Тема "ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по алгебре по теме
Опыт работы о здоровье сберегающей деятельности на уроках математики и внеурочное деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opytom._padalka_e.a.docx | 38.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Елена Алексеевна Падалка
МБОУ СОШ №1, г. Крымск, Краснодарский край.
В данной статье описана здоровьесберегающая деятельность с учащимися на уроках и внеурочное время. Разработан анализ урока с точки зрения здоровьесбережения.
Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. Образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности, становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека.
Одной из основных проблем в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.
В народном образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности - это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. Сегодня на школу и учителя возлагается трудная задача - забота о здоровье учащихся. Это определено следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в образовательном процессе.
В-третьих, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем
Поэтому все считают, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в учебном процессе.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Применения здоровьесберегающей деятельности по методу В. Ф. Базарного
Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это здоровьеразвивающая деятельность, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Благодаря данной технологии достигается:
- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
- Психологический комфорт в образовательном учреждении.
- Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей деятельности В. Ф. Базарного, относятся:
- Режим динамической смены поз
- Упражнения на зрительную координацию
- Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
- Упражнения на мышечно-телесную координацию
Деятельность педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.
Типы технологий:
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Результаты:
- создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;
- повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса;
- обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.
Мной создана форма анализа урока с позиции здоровьесбережения:
Предмет _________________________ Учитель ___________________________
Дата проведения __________ ________ Класс ____________________________
- Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Таблица 1
Что наблюдается | Да | Нет | Примечание |
1) Учащиеся во время перемены находятся в кабинете | |||
2) Кабинет проветрен | |||
3) Кабинет настраивает на рабочий лад |
- Ход урока
Таблица 2
Что наблюдается | Результат (указать, выше нормы, норма или ниже нормы) |
1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов) | |
2) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут) | |
3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут) | |
4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее трех) | |
5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут) | |
6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 минут) | |
7) наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями) |
- Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует; 1 – показатель слабо выражен; 2 – проявляется на достаточном уровне)
Таблица 3
Что наблюдается | Результат |
1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. | |
2) Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. | |
3) Взаимоотношения между учителем и учеником | |
4) Взаимоотношения между учащимися | |
5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картина, музыкальная минутка и т.п.) |
- Пожелания учителю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование здоровьесберегающей деятельности в моей педагогической практике.
В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
Учитывая возрастные психологические особенности школьников, я, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.
Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Использую в практике нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.
Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока
Физкультминутки – естественный элемент урока, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А гимнастика для глаз - снять зрительное утомление. Гимнастику для глаз в основном провожу с учащимися старших классов.
Систематически в процессе обучения проходят: зарядка, динамические паузы. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок бежевого цвета матовой краски, цвет пола также не раздражает глаза.
В течение учебного года еженедельно меняю расположение посадочного места для каждого ученика.
Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, «Уроки здоровья», игры, походы, экскурсии по различным городам.
Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.
В классе создан информационный банк данных по уровню здоровья и здорового образа жизни, на каждого учащегося ведется паспорт здоровья.
Таблица 4. - Основные показатели состояния здоровья учащихся за 2013-2016 годы
Годы | Здоровые дети | Заболеваемость | |||
органов зрения | опорно-двигательной системы | полости рта | Эндокрино-логические | ||
2013-2014 год (29 человек) | 19 (66%) | 5 (17%) | 10 (34%) | 12 (41%) | 2 (7%) |
2014-2015 год (29 человека) | 21 (72%) | 4 (14%) | 9 (31%) | 8 (28%) | 2 (7%) |
2015-2016 год (29 человек) | 24 (83%) | 3 (10%) | 8 (28%) | 4 (14%) | 1 (3%) |
За последние 2 года снизились показатели заболеваемости кариесом, ОРЗ, нарушений осанки, желудочно-кишечного тракта.
Ежегодно учащиеся и учителя делают прививки от гриппа. Ведется контроль ношения очков, стабильно работают спец. группы по физкультуре.
Организована утренняя гимнастика классе, подвижные игры на переменах. Многие дети поправляют своё здоровье в летних лагерях и санаториях.
Многие дети в школе страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Такие дети есть и в моём классе. Это серьёзная проблема, поэтому в школе разработана программа «Школа здорового питания», которая утверждена на педагогическом совете рекомендована к применению.
Выполнение данной программы предусматривает формирование у учащихся знаний о роли основных питательных веществ для здорового развития организма, о вреде переедания, режиме питания и т. д. Поэтому один раз в две недели я провожу классные часы по выполнению данной программы.
Заключение
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.
Современное образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья школьников.
Список использованной литературы
- Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
- Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61
- Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61.
- Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология. -2004.-№4.-С.43-45
- Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -№2.-С.171-187.
- Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. -2005.-№2.-С.40-44.
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176 с.
- Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995.
- Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. - Сергиев Посад,2004. - 96 с.
- Сайт В.Ф. Базарного http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php
- Сайт Балашихинской Земской гимназии http://www.zemgym.ru/gymnasia/article5.html
- Сайт МОУ Гимназии № 18 Люберецкий район Московская область http://gimnasium-18.narod.ru/zdor.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Проектно-исследовательская деятельность– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, п...
Формирование готовности личности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Методический семинар (областной конкурс «Учитель города Мурманска-2019»)...
Презентация выступления "Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Презентация к выступлению в рамках круглого стола...
Выступление "Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС"
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...