Урок систематизации и обобщения знаний умений и навыковпо теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Цели урока:
1. Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмическая функция», закрепление методов решения уравнений и неравенств с использованием ИКТ, подготовка к ЕГЭ.
2. Развивающие цели: способствование формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления и речи, развитие навыков использования мультимедиа.
3. Воспитывающие цели: воспитание интереса к математике и мультимедиа, активности, мобильности инструмента обучения. Формирование навыков адекватной самооценки деятельности.
Задачи урока:
- учить применять полученные теоретические знания для решения задач;
- учить анализировать условие задачи с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант решения;
- осуществлять контроль своих знаний с помощью компьютерных тестов.
- развивать творческую сторону мышления
Оборудование: карточки для каждой группы по каждому заданию, оценочный листы, интерактивная доска, компьютер, презентация
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
1. Смотр знаний по свойствам с самопроверкой покажет знания учащихся свойств функции, наличие адекватной самооценки деятельности.
2. Спланированное обобщение систематизирует знания, закрепит навыки выполнения заданий, способствует развитию математического мышления и речи.
3. Разнообразие форм работы на уроке способствует формированию умения применять знания в новой ситуации.
4. Использование интерактивных средств обучения развивает интерес к математике и мультимедиа, активизирует и мобилизует, формирует восприятие компьютера и интерактивной доски, беспроводного планшета, как инструмента обучения.
План урока:
1.Организационный. Цели и задачи урока
2.Актуализация знаний. Воспроизведение опорных знаний:
Определение и свойства логарифмов, свойства логарифмических функций, теоретические обоснования решения логарифмических уравнений и неравенств. Математический диктант
3.Закрепление и усвоение системы знаний в ходе выполнения практических заданий
Способы решения уравнений и неравенств
4.Применение знаний в нестандартной ситуации
Новый уровень. Решение уравнений и неравенств повышенной сложности
Найди ошибку: Математический софизм 2>3
5.Компьютерное тестирование
6.Итог урока. Домашнее задание.
7.Самоанализ и рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_logarifmicheskih_uravneniy_i_neravenstv.docx | 43.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний умений и навыков.
Цели урока:
1. Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмическая функция», закрепление методов решения уравнений и неравенств с использованием ИКТ, подготовка к ЕГЭ.
2. Развивающие цели: способствование формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления и речи, развитие навыков использования мультимедиа.
3. Воспитывающие цели: воспитание интереса к математике и мультимедиа, активности, мобильности инструмента обучения. Формирование навыков адекватной самооценки деятельности.
Задачи урока:
- учить применять полученные теоретические знания для решения задач;
- учить анализировать условие задачи с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант решения;
- осуществлять контроль своих знаний с помощью компьютерных тестов.
- развивать творческую сторону мышления
Оборудование: карточки для каждой группы по каждому заданию, оценочный листы, интерактивная доска, компьютер, презентация
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
1. Смотр знаний по свойствам с самопроверкой покажет знания учащихся свойств функции, наличие адекватной самооценки деятельности.
2. Спланированное обобщение систематизирует знания, закрепит навыки выполнения заданий, способствует развитию математического мышления и речи.
3. Разнообразие форм работы на уроке способствует формированию умения применять знания в новой ситуации.
4. Использование интерактивных средств обучения развивает интерес к математике и мультимедиа, активизирует и мобилизует, формирует восприятие компьютера и интерактивной доски, беспроводного планшета, как инструмента обучения.
План урока:
1.Организационный. Цели и задачи урока
2.Актуализация знаний. Воспроизведение опорных знаний:
Определение и свойства логарифмов, свойства логарифмических функций, теоретические обоснования решения логарифмических уравнений и неравенств. Математический диктант
3.Закрепление и усвоение системы знаний в ходе выполнения практических заданий
Способы решения уравнений и неравенств
4.Применение знаний в нестандартной ситуации
Новый уровень. Решение уравнений и неравенств повышенной сложности
Найди ошибку: Математический софизм 2>3
5.Компьютерное тестирование
6.Итог урока. Домашнее задание.
