Урок по теме "Многочлены" в 7 классе
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Ирина Николаевна Ушакова

Урок по теме "Многочлены" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algebra_7_klass_mnogochleny.docx101.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 7 классе по теме:  «Многочлены»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель:

образовательная – обобщить знания учащихся по теме «Многочлены»; проверить усвоение пройденного материала в нестандартных ситуациях;

воспитательная – воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, умения сопереживать, оказывать помощь товарищу;

развивающая – развивать познавательный интерес  учащихся и приобщение их к творчеству,  развитие навыков самостоятельной и групповой работы, умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый, проблемно-исследовательский, интерактивные методы обучения

Формы обучения:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Презентация «Многочлены и арифметические действия                                  с многочленами».

Раздаточный материал:

  1. Оценочный лист, где учащиеся оценивают себя на каждом этапе урока (Приложение №1)
  2. Проверь правильность решения ( Приложение №2)
  3. Таблица с уравнениями для угадывания фамилии учёного (Приложение №3)
  4. Текстовые задачи по группам:

1гр- задача о фазанах и кроликах

2гр. –задача о Диофанте.

План урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Ребята! Эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова известного математика А.Маркушевича  (см.слайд №1)

          «Кто с детских лет занимается математикой,                                                                      

                      тот развивает мозг,                                                                                                                

                      свою волю,                                                                                                                                    

                      воспитывает в себе настойчивость и упорство                                                                          

                      в достижении цели».              

Именно такие качества вы формируете у себя, когда изучаете математику.

Сегодня мы проведём заключительный урок по теме    «Многочлены и арифметические действия над ними»          (см. слайд№2)

       Несколько уроков назад вы приступили к выполнению проекта «Многочлены и действия с ними». Сегодня на уроке вам будет предложена защита вашего проекта.

 Кроме этого, на уроке вы будете выполнять задания  различного вида по данной теме, а результаты заносить в Оценочный лист.   Таким образом, проверите себя ещё раз, как вы усвоили тему

Правильно ли?

Угадайте слово

Решение текстовой задачи

Домашнее задание

Итого:

Оцените урок.

Подчерните необходимое

1.Я  доволен уроком, мне очень понравилось.

2.Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы.

3.Урок прошел для меня даром, ни чего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю.

4.Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю.

Какое настроение (ощущение) было перед уроком:

Какое  настроение (ощущение)  после урока:

                                                                                                                Приложение №1                         

Лист оценивания     _________________________________

                                                 (фамилия, имя ученика)

Оцени себя на каждом этапе урока  и сделай для себя вывод о пользе проведенного на уроке времени.

Ваша оценка за урок:   «5» - 22-23 б

                                       «4» - 16-21 б

                                       «3» - 11-15 б

  1. Защита проекта учащимися

Защита проекта.

Проект выполняли отдельные группы учащихся. Вам слово.

1 группа:

Презентация: «Арифметические действия с многочленами».

(слайд №3-9)

     (ребята по очереди рассказывают о содержании презентации) 

- стандартный вид многочлена

- алгебраическая сумма многочленов

- умножение многочлена на одночлен и многочлен

- деление многочлена на одночлен

Учитель:

- Чтобы проверить, как вы усвоили эту тему, предлагаю вам выполнить следующее

 Задание №1 « Правильно ли?» (взаимоконтроль)

Верно ли выполнены действия?

 (ученикам предлагается задание: проверить правильность выполнения действий с многочленами)

                                                                                      Приложение №2

 Проверь правильность решения, в скобках поставьте (+) - если верно,                         и (-) - если не верно.:

  1. (7α5b2c)(-3αb4c)=  21α6b6c2                                            ( - )                                 
  2.  (7m2–4mn)–(2m2+4mn)=5m2                          ( - )
  3. 5x2y(4xy + 3y2) = 20x3y2 + 15x2y3                  ( + )
  4. (12n3k3 – 15n2k4 ) : (3nk) = 4n2k2–5nk3                 ( + )
  5. (2m – b)(4m2+2mb)=8m3–4m2b                       ( - )

Взаимопроверка:  проверить правильность у соседа и поставить баллы за это задание: за каждый верный ответ-1 балл.

Защита проекта.

2 группа:

          Презентация «Дополнительные сведения о многочленах:

  • Знаете ли вы?
  • Известные математики, основоположники  теории   многочленов.

(ребята по очереди рассказывают о содержании презентации) 

 

 «Знаете ли вы?»

-Как можно по другому назвать многочлен?

                           ПОЛИНОМ

-Как можно назвать одночлен?

                              МОНОМ

-Как можно назвать двучлен?

                            БИНОМ

Как можно назвать трёхчлен?

                             ТРИНОМ

-Как назвать данный многочлен

                                                , учитывая его степень?

ОДНОРОДНЫЙ МНОГОЧЛЕН, т. к. степень многочлена определяется по максимальному количеству буквенных множителей, их здесь в каждом слагаемом по два.

-Как называется многочлен такого вида                                         ?

МНОГОЧЛЕН С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

-Дан полином                                                                                , назовите степень полинома?

         

- Каков стандартный вид данного  многочлена?

-Назовите многочлен, противоположный данному .

Учитель:   Вывод:     Ребята, есть ещё неизвестные для вас факты о многочленах, обучаясь в старших классах вы узнаете, что такое Бином Ньютона, научитесь находить решение уравнений, которые содержат неизвестное в 3 степени и выше.

Продолжим защиту нашего проекта:    

    «Известные математики, основоположники  теории   многочленов».

 Презентация «О Диофанте»

 http://festival.1september.ru/articles/507418/img2.gif

Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые математики, философы, астрономы, физики, которые всю свою жизнь отдали служению науке.

