Изучение темы "Проценты"
учебно-методическое пособие по алгебре (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Понятие «проценты» в школьной программе
С понятием «проценты» учащиеся знакомятся в 5 классе. Процент определяется как одна сотая часть числа. На основе этого определения решается три вида задач: нахождение процентов от числа, нахождение числа по его процентам, нахождение процентного отношения двух чисел.
Туристы за два дня прошли 30 км. В первый день было пройдено 20% всего пути. Сколько километров пройдено в первый день? | За книгу заплатили 40% имеющихся денег. Сколько денег было, если книга стоит 16 рублей? | Рабочие должны отремонтировать 25 км дороги. Сколько процентов всей работы выполнили рабочие, если они отремонтировали 10км? |
Решение Всего-30км Пройдено-20% -? км
Ответ: 6 км пройдено в первый день. | Решение Было - ? руб. Потратили – 40% - 16 р.
Ответ: было 40 рублей. | Решение Всего – 25 км Отремонтировали-10км-?%
Ответ: рабочие выполнили 40% всей работы. |
Для подготовки учащихся к решению таких задач и формирования понятия «проценты» необходимо решить задачи:
- Найти 1% от чисел: 300; 45; 120; 2380; 7.
- Найти число, если 1% от него равен: 5; 1,2; 17; 4,9; 0,15.
- Мужчины составляют 75% всех работников завода. Сколько процентов всех работников составляют женщины?
- Девочка потратила 70% имеющихся у нее денег на книги и 30% - на тетради.
Все ли деньги потратила девочка?
- 25% учащихся класса соревновались в прыжках в высоту, еще 70% - в прыжках в длину. Все ли учащиеся класса участвовали в соревнованиях?
- Желая блеснуть знанием процентов, мальчик сказал, что 60% книги он прочитал на прошлой неделе, а оставшиеся 50% - на этой. Знает ли мальчик проценты?
- В делегации иностранных гостей 50% говорили на французском языке и 60% - на английском. Как вы это объясните?
- Определите без вычислений, что больше:
12% от 34 или 13% от34;
12% от 49 или 12% от 50.
9) Маме зарплату повысили на 15%, а папе – на 10%. Верно ли, что мама получила прибавку больше, чем папа?
При решении задач на изменение величины в процентах среди традиционных задач можно предложить следующие:
- Увеличьте число 200 на 10%. Полученное число уменьшите на 10%. Получится ли снова 200? Почему?
- Цену на товар повысили на 10%, а затем новую цену понизили на 10%. Осталась ли цена прежней в результате этих двух изменений? Дешевле или дороже стал стоить товар?
- В двух киосках продавали шоколадки по одинаковой цене – 20 руб. В первом киоске цену снизили на 10%, а во втором – на 20%. После чего в первом киоске снизили цену еще на 10%. Осталась ли цена одинаковой? В каком киоске шоколадка дешевле? Почему?
В 6 классе при решении задач на проценты вводится правило решения основных типов задач. На данном этапе важным умением является умение переводить проценты в дробь и наоборот. Учащимся можно предложить следующие задачи:
- Выразите проценты в виде обыкновенной и десятичной дроби: 1%, 23%, 5%, 80%, 120%, 12,5%.
- Верно ли, что:
50% это ½ часть числа;
25% это ¼ часть;
30% это 3/10 числа?
- Какую часть числа составляют 75%, 20%, 10%, 40%?
- Что больше 30% от 40 или 40% от 30?
После изучения темы «Пропорция» необходимо дать еще один способ решения задач на проценты с помощью пропорции (так как этим способом учащиеся решают задачи на уроках химии) и провести классификацию всех способов решения задач на проценты.
При решении задач с помощью уравнений в 7 классе можно рассмотреть задачи на проценты, решаемые уравнением:
- Зарплату увеличили на 80%. Верно ли, что она увеличилась в 1,8 раза?
- Если цена увеличилась в 2 раза, то на сколько процентов она увеличилась?
- Цена увеличилась на 200%. Во сколько раз она увеличилась?
- В первый день туристы прошли 25% всего пути, а во второй еще 40% от остатка, после чего осталось пройти 18 км. Какой протяженности был маршрут?
- Сложили три числа. Первое составило 25% суммы, а второе – 40%. Найти третье число, если оно на 45 меньше второго.
- 3/5 класса пошли в кино, 15% класса – на выставку, а остальные 8 человек готовились к школьному вечеру. Сколько человек было в классе?
- Мальчик похудел за весну на 20%, потом поправился за лето на 30%, за осень похудел на 20% и за зиму прибавил в весе 10%. Уменьшился или увеличился его вес за год?
При подготовке к выпускным и вступительным экзаменам в 9 и 11 классах необходимо повторить решение задач на проценты и рассмотреть решение более сложных задач. Среди них особое внимание нужно уделить задачам «на процентную концентрацию».
