Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Алгебра 9 класс, учебник Макарычев Ю.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_9_klass.docx | 56.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУХОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Бухоловская СОШ»
____________Болотина Л. Б.
«_____»______________2017 г.
Рабочая программа
по математике (алгебра)
9 класс
Составитель:
Севостьянова Наталья Равильевна,
учитель математики
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бухоловская СОШ»;
- учебного плана МБОУ «Бухоловская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
- авторской программы по математике к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.
Цель: развивать вычислительные и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов.
Задачи:
- повторить и закрепить знания, умения и навыки полученные в 5-8 классах: вычислительные навыки, умения решать линейные уравнения и неравенства, их системы, умения строить графики функций и др.
- изучить квадратичную функцию и её график, решение квадратных неравенств графическим методом и методом интервалов;
- научить решать уравнения и их системы разными способами;
- изучить арифметическую и геометрическую прогрессии, научить решать задачи с прогрессиями;
- ознакомить со степенной функцией, корнем n-ой степени, тригонометрическими функциями любого угла, основными тригонометрическими формулами, элементами теории вероятностей и комбинаторики;
- качественно подготовиться к выпускным экзаменам.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Содержание
1.Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 + b, у = а (х - m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построений графика функции ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак. Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции y=xn при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
2.Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида aх2 + bx + с > О или aх2 + bx + с < О, где а a≠0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных лишений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида aх2 + bx + с > О или aх2 + bx + с < О, где а≠0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
4.Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», формировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события. Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6.Повторение
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество контрольных работ |
1. | Квадратичная функция | 22 | 2 |
2. | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 1 |
3. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 1 |
4. | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 2 |
5. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 |
6. | Повторение | 21 | 1 |
Итого | 102 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем урока | |||||
Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения | ||||
Квадратичная функция (22 часа) | ||||||
1-2 | Функция. Область определения и область значений функции | 1 | 01.09.17 | |||
04.09.17 | ||||||
3-5 | Свойства функций | 3 | 05.09.17 | |||
08.09.17 | ||||||
11.09.17 | ||||||
6-7 | Квадратный трехчлен и его корни | 2 | 12.09.17 | |||
15.09.17 | ||||||
8-9 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 2 | 18.09.17 | |||
19.09.17 | ||||||
10 | Контрольная работа №1 «Свойства функций» | 1 | 22.09.17 | |||
11-12 | Функция y = ax2, ее график и свойства | 2 | 25.09.17 | |||
26.09.17 | ||||||
13-14 | Графики функций y = ax2 + n, y = a(x – m)2 | 2 | 29.09.17 | |||
02.10.17 | ||||||
15-18 | Построение графика квадратичной функции | 4 | 03.10.17 | |||
06.10.17 | ||||||
16.10.17 | ||||||
17.10.17 | ||||||
19 | Функция y = xn | 1 | 20.10.17 | |||
20 | Корень n-ой степени | 1 | 23.10.17 | |||
21 | Степень с рациональным показателем | 1 | 24.10.17 | |||
22 | Контрольная работа №2 «Квадратичная функция» | 1 | 27.10.17 | |||
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов) | ||||||
23-26 | Целое уравнение и его корни | 4 | 30.10.17 | |||
31.10.17 | ||||||
03.11.17 | ||||||
07.11.17 | ||||||
27-30 | Дробные рациональные уравнения | 4 | 10.11.17 | |||
13.11.17 | ||||||
14.11.17 | ||||||
17.11.17 | ||||||
31-32 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 2 | 27.11.17 | |||
28.11.17 | ||||||
33-35 | Решение неравенств методом интервалов | 3 | 01.12.17 | |||
04.12.17 | ||||||
05.12.17 | ||||||
