Математическое моделирование при решении текстовых задач
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме

Постникова Ольга Анатольевна

Конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата 24.11.2017г

Класс 9в

Тема занятия: Математическое моделирование при решении текстовых задач.

               Цель занятия:

Развитие интереса к предмету через решение задач. Подготовка к ОГЭ.

Задачи:

  • решать задачи по образцу;
  • обратить внимание на схематизацию и моделирование условия задач;

УУД:

Р. анализировать и осмысливать текст задачи, строить логическую цепочку рассуждений.

П. выбирать знаково-символические средства для построения модели.

К. выстраивать аргументацию, участвовать в диалоге.

Л. умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Начнем нашу работу с устного счета. (одновременно сформулируем тему занятия)

Слайд

  1. Собственная скорость катера 21,6 км/ч. Скорость течения реки 4,7. Найдите скорость катера по течению и против течения. (26,3км/ч и 16,9 км/ч)

2.    Найдите 5% от числа 40. (2)

  1. Периметр квадрата 4,8 см. Найдите его сторону и площадь. (1,2 см и 1, 44 см²)
  2. Какой путь пройдет турист со скоростью 4,5 км/ч за 3 часа? (13,5 км)
  3. За 45 минут мастер изготовил 15 деталей. Сколько деталей изготовит мастер за час? (20)

Классификация текстовых задач:

  • Задачи на движение.
  • Задачи на смеси и сплавы.
  •  Задачи на проценты.
  • Задачи на работу.  

Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

--Решать задачи, что бы подготовиться к ОГЭ.

Учитель: Текстовые задачи разнообразны.

Решение сложных и нестандартных задач по математике требует не только определенной подготовки, но также некоторой активизации мышления. Задачи из второй части «Модуль алгебра» недаром относятся к задачам повышенной сложности. Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно. Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице будут иметь разные названия.

 Давайте вспомним основные формулы для решения задач на движение, работу.

Учитель: Задачи на движение и работу по сути одно и то же. Задачи на работу также решаются с помощью одной-единственной формулы: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=A%3Dp%20%5Ccdot%20t&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1. Здесь http://l.wordpress.com/latex.php?latex=A&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — работа, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — время, а величина http://l.wordpress.com/latex.php?latex=p&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, которая по смыслу является скоростью работы, носит специальное название — производительность. Она показывает, сколько работы сделано в единицу времени.

Учитель: Иногда в задачах на работу выделяют группу задач на трубы и бассейны, решение которых, вообще говоря, не имеет никаких специфических черт по сравнению с другими задачами на совместную работу. Математическая модель остается той же. Только скорости будут соответствовать насосы разной производительности, а расстоянию — объем бассейна или иного резервуара. При совместной работе производительности складываются.

Учитель: Если объем работы не важен в задаче и нет никаких данных, позволяющих его найти — работа принимается за единицу. Построен дом (один). Написана книга (одна). Моделирование - это схематическая запись, очень компактная, наглядно описывающая ситуацию, полностью заменяющая формулировку

У вас есть этапы решения текстовых задач. Расположите эти этапы в том порядке, который вы считаете правильным.

  1. Понимание условия.
  2. Схематизация условия.
  3. Выдвижение идей способа решения.
  4. Моделирование отношений.
  5. Решение.
  6. Анализ полученного ответа.

3.Учащиеся комментируют задачи из презентации.

4.Физкульминутка.

 5. Решение задач по образцу. (Приложение)

Ответы решённых задач вывешиваются на доску, так что бы их не было видно, когда время закончится все карточки с ответами надо перевернуть. Если есть неправильно решённые задачи, посмотреть правильное решения с помощью документ камеры.

  1. Рефлексия №1.
  2. Рефлексия №1.



Предварительный просмотр:

Дата 24.11.2017г

Класс 9в

Тема занятия: Математическое моделирование при решении текстовых задач.

               Цель занятия:

Развитие интереса к предмету через решение задач. Подготовка к ОГЭ.

