«Радианное измерение углов и дуг. Вращательное движение»
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Открытый урок по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» по теме: «Радианное измерение углов и дуг. Вращательное движение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по математике по теме:«Радианное измерение углов и дуг. Вращательное движение» | 136.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Ногинский колледж»
Открытый урок
по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
по теме:
«Радианное измерение углов и дуг. Вращательное движение»
Разработан преподавателем
Селиной Е.М
Согласовано с методистом
Прокофьевой О.А.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
№______ от___________ 2017 г.
2017 год
У Т В Е Р Ж ДА Ю
Зам.директора по УМР
Г БПОУ МО
«Ногинский колледж»
_____________А.В. Артёмова
«______» ______________2017 г.
Преподавателю учебных дисциплин «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» и «Физика» Селиной Е.М. провести в группе 1 ПК ( 1 курс, по профессии : «19.01.17 «Повар, кондитер») 04 апреля 2017 г. открытый урок по математике по теме:
«Радианное измерение углов и дуг. Вращательное движение»
Председатель предметной цикловой комиссии
Общеобразовательные дисциплины и дисциплины цикла ОГСЭ».
___________ Е.М. Селина
Ногинск, 2017 год
Радианное измерение углов и дуг.
Тип занятия: Занятие-лекция с решением задач практического содержания.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Методы обучения:
1. просмотр презентации;
2. самоконтроль и самоанализ обучающихся;
3. опрос.
Приемы:
1. аналитическая беседа;
2. наблюдение.
Формы:
1. коллективная;
2. индивидуальная.
Технологии:
1. сотрудничества;
2. проблемно-деятельностная;
3. ИКТ-технология.
Принципы:
1. доступности;
2. наглядности;
3. системного подхода к изучению материала.
Цели занятия:
– образовательные:
- изучить формулы перехода от градусной меры угла к радианной и от радианной к градусной,
- сформировать умение пользоваться радианным измерением углов на уровне выполнения упражнений по образцу, в измененной и новой ситуации.
– развивающие:
- развивать внимание, умение рассуждать,
- развивать логическое мышление, умение выделять существенные признаки математического понятия, сравнивать и обобщать
– воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к предмету, интерес к его изучению и понимание значимости предмета, через иллюстрацию прикладного характера математики,
- воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к работе, уважительное отношение к товарищам, умение работать самостоятельно, в парах
и коллективе, - формировать систему нравственного отношения к одногрупникам.
Компетенции по ФГОС:
- применять математические методы для решения профессиональных и прикладных задач;
- использовать приемы и методы математического анализа в различных профессиональных ситуациях;
- анализировать результаты измерения величин с допустимой погрешностью, представлять их графически.
Содержание учебной деятельности
Организационный момент
Преподаватель приветствует группу и проверяет ее готовность к занятию.
Обучающиеся приветствуют преподавателя. Староста группы сообщает о явке студентов на занятие.
Постановка дидактической цели
Добрый день! Расскажу Вам одну легенду.
Однажды мастер Золотого века искусства создал скульптуру. Пропорциональное соотношение в построении статуи было идеально. Чтобы его творение увидело больше людей, мастер построил высокий пьедестал. Однако после поднятия статуи на фундамент, статуя смотрелась уродливой. Скульптором не было учтено, что в перспективе к горизонту уменьшаются многие детали и при взгляде снизу вверх уже не создается впечатления ее идеальности. Мастер потерпел фиаско.
Обучающиеся слушают рассказ преподавателя.
Мотивация предстоящей деятельности
Давайте подумаем, в каких областях нашей профессиональной деятельности нам потребуются знания измерения углов? (сначала ответы аудитории)
- как вы заметили из легенды, знания об измерении углом нам потребуются не только в математике, но и в искусстве. Почему люди не смогли увидеть всю красоту скульптуры? Зная примерное расстояние от статуи до точки зрения, а именно от верха статуи до глаз человека и высоту статуи, можно рассчитать синус угла падения взгляда с помощью таблицы, тем самым найдем точку зрения. Ситуация меняется, так как статую поднимают на высоту, поэтому расстояние от верхушки статуи до глаз человека увеличивается, следовательно и синус угла падения увеличивается. А этого скульптор не учел!
