Статья "Математика здоровья"
статья по алгебре (5, 6, 7, 8 класс) на тему
В данной статье приводится план урока-игры «Здоровье — залог успеха». В ходе решения заданий ученики узнают много полезной информации о своем теле, особенностях его развития на разных этапах жизни. Школьники сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Все задания основаны на фактическом материале и призваны заинтересовать ученика вопросами здорового образа жизни. Учитель комментариями по ходу выполнения заданий помогает систематизации знаний. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года. Подобные уроки можно проводить систематически в разных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivanovoy_v_yu_o_zdorovesberezhenii.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова В. Ю.
Математика здоровья
Одной из проблем, которые наиболее ярко обострились в последнее десятилетие, является проблема здоровья, в том числе, подрастающего поколения. Обучать здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек нужно в школе. Для этого необходимо в учебно-образовательном процессе использовать здоровьесберегающие педагогические технологии, формирующие здоровую, социально активную личность. Дети проводят в школе значительную часть времени, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.
В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, главными причинами являются: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.
В данной статье приводится план урока-игры «Здоровье — залог успеха». В ходе решения заданий ученики узнают много полезной информации о своем теле, особенностях его развития на разных этапах жизни. Школьники сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Все задания основаны на фактическом материале и призваны заинтересовать ученика вопросами здорового образа жизни. Учитель комментариями по ходу выполнения заданий помогает систематизации знаний. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года. Подобные уроки можно проводить систематически в разных классах.
Урок-игра «Здоровье — залог успеха»
Цели: формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму; воспитывать умение управлять своим поведением.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка настроения: прием «Мордашка» (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент
В течение урока учитель может несколько раз попросить детей поднять эти карточки.
II. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.
III. Разминка
Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
1. Загадка: Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон.)
2. Назовите пословицы и поговорки про сон. (Утро вечера мудренее. Сон - лучшее лекарство. Выспался — будто вновь родился. От хорошего сна молодеешь.)
3. Сон дарит силы и бодрость. Для здорового сна необходимы: удобная постель и подушка, чистое и проветренное помещение.
Какая температура воздуха, по вашему мнению должна быть в спальне? (Около 20º C.)
4. Сколько часов должен спать школьник? (Продолжительность сна ученика 5-6 класса должна быть не меньше 9-10 часов. Школьники старших классов должны спать не меньше 8,5 часов.)
5. Раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека.(Гигиена.)
6. В честь какой древнегреческой богини назван этот раздел медицины? (Гигиена названа так в честь молодой и красивой богини здоровья Гигиеи, дочери бога врачевания Асклепия.)
IV. Физкультминутка
Встали. Закрыли глаза. Вспомнили теплое летнее солнышко. Протяните руки к нему. Обнимите его. Наклонитесь вперед, назад. Потянитесь. Присели, встали. Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил. Откройте глаза, и продолжим нашу работу.
V.
Задания для 5 класса:
1. В 5 классе «голубей» в 3 раза меньше, чем «жаворонков», и на 3 меньше, чем «сов». Сколько учащихся в классе, если «сов» в нем 8 человек?
Ответ: 5 «голубей», 15 «жаворонков», 28 учеников.
Домашнее задание: определить свой тип.
Утром, сразу после сна, необходимо измерить пульс и частоту дыхания за минуту. Если на один вдох — выдох приходится 5-6 ударов пульса, то вы «жаворонок», если 4 удара пульса или меньше — вы «сова». Между «жаворонками и «совами» располагаются «голуби».
2. Уровень шума, который не препятствует нормальной работе, в два раза меньше уровня шума, создающегося громкими разговорами в классе. А уровень шума громкого разговора в два раза меньше шума, производимого гоночной машиной. Определите, какой уровень шума должен быть в классе при нормальных рабочих условиях, если машина производит шум в 124 дб?
Ответ: 31 дб.
Реакция человека на шум выражается в повышенной возбудимости, снижении работоспособности.
3. Уровень шума метро в 1,5 раза выше шума громкого разговора и уже опасен для здоровья. Человек, слушающий плеер в метро, испытывает давление на органы слуха на 10 дб больше, чем шум метро. На сколько шум плеера в метро тише шума вертолета, если вертолет шумит на 110 дб, а громкий разговор имеет уровень шума 60 дб?
Ответ: на 10 дб.
Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно для себя.
4. Для нормального роста и развития пятикласснику в день необходимо поглощать 2000 килокалорий. Одна плитка шоколада массой в 100 г обеспечивает 680 килокалорий. Сколько плиток шоколада в день могут обеспечить необходимую калорийность? Ответ округлить до сотых. Можно ли вырасти, питаясь одним шоколадом?
Ответ: 2,94 плитки.
Шоколад содержит в основном только углеводы и жиры, обеспечить полноценное питание он не может. Шоколадные батончики - это гигантское количество калорий, в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами.
Задания для 6 класса:
1. Повышенную работоспособность человек испытывает два раза в день — с 9 до 13 часов дня и с 19 до 21 часа вечера. Какую часть суток человек испытывает прилив сил? Выразите ответ дробью в процентах.
Ответ: ¼ часть; 25 %.
2. Приблизительно 0,2 всего времени ночного сна человек видит сны, остальные 6 часов спит без сновидений. Какова средняя продолжительность ночного сна?
Ответ: 8 часов.
