интеллектуальная игра "Веселая математика"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Цели игры:

1.Реализация принципа умственного развития учащихся.

2.Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

3.Развитие мышления, творческих способностей, инициативы, привлечение к работе  как можно большего количества учеников.

4.Расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта, общей культуры, развитие интереса к изучению математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 имени Героя Советского Союза

Д.М. Карбышева  Волгоградская область г. Волжский

интеллектуальная игра

(для учащихся 6 классов).

 « Весёлая математическая карусель».

Работу выполнили:

Сельнихина Н.А.

ЕлемесоваА.С.

г.Волжский

2017

Пояснительная записка к интеллектуальной игре

 « Весёлая математическая карусель».

Предисловие.

Одним  из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В практике современной школы очень часто используются игровые технологии на уроках математики и во внеклассной работе.

В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства  предметов, выявлять их существенные признаки.  Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Цели игры:

1.Реализация принципа умственного развития учащихся.

2.Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

3.Развитие мышления, творческих способностей, инициативы, привлечение к работе  как можно большего количества учеников.

4.Расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта, общей культуры, развитие интереса к изучению математики.

Задачи:

1.Прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждать их любознательность.

2.Развитие культуры коллективного умственного труда.

3.Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой.

Форма проведения: дидактическая игра.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дополнительный раздаточный материал (карандаши, задания, бланки для ответов).

Организационный момент

Играют несколько команд. Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество баллов за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Перед началом викторины проводится жеребьевка.

План проведения:

1.Вступительное слово.

2.1 тур «Задачи- шутки».

3.2 тур «Семь» (красный сектор).

4.3 тур (Зеленый сектор). Задачи на сообразительность.

5. 4 тур (желтый) «Логические задачи».

6.5 тур. Весёлая геометрия

7. Подведение итогов.

8. Заключительное слово ведущего.

1.Вступительное слово

Сегодня с нами те ребята, которые хотят учиться с увлечением, все кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.

Дорогие участники игры! Захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят,  города берет, и тогда победа всегда будет за вами.

С тех пор, как  существует мироздание

Такого нет, кто б не нуждался в знании

Какой мы не возьмем язык и век

Всегда стремился к знаниям  человек.

Успехов Вам!

Итак, начало игры.

Наша игра называется «Весёлая математическая карусель», поэтому остановки (туры) нашей игры будут и шуточные, и серьёзные.

1 тур «Задачи- шутки»

Шуточные примеры часто имеют больше значения, чем полезные (Штифель)

Правила игры: я по очереди задаю каждой команде  шуточные вопросы, если команда не отвечает или отвечает неправильно, вопрос переходит другой команде, соответственно и баллы тоже. Выкрики с места не приветствуются, за каждый выкрик- штраф:  минус один балл. Хочешь ответить – подними руку.

Задача № 1

Одно яйцо варится4 минуты. Сколько минут нужно варить5 яиц?

 ( 4 минуты)

Задача № 2

Крыша дома несимметрична: один скат её составляет угол 60 с горизонтом, другой- 70. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо: в сторону  более пологого или крутого ската?

( петух яйца е откладывает)

Задача №3

Один человек  купил трёх коз по 3 рубля. Спрашивается, по чему каждая коза пошла?

 (по земле).

Задача №4

Горело 5 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось?

(Две, остальные сгорели).

Задача № 5

В корзине лежат три яблока. Можно ли эти яблоки поделить поровну между тремя братьями так, чтобы в корзине осталось одно яблоко?

(Отдать одно яблоко вместе с корзиной.)

Задача № 6

Баскетбольный матч команд школ №45 и №57 закончился со счетом

75: 80, но ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как такое могло быть?

( играли баскетболистки.)

Задача №7

Три товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили ещё двух товарищей- учеников первой смены. Сколько ребят шло в школу?

(трое.)

Задача № 8

Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

(В Москву шел один мужик).

Задача №9

На крыше сидят 7 воробьев. Кошка бросается и съедает одного. Сколько воробьев осталось на крыше?

(ни одного не осталось - остальные улетели).

Задача № 10

Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь?

(Спичку.)

 Задача № 11

В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться?

(Мальчики встали).

Задача № 12

Порция спагетти варится 7 минут.  Сколько времени  варятся две порции?

(7 минут).

Задача №13

В 12- этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека. От этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое.

Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

(независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка 1)

Задача № 14

Какое колесо  не крутится при правом повороте?

(запасное)

Задача № 15

 Как правильно сказать: «девять и семь будет 15»

или «9 плюс 7 будет 15»?

(9+ 7= 16)

Задача № 16

Электропоезд едет с востока на запад. Набрав скорость, поезд движется со скоростью 60 км/ ч.. В том же направлении – с востока на запад- дует ветер, но со скоростью  50 км/ч. В какую сторону относит дым поезда?

( Ни в какую.Электропоезд не дает дыма.)

2 тур «Семь» (красный сектор)

(продолжительность 10 минут)

Он покажет нам, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. В каждом ответе должно присутствовать число семь.

  1. Назовите  сказку Пушкина, в названии которой есть число семь?
  2. Назовите русскую пословицу, где целая группа людей «махнули рукой на опоздавшего».
  3. Назовите русскую пословицу, где говорится о том, что нужно с начала подумать, прежде чем что- то сделать.
  4. Русская поговорка, в которой говорится о том, что отвечать за свои поступки всё равно придется.
  5. Русская поговорка о том, что один день в неделе повторяется.
  6. Русская поговорка,  в которой говорится о том, что один работает, а остальные «отдыхают».
  7. Русская поговорка о том, что чем меньше людей занимаются воспитанием детей, тем лучше.

