Обобщение различных приёмов нахождения множеств значений различных функций.
статья по алгебре (10, 11 класс) на тему

Пучкова Наталья Викторовна

При повторении материала алгебры и начал анализа во время подготовки к сдаче ЕГЭ по математике я столкнулась с тем, что многие материалы по темам разрозненны, многие даже противоречат друг другу. Разные учебники трактуют различные решения задач по-своему, но не всегда есть время обобщить, обдумать, попытаться найти единый подход при изучении некоторых тем. Нахождение множества значений функций является составной частью решения многих сложных задач алгебры и начал анализа. В этой работе мною сделана попытка обобщить некоторые моменты изучения этого вопроса и подобрать соответствующие задания. Задания группы А (с выбором ответа) я исключать из рассмотрения не стала, так как при решении многих задач часто требуется быстро найти множество значения функции и отрабатывать этот навык необходимо. Надеюсь, что данная работа поможет моим коллегам в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл func_mn_zn_statya1.docx187.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение различных приёмов  нахождения

множеств  значений различных функций.

 

Опубликовано на сайте www.openclass.ru

ссылка на обзор материала: http://www.openclass.ru/node/248638

Пучкова Наталья Викторовна,

учитель математики ГБОУ СОШ №297

г.Санкт-Петербург

При повторении материала алгебры и начал анализа во время подготовки к сдаче ЕГЭ по математике я столкнулась с тем, что многие материалы по темам разрозненны, многие даже противоречат друг другу.  Разные учебники  трактуют различные решения задач по-своему, но не всегда есть время обобщить, обдумать, попытаться найти единый подход при изучении некоторых тем. Нахождение множества значений функций является составной частью решения многих сложных задач алгебры и начал анализа. В этой работе мною сделана попытка обобщить некоторые моменты изучения этого вопроса и подобрать соответствующие задания. Задания группы А  (с выбором ответа) я исключать из рассмотрения не стала, так как при решении многих задач  часто требуется быстро найти множество значения функции и отрабатывать этот навык необходимо. Надеюсь, что данная работа поможет моим коллегам в работе.

Приём 1.

               Нахождение множества значений функции по её графику.

Приём 2.

               Нахождение множества значений функции с помощью производной.

Приём 3.

               Последовательное нахождение множества значений функций, входящих в данную ком-

               позицию функций ( приём пошагового нахождения множества значений функции).

Задание 1.

                Найти множество значений функции y = 4 – sin x.

Решение.

               Зная, что функция   y = sin x принимает все значения от    -1   до  1 , то с помощью свойств

неравенств получаем, что   -1 sin x  1

                                                3 4 - sin x  5.

Значит, функция   y = 4 – sin x    может принимать все значения  не меньше 3 и не больше 5.

Множество значений Е(y) = [3;5].

Ответ: [3;5].

Приём 4.

              Выражение x через y. Заменяем нахождение множества значений данной функции нахож-

              дением области определения функции, обратной к данной.

Задание 2.

        Найти множество значений функции .

Решение.

               Выразим x через y :     х2у + 3у = х2 + 2

                                                     х2(у – 1) = 2 – 3у.

               1 случай: если у – 1 = 0, то уравнение х2 + 3 = х2 + 2 корней не имеет. Получили, что фун-

                                кция   у  не принимает значения, равного 1.

              2 случай: если у -10, то . Так как , то . Решая это неравенст-

                              во методом интервалов, получим  <1.

Ответ : .

Приём 5.

                Упрощение формулы, задающей дробно-рациональную функцию.

Задание 3.

                  Найти множество значений функции .

Решение.

                Области определения функций      и   y = х – 4  различны ( отличаются одной

                точкой х = 0 ). Найдём значение функции   y = х – 4  в точке х = 0 :  y(0) = - 4.

                Е( х – 4) = ( ). Множества значений функций   и  y = х – 4  будут

                совпадать, если из множества значений y = х – 4  исключить значение y = - 4.

Ответ : ().

Приём 6.

                Нахождение множества значений квадратичных функций ( с помощью нахождения вер-

                шины параболы и установления характера поведения её ветвей).

Задание 4.

                 Найти множество значений функции  у = x2 – 4x + 3.

Решение.

               График данной функции – парабола. Абсцисса её вершины хв = .

                                                                               Ордината её вершины ув = у( 2 ) = - 1.

               Ветви параболы направлены вверх, так как старший коэффициент больше нуля ( a=1>0).

               Так как функция непрерывна, то она может принимать все значения  у. Множество

                значений данной функции :  Е(y) = [ - 1;  ).