7.Самоанализ и рефлексия
Ход урока:
«Величие человека - в его способности мыслить». (Б. Паскаль)
Актуальность данной темы заключается в том, что качественное усвоение материала позволяет успешно решать простейшие логарифмические уравнения части В и логарифмические уравнения части С ЕГЭ по математике.
- Организационный.
Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания, в решении логарифмических уравнений и неравенств, проверить прочность усвоения знаний, подготовиться к контрольной работе и экзамену
Урок состоит из нескольких этапов: математический диктант, устный опрос, решение логарифмических уравнений, решение логарифмических неравенств, тестирование. Перед вами оценочный лист, куда вы будете заносить свои отметки
Оценочный лист обучающегося ____________________________
N | Этапы урока | Оценка |
1 | Математический диктант | * |
2 | Устный опрос: - Логарифмическая функция - Логарифмические уравнения - Логарифмические неравенства | * * * |
3 | Тестирование | * |
Оценка за урок | * |
- Актуализация знаний.
Устный опрос. Вычислить:
log 7 49 =
log 4 1 =
lg1000=
lg 0,001 =
log2log381 =
log64 + log69 =
Сравните числа:
а)
б)
в)
Математический диктант.
Вопросы – задания, на которые ученик отвечает Да(+); Нет(-)
1. Логарифмическая функция y=log a x определена при любом х. (-)
2. Функция y=log ax логарифмическая при a>0, a, x>0. (+)
3. Область определения логарифмической функции является множество действительных чисел.(-)
4. Область значений логарифмической функции является множество действительных чисел.(+)
5. Логарифмическая функция – четная.(-)
6. Логарифмическая функция – нечетная.(-)
7. Функция y=log 3x – возрастающая.(+)
8. Функция y=logax при 0<a<1 – возрастающая.(-)
9. Логарифмическая функция проходит через точку (1;0).(+)
10. График функции y=log ax пересекается с осью Ох.(+)
11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.(-)
12. График логарифмической функции симметричен относительно Ох.(-)
13. График логарифмической функции всегда находится в I и IV четвертях.(+)
14. График логарифмической функции всегда пересекает Ох в точке (1;0).(+)
15. Существует логарифм отрицательного числа.(-)
16. Существует логарифм дробного положительного числа.(+)
17. График логарифмической функции проходит через точку (0;0).(-)
18. Логарифмическая функция y=log х a определена при a>0, a (-)
19. Логарифм нуля равен нулю (-)
20. Логарифм единицы равен нулю (+)
Ответы:
1) - | 6) - | 11) - | 16) + |
2) + | 7) + | 12) - | 17) - |
3) - | 8) - | 13) + | 18) - |
4) + | 9) + | 14) + | 19) - |
5) - | 10) + | 15) - | 20) + |
Историческая справка.
Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».
- Закрепление и усвоение системы знаний в ходе выполнения практических заданий
Методы решения логарифмических уравнений:
- Решение уравнений на основании определения логарифма, например, уравнение loga х = b (а > 0, a≠ 1, х>0 ) имеет решение х = ab.
Например, log3 (4x-9)=1
- Метод потенцирования.
Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их:
Loga f(х) = loga g(х), то f(х) = g(х), при f(х)>0, g(х)>0 , a > 0, a≠ 1.
Например, log 5 x=log 5 (6-x2 )
- Метод введения новой переменной.
Например, lg 2 x-5lgx+6=0
- Метод логарифмирования обеих частей уравнения.
Например, х lgх+2= 1000
- Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию (по свойствам логарифмов)
Например, log16 x+log4 x+ log2 x=7
6. Функционально – графический метод.
Например, log 3x=4-x
Задание1. Решить уравнение lg2 x3 - 10lgx + 1=0
Решение. ОДЗ: х>0.
Воспользовавшись свойством логарифмов, приведём уравнение к квадратному:
Т.к. lg2 x3=(lgx3=(3 lgx)2= 9 lg2 x, то
9lg2 x – 10 lgx +1=0.
Пусть lg x=y, тогда 9y2- 10y+1=0, y=1 или y=
lgx=1 или lgx=
x=10 или х= =
Оба числа удовлетворяют условию ОДЗ.
