Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по математике»
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Кудрявцев Сергей Владимирович

Программа элективного курса ставит своей задачей помочь учащимся системно и в короткие сроки рассмотреть основные типы задач, входящих в ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_9_klass.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Программа  элективного курса  

«Подготовка к ОГЭ по математике».  9  класс

Автор – составитель программы

учитель   математики  высшей

 квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 3 г.Козьмодемьянска» Республики Марий Эл

Кудрявцев Сергей Владимирович

Пояснительная записка

        Основной задачей математического образования в школе является формирование у  обучающихся системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования. На занятиях по математике школьники учатся  логически рассуждать, четко высказывать мысли, работать по различным  алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в  различных жизненных ситуациях.

Учащимся 9 класса предстоит сдача ОГЭ, содержание которого включает в себя материал всего курса математики основного общего образования. Программа ставит своей задачей помочь учащимся системно и в короткие сроки рассмотреть основные типы задач, входящих, как  в первую, так и во вторую часть контрольно- измерительных материалов ОГЭ.

Спецкурс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.

Цели  спецкурса:  подготовить обучающихся к сдаче ОГЭ  в соответствии с требованиями, предъявляемыми  образовательными стандартами.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания  по отдельным темам курса Алгебра 5-9 класс и Геометрия 7-9 класс;
  • Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ОГЭ;
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  • Выработают умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов.

Структура курса

Курс рассчитан на 68 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Проценты
  • Выражения и их преобразования
  • Уравнения и системы уравнений
  • Неравенства
  • Функции
  • Текстовые задачи
  • Геометрия

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 30-45 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет обучающимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Формы контроля знаний и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных и практических и  работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи ОГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе. Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

        

Содержание программы

1. Выражения и преобразования

Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы. Приближенные значения.  Округление чисел. Буквенные выражения. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Квадратные корни Алгебраические дроби. Квадратные корни. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия 

2. Уравнения и неравенства

Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений. Общие приемы решения уравнений: метод разложения на множители, метод замены переменной, использование свойств функций, использование графиков. Решение уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной. Иррациональные уравнения. Уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

3. Функции 

Числовые функции и их свойства: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. Определение функции. Способы задания функции. Четные и нечетные функции, особенности их графиков. Наглядно геометрические представления о непрерывности и выпуклости функций.

4. Числа и вычисления

Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач: задачи на движение, задачи на работу, задачи на десятичную форму записи числа, задачи на концентрацию, смеси и сплавы. 

Требования к уровню подготовки девятиклассников

В результате изучения программы  на повышенном уровне ученик должен

знать / понимать:

– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

– значение идей, методов и результатов алгебры  для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Числовые и буквенные выражения

уметь:

– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;

– проводить преобразование числовых и буквенных выражений.

 -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

                 - распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;  

Функции и графики

уметь:

– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;

– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.

Уравнения и неравенства

уметь:

– решать  уравнения;

– доказывать несложные неравенства;

– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– построения и исследования простейших математических моделей.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ОГЭ по математике»

2ч в неделю, всего 68 ч.

Содержание

Кол-во часов по теме

Дата

I

Проценты

2

Решение задач на проценты.

2

II.

Выражения и преобразования.

8

1.

Алгебраические выражения.

4

2.

Степенные и иррациональные выражения.

4

III

Функции, их свойства и графики.

8

3.

Линейная функция.

2

4.

Квадратичная функция.

3

5.

Степенная функция.

3

IV.

Уравнения и неравенства.

20

6.

Линейные уравнения и неравенства.

4

7.

Дробно-рацональные уравнения и неравенства.

4

8.

Квадратные уравнения и неравенства.

4

9.

Уравнения и неравенства с параметрами.

4

10.

Системы уравнений и неравенств.

4

V.

Текстовые задачи.

10

11.

Решение задач на «движение»

2

12.

Решение задач на «концентрацию»

2

13.

Решение задач на «смеси и сплавы»

2

14.

Решение задач на «работу»

2

15.

Решение задач  геометрического содержания

2

VI.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

8

VII.

Задачи по планиметрии

12

16.

Задачи на площади многоугольников

4

17.

Вписанные и описанные углы

4

18.

Окружность

4

Тематическое планирование составил(а) ________________                Кудрявцев С.В.                                                                                                          подпись                   расшифровка подписи

Список электронных ресурсов:

                

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и

Сайт Ларина

Диагностические и тренировочные работы по системе СтатГрад

Сайт Гущина «Решу ЕГЭ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"

     Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...

Программа курса: «Подготовка к ГИА по математике».

Программа курса: «Подготовка к ГИА по математике»....

План занятия элективного курса Подготовка к ЕГЭ по математике "Вычисление площадей фигур"

План занятия элективного курса "Подготовка к ЕГЭ" по математике "Вычисление площадей фигур".В плане  занятия элективного курса, проводимого в нашей школе  с целью подготовки учащихся 11 клас...

Программа курса "Подготовка к ГИА по математике"

Программа дистанционного курса "Подготовка к ГИА по математике".  Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания и календарно-тематическое планирование. Карта курса....

Программа спецкурса по математике «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ по математике, 9 класс»

Программа рассчитана на 35 часов, основана на материале Открытого банка ОГЭ 2015 (вторая часть), состоит из двух блоков: АЛГЕБРА и ГЕОМЕТРИЯ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Подготовка к ГИА (ОГЭ) по математике»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Элективного курса по математике для 9 класса «Подготовка к ГИА (ОГЭ) по математике»...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....