Урок систематизации и обобщения знаний умений и навыковпо теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Фетхуллова Эльвира Абуевна

Цели урока:

1. Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмическая функция», закрепление методов решения уравнений и неравенств с использованием ИКТ, подготовка к ЕГЭ.

2. Развивающие цели: способствование формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления и речи, развитие навыков использования мультимедиа.

3. Воспитывающие цели: воспитание интереса к математике и мультимедиа, активности, мобильности  инструмента обучения. Формирование навыков адекватной самооценки деятельности.

 

Задачи урока:

 - учить применять полученные теоретические знания для решения задач;

- учить анализировать условие задачи с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант решения;

- осуществлять контроль своих знаний с помощью компьютерных тестов.

- развивать творческую сторону мышления

 

Оборудование: карточки для каждой группы по каждому заданию, оценочный листы, интерактивная доска, компьютер, презентация

 

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

 

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

1. Смотр знаний по свойствам с самопроверкой покажет знания учащихся свойств функции, наличие адекватной самооценки деятельности.

2. Спланированное обобщение систематизирует знания, закрепит навыки выполнения заданий, способствует развитию математического мышления и речи.

3. Разнообразие форм работы на уроке способствует формированию умения применять знания в новой ситуации.

4. Использование интерактивных средств обучения развивает интерес к математике и мультимедиа, активизирует и мобилизует, формирует восприятие компьютера и интерактивной доски, беспроводного планшета, как инструмента обучения.

 

План урока:

1.Организационный. Цели и задачи урока

2.Актуализация знаний. Воспроизведение опорных знаний:

Определение и свойства логарифмов, свойства логарифмических функций, теоретические обоснования решения логарифмических уравнений и неравенств. Математический диктант

 

3.Закрепление и усвоение системы знаний в ходе выполнения практических заданий

Способы решения уравнений и неравенств

 

4.Применение знаний в нестандартной ситуации

Новый уровень. Решение уравнений и неравенств повышенной сложности

Найди ошибку:  Математический софизм 2>3

 

5.Компьютерное тестирование

6.Итог урока. Домашнее задание.
     7.Самоанализ и рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_logarifmicheskih_uravneniy_i_neravenstv.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Решение логарифмических уравнений и неравенств»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний умений и навыков.

Цели урока:

1. Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмическая функция», закрепление методов решения уравнений и неравенств с использованием ИКТ, подготовка к ЕГЭ.

2. Развивающие цели: способствование формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления и речи, развитие навыков использования мультимедиа.

3. Воспитывающие цели: воспитание интереса к математике и мультимедиа, активности, мобильности  инструмента обучения. Формирование навыков адекватной самооценки деятельности.

Задачи урока:

 - учить применять полученные теоретические знания для решения задач;

- учить анализировать условие задачи с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант решения;

- осуществлять контроль своих знаний с помощью компьютерных тестов.

- развивать творческую сторону мышления

Оборудование: карточки для каждой группы по каждому заданию, оценочный листы, интерактивная доска, компьютер, презентация

 

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

1. Смотр знаний по свойствам с самопроверкой покажет знания учащихся свойств функции, наличие адекватной самооценки деятельности.

2. Спланированное обобщение систематизирует знания, закрепит навыки выполнения заданий, способствует развитию математического мышления и речи.

3. Разнообразие форм работы на уроке способствует формированию умения применять знания в новой ситуации.

4. Использование интерактивных средств обучения развивает интерес к математике и мультимедиа, активизирует и мобилизует, формирует восприятие компьютера и интерактивной доски, беспроводного планшета, как инструмента обучения.

