Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
методическая разработка по теме
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_uchaschihsya_3.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мотивация учебной деятельности учащихся
на уроках математики»
“Личность – звено между
мотивацией и ее реализацией”
З. Фрейд
Тема проекта: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке математики»
Актуальность
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Цель проекта: раскрытие необходимости формирования положительной учебной мотивации учащихся на каждом уроке математики.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения к математике.
- Провести диагностику мотивации к изучению математики в средних и старших классах
- Определить средства, способствующие формированию мотивов к изучению математики.
- Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Oбъектом исследования является мотивационная сфера учения школьников на уроках математики.Предметом исследования являются вопросы, связанные с организацией мотивационного этапа урока для формирования у учащихся положительных мотивов учения.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”
Процесс формирования положительного отношения к учению считаем для себя значимым и основополагающим. Свою работу мы начали с изучения мотивации учащихся. С этой целью была проведена диагностика мотивации к изучению математики в средних и старших классах. Результаты диагностики показали, что у учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 9-10 классах-72%,в 11классе –показали, что у 92%, присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учебы. Но были и такие ответы: “Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ”.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Иногда мы слышим от учеников “Нам тогда все понятно, когда интерес- но”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” , то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В своей работе мы применяем технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
В начале урока математики создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.
Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. поэтому нами используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации: (приложение 1)
- Апелляция к жизненному опыту детей
- Создание проблемной ситуации
- Ролевые и деловые игры
- Решение нестандартных задач на смекалку и логику
- Элементы занимательности
- Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т.п.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности
(приложение 2):
- Ситуация удивления.
- Ассоциации вместо правил
- Презентации, творческие домашние задания
- Накопительная система оценок, рефлексия
- Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
Заключение
Перечисленные приёмы и методы обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
- Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
- Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
В заключение хотелось бы повторить такие слова «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации
Презентация исследований по данной теме представлена на педсовете.Задачи:1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора...
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Тема проекта: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке математики»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики
Мотивы и мотивация на уроках математики...