Многие задаются вопросами: зачем нужна тригонометрия? Как она используется в нашем мире? С чем может быть связана тригонометрия? И вот ответы на эти вопросы. Тригонометрия или тригонометрические функции используются в астрономии (особенно для расчётов положения небесных объектов), в морской и воздушной навигации, в электронике, в теории вероятности, в статистике, в биологии, в медицинской визуализации, например, компьютерной томографии, в архитектуре, в разработке игр и многих других областях.
Обучающиеся дополняют преподавателя и рассказывают о том, как тригонометрия используется в жизни, где может применяться тригонометрическая функция, рассказывают о небесных объектах и планетах которые они знают.
Приводят примеры применения тригонометрии в строительстве, в морской и воздушной навигации, в электронике, в теории вероятности, в статистике, в биологии, в медицине, в архитектуре, в разработке игр, телефонных приложений и других областях.
- знания об углах нам понадобятся и в пожарной службе. При пожаре необходимо быстро и точно рассчитать угол на который нужно поднять пожарную лестницу к зданию и при этом попасть на нужный этаж.
- в авиации очень важно правильно рассчитать угол, под которым поднимается самолет, чтобы не задеть верхушки деревьев и ближайших построек.
- даже в биологии движение рыб в воде происходит по закону синуса или косинуса, если зафиксировать точку на хвосте, а потом рассмотреть траекторию движения. При плавании тело рыбы принимает форму кривой, которая напоминает график функции y = tgx
Немного из истории…
1. Древние вавилоняне и египтяне изучали тригонометрию как часть астро-номии; разделили окружность на 360°
2. Древние индийцы: ввели названия «синус», «косинус», составили таблицы синусов, косинусов
3. IX-XVвв – Средний и Ближний восток: составляли таблицы котангенса, тангенса, косеканса; ввели понятие единичной окружности
4. Насир ад-Дин Мухаммад ат-Туси (1201-1274) выделил раздел тригонометрии из астрономии
5. Лев Герсонид (1288-1344) – открыл теорему синусов
6. XVII-XIXвв: применение тригономет-рии в механике, физике, технике, как часть математического анализа (Виетт, Бернулли) – тригонометрические символы, графики – синусоиды
7. Л.Эйлер: придал тригонометрии современный вид
Давайте начнем с заданий – разминки. Ответьте на вопросы:
- Чему равен угол квадрата? (900)
- На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (1800)
- Чему равен угол между минутной и часовой стрелками на часах, когда они показывают 2ч? (600)
Все ответы вы дали в градусах. Но это не единственная единица измерения углов.
Кто-нибудь знает в чем еще измеряются углы? (в радианах)
Обучающиеся слушают рассказ преподавателя. Предлагают свои варианты ответов.
Изучение нового материала
Записывают тему занятия «Радианное измерение углов и дуг. Вращательное движение». Обучающиеся записывают новый материал в тетрадь.
Градусная мера. Здесь единицей измерения является градус (обозначение °) – это поворот луча на 1 / 360 часть одного полного оборота. Таким образом, полный оборот луча равен 360°.
1/60 часть градуса называется минутой (обозначают 1').
1/60 часть минуты называется секундой (обозначают 1'').
Радианная мера.
Радианная мера измерения угла есть отношение длины дуги, проведенной произвольным радиусом и заключённой между сторонами этого угла, к радиусу дуги.
Градусная мера угла в 1 радиан равна: Так как дуга длиной πR (полуокружность), стягивает центральный угол в 180°, то дуга длиной R, стягивает угол в π раз меньший, т.е.
Так как π = 3,14, то 1 рад = 57,3°
Если угол содержит α радиан, то его градусная мера равна
И наоборот
Наиболее активные студенты участвуют при решении примеров на поиск радианной и градусной меры угла.
Пример 1.
Найти радианную меру угла равного 1) 30°, 2)135°
Решение:
1) 30° = 30·π / 180 = π/6
2) 135° = 135·π/180 = 3π/4
Пример 2.