- Сколько граммов воды надо добавить к 100 г 30%-ной соляной кислоты, чтобы получить 10%-ную кислоту?
- Сколько килограммов воды надо выпарить из 100кг массы, содержащей 90% воды, чтобы получить массу, содержащую 80% воды?
- Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором кислоты и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
- Арбуз весил 20 кг, в нем содержалось 99% воды. Когда он немного усох, содержание воды снизилось до 98%. Сколько теперь весит арбуз?
- Яблоки, содержащие 70% воды, при сушке потеряли 60% своей массы. Сколько процентов воды содержат сушеные яблоки?
- Из молока жирностью 5% получают творог жирностью 15,5%, при этом остается сыворотка жирностью 0,5%. Сколько творога получится из 1 т молока?
- 3 литра 30%-ного раствора спирта смешали с 5 л 20%-ного раствора. Найти процентное содержание спирта в новом растворе.
Способ решения таких задач можно продемонстрировать на примере решения 3) и 6) задач.
Масса рас-ра | Процентное содержание вещества в растворе | Масса вещ-ва | |
1 рас-р | Х г | 30% | 0,3х г |
2 рас-р | (600-х)г | 10% | 0,1(600-х) г |
смесь | 600 г | 15% | 0,15*600 г |
Масса вещества в обоих растворах вместе равна массе вещества в смеси, значит верно равенство 0,3х+0,1(600-х)=0,15*600, из которого получаем, что х=150.
Ответ: первого раствора взяли 150 г, а второго- 450 г.
Масса продукта | Процентное содержание жира | Масса жира | |
Молоко | 1000 кг | 5% | 50 кг |
Творог | Х кг | 15,5% | 0,155х кг |
сыворотка | (1000-х) кг | 0,5% | (1000-х)*0,005 кг |
Количество жира в молоке равно суммарному количеству жира в твороге и сыворотке. 0,155х+0,005*(1000-х)=50; х=300
Ответ: получится 300 кг творога.
Следует рассмотреть еще один тип задач – задачи «банковского» содержания.
- В банк положен вклад из расчета 3% годовых. Какой доход (в процентах) принесет вклад через 4 года?
- Рост кристалла в год составляет по отношению к его массе 4%. Найти массу кристалла через 4 года. Если его первоначальная масса была 10 г.
- Банк начисляет 3% от суммы вклада. Найти наименьшее число лет, за которое вклад вырастет более чем на 10%.
- В банк положен вклад из расчета 10% годовых. Через два года со счета была снята сумма, составляющая 21% от суммы первоначального вклада. Через какое наименьшее число лет после этого сумма вклада окажется больше первоначальной в 1,4 раза?
- После двух одинаковых повышений цены товар стал стоить 1190,72 р. На сколько процентов повышалась цена каждый раз, если первоначально она была равной 800 р?
- Цена на некоторый товар была повышена на 44%. После этого в результате двух последовательных одинаковых снижений цена на товар оказалась на 19% меньше первоначальной. На сколько процентов было осуществлено понижение каждый раз?
Для решения задач такого типа необходимо ввести формулу. Это можно сделать на примере решения задачи 1).
Вклад-х руб.
Повышение за 1 год- 3%
Доход через 4 года - ?%
Решение
Вклад через 1 год- х+0,03х
Через 2 года – (х+0,03х)+0,03(х+0,03х)=(х+0,03х)*1,03=1,03х*1,03=1,032х
Через 3 года – 1,032х+0,03*1,032х=1,032х*1,03=1,033х
Через 4 года - 1,034х
1,034х-х=1,1255х-х=0,1255х-доход через 4 года в рублях.
0,1255х:х*100=12,55% - доход за 4 года
Если ввести буквенные обозначения, то получим формулу для нахождения величины вклада через n лет при α% годовых х(1+0,01α)n. Если происходит несколько последовательных одинаковых снижений, то формула выглядит так
Х(1-0,01α)n.
Эту формулу можно применить при решении остальных задач. Например 6).
Первоначальная цена – х р.
Цена после повышения – 1,44х р.
Цена после двух снижений-1,44х(1-0,01α)2 р.
По условию задачи 1,44х(1-0,01α)2 + 0,19х=х
Х(1,44(1-0,01α)2+0,19)=х
В результате решения получим α=25
Ответ: цена снижалась на 25%.
Литература.
Материал к занятиям был подобран по материалам газеты “Математика” приложение к “Первое сентября”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.
Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И....
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...
алгоритм изучения революции, алгоритм изучения военных событий
Алгоритмы помогут учащимся более глубоко и последовательно изучить и изложить материал. Помощь в подготовке к ЕГЭ...
Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »
Аннотация: урок – путешествие. Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...