Задачи:

  • решать задачи по образцу;
  • обратить внимание на схематизацию и моделирование условия задач;

УУД:

Р. анализировать и осмысливать текст задачи, строить логическую цепочку рассуждений.

П. выбирать знаково-символические средства для построения модели.

К. выстраивать аргументацию, участвовать в диалоге.

Л. умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Начнем нашу работу с устного счета. (одновременно сформулируем тему занятия)

Слайд

  1. Собственная скорость катера 21,6 км/ч. Скорость течения реки 4,7. Найдите скорость катера по течению и против течения. (26,3км/ч и 16,9 км/ч)

2.    Найдите 5% от числа 40. (2)

  1. Периметр квадрата 4,8 см. Найдите его сторону и площадь. (1,2 см и 1, 44 см²)
  2. Какой путь пройдет турист со скоростью 4,5 км/ч за 3 часа? (13,5 км)
  3. За 45 минут мастер изготовил 15 деталей. Сколько деталей изготовит мастер за час? (20)

Классификация текстовых задач:

  • Задачи на движение.
  • Задачи на смеси и сплавы.
  •  Задачи на проценты.
  • Задачи на работу.  

Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

--Решать задачи, что бы подготовиться к ОГЭ.

Учитель: Текстовые задачи разнообразны.

Решение сложных и нестандартных задач по математике требует не только определенной подготовки, но также некоторой активизации мышления. Задачи из второй части «Модуль алгебра» недаром относятся к задачам повышенной сложности. Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно. Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице будут иметь разные названия.

 Давайте вспомним основные формулы для решения задач на движение, работу.

Учитель: Задачи на движение и работу по сути одно и то же. Задачи на работу также решаются с помощью одной-единственной формулы: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=A%3Dp%20%5Ccdot%20t&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1. Здесь http://l.wordpress.com/latex.php?latex=A&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — работа, http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 — время, а величина http://l.wordpress.com/latex.php?latex=p&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, которая по смыслу является скоростью работы, носит специальное название — производительность. Она показывает, сколько работы сделано в единицу времени.

Учитель: Иногда в задачах на работу выделяют группу задач на трубы и бассейны, решение которых, вообще говоря, не имеет никаких специфических черт по сравнению с другими задачами на совместную работу. Математическая модель остается той же. Только скорости будут соответствовать насосы разной производительности, а расстоянию — объем бассейна или иного резервуара. При совместной работе производительности складываются.

Учитель: Если объем работы не важен в задаче и нет никаких данных, позволяющих его найти — работа принимается за единицу. Построен дом (один). Написана книга (одна). Моделирование - это схематическая запись, очень компактная, наглядно описывающая ситуацию, полностью заменяющая формулировку

У вас есть этапы решения текстовых задач. Расположите эти этапы в том порядке, который вы считаете правильным.

  1. Понимание условия.
  2. Схематизация условия.
  3. Выдвижение идей способа решения.
  4. Моделирование отношений.
  5. Решение.
  6. Анализ полученного ответа.

3.Учащиеся комментируют задачи из презентации.

4.Физкульминутка.

 5. Решение задач по образцу. (Приложение)

Ответы решённых задач вывешиваются на доску, так что бы их не было видно, когда время закончится все карточки с ответами надо перевернуть. Если есть неправильно решённые задачи, посмотреть правильное решения с помощью документ камеры.

  1. Рефлексия №1.
  2. Рефлексия №1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию на коньках , или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь» Д. Пойа

Слайд 2

Решите устно следующие задачи 1 . Собственная скорость катера 21,6км/ч, а скорость течения 4,7км/ч.а) Найдите скорость катера по течению и б) против течения. 2. Найдите 5% от числа 40. 3. Периметр квадрата 4,8 см. Найдите его сторону и площадь. 4. Какой путь пройдет турист со скоростью 4,5км/ч за 3 часа? 5. За 45 мин. мастер изготовил 15 деталей. Сколько деталей изготовит мастер за час?

Слайд 3

Математическое моделирование при решении текстовых задач.