Найти градусную меру угла выраженного в радианах 1) π/3 , 2) 4·π/5
Решение:
1) π/3 = 180°/3 = 60°
2) 4π/5 = 4·180°/5 = 144°
Закрепление изученного материала
№1: Переведите в радианную меру углы:
1) 45° 4) 100° 7) 215°
2) 15° 5) 200° 8) 150°
3) 72° 6) 360° 9) 330°
№2: Переведите в градусную меру углы:
1) 3) 5)
2) 4) 6)
Самостоятельная работа
I вариант | II вариант |
1. Переведите в радианную меру углы: | |
1) 60° | 1) 320° |
2) 145° | 2) 105° |
3) 240° | 3) 40° |
2. Переведите в градусную меру углы: | |
1) | 1) |
2) | 2) |
Ответы
I вариант | II вариант |
1. Переведите в радианную меру углы: | |
1) | 1) |
2) | 2) |
3) | 3) |
2. Переведите в градусную меру углы: | |
1) 72° | 1) 405° |
2) 480° | 2) 150° |
Практическая работа
Сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнение по созданию рисунка с 3D эффектом.
Первый шаг.
Нам понадобится жесткая бумага. Сгибаем лист ровно по середине. Рисуем в обе стороны прямые линии под одинаковым углом. Линии должны зеркально отражать друг друга. Примерно 35-40 градусов
Второй шаг.
Рисуем ступеньки лестницы с двух сторон, параллельно сгибу листа.
Третий шаг.
Берем линейку и соединяем прямой линией вершины лестницы. Это будет тень. Берем мягкий карандаш и делаем тень. Давить на карандаш не стоит, тень не должна быть слишком темной.
Последний шаг.
Поднимаем одну часть бумаги вверх и разворачиваем бумагу под углом к зрителю. Важно подобрать такой угол, чтобы лестница казалась прямой. Из-за тени будет казаться, что это объемный рисунок.
Обучающиеся выполняют пошагово практическую работу
Подведение итогов
Преподаватель делает выводы по пройденному материалу.
Дает домашнее задание и рекомендует литературу для более глубокого изучения.
Обучающиеся записывают домашнее задание и литературу для самостоятельного изучения нового учебного материала.
В заключение просит ответить на вопросы:
1) Что означает «тригонометрия»?
2) Разделом какой науки являлась тригонометрия в начале развития?
3)Какие единицы измерения углов Вы знаете?
4) Чему равно π радиан?
5) Как перевести из градусной меры в радианную и обратно?
6) Было ли интересно на уроке?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа
I вариант 1. Переведите в радианную меру углы: 1) 60° 2) 145° 3) 240° 2. Переведите в градусную меру углы: 1) 2) |
Самостоятельная работа
II вариант 1. Переведите в радианную меру углы: 1) 320° 2) 105° 3) 40° 2. Переведите в градусную меру углы: 1) 2) |
Самостоятельная работа
I вариант 1. Переведите в радианную меру углы: 1) 60° 2) 145° 3) 240° 2. Переведите в градусную меру углы: 1) 2) |
Самостоятельная работа
II вариант 1. Переведите в радианную меру углы: 1) 320° 2) 105° 3) 40° 2. Переведите в градусную меру углы: 1) 2) |
Самостоятельная работа
I вариант 1. Переведите в радианную меру углы: 1) 60° 2) 145° 3) 240° 2. Переведите в градусную меру углы: 1) 2) |
Самостоятельная работа
II вариант 1. Переведите в радианную меру углы: 1) 320° 2) 105° 3) 40° 2. Переведите в градусную меру углы: 1) 2) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Начала тригонометрии. Радианная мера угла"
Презентация предназначена для проведения первого урока по тригонометрии...
Контрольная работа по геометрии 9 класс "Радианная мера угла"
в контрольной работе представлено 4 различных варианта...
«Угол поворота. Радианная мера угла»
Презентация по математике для 10 класчса по теме "Угол поворота, Радианная и градусная мера" ....
Презентация к уроку "Радианная мера угла"
Презентация к уроку изучения нового материала в 10 классе по учебнику Ш.А.Алимова. Выполнена в программе SMART Notebook....
Радианная мера угла
Радианная мера угла...
Самостоятельная работа по теме "Движение по окружности. Вращательное движение"
Работа предназначена для учащихся 10 класса, представлена в двух вариантах. Задания на знания определений, графические задачи и задания на соответствия....
Контрольная работа 10 класс. Баллистическое и вращательное движения.
Данная контрольная работа для учеников 10 класса профильного уровня по теме "Баллистическое и вращательное движения". 4 варианта....