3 тур (Зеленый сектор). Задачи на сообразительность (10 минут)

Зеленый сектор проверит вашу сообразительность, каждый правильный ответ – один балл.

1.Два отца и два сына застрелили трёх зайцев, каждый по одному. Как такое могло быть? (было три человека: сын, отец, дед)

2.Пять стогов и семь стогов сена свезли и сложили вместе. Сколько стогов получилось? (один)

3. У трёх маляров был брат Прокоп, а у Прокопа братьев не было. Как такое могло быть? ( маляры – сестры Прокопа).

4. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг.)

5. Какое число делится на все числа без остатка? (0)

6. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см.)

7. Имеется60 трёхметровых брёвен, которые нужно распилить на полуметровые части. Сколько распилов нужно сделать?(300 распилов)

8. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11)

4 тур (желтый) «Логические задачи».

(продолжительность 20 минут)

  1. У 28 человек класса на собрание пришли папы и мамы. Мам было 24 , пап 18.У скольких учеников на собрание пришли одновременно и папа, и мама?
  2. Женщина собрала в саду яблоки. Чтобы выйти из сада ей пришлось пройти 4 двери, каждая из которой охранял стражник, отбиравший половину яблок. Домой она принесла 10 яблок. Сколько яблок досталось стражам?
  3.  В футбольной команде нужно выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать? (в команде 11 человек)
  4. По тропинке вдоль кустов шли 11 хвостов

Сосчитать я также мог, что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда- то петухи и поросята.

А теперь вопрос таков: сколько было петухов?

И узнать я был бы рад, сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ? До свиданья, вам привет!

Ответы:

1.Решение: Если бы у каждого ученика на собрание пришел только кто- то один из родителей, то всего родителей было бы 28, но их 24+18= 42. 42-28=14. Значит, мама и папа пришли у 14-ти детей.

2.Решение: После прохождения каждой двери количество яблок уменьшалось в два раза, так как дверей было 4, то яблок сначала было10 *2*2*2*2= 160

Тогда стражи забрали 160- 10= 150

Ответ: 150 яблок.

3. Решение: Капитана можно 11 способами, а для каждого способа выбрать капитана есть еще10 способов  выбрать его заместителя.

То есть, всего способов 11*10=110

4.Пусть Х поросят шли  по тропинке, тогда петухов было (11-Х).

Ног у всех животных было: 4Х+ 2(11-Х). Зная, что это количество равно 30, напишем и решим уравнение:

 4Х+2(11-Х)=30

 Х=4

Итак, поросят 4, петухов 11- 4=7.

Ответ: 4 поросенка, 7 петухов.

5 тур. Весёлая геометрия

Задача №1

Разделите сад на 4 равные части.

ыапыып.jpg

Задача №2

Разрежьте фигуру на 2 равные части.

ыпыапыап.jpg

Задача №3

Найдите 4 способа разрезания прямоугольника на 2 равные части

1!.png

Задача №4

Разделите лунный серп двумя прямыми линиями на 6 частей.

ыапы.jpg

Задача №5

Пруд имеет форму квадрата , в его вершинах растут деревья. Надо увеличить вдвое поверхность пруда, сохранив его форму и не трогая деревья. Как это сделать? Сделайте чертеж .

ыап.jpg

Пока жюри подводит итоги,  давайте поиграем и ответим на вопросы:

1.Сколько граней у карандаша? (2 или 8)

2.Название какого раздела математики происходит от греческого слова «число»? (арифметика)

3.Чем в математике выражают результат счета или измерения?(числом)

4. Сколько дюймов содержится в футе? (12)

5.Кто автор учебника математика? (Виленкин)

6.Разделите 100 на половину.Сколько? (200)

7.Назовите наибольшее целое отрицательное число? (-1)

8.Число, определяющее положение точки  на координатной прямой? (координата)

9.Чему равен объем 1 кг воды? (1л)

10.Сумма трёх чисел равна их произведению, эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа?(1,2,3).

11.О какой фигуре идет речь? Мне служит головой вершина. А то, что вы считаете ногами, все называют сторонами.

(угол)

12.Современные цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 называют арабскими. У народов какой страны эти цифры позаимствовали арабы.(У индусов,  Индия)

13. Сколько яиц можно съесть натощак.(одно).

14.Из какой посуды не едят?(из пустой)

15. Летели утки - одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?(3)

Подведение итогов,награждение.

Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли вы, иль выиграли сейчас-

Будут в вашей жизни успехи

И победы еще не раз.

Главное, не забывайте:

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать.

Нужно прежде всего

Математику знать      

Итак, друзья, игру мы провели

Все сделали для вас мы, что могли

Желаем к математике вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, друзья

И до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

Интеллектуальная игра "Математика и военное дело"

" НЕ ПЕКИСЬ О СНИСКАНИИ ВЕЛИКОГО ЗНАНИЯ,ИЗ ВСЕХ ЗНАНИЙ -НРАВСТВЕННАЯ- САМАЯ НУЖНЕЙШАЯ, НО ЕЙ НЕ ОБУЧАЮТСЯ "                          ...

Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...

Интеллектуальный марафон (математика+физика+информатика

Интеллектуальный марафон, для проведения недели математики, физики и информатики...