36 | Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | 08.12.17 | |||
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов) | ||||||
37-39 | Уравнение с двумя переменными и его график | 3 | 11.12.17 | |||
12.12.17 | ||||||
15.12.17 | ||||||
40-42 | Графический способ решения систем уравнений | 3 | 18.12.17 | |||
19.12.17 | ||||||
22.12.17 | ||||||
43-46 | Решение систем уравнений второй степени | 4 | 25.12.17 | |||
26.12.17 | ||||||
29.12.17 | ||||||
12.01.18 | ||||||
47-49 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 3 | 15.01.18 | |||
16.01.18 | ||||||
19.01.18 | ||||||
50-51 | Неравенства с двумя переменными | 2 | 22.01.18 | |||
23.01.18 | ||||||
52-53 | Системы неравенств с двумя переменными | 2 | 26.01.18 | |||
29.01.18 | ||||||
54 | Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | 30.01.18 | |||
Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 часов) | ||||||
55 | Последовательности | 1 | 02.02.18 | |||
56-57 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | 2 | 05.02.18 | |||
06.02.18 | ||||||
58-61 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | 4 | 09.02.18 | |||
12.02.18 | ||||||
13.02.18 | ||||||
16.02.18 | ||||||
62 | Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия» | 1 | 26.02.18 | |||
63-65 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 3 | 27.02.18 | |||
02.03.18 | ||||||
05.03.18 | ||||||
66-68 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 3 | 06.03.18 | |||
12.03.18 | ||||||
13.03.18 | ||||||
69 | Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессии» | 1 | 16.03.18 | |||
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов) | ||||||
70-71 | Примеры комбинаторных задач | 2 | 20.03.18 | |||
23.03.18 | ||||||
72-73 | Перестановки | 2 | 26.03.18 | |||
27.03.18 | ||||||
74-75 | Размещения | 2 | 30.03.18 | |||
31.03.18 | ||||||
76-77 | Сочетания | 2 | 02.04.18 | |||
03.04.18 | ||||||
78-79 | Относительная частота случайного события | 2 | 06.04.18 | |||
16.04.18 | ||||||
80-81 | Вероятность равновозможных событий | 2 | 17.04.18 | |||
20.04.18 | ||||||
82 | Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | 23.04.18 | |||
Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа. Подготовка к ОГЭ (20 час) | ||||||
83-84 | Квадратичная функция | 2 | 24.04.18 | |||
27.04.18 | ||||||
85-86 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 2 | 04.05.17 | |||
07.05.18 | ||||||
87-88 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 2 | 08.05.18 | |||
11.05.18 | ||||||
89-90 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 2 | 14.05.18 | |||
15.05.18 | ||||||
91-92 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 2 | 18.05.18 | |||
21.05.18 | ||||||
93-102 | Подготовка к ОГЭ | 10 | 22.05.18 23.05.17 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения алгебры выпускник должен:
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Алгебра. 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.
- Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2016.
- Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс. В. И. Жохов и др. - М.: Просвещение, 2017.
- Алгебра. Тематические тесты. 9 класс. Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. - М.: Просвещение, 2014.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель РМО СОГЛАСОВАНО:
учителей математики Зам. директора по УВР
______________________________ __________ Мошненко Т.Г.
Протокол № от_______________ «___» ____________ 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
рабочая программа по алгебре - 9класс
В рабочей программе имеются разделы: пояснительная записка, цели и задачи курса , требования к математической подготовке, содержание программы, календарно- тематическое планирование, средства контроля...
Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького
Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по алгебре 9класс Макарычев Ю.Н
Рабочая программа по алгебре в 9 классе учебник Ю.Н.Макарычев, календарно тематическое планирование....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре. 9класс. УМК Мерзляк, Полонский
Данная рабочая программа рассчитана на изучение алгебры в 9 классе по УМК Мерзляк, Полонский на базовом уровне при 3 часах в неделю...
рабочая программа по алгебре, 9класс
Программа составлена на основе авторской программы И..Е. Феоктистова. / Программа для общеобразовательных учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7-9 классы. И. Е...