Начиная с VIвека до н.э. у древнегреческих математиков встречаются общие утверждения о тождественных преобразованиях многочленов, применение формул и правил. Тогда было принято все алгебраические утверждения выражать в геометрической форме.

Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел – с объемом и т. д.

Перым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям, был древнегреческий ученый – математик Диофант

Жид Диофант, по-видимому в III веке н.э., остальные известные нам факты его биографии исчерпываются таким стихотворением –загадкой, по преданию выгравированной на его могиле:

Стихотворения о жизни Диофанта.                                                                                            

(по преданию выгравированное на его надгробии).

Путник. Здесь прах погребен Диофанта.         

И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его
                                                                                             жизни.

Часть шестую его представляло прекрасное детство.

Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся
                                                           пухом тогда подбородок.

Седьмую в бездетном браке провел Диофант.

Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением
                                                                             первенца сына.

Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле

                                                        по   сравненью с отцом.

И в печали глубокой старец земного удела конец

        Воспринял, переживши четыре года с тех пор, как сына лишился.

Диофант впервые ввёл буквенную символику в алгебру. В его книге «Арифметика» появляются специальные обозначения для степеней. Он первый доказал, что уравнение имеет столько корней, какова его степень. Эти уравнения он обычно составлял с двумя неизвестными и они были названы его именем. К таким уравнениям относились уравнения, которые имели решением только целые числа и они называются Диофантовы уравнения.

Учитель:

 Ребята, при изучении темы «Многочлены»  вы решали уравнения, левые и правые части которых содержали многочлены. Чтобы решить их, вам необходимо было выполнить арифметические действия с многочленами. Поэтому, вам предлагается задание:

       решить уравнение, и ещё, решив уравнение, вы должны найти какая буква соответствует корню уравнения. Составив слово  из букв, мы узнаем, о каком математике будет нам рассказывать  следующий участник второй группы.

                                                                                             

Задание №2 «Угадайте слово»  (самоконтроль –найденный корень уравнения подставить в само уравнение и проверить получится ли верное равенство.)

  Ученикам предлагается задание: решить уравнение, каждому ученику по одному, чтобы узнать имя ученого-математика 

Оцените себя: за верно решённое уравнение – 2 балла

                                                                                                      Приложение 3.

№ п/п

Фамилия, имя ученика, кто решает уравнение

Решите уравнения

Ответ

Буква

1.

2.

3.

4.

5.

8х –х2 = х (3 – х) + 40

(4m + 3)(4m – 3) = 16m2-3m

4x2 – 2х (4 + 2х) = 4

(3х – 1)(2х + 7) =6 x2 +12

(8 – 9у)у + 40 =-9 y2 

Корень уравнения

3

- 5

 1

8

- 0, 5

Буква

й

р

е

э

л

Учитель: все решили уравнения, заполнили оценочные листы, получили слово: Эйлер .

http://festival.1september.ru/articles/507418/img3.gif

III.Практическая работа в группах

Учитель:   

  Ребята, вот вы и защитили свою часть проекта. А сейчас, каждая группа должна решить текстовую задачу, применяя свои знания.

Задание №3 «Решение текстовой задачи».

1 группа: Решить задачу о фазанах

В клетке сидели фазаны и кролики. У них всего 15 голов и 42 лапки. Сколько кроликов и сколько фазанов сидело в клетке?

 2 группа узнайте, сколько же лет жил Диофант?

  • Задача группе №1

Задание группе №2

Чтобы исчерпать всё известное о личности Диофанта, решите дошедшее до нас стихотворение-загадку:

Путник. Здесь прах погребен Диофанта.         

И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его
жизни.

Часть шестую его представляло прекрасное детство.

Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся
пухом тогда подбородок.

Седьмую в бездетном браке провел Диофант.

Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением
первенца сына.

Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом.

И в печали глубокой старец земного удела конец
воспринял, переживши четыре года с тех пор, как сына лишился.

Скажи, сколько лет жизни достигнув,
смерть воспринял Диофант.

Решение задачи сводится к решению уравнения первой степени с одним неизвестным.

Пусть х – количество лет, прожитых Диофантом, тогда х/6 лет – он прожил ребенком, а х/12 лет – он прожил до появления пуха на его подбородке, х/7 лет – Диофант провел в бездетном браке, спустя 5 лет у него родился сын, который  прожил х/2 лет. 

Отец пережил сына на 4 года.  Составим  и решим уравнение.

х = х/6+х/12+х/7+5+х/2+4

В результате решения получаем, что Диофант  женился в 33 года, стал отцом на 38-ом году, потерял сына на 80-ом году и умер в 84года.

Записать решение на доске (по готовым слайдам)

Заполните оценочные листы.

Творческое домашнее задание (по выбору):

1. Составить тематический словарь по теме «Многочлены и одночлены».

2. Составить систему карточек-заданий по теме

 «Многочлены и действия с    ними».

3. Составить кроссворд по теме «Многочлены и одночлены» (10-15 слов).

4. Написать сочинение-интервью «Интервью с многочленом (или одночленом)» или сказку на эту же тему.

За качественное выполнение творческого домашнего задания каждый член группы может получить от 1 до 10 баллов

Заполните оценочные листы

IV.  Подведение итогов урока

  1. По листам оценивания, оценка у каждого ученика за урок

       2. Самооценка работы над проектом

  • Чему ты научился, работая над проектом ?
  • Какая часть проекта самая интересная ?
  • Кто был самым активным ?
  • Кто был пассивным ?
  • Какие трудности встретились и как вы их преодолели ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....