Ответ: х1= , x2=10.
Метод решения логарифмических неравенств:
Решение логарифмического неравенства свести к решению системы неравенств, состоящей из ОДЗ входящих переменных и решения самого логарифмического неравенства, основанного на монотонности логарифмической функции
при при
Задание 2. Решить неравенство: log0,6(6x) log0,6 (7x – 21)
Решение. Решение данного неравенства сводится к решению системы неравенств
, откуда , тогда .
Ответ.
- Применение знаний в нестандартной ситуации
Задание 3. №180 5) ⃰ Решить неравенство
Решение представлено на интерактивной доске
Ответ. .
- Компьютерное тестирование.
№ | Задание | Варианты ответов | |||
1 | Вычислить log464 | 3 | 4 | 60 | 16 |
2 | Найдите число x , если log5x = 2 | 3 | 10 | 25 | 1 |
3 | Вычислить 5log 54 | 20 | 4 | 5 | 1 |
4 | Вычислить: log612 + log63 | 4 | 2 | 1 | 36 |
5 | Вычислить: 27log32 | 8 | 3 | 27 | 2 |
6 | Найдите число x: log3x = – 1 | 4 | -3 | 1/3 | 3 |
7 | Найдите число x : log x27 = 3 | 3 | 9 | 81 | 1/3 |
8 | Вычислить: logрр | 0 | 1 | -1 | 3 |
9 | Вычислить: log6 1 | 0 | 1 | -2 | 6 |
10 | Вычислить: 2log23 + log72 – log714 | 2 | 7 | 2 + 2log72 | 3 |
11 | Упростите выражение: 251+ log53 | 225 | 625 | 125 | 25 |
12 | Упростите выражение: 6log50,2 +log615 | 15log50,2; | 2,5 | 5/6 | 15 |
Задание 4. Решить неравенство
Решение. Решением данного неравенства является решение системы неравенств
Ответ.
Логарифмическая комедия. Софизм « 2 > 3 ».
«Доказательство» неравенства 2 > 3 :
Рассмотрим верное неравенство
Затем сделаем следующее преобразование
Большему числу соответствует больший логарифм, значит, прологарифмировав обе части по основанию 10, получим
По свойству логарифмов, имеем
Разделим обе части неравенства на
Получим 2 > 3
В чем ошибка этого доказательства?
Решение: Ошибка в том, что при делении обеих частей неравенства на не был изменен знак неравенства (> на <), т.к. есть число отрицательное.
- Итог урока.
Мы систематизировали и обобщили определение логарифма, свойства логарифмической функции, рассмотрели различные методы решения логарифмических уравнений и неравенств, предупредили появление типичных ошибок , провели подготовку к самостоятельной работе.
Домашнее задание. 1) Повторить п.10-11, 2) №191(3), 195 (1) 3) подготовиться к самостоятельной работе.
- Организация окончания урока. Рефлексия
Лист рефлексии Фамилия, имя__________________
№ | Вопрос | Ответ ( + или - ) |
1 | Комфортно ли вам было на уроке? | . |
2 | Поняли ли вы материал урока? | . |
3 | Требовалась ли вам помощь: а) учителя б) учебника в) соседа по парте? | . . . |
4 | Оцените свою работу на уроке по пяти бальной системе. | . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....
Методическая разработка урока систематизации и обобщения знаний и умений
Урок систематизации и обобщения знаний и умений по учебной ситуации "Знакомство". УМК Афанасьевой О.М., Михеевой И.В. " Rainbow English - 2"...
Урок систематизации и обобщения знаний и умений “Music in our life” УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 7 классов общеобразовательных учреждений (авторы Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс)
Конспект урока по английскому языку в 7 классеУМК “Spotlight”Модуль 7с. Тема: “Music in our life”...
Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан
Тема: “Animals”.Класс: 2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
Структура урока...
Презентация к уроку систематизации и обобщения знаний, умений и практического опыта «Графический редактор Adobe Photoshop»
Презентация к уроку систематизации и обобщения знаний, умений и практического опыта «Графический редактор Adobe Photoshop»...