План урока:

1.Организационный. Цели и задачи урока

2.Актуализация знаний. Воспроизведение опорных знаний:

Определение и свойства логарифмов, свойства логарифмических функций, теоретические обоснования решения логарифмических уравнений и неравенств. Математический диктант

 

3.Закрепление и усвоение системы знаний в ходе выполнения практических заданий

Способы решения уравнений и неравенств

4.Применение знаний в нестандартной ситуации

Новый уровень. Решение уравнений и неравенств повышенной сложности

Найди ошибку:  Математический софизм 2>3

5.Компьютерное тестирование

6.Итог урока. Домашнее задание.
    7.Самоанализ и рефлексия

Ход урока:

                                «Величие человека - в его способности мыслить». (Б. Паскаль)

 

Актуальность данной темы заключается в том, что качественное усвоение материала позволяет успешно решать простейшие логарифмические уравнения части  В и логарифмические уравнения части С  ЕГЭ по математике.

  1. Организационный. 

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания, в решении логарифмических уравнений и неравенств, проверить прочность усвоения знаний, подготовиться к контрольной работе и экзамену

Урок состоит из нескольких этапов: математический диктант, устный опрос, решение логарифмических уравнений, решение логарифмических неравенств, тестирование. Перед вами оценочный лист, куда вы будете заносить свои отметки

Оценочный лист обучающегося ____________________________

N

Этапы урока

Оценка

1

Математический диктант

*

2

Устный опрос:

                  - Логарифмическая функция

                  - Логарифмические уравнения

                  - Логарифмические неравенства

*

*

*

3

Тестирование

*

Оценка за урок

*

  1. Актуализация знаний.

Устный опрос.      Вычислить:

log 49 =

 

log 4 1 =

lg1000=

lg 0,001 =

   

log2log381 =

 log64 + log69 =

 

 Сравните числа:

а)      

б)     

в)  

Математический диктант.

 Вопросы – задания, на которые ученик отвечает    Да(+); Нет(-)

 1. Логарифмическая функция y=log a x определена при любом х.      (-)

 2. Функция y=log ax логарифмическая при a>0, a, x>0.        (+)

 3. Область определения логарифмической функции является множество действительных чисел.(-)

 4. Область значений логарифмической функции является множество действительных чисел.(+)

 5. Логарифмическая функция – четная.(-)

 6. Логарифмическая функция – нечетная.(-)

 7. Функция y=log 3x – возрастающая.(+)

 8. Функция y=logax при 0<a<1 – возрастающая.(-)

 9. Логарифмическая функция проходит через  точку (1;0).(+)

 10. График функции y=log ax пересекается с осью Ох.(+)

 11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.(-)

 12. График логарифмической функции симметричен относительно Ох.(-)

 13. График логарифмической функции всегда находится в I и IV четвертях.(+)

 14. График логарифмической функции всегда пересекает Ох в точке (1;0).(+)

 15. Существует логарифм отрицательного числа.(-)

 16. Существует логарифм дробного положительного числа.(+)

 17. График логарифмической функции проходит через точку (0;0).(-)

18. Логарифмическая функция y=log х a определена при  a>0, a (-)

19. Логарифм нуля равен нулю (-)

20. Логарифм единицы равен нулю (+)

 Ответы:

1)  -

6)  -

11)  -

16)  +

2)  +

7)  +

12)  -

17)  -

3)  -

8)  -

13)  +

18)  -

4)  +

9)  +

14)  +

19)  -

5)  -

10)  +

15)  -

20)  +

Историческая справка.

 Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».

  1. Закрепление и усвоение системы знаний в ходе выполнения практических заданий

Методы решения логарифмических уравнений:

  1. Решение уравнений на основании определения логарифма, например, уравнение  loga х = b (а > 0, a≠ 1, х>0 ) имеет решение  х = ab.

Например,  log3 (4x-9)=1      

                        

  1. Метод потенцирования.

Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их:

Loga f(х) = loga g(х), то f(х) = g(х),  при  f(х)>0, g(х)>0 , a > 0, a≠ 1.  

 Например,  log 5 x=log 5 (6-x2 )

  1. Метод введения новой переменной.

Например,  lg 2 x-5lgx+6=0

  1. Метод логарифмирования обеих частей уравнения.    

 Например,        х lgх+2= 1000

  1.  Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию  (по свойствам логарифмов)

      Например,           log16 x+log4 x+ log2 x=7

 6. Функционально – графический метод.