Ответ :     [ - 1;  ).

Приём 7.

                Введение вспомогательного угла для нахождения множества значений некоторых триго-

                нометрических функций.

                Данный приём  применяется для нахождения множества значений некоторых тригоно-

                метрических функций. Например, вида   y = a·sin x + b·cos x  или y = a·sin(px) + b·cos(px),

                если а0 и b0.

Задание 5.

                 Найти множество значений функции  y = 15sin 2x + 20cos 2x.

Решение.

                Найдём значение . Преобразуем выражение :

     15sin 2x + 20cos 2x =25,

              где .

              Множество значений функции y = sin(2x + ) :   -11.

              Тогда множество значений функции  y = 25sin(2x + ):  Е(у) = [ - 25;25].

Ответ: [ - 25;25].

Задание 6.

                 Найти множество значений функций: а)  ;   б) у = sin5x – cos5x ;

                 в) ;   г) у = 4х2 + 8х + 10 ;     д) ;   е).

Решение а).

а) выразим х через у:

   6х + 7 = 3у – 10ху

   х(6 + 10у) = 3у – 7.

  Если  6 + 10у = 0, то у = - 0,6. Подставляя это значение  у  в последнее уравнение, получим :

0·х = - 8,8. Данное уравнение корней не имеет, значит функция  не принимает значения

у = - 0,6.

  Если  6 + 10у  0, то  . Область определения этого уравнения : R, кроме y = - 0,6.

Получим: Е(у) =.

Ответ: .

Решение б).

б) найдём значение  и преобразуем выражение : .

Учитывая множество значений функции , получим : Е(у) =. Функция не-

прерывна, таким образом она будет принимать все значения из этого промежутка.

Ответ: .

Решение в).

в) Учитывая, что , по свойствам неравенств получим :

                           . Таким образом, Е(у) = .

Ответ :  .

Решение г).

г) можно использовать способ, предложенный в приёме 6, а  можно выделить полный квадрат:

   4х2 + 8х + 10 = ( 2х + 1)2 + 9.

   Значения  у = ( 2х + 1)2 принадлежат промежутку [0;+), тогда  областью значений  

   у = ( 2х + 1)2 + 9   будет промежуток [9;). В силу непрерывности функция у = 4х2 + 8х + 10

   принимает значения из промежутка   [9;).

Ответ: [9;).

Решение д).

д)  Е(х2) = [0;), значит Е( х2 + 3) =  [3;). Так как обратная пропорциональность – непрерыв-

     ная и убывающая функция на этом промежутке, то большему значению аргумента соответству-

     ет меньшее значение функции. При стремлении аргумента этой функции к   , значение са-

     мой функции стремится к 0:

     Е.

Ответ : .

Решение е).

е) Е(х2) = [0;+), следовательно Е( х2 + 3) =  [3;). Так как функция  непрерывна и

    возрастает на этом промежутке, то Е() = [).

Ответ : [).

Задание 7.

                Найдите наименьшее значение функции .

Решение.

                Разность принимает наименьшее значение при наибольшем значении вычитаемого.

                Дробь принимает наибольшее значение при наименьшем значении знаменателя.

                Таким образом, данная функция принимает наименьшее значение принаименьшем зна-

                 чении выражения  , находящегося в знаменателе дроби.

                 Е() = [0;+)

                 

         Е(1+) = [1;+)

                Итак, наименьшее значение знаменателя  1, тогда функция принимает наименьшее зна-

                чение равное   - 1.

Ответ:  - 1.

Задание 8.

                Найти множество значений функции у = cos x на следующих промежутках :

                а) [30º ; 45º],     б) [ -45º ; 45º ],     в) [ - 180º ; 45º ].

Решение:

               а) так как в 1 четверти функция  у = cos x  непрерывна и убывает, значит, большему аргу-

                   менту соответствует меньшее значение функции, т.е. , если 30º45º , то функция

                   принимает все значения из промежутка .

Ответ : Е(у) = .

             

               б) на промежутке   [ -45º ; 45º ]   функция   у = cos x   не является монотонной. Рассмотрим

                 два промежутка:  [ -45º ; 0º ]  и    [ 0º ; 45º ]. На первом из этих промежутков функция

                 у = cos x  непрерывна и возрастает, а на втором – непрерывна и убывает. Получаем, что

                 множество значений на первом промежутке  , на втором .

Ответ:   Е(у) = .

               

              в) аналогичными рассуждениями можно воспользоваться и в этом случае. Хотя , сделаем

                   рациональнее : спроектируем дугу MPN на ось абсцисс.

