Формулы сокращенного умножения
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Предлагается разработка урока с использованием интерактивной доски .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока с использованием интерактивной доски | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе. Тема: «Формулы сокращенного умножения».
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Цели:
|
|
|
| Способствовать развитию:
| Развивать у учащихся
|
№№ | Основные этапы урока: | Виды деятельности |
1 | Организационный момент. | Постановка основных целей урока, озвучить план урока, выдать распечатки для самооценки своего труда на уроке (рефлексия). (Смотри приложение). |
2 | Актуализация опорных знаний и умений. | Работа на интерактивной доске. (Смотри приложение). Диалог с учащимися. |
3 | Проверка домашнего задания. | Выполнение номеров домашнего задания на доске, опрос теории, работа с компонентами формул (интерактивная доска) |
4 | Устная работа. | Работа на интерактивной доске. Индивидуальная работа с элементами творческой деятельности. Работа в группах. (Смотри приложение). |
5 | Реализация целей урока. | Работа на интерактивной доске. Решение заданий из учебника. Задача по практическому применению полученных знаний в жизни. (Смотри приложение). |
6 | Постановка домашнего задания. | Пояснение выполнения практической задачи по использованию формул сокращенного умножения и номеров из учебника. (Смотри приложение). |
7 | Подведение итогов (рефлексия). | Самооценка своего труда учениками и качества восприятия материала по различным видам деятельности (работа с распечатками, выданными в начале урока) |
Ход урока.
- Организационный момент
-Здравствуйте, дорогие ребята! На уроках алгебры мы начали изучать тему «Разложение многочленов на множители». И мы уже знаем, что существует три основных способа разложения. Это
- вынесение общего множителя за скобки;
- группировка;
- формулы сокращенного умножения.
- Актуализация знаний
-На сегодняшний день мы познакомились с двумя формулами: разность квадратов двух выражений и квадрат суммы или разности двух выражений. Наша
цель на уроке выяснить, зачем нужны эти формулы, зачем мы их изучаем, где и как их применять и как эти формулы применяются при разложении многочленов на множители. Можно ли ответить на вопросы: слайд 2
делится ли разность 1152-272 на 11?, а на 71?
как вычислить: 992; 9992; 652; 1052 ?
-Для ответа на эти вопросы мы вспомним и теоретический материал, и поработаем устно, и индивидуально, будет задание с элементами творчества, выполним практическую работу парами, ответим на вопросы из учебника, решим практическую задачу.
- На этом уроке вы будете выступать в роли не только учеников, но и
экспертов. Ваша цель внимательно слушать на уроке, активно работать и в конце урока самому поставить себе оценку, которая, по вашему мнению, соответствует вашей активности на уроке и качеству восприятия обсуждаемого материала, выбрать с урока вид деятельности, с помощью которого вам более доступно усвоение нового материала. Для этого в серой ячейке против вопроса вы должны поставить «галочку», а против пункта №4 – оценку. Слайд3
Но сначала проверим правильность выполнения некоторых номеров из домашнего задания
- Проверка домашнего задания:
- Номера из учебника №372(2,4), №373(2,4), (выполняют двое учеников на доске) (параллельно идет опрос теории)
Задание | Цель задания | Предполагаемая ошибка | Исправление ошибки |
№ 372 (2,4) 2). 4). №373 (2,4) 2). 4). . |
|
|
|
4. Устная работа: слайд4
- Контроль теории :
- Сформулируйте , как разложить на множители разность квадратов двух выражений?
2. Сформулируйте, как возвести в квадрат сумму двух выражений.
3. Сформулируйте, как возвести в квадрат разность двух выражений.
4. Сформулируйте, как возвести в квадрат произведение двух выражений?