Слайд 4

Цель урока: Развитие интереса к предмету через решение задач. Подготовка к ОГЭ. Задачи урока: решать задачи по образцу; обратить внимание на схематизацию и моделирование условия задач;

Слайд 5

Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства. Классификация текстовых задач Задачи на движение. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на проценты. Задачи на работу.

Слайд 6

Моделирование текстовых задач Словесная модель: описание количественной стороны каких-либо явлений, событий на естественном языке с требованием нахождения неизвестного значения некоторой величины Вспомогательная модель: - форма фиксации анализа текстовой задачи; -средство поиска плана решения задачи Математическая модель: описание каких-либо явлений реального процесса на языке математических понятий, формул и соотношений Высказывательная модель: система взаимосвязанных утверждений и требований Схематизированные Знаковые: -краткая запись; -таблица Арифметический метод Алгебраический метод

Слайд 7

Задачи на работу обычно содержат следующие величины: время, в течение которого производится работа, производительность труда, работа, произведенная в единицу времени работа, произведенная за время t Задачи на движение обычно содержат следующие величины: – время, – скорость, – расстояние. Уравнения, связывающие эти три величины: vt S = v S t = t S v = рt A = р A t = t A р = Задачи на движение Задачи на работу

Слайд 8

Задачи на смеси и сплавы Удобно решать с использованием следующих вспомогательных средств: каждая отдельная смесь (или сплав), фигурирующая в задаче, представляется в виде таблицы, в которой записывается информация о составе данной смеси.

Слайд 9

Этапы решения текстовых задач Понимание условия. Схематизация условия. Выдвижение идей способа решения. Моделирование отношений. Решение. Анализ полученного ответа.

Слайд 10

Задачу прочти Немного помолчи Про себя повтори Ещё раз прочти Нет объёма работы, за 1 прими Данные в таблицу занеси Уравнение запиши Уравнение реши! Что необходимо делать?

Слайд 11

Задание 22/1 Первая труба пропускает на 4 литра воды в минуту меньше, чем вторая труба. Сколько литров в минуту пропускает первая труба, если бассейн объёмом 480 литров она заполняет на 20 минуты дольше, чем вторая труба? 1 труба 2 труба

Слайд 12

Решение задания 22 480/х – 480/(х + 4) = 20 х² + 4х - 96 = 0 Д = 16 + 4 * 96 = 400 х1 = -12 < 0 х2 = 8 Ответ: 8 A р t 1-я труба 480 х 480/х 2-я труба 480 х+4 480/х+4

Слайд 13

Задача Катер рыбнадзора патрулирует участок реки длиной 240 км. Скорость течения реки 2 км/ч. Найдите скорость катера в стоячей воде, если по течению катер проходит патрулируемый участок на 2 часа быстрее, чем против течения.

Слайд 15

Физминутка

Слайд 16

Рефлексия «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. желтый - светлое, приятное чувство; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное.

Слайд 17

Рефлексия Чем мы занимались? Как вы оцениваете свою работу? Какой вывод можно сделать?

Слайд 18

Всем спасибо !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование при обучении решению текстовых задач.

Примеры моделирования тескстовых задач 5-11 класс...

Моделирование при решении текстовых задач

Моделирование – это универсальное учебное действие, выражающееся в   преобразовании  объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные  характеристики объекта. ...

Мастер-класс "Формирование действия моделирования через решение текстовых задач"

презентация к мастер-классу на тему: "Формирование действия моделирования через решения текстовых задач"...

презентация Реализация обучения школьников решению текстовых задач посредством применения математического моделирования

Применение метода математического моделирования как способ решения текстовых задач; этапы процесса моделирования; вспомогательные модели; виды  текстовых задач, где применяется метод математическ...

Моделирование при решении текстовых задач

    Моделирование в математике - это описание реальной ситуации на математическом языке в виде математической модели, представляющей собой уравнение или систему уравнений....

Конспект урока по алгебре 9 класс "Математическое моделирование при решении текстовых задач."

Развитие интереса к предмету через решение задач. Подготовка к ОГЭ....