
№18 В какой точке график функции у= -12х – 5 пересекает ось ОУ? |
- Подведем итоги. Заполним свои оценочные листы. Кому удалось выиграть по лотерейному билету? Молодцы! Остальным ребятам не стоит унывать – это всего лишь игра. Впереди у вас еще есть шанс вернуть зря потраченные «таланты», но будьте более внимательными.
Визминутка:
Маму надо беречь, заботиться о ней, всячески помогать ей.
А чем мы можем помочь ей? (физкультминутка: изображаем в движении)
- Вымыть посуду
- Донести тяжелую сумку
- Помочь снять пальто и повесить на вешалку
- Вымыть пол
- Согреть обед
- Вытереть зеркало
Помогайте больше мамам –
Проживут они 100 лет.
Третий этап «Спринт - олимпиада»:
- Начинаем «Спринт - олимпиаду». Для участия вы должны купить игровой номер (Цена – 1 «талант»).
Во время «Спринт-олимпиады» я буду задавать вопросы, а вы даете ответ, но только после того, как на табло появится ваш номер. Если ответ правильный вы получите 1 «Талант» . Дав неправильный ответ (если он неоднозначен: да или нет), игрок может повторно ответить на этот вопрос, заплатив штраф - 1 «талант». Каждый пятый вопрос призовой – правильный ответ оценивается в 5 «Талантов».
- Как называется раздел математики, который мы изучаем?
- Верно ли, что зависимость пути от времени движения является функцией?
- Верно ли, что зависимость между скоростью движения и временем, затраченным на проезд определённого пути, является функцией?
- Определите зависимые и независимые величины в пословице “Чем дальше в лес, тем больше дров”.
- Верно ли, что зависимость количества полученных оценок «5» от вашей заботы о маме является функцией?
- Аргумент – это зависимая или независимая переменная?
- Назовите способы задания функции.
- Определите зависимые и независимые величины в пословице “Каши маслом не испортишь”.
- В каких четвертях проходит график функции у = -12х?
- Мама, словно волшебница, успевает сделать очень многое, хотя волшебной палочки у нее нет.
Назови свои функциональные обязанности в семье.
- -3 умножить на 12
- Как построить график прямой пропорциональности?
- Как построить график линейной функции?
- Найди корни уравнения 0х = 25.
- 6 разделить на
- Найти корни уравнения 0х = 0
- Для функции у = 8 – 2х назовите k и b
- В каких четвертях проходит график функции у = 7х?
Посчитайте свои «Таланты».
Четвертый этап « Ипподром»:
- Следующий этап «Ипподром». Цена участия – 1 «талант».
«Скачки с препятствиями» - за 4 минуты нужно выполнить 4 задания (взаимопроверка).
- Задайте формулой функцию, график которой параллелен графику функции у= 4х;
- Найдите значение функции у = -2х + 15 при значении аргумента, равном 3;
- Найдите точку пересечения графика функции у = 0,4х + 2 с осью ОУ;
- Найдите точку пересечения графика функции у = -2х + 8 с осью ОХ.
За все правильно выполненные задания заработаете 3 «Таланта»
«Скачки с выбыванием»
- Задание: я буду называть слова, если слово является математическим
термином – поднимаете красную сигнальную карту, если нет – синюю.
«Треугольник, цветок, уравнение, часы, градус, секунда, площадь, длина, волосы, высота, блины, аксиома, минута, луч, признак, отрезок, дюйм, транспортир, циркуль, радиус, функция, доска, учебник, формула, стол, перпендикуляр, шар, ордината, линейка, теорема, поверхность, абсцисса, куб»
- Игроки, которые дошли до финиша – получают по 1 «Таланту».
- Наша игра подходит к концу. Подсчитайте ваши «Таланты». Три игрока, у которого оказалось больше всех «Талантов» - и станут нашими победителями и получат за урок «5».
Итог: Подумайте, что бы вы попросили для мамы у золотой рыбки? (Звучит музыка, дети закрывают глаза)
Когда придете домой, загляните маме в глаза и обязательно расскажите ей об этом. Найдите для нее добрые, теплые слова. Мама будет очень рада.
Как это бывает - сама не пойму,
Что солнышко в небе – мама в дому.
За облако солнышко скроется вдруг,
Все станет пустым и печальным вокруг.
Уйдет, хоть ненадолго, мама моя –
Такой невеселой сделаюсь я.
Мамочка, милая,
С праздником светлым
Я в этот день
поздравляю тебя!
Пусть будет больше
Желаний заветных,
Все пусть сбывается
в жизни всегда!
Мама – в целом мире слов не хватит,
Чтоб за все тебя благодарить.
За бессонные моменты у кровати,
И за слезы горькие обид.
За поддержку и твою заботу,
Воспитанья первые шаги,
И за каждую нелегкую субботу,
Что ты посвящала нам одним.
За улыбку, греющую сердце,
За объятия любимых рук,
Мамочка! Ты – лучшая на свете!
Героиня, женщина и друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Линейная функция, её функция и график
Линейная функция, её функция и график...
Цифровые диктанты по теме: "Функция. Линейная функция"
Каждый диктант содержит утверждения, основанные на теоретическом материале данной темыю Учащиеся должны определитьверно или нет каждое из высказываний....
Классификация графиков функций:линейная функция и прямая пропорциональность.
Классификация графиков функций: линейная функция и прямая пропорциональность. Даны описание данных функций, и их графики....
Планы-конспекты 8 уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе
Представлены 8 планов-конспектов уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе....
Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций
Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...