- Работа с компонентами формул: заполнить таблицу (интерактивная доска) Ответы спрятаны за картинками, в процессе работы осуществляется контроль за правильностью ответов. Желающие могут заполнить таблицу самостоятельно. Дополнительным заданием будет следующее: придумать одночлены и заполнить последние три строки таблицы, и чем сложнее будут одночлены, тем выше оценка . слайды 5-6
Задание | Цель задания | Предполагаемая ошибка | Исправление ошибки |
|
|
|
|
После заполнения первой таблицы предлагается ученикам собрать ребус из слов, в котором зашифрованы формулировки формул сокращенного умножения: слайды 7-8
- Работа в группах по 4 человека: ученикам предлагаются конверты с множеством квадратиков, на которых написаны одночлены, знаки действий и скобки. Ученики должны из карточек составить две формулы: «квадрат разности или суммы двух выражений» и «разность квадратов двух выражений». После выполнения задания в конверте не должно остаться ни одной карточки. На интерактивной доске подготовлены ответы к этим ребусам, закрыты картинками. После выполнения задания каждая группа может оценить правильность выполнения. Слайд 9
5. Реализация целей урока:
- Применение формул для рациональных вычислений.
Задание | Цель задания | Предполагаемая ошибка | Исправление ошибки |
1. Вычислить: 2. Вычислить: 3 . Вычислить: | 1. Показать применение формул для рациональных вычислений. 2. Познакомить с одним из приемов устного счета. 3. Показать рациональность представить число в виде суммы или разности двух чисел для более рационального выполнения действия | 1. Ошибка в применении формулы. 2. Нерациональное представление числа в виде суммы или разности двух чисел | 1. Проговаривать формулы и выполнение задания вслух. 2. В дискуссии с учениками выяснить, почему один из способов представления числа в виде суммы или разности двух чисел более предпочтителен в конкретной ситуации, чем другой. |
-Мы повторили формулы, закрепили умения при возведении в квадрат выражения, представления выражения в виде квадрата, работали с компонентами формул сокращенного умножения. Теперь увидим, для чего мы изучаем эти формулы, где их знания можно применить.
-Одно из применений это приемы устного счета (задание №1).
-Как выполнить действие возведения в квадрат некоторых чисел (задание №2 и №3)? (Показать с использованием интерактивной доски
возведение в квадрат числа 91.
слайды 10
Далее предложить ученикам аналогично выполнить действие возведения в квадрат числа 102, 69, 48. Акцентировать на том, что не обязательно представлять число в виде суммы двух слагаемых: 48=40+8, на этом примере показать, что рациональнее представить число 48 в виде разности двух чисел: 48=50-2 и потом результат возвести в квадрат.) Особое место занимает возведение в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5.
(Работа на доске. Показать, что, чтобы число 85 возвести в квадрат, надо 80 умножить на 90 и к результату прибавить 25. Предложить ученикам выполнить действие: ). На этом этапе мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: делится ли разность 1152-272 на 11?, а на 71? как вычислить: 992; 9992; 652; 1052 ? (Дать возможность ученикам ответить на этот вопрос устно, а выполнить предложенные действия дома).
- Применение формул для разложения выражений на множители. Показать разницу между полным и неполным квадратами суммы и разности двух выражений, показать применение формул при решении уравнений, преобразовании выражений и в реальной жизни. Слайд11
Задание | Цель задания | Предполагаемая ошибка | Исправление ошибки |
1. Представить в виде квадрата суммы или разности двух выражений: . 2. Можно ли представить в виде квадрата следующие выражения: ? 3. В чем разница между выражениями первого и второго пунктов? 4. Решить уравнение: . 5. Решение практической задачи: «В сквере квадратной формы планируется разбить клумбу (план сквера на рисунке). Составьте формулу для вычисления площади клумбы, если ширина сквера р, а проезжей части с и найдите её значение, если р=15,9м, а с=3.2м» | 1. Показать разницу между полным и неполным квадратами двух выражений. 2. В уравнении показать различные способы решения. 3. Применение формул для более рациональных вычислений. 4. Применение формул в жизни. | 1. «Сворачивают» неполный квадрат. 2. Применение формул сокращенного умножения. 3. Раскрытие скобок, если перед скобкой стоит знак «-« | 1. Расписывать полные и неполные квадраты подробно и коэффициент в среднем слагаемом выделять цветом и акцентировать при пояснении. 2. Повторить правило раскрытия скобок, если перед скобкой стоит знак «-«. |
(Работа в тетради) слайд 12
-Теперь рассмотрим применение формул сокращенного умножения при разложении многочленов на множители. Для этого прочитаем формулы справа налево (работа с интерактивной доской). Сумму квадратов двух выражений плюс или минус удвоенное произведение этих выражений, называют полным квадратом суммы или разности этих выражений. Такой многочлен можно «свернуть», представить в виде квадрата суммы или разности двух выражений (задание №1).
