"Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Изучение и применение на практике формул сокращенного умножения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7kl.docx | 116.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование по теме
« Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Цели
- Образовательная:
- Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел;
- Сформировать умение практически их применять.
- Развивающая:
- Развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, память, интерес к математике, умение рассуждать.
- Воспитательная:
- воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.
Оборудование: карточки с заданиями для контроля, кубик с заданиями.
Ход урока
- 1. Орг. момент
Здравствуйте ребята. Садитесь, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Представьте себе, что сегодня наш класс – научно – исследовательский институт. А вы сотрудники этого института и занимаетесь проблемами математики. Девизом нашего сегодняшнего рабочего дня будет лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»
- Повторение.
Давайте начнем трудовой день с участия в работе лаборатории теоретиков. В ней много правил, по которым мы будем работать:
1. Как умножить степени с одинаковыми основаниями? (Основание оставить тем же, а показатели
степеней сложить)
2. Что называют одночленом? (Произведение чисел, переменных и их степеней)
3. Что называют многочленом? (Сумму одночленов)
4. Как умножить многочлен на многочлен? (Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить).
- Переходим в лабораторию практиков
Найдите произведение:
Проверка:
Проверка:
- Тема и цель урока
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения, их несколько. Одна из них квадрат суммы и разности двух выражений
- Итак, запишите число, классная работа и тему урока «Квадрат суммы и разности двух выражений». Сегодня мы с вами в роли исследователей «откроем» две из этих формул и научимся применять её. А как вы думаете, для чего нужны формулы?
- Правильно, они упрощают вычисления.
- Актуализация опорных знаний
- Выполним небольшое задание, оно нам поможет в открытии новых знаний.
Даны два выражения 3а и 4в, вот они на доске (справа от темы на доске), составьте и запишите в стандартном виде:
- сумму 3а+4в
- разность 3а-4в
- сумму квадратов (3а)2+(4в)2
- разность квадратов (3а)2-(4в)2
- квадрат суммы (3а+4в) 2= (3а+4в) (3а+4в)
- возвести в квадрат первое выражение 9а2
- возвести в квадрат второе выражение 16в2
- произведение первого и второго 12ав
- их удвоенное произведение 24ав
Замените квадрат суммы в прошлом задании на произведение. Найдите получившееся произведение. (3а+4в)2=(3а+4в) *(3а+4в)=9а2+12ав+12ав+16в2=9а2+24ав+16в2.
- Сравнительный анализ и вывод формулы
- Исследовательская работа
Входим в лабораторию для проведения опытов. Каждая парта – отдельная группа. Вам предстоит найти произведение многочленов: 1 группа – 1 произведение, 2 группа – 2 произведение и т.д., После того как вы проведете опыт, один из вас выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный результат. (Средняя часть таблицы закрыта)
Задание: Найти произведение данных многочленов
- (a+ b)(a+ b) 2. (c + d )(d +c)
(а+в)2 (c + d)2
а2+2ав+в2 c2 + 2 cd + d2
- Проанализируем результаты проведенных опытов
Вопросы: 1) Можно ли выражения в I столбце записать короче? (Получив ответы, учитель открывает II столбец)
2) Есть ли нечто общее в полученных результатах?
3) Подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (трехчлен)
4) Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены многочлена?
1-й член – квадрат первого выражения.
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.
3-й член – квадрат второго выражения
5) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не сумму, а разность двух выражений?
- Вывод: Находили произведение двух одинаковых двучленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму и разность двух выражений (2 столбец таблицы). Получили формулу квадрата суммы и разности двух выражений
- Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы и разности двух чисел и дают словесное описание.
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2
(а+ в)2 =а2 +2ав+в2 формулы сокращённого умножения.
- (подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений).
- Записываем в тетрадь, обводим в рамочку.
- прочитайте правило по учебнику на стр. 152 – 153
- Физкультминутка
Теперь немного отдохнем.
Будьте внимательны.
1. Хлопнет тот, у кого имя Наташа
2. Топнет тот, у кого маму зовут Маша
3. Встанут те, кто любит математику.
4. Те, кому 13 лет, повернется налево, а кому 14, повернуться направо.
5. Девочки топнут, а мальчики хлопнут.
6. Валеры встанут, а Данилы поднимут руки.
7. А теперь все вместе покиваем.
8. И приступаем к работе.
- Закрепление изученного материала
Решить №799 (а-г), №803 (а-в).
- Задание на дом
Стр. 163- 164 (2 правила, 2 формулы)
№ 799 (е – к), № 803 (г – е)
Если остается время кубик – экзаменатор с заданиями
- Игра «Кубик – экзаменатор».
На каждой грани, записан квадрат суммы или разности двух выражений. Вызванный по желанию ученик, подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы, называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.
(4zy – 3р)2
(b – 3)2
(g + 5c)2
(4c2- 5t)2
(1/2x + 1)2
(7c + 5p)2
- 9 Итог урока
- Молодцы. Как вы считаете, вы справились с исследовательской деятельностью?
- Кто может сказать какие формулы вы сегодня вывели?
- Как звучит правило?
- Все ли было понятно?
1. Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения
2. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
Презентация к уроку (7 класс)...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Презентация к уроку изучения нового материала в 7 классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений". Слайды к уроку идут с указанием их применения в ко...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Тесты - приложения к уроку "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений ", выполненные в программе MS PoverPoint . Задания тестов являются обучающими и...
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Презентация и статья...
Формулы сокращённого умножения. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
Конспект урока по алгебре для 7 класса. Тип урока: "открытие" нового знания....
возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
разработка урока...
7класс Алгебра Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Урок 2
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Урок 2...