Например,           log 3x=4-x

Задание1. Решить уравнение    lg2 x3 - 10lgx + 1=0    

Решение. ОДЗ: х>0.

Воспользовавшись свойством логарифмов, приведём уравнение к квадратному:

  Т.к.  lg2 x3=(lgx3=(3 lgx)2= 9 lg2 x, то

   9lg2 x – 10 lgx +1=0.

   Пусть lg x=y, тогда 9y2- 10y+1=0,     y=1 или y= 

   lgx=1 или lgx=

   x=10 или   х= =

   Оба числа  удовлетворяют условию ОДЗ.

Ответ:   х1=  ,  x2=10.

Метод решения логарифмических неравенств:

Решение логарифмического неравенства свести к решению системы неравенств, состоящей из ОДЗ входящих переменных и решения самого логарифмического неравенства, основанного на монотонности логарифмической функции

                при                                             при    

                                                   

                                                          

Задание 2. Решить неравенство:  log0,6(6x)  log0,6 (7x – 21)

Решение.  Решение данного неравенства сводится к решению системы неравенств

, откуда   ,  тогда  .

Ответ.

  1. Применение знаний в нестандартной ситуации

Задание 3. №180 5)  ⃰  Решить неравенство  

Решение представлено на интерактивной доске

Ответ.   .

  1. Компьютерное  тестирование.

Задание

Варианты ответов

1

Вычислить  log464

3

4

60

16

2

Найдите число x , если log5x = 2

3

10

25

1

3

Вычислить  5log 54

20

4

5

1

4

Вычислить: log612 + log63

4

2

1

36

5

Вычислить: 27log32

8

3

27

2

6

Найдите число x: log3x = – 1

4

-3

1/3

3

7

 Найдите число x : log x27 = 3

3

9

81

1/3

8

Вычислить: logрр

0

1

-1

3

9

Вычислить: log6 1

0

1

-2

6

10

Вычислить: 2log23 + log72 – log714

2

7

2 + 2log72

3

11

Упростите выражение: 251+ log53

225

625

125

25

12

Упростите выражение: 6log50,2 +log615

15log50,2;

2,5

5/6

15

Задание 4. Решить неравенство  

Решение.  Решением данного неравенства является решение системы неравенств

         

 

Ответ.  

Логарифмическая комедия.    Софизм  « 2  >  3 ».  

 «Доказательство» неравенства    2 > 3 :

 Рассмотрим верное неравенство  

 Затем сделаем следующее преобразование    

 Большему числу соответствует больший логарифм, значит, прологарифмировав обе части по основанию 10, получим

 По свойству логарифмов, имеем  

 Разделим обе части неравенства на       

Получим     2 > 3

 В чем ошибка этого доказательства?

 

Решение:  Ошибка в том, что при делении обеих частей неравенства  на    не был изменен знак неравенства (> на <), т.к.   есть число отрицательное.

  1. Итог урока.

Мы систематизировали и обобщили  определение логарифма, свойства логарифмической функции, рассмотрели различные методы решения логарифмических уравнений и неравенств,  предупредили   появление  типичных  ошибок , провели подготовку к самостоятельной  работе.

Домашнее задание. 1) Повторить п.10-11,  2) №191(3), 195 (1)  3) подготовиться к самостоятельной работе.

  1. Организация окончания урока. Рефлексия

Лист рефлексии                                   Фамилия, имя__________________

Вопрос

Ответ ( +  или  -  )

1

Комфортно ли вам было на уроке?

.

2

Поняли ли вы материал урока?

.

3

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя

б) учебника

в) соседа по парте?

.

.

.

4

Оцените свою работу на уроке по пяти бальной системе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Методическая разработка урока систематизации и обобщения знаний и умений

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по учебной ситуации "Знакомство". УМК Афанасьевой О.М., Михеевой И.В. " Rainbow English - 2"...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Презентация к уроку систематизации и обобщения знаний, умений и практического опыта «Графический редактор Adobe Photoshop»

Презентация к уроку систематизации и обобщения знаний, умений и практического опыта «Графический редактор Adobe Photoshop»...