,
-Чем следующие выражения отличаются от предыдущих (задание №2, №3)?
- Эти выражения называются неполными квадратами и на множители они не раскладываются.
-Посмотрим, как формулы помогают решать уравнения: Решим уравнение двумя способами (задание №4)
1 способ | 2 способ |
Ответ: 1 |
Ответ: 1 |
- Применение формул в реальной жизни. Слайды 13-15
- Решим задачу практического содержания:
«В сквере квадратной формы планируется разбить клумбу (план сквера на рисунке). Составьте формулу для вычисления площади клумбы, если ширина сквера р, а проезжей части с и найдите её значение, если р=15,9м, а с=3.2м»
Решение:
Формула для вычисления площади клумбы: , так как р=15,9м, а с=3.2м, то .
Ответ: площадь клумбы
6. Домашнее задание:
- Решить практическую задачу по вариантам. (Раздать карточки с задачами)
- Номера из учебника: №377(2,4); №379(2,4); №384(2); №388(4).
- Выучить наизусть формулировки формул сокращенного умножения.
7. Подведение итогов урока (рефлексия)
Поблагодарить учеников за работу на уроке. Проанализировать, какой этап урока был наиболее эффективен для усвоения материала, оценить ребятами активность и качество работы на уроке.
(Ученики заполняют карточки с вопросами, выданными в начале урока).
Ход урока
- Организационный момент: озвучить цели урока и план урока:
План урока:
- Устная работа;
- Практическая работа;
- Работа в тетради: применение ФСУ для рациональных вычислений
- Применение ФСУ для разложения выражений на множители;
- Разница между полным и неполным квадратом:
- Работа по учебнику;
- При наличии времени практическая или самостоятельная работа.
- Ход урока:
- Устная работа
- Сформулировать, как разложить на множители разность квадратов двух выражений; квадрат разности и квадрат суммы
квадрат произведения (Слайд №2)
По ходу урока мы узнаем как без умножения ответить на вопросы:
Делится ли разность 1152-272 на 11?, а на 71?
Вычислите: 992; 9992; 652; 1052.
- Заполнить таблицу: (показать, как заполнить первую строчку и дать самостоятельно по желанию заполнит аналогичную, но три последние строчки ученики должны придумать самостоятельно) (Слайд №3, №4)
- Составить из слов формулировку (Слайд №5, №6)
- Практическая работа №1: из квадратиков составить формулу и проверить (Слайд №7)
- Работа в тетради: применение ФСУ для рациональных вычислений: ( Слайд №8) Вернуться к устной работе, чтобы ответить на поставленный вопрос.
- Применение ФСУ при разложении выражений на множители (полный и неполный квадраты)(Слайд №9)
- Работа по учебнику №№ 377(1,3), 379(1,3),384(1), 388(3)
- При наличии времени практическая задача
- Домашняя работа №377(2,4), 379(2,4), 384(2), 388(4)
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формулы сокращенного умножения"
Данная презентация поможет в отработке навыков применения формул ....
урок в 7классе "Формулы сокращенного умножения"
урок-путешествие по формулам сокращенного умножения....
Формулы сокращенного умножения.Алгебра7 класс.
Тема «Формулы сокращенного умножения».Урок-пресс-конференция .Повторение и обобщение пройденного материала ....
Формулы сокращенного умножения
Конспект урока математики в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"...
Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "
Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....
Сценарий общественного смотра знаний по алгебре для 7 класса по теме "Многочлены. Формулы сокращенного умножения"
Общественный смотр знаний был проведен в 7 классе после изучения ключевых тем курса алгебры в 7 классе "Многочлены" и " Формулы сокращенного умножения". Сценарий содержит приложения: задания для подго...
Урок-игра по теме "Формулы сокращенного умножения" 7 кл.
Урок с применением игровых технологий....