                   В силу непрерывности функции получим, что множество значений функции  у = cos x  

                    при х [ - 180º ; 45º ]   есть промежуток [ - 1;1 ].

Ответ : [ - 1;1 ].

круг

j0299125

Задания для самостоятельного решения.

Группа А.

Для каждого из заданий этой группы даны 4 варианта ответа. Выберите номер правильного ответа.

1. Найти множество значений функции .

1)[-2;2]          2)[-1;1]          3)()          4)(-2;2)

2. Найти множество значений функции .

1)           2)          3)           4)        

3. Найти множество значений функции .

1) [-2;2]          2)         3)          4) [-1;1]

4. Найти множество значений функции .

1) [-1;1]          2)           3)          4) ()  

5. Найти множество значений функции у = sin x на отрезке [30º ; 60º].

1)          2)          3)          4) [-1;1]

6. Найти множество значений функции у = sin x на отрезке [30º ; 150º].

1)          2)          3)          4) [-1;1]

7. Найти множество значений функции у = sin x на отрезке [30º ; 180º].

1)           2)[0;1]          3) [-1;1]          4)

8. Найти множество значений функции у = sin x на отрезке [30º ; 360º].

1)           2)          3) [-1;1]          4)

9. Множеством значений функции   является промежуток :

1) [1;+)          2) [0;+)          3) [16;+)          4) [8;+)

10. Укажите в какой области функция   принимает значения   .

1)          2)[-3;2)          3)          4)

11. При каких значениях  х  функция  у = - х2 – 4х + 5  принимает положительные значения ?

1)          2)[0;9]          3)( - 5;1)          4)(0;1)

12. Укажите функцию, убывающую на всей области определения.

1)           2)           3)          4) y = x – 1.

13. Укажите область определения функции .

1)           2)(0;1)          3)          4)

Группа В.

Ответом в заданиях этой группы может быть целое число или число, записанное в виде десятич-

ной дроби.

14. Найти наибольшее целое значение функции  у = 3х2 – х + 5  на отрезке [ 1; 2 ].

15. Найти наибольшее целое значение функции  у = - 4х2 + 5х – 8  на отрезке [ 2; 3 ].

16. Найти наибольшее целое значение функции  у = - х2 + 6х – 1  на отрезке [ 0; 4 ].

17. Укажите наименьшее целое число , входящее в область определения  функции

       .

18. Укажите, сколько целых чисел содержит область определения функции .

19. Найти длину промежутка, являющегося областью определения функции .

20. Найти наибольшее значение функции .

21. Найти наибольшее значение функции  .

22. Найти наибольшее значение функции  .

23. Найти наименьшее значение функции   .

24. Найти наибольшее значение функции  .

25. Сколько целых чисел содержит множество значений функции  у = sin2x + sin x  ?

26. Найти наименьшее значение функции   .

27. Сколько целых чисел содержит множество значений функции    ?

28. Найти наибольшее значение функции   на промежутке .

29. Найти наибольшее значение функции   на промежутке .

30. Какого значения функция    не достигает ни при каком значении х  ?

31. Найти наибольшее целое значение функции  .

32. Найти наименьшее целое значение функции    .

33. Найти наибольшее  значение функции   .

34. Найти наименьшее значение функции   .

Группа С.

Решите следующие задания с полным обоснованием решения.

35. Найти множество значений функции   .

36. Найти множество значений функции   .

37. Найти множество значений функции   .

38. Найти множество значений функции   .

39. При каких значениях    функция  у = х2 + ( – 2)х + 0,25   не принимает отрицательных зна-

      чений  ?

40. При каких значениях    функция  у = ·cos x + sin x - ·sin x   будет чётной  ?

41. При каких значениях     функция  у =·cos x + sin x - ·sin x   будет нечётной  ?

42. При каком значении    область определения функции    состоит

     из одной точки  ?

43. При каком значении    область определения функции    состоит

     из одной точки  ?

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях

Занятие содержит теоретический материал, презентацию к нему и две пратических работы по теме....

урок обобщения знаний по теме "Квадратичная функция"

Урок обобщения по теме "Квадратичная функция" Яв ляется заключительным урок по теме "Квадратичная функция в 9 классе. Тип урока - Аукцион знаний"...

ПРИЛОЖЕНИЯ к методической разработке открытого занятия Функции.Различные способы задания функций.

Приложения предоставлены для открытого занятия по математике по теме: "Функции. Различные способы задания функций"....

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции.

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции....

Графики различных функций

Графики для исследования различных функций...

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»

Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...