Что случилось с семиклассником? Причины неуспеваемости по математике.
статья по алгебре (7 класс) на тему

Причины неуспеваемости семиклассников по математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что случилось с семиклассником28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Что случилось с семиклассником? Причины неуспеваемости по математике.

Можно много говорить о любви к предмету для учеников, как важно знать математику, что язык математики это язык науки и так далее… Всё это для ребенка становится в этом возрасте не так важным. Он становится подростком, и мы учителя иногда забываем это.

Седьмой класс в школе наверное самый сложный класс для детей они уже не дети , но и не взрослые.

Родители спрашивают , что делать, как быть ? Какие причины могут быть?.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т. е. детскость)
  • астеническое состояние;
  • снижение зрения;
  • гиподинамия;
  • социум;
  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).

Начнем с изучения мотивации учащихся.  Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность и побуждающий ученика учиться. Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Поэтому я считаю очень важным и нужным для каждого педагога уделять необходимое внимание мотивационному этапу. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации ( задачи, цели).

Следующая причина – низкие способности многих школьников. У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.

Слабые учащиеся по сравнению с сильными не умеют учиться и задания в малых группах им непонятны и часто непосильны. Впрочем, когда они сидят в общей группе и не смеют пошевелиться под взглядом строгого учителя, результаты в действительности не лучше – учения не происходит. Если класс состоит из учащихся с разными способностями (heterogeneous class, mixed ability class),то там нужно учиться работать и учителю и учащимся. Учителю важно уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять задания. Сильные учащиеся всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с этой малой группой намного больше времени.

Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие дети ещё и плохо читают.

Если встречаются учащиеся с такими элементарными незнаниями, нужно немедленно приступить к коррекции и строгому отслеживанию отработанных и запущенных тем. Необходимо также спланировать работу с отстающими детьми (план прилагается). Очень эффективно организовать отслеживание западающих тем в специальной тетради коррекции. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Эффективна мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках.

Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократного повторения. В условиях сокращенных часов, отведенных для прохождения программы по математике (до 5 часов в неделю), это очень проблематично.

Если говорить об ухудшении здоровья учащихся как один из факторов снижения успеваемости, то необходимо заботится о его сохранении и планировать урок в соответствии с технологиями здоровьесбережения. Это не только разнообразие форм и методов (главное не переусердствовать с ними), но и дозировка домашних заданий, смена поз учащихся на уроках (работа в статических парах, в четверках), физминутки, движение во время игровых форм, проветривание класса, использование наглядности на уроках. Все эти меры не новы, мы просто должны об этом думать каждый день, каждый урок и беречь здоровье детей.
Результаты обучения во многом зависят от учителя, его профессионализма, творческого дарования.
Одной из очень серьёзных проблем на пути повышения качества математического обучения до сих пор остаётся формирование прочных навыков устного счёта. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики.

  Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания. 

Рассмотрим, какие акценты надо делать на каждом этапе урока, чтобы все учащиеся усвоили изученный материал:

1) В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учеников наибольшие затруднения.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучении темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков школьниками, выявлять причины отставания.

2) При изложении нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

Стимулировать вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

3) В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.

Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивая их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4) При организации самостоятельной работы вне класса.

Обеспечить в ходе работы повторение пройденного материала. Концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учеников о порядке выполнения работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

При выборе дидактических мер группового подхода к неуспевающим школьникам можно использовать следующие приемы работы.

1) В процессе контроля за подготовленностью учащихсяможно применить такие меры группового подхода и помощи в учении - снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Разрешать использовать наглядные пособия, схемы, плакаты. Стимулировать оценкой, подбадривание похвалой, положительной записью в дневнике.

2) При изложении нового материала

-применять меры поддержания интереса к усвоению темы (связь изучаемого с жизнью, актуальность), привлекать неуспевающих в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, плакатов, схем.

3) В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

- разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Можно сослаться на аналогичное задание, вьполненное ранее. Напомнить прием или способ выполнения задания. Указать на необходимость актуализировать то или иное правило, формулу или определение. Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих учеников, указывать на сдвиги в деятельности.
Всё выше сказанное можно адресовать учителю, но нужно знать и родителям.

Главная причина ,о которой нужно задуматься , что ребенок становится другим , он переживает подростковый кризис , гормональную бурю. Ему нужна поддержка и понимание. Ему нужна любовь и жизнь не только в школе а в мире.

Возраст 12 – 15 лет

Психофизиологические характеристики

данного возраста

- подростковый кризис, гормональная буря;

- период неустойчивости и неуравновешенности, нервная система находится в стадии активности;

- начало полового созревания;

- подъём жизнерадостности, стремление к активным действиям.

- интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания;

- к 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания;

- развивается понятийное мышление.

- формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое;

- подросток ищет покровителя, идеализирует сильного и слабого;

- сравнивает себя с другими;

- происходит становление стержневых избирательных интересов.

- поведение взрывоопасное, характеризуется высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях:

- учение и общение со сверстниками;

- особенности его сомооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесённые жизненные неудачи.

- уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего материала и овладения всеми необходимыми навыками.

Возможные отклонения от нормы

- сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма, часто рост протекает как заболевание. Следствием этого является – полусонная задумчивость, бледность, вялость;

- психическое развитие не равномерное. Находится на высоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться.

- в период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия;

- преобладает механическое запоминание, зубрёжка – ведущая к перегрузке;

- немногие учащиеся владеют приёмами группировки, классификации, сравнения.

- несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям;

- устойчивость саморегуляции низкая;

- общественные интересы неустойчивы;

- интерес к предмету слаб, и определяется только отношением к учителю.

- несформированность приёмов мыслительной деятельности

- неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрёжки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях;

- на уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно;

- велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников.

Рекомендации

- создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребенка.

- использовать возможные вспомогательные средства для запоминания.

  • помочь подростку в самооценке своих личных качеств:
  • выработка навыков саморегуляции;
  • способности к достижению цели;
  • потребности подростка в самовоспитании;
  • уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности

обучения.

- развивать и поощрять появление хороших черт.

- не делать попыток публично разбирать поступки ребенка, ставя его перед классом.

- следить за предупреждением необдуманности в решениях, не

снижать объем индивидуальной работы.

 Время как фактор успешности учения

Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом плане рассматривался ритм, темп, насыщенность, продолжительность урока. Я же сделала попытку обратиться к биологическому времени, внутреннему для самого человека. Это время измеряется ритмами, циклами, фазами деятельности.

Факторов успешности учения много. Среди них и генетические способности, и способности ребенка, и пол, и воспитание в семье и школе, и состояние здоровья, и мастерство учителя. Особо выделяется время как объективный и очень устойчивый независимый показатель учебной деятельности. Оно проявляется в деятельности и через деятельность, сохраняя свою автономию.

Ученые изучали влияние социального времени, согласно которому структурирована учебная деятельность в школе (четверти, семестры, триместры), на успешность учения. В результате получили семь типов, характеризующих динамику успеваемости детей. Первый тип характеризовался постоянной величиной успеваемости по всем трем временным интервалам учебной четверти. Таких детей не более 10% из обследованных 150 человек – учащихся начальной и 5–6 классов средней школы. Как правило, это были либо отличники, либо заядлые троечники. Второй тип характеризовался подъемом успеваемости к середине четверти и далее – в ее конце. К такому типу учения относятся 15% учащихся, как правило «хорошисты». Третий тип, напротив, характеризовался спадом успешности с начала четверти, через ее середину, к концу. Таких оказалось 12% учащихся. Четвертый тип – это те, кто начинает и кончает четверть лучше, чем учится в ее середине. Таких более всего – 30%. Шестой тип – те, что достигают вершины в середине и сохраняют ее в конце четверти. Их – 15% от состава изученных. Седьмой тип – те, что снизили успеваемость к середине четверти, так и не подняв ее в конце, их 10%.

Данные показали: во-первых, что тип учебной деятельности, определяемый по факту успешности, есть показатель довольно устойчивый. Почти в 70% случаев у детей сохраняется эта динамика успеваемости по определенным предметам в разные четверти года и в разные годы (изучались три учебных года). Во-вторых, успешность учебной деятельности есть величина, напрямую не связанная с социальным временем учения. Как правило, к концу четверти учителя и ученики стараются повысить успеваемость. По логике вещей, конец каждой четверти должен быть наиболее успешным, давать наиболее высокий средний балл. Данные эти не подтвердились. В-третьих, тип учебной деятельности, определяемый по успешности учения, есть характеристика индивидуальная (8).

Таким образом, у процесса обучения обнаруживается скрытая структура временного протекания, влияющая на успешность значительно сильнее, чем структура социальная.

Следующим этапом исследования стало изучение этой динамики в течение годового цикла учения. На этот раз учебные четверти заменили месяцами, средние баллы успешности просчитывали в каждый месяц отдельно. Н этих данных строили графики.

В итоге получились наиболее успешные месяцы для математики – осенние и зимние, для русского языка – осенние и зимние, для чтения – осенние, зимние, весенние. Подтвердился вывод о том, что успешность учения зависит от времени года больше, носит устойчивый характер, не зависимый от социальных условий.

Все что мы рассмотрели существует в науке, в школе, в жизни. Нужно ответить на вопрос родителей, что делать с семиклассником? Нужно переждать бурю и всё будет хорошо.

Или как сказал великий математик « Идите, идите вперед, уверенность придет к вам позже… Даламбер

Литература.

  1. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С. 326.  
  2. Лешли К, Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником.-СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 200 с.
  3. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» – М.: Педагогика, 1993

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование учащихся «Причины неуспеваемости»

Вопросы данной анкеты позволяют определить отношение учащихся к учебе, главные мотивы обучения, причины их неуспеваемости в школе. В презентации дается образец представления результатов анкетирования ...

Причины неуспеваемости и способы ее устранения

Размышления на тему, почему те или иные учащиеся неуспешны в изучении математики, и о том, как сделать процесс обучения математики более  результативным....

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...

Выступление на районном МО. Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, пе...