3. Утром, сразу после сна, Коля делает 14 вдохов-выдохов в минуту, а пульс у него 75 ударов в минуту. Миша дышит с частотой 25 раз в минуту, а пульс у него 70 ударов в минуту. Определите к какому типу относятся мальчики, сравнив их отношения частоты дыхания к пульсу с образцом. «Жаворонки» имеют отношение меньше 1/5, «совы» - отношение большее 1/3.
Ответ: Коля (14/75 < 1/5) - «жаворонок», Миша (5/14 > 1/3) - «сова».
4. Определите индекс массы своего тела по следующей формуле:
ИМТ =
Если соотношение роста и массы тела нормальное, то ИМТ в пределах 19,5 - 22,9, у лиц с пониженным питанием ИМТ менее 19,4, у лиц, страдающих ожирением, ИМТ более 23.
Чипсы, попкорн, газировка содержат большое количество углеводов и жиров, частое их употребление чревато накоплением жира в организме. Они не могут служить заменой полноценного питания из-за большого содержания пищевых красителей и синтетических ароматизаторов.
Задания для 7 класса:
1. Вычислите значения выражений и узнайте:
а) в какое время у человека наивысшая работоспособность;
б) в какое время у человека наибольшее утомление;
в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности;
г) когда необходимо прекращать всякую деятельность.
4a (a – 2) + 7a (2a + 3) - 3a (4a – 5) – 12a – 1 при a = 3
2x (x – y) + 3y (x – y) + ху при x = -3, y = -2;
2b (1 – b) + 5b (2b + 4) – 2b (3b – 1) + 3b (5b – 1) – 7 при b = -2;
3с (2с — 1) — 3с (5 — 4с) — с (с + 1) + 6с при c = -1.
Ответ: 11 ч - время наивысшей работоспособности; 15 ч - время наибольшего утомления;
19 ч - вечерний подъем работоспособности; 21 ч - время прекращения всякой деятельности.
2. На праздновании своего дня рождения один беззаботный семиклассник съел 16 эклеров и корзиночек. Причем эклеров он съел в три раза больше, чем корзиночек. Сколько пирожных каждого вида съел неразумный семиклассник?
Ответ: 12 и 4.
Избыток сладкого в пище — верный путь к заболеваниям пищеварительной системы и ожирению.
3. Калорийность 100 г чипсов в 12,5 раза больше, чем калорийность лимонада. Причем их общая калорийность в 100 г продукта составляет 567 кК. Выясните, какая калорийность у 100 г чипсов и у 100 г лимонада. Сколько нужно съесть пакетов чипсов по 90 г каждый, чтобы полностью покрыть дневную потребность в калориях? Учтем, что дневной рацион составляет примерно 2500 кК.
Ответ: 525 кК и 42 кК; 5,3 пакета.
Употребление продуктов, содержащих транс-жиры, снижает способности организма к противостоянию стрессам и болезням, увеличивает риск возникновения рака, а также появления депрессии. Продукты питания, содержащие транс-жиры: майонез; продукция фаст-фуда — картофель-фри и т.д.; кондитерские изделия — торты, пирожные, печенье, и т.д.; чипсы, попкорн, замороженные полуфабрикаты и т.д.
4. Среднее арифметическое двух чисел 45, причем одно из них в 2раза больше другого. Найдите меньшее из этих чисел и узнайте, сколько генетически модифицированного картофеля в каждом 90-граммовом пакете импортных чипсов. А вы хотите есть трансгенные продукты?
Ответ: 27 г.
Задания для 8 класса:
1. Решите задачу составлением квадратного уравнения. Произведение двух последовательных натуральных чисел больше их суммы на 505. Найдите эти числа и узнайте, в какое время в организме школьника происходит выработка гормона роста.
Ответ: между 23 ч и 24 ч.
Выработка гормона роста происходит в первые часы ночного сна, достигая своего максимума между первым и вторым часом после засыпания. Если наступление сна задерживается, то гормон роста в этот день не вырабатывается.
2. Цифра десятков двузначного числа на 3 больше числа его единиц. Произведение этого числа и следующего за ним натурального числа равно 650. Это число показывает, какой объем крови может прокачивать сердце за минуту в ходе тяжелой работы.
Ответ: 25 л.
3. Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 1. Какова масса мозга среднего человека?
Ответ: 1,4 кг.
4. Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтвержденная длина ногтя.
Ответ: 94 см.
На ногтевых пластинах человека отражается состояние многих внутренних органов. Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. Синевато-фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца. При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белесыми. Если ногти желтеют, то это, вероятнее всего, грибковые заболевания. Белые точечки или полоски могут быть связаны с нарушениями в работе пищеварительной системы.
VI. Физкультминутка
Конкурс для команд на лучшую физкультминутку.
VII. Подведение итогов урока
Ребята могут самостоятельно оценить себя и своих одноклассников, выделить тех, кто принес больше баллов своей команде.
VIII. Рефлексия
- У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
- Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много и хорошо поработал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
- Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
- Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, неинтересно. К ответам на уроке я был не готов».
Список источников:
1. Базарный В.Ф. Контроль за качеством развития и динамикой здоровья детей в учебном процессе. Ярославль, 2012.
3. Алимова Т.М. Здоровье: сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 — 9 классы: методическое пособие. М., 2003.
4. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. - М., 2012
5. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. - М., 2004.
6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М., 2005.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., 2003.
8. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. - 2001. - № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...