Элективный курс по теме "Решение уравнений и неравенств"
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему
Решение уравнений и неравенств – один их наиболее трудных вопросов математики. Для того чтобы правильно решить уравнение или неравенство нужно уметь проводить тождественные преобразования входящих в него выражений; безошибочно вычислять; нужно знать, какие способы решения уравнений или неравенств нужно применять в данном случае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_safinoy_g.r.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ п. Победа» Азнакаевского муниципального района РТ
Программа элективного курса по математике
«Решение уравнений и неравенств»
для обучающихся 9-11 классов
Автор - составитель: Сафина Гузель Рашидовна –
учитель математики МБОУ «СОШ п. Победа»
Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
2015 год
Пояснительная записка.
Во время обучения в школе учащиеся решают различные виды уравнений и неравенств. За эти годы ученики решают множество линейных, квадратных, дробно – рациональных уравнений и неравенств. Однако в 10-11 классах при решении показательных, логарифмических уравнений, когда после преобразований ученик переходит к алгебраическому уравнению, он все равно допускает много ошибок. Решение уравнений и неравенств – один их наиболее трудных вопросов математики. Для того чтобы правильно решить уравнение или неравенство нужно уметь проводить тождественные преобразования входящих в него выражений; безошибочно вычислять; нужно знать, какие способы решения уравнений или неравенств нужно применять в данном случае. Так как на изучение уравнений и неравенств в старшей школе отводится недостаточное количество часов, а при их решении ученик должен владеть целым комплексом знаний, умений, навыков, то уравнения и неравенства, изучаемые в 10-11 классах, осваиваются хуже. Того объема упражнений, который предлагается в учебниках по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, недостаточно для формирования умения решать уравнения и неравенства. Восполнить этот пробел поможет предлагаемый курс «Решение уравнений и неравенств». Кроме того, каждому ученику, желающему успешно сдать ЕГЭ, совершенно необходимы навыки решения уравнений и неравенств. Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой.
Цели курса:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
- систематизировать и обобщить изученных учащимися методов решений уравнений и неравенств;
- вывести некоторые нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
- помочь осознать своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
- научить учащихся решать уравнения и неравенства с более высоким уровнем сложности;
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений;
- помочь ученику оценить свой потенциал для дальнейшего образования.
Данный курс рассчитан на 17 часов: 6 часов отводится на изучение теоретического материала, 11 часов – на практическую работу.
В первом разделе рассматриваются стандартные методы решения уравнений и неравенств. Эти методы закрепляются с помощью большого числа упражнений, которые постепенно усложняются большим количеством элементарных шагов, приводящих к применению определенного метода.
Во втором разделе «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» рассматривается применение функционально – графического метода. Решение уравнений и неравенств сводится к применению различных свойств тригонометрических, показательных и логарифмических функций.
В третьем разделе «Решение разнообразных задач по всему курсу» рассматриваются материалы для подготовки к ЕГЭ, решаются уравнения и неравенства повышенного уровня сложности.
Каждый раздел включает в себя теоретический материал, задачи, решаемые с учителем, задачи для самостоятельного решения (приложение 1), по окончании курса проводится итоговая практическая работа (приложение2). Основная форма организации учебных занятий практическая работа.
Данную программу можно эффективно использовать в 9-11 класса с любой степенью подготовленности, а так же она способствует развитию познавательного интереса, мышления учащихся.
Содержание программы.
Раздел 1. Стандартные методы решения тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств (9 часов).
Простейшие уравнения и неравенства. Применение формул тождественных преобразований при решении тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Метод замены. Метод разложения на множители.
Форма занятий: практическая работа в парах, в группе.
Метод обучения: беседа, создание учебной ситуации.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Раздел 2. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств(4 часа).
Ограниченность. Монотонность. Свойства ограниченности и монотонности тригонометрических, показательных, логарифмических функций. При решении уравнений используется теорема: если f(x)≥a и g(x)≤a, то уравнение f(x)= g(x) равносильно системе уравнений
f(x)=a
g(x)=a.
Форма занятий: практическая работа, работа в парах, в группе.
Метод обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач, создание проблемной ситуации.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Раздел 3. Решение разнообразных задач по всему курсу (4 часа).
Решаются уравнения и неравенства более высокого уровня сложности.
Форма занятий: практическая работа в парах, в группе.
Метод обучения: беседа, выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: итоговая проверочная работа.
Учебно – тематический план.
№ | Темы курса | Общее количество часов | В том числе | Форма контроля | Формируемые УУД | |
изуче-ние нового | практика | |||||
Раздел 1. Стандартные методы решения тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. | Самосто-ятельная работа | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. | ||||
1. | Простейшие уравнения и неравенства. | 2 | 1 | 1 | ||
2. | Применение формул тождественных преобразований при решении тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. | 3 | 1 | 2 | ||
3. | Метод замены. | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Метод разложения на множители. | 2 | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. | Самосто-ятельная работа | |||||
1. | Ограниченность. | 2 | 1 | 1 | ||
2. | Монотонность. | 2 | 1 | 1 | ||
Раздел 3. Решение разнообразных задач по всему курсу. | Прове-рочная работа | |||||
1. | Решение уравнений и неравенств по всему курсу. | 4 | - | 4 |
Литература для учителя.
- Бессарабов Н.Н., Зяблин В.Н., Лозовская Р.А., Сохадзе Г.В. Задания для подготовки к тестированию по математике. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2000.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. Для инженеров и учащихся вузов. – М.: Наука, 1986.
- Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. М.: АСТ:Астрель, 2010.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина М.В. Алгебра и начала анализа.– М.: Дрофа, 1999.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Козулин Б.В. Контрольные и проверочные работы по алгебре. – М.: Дрофа, 2002.
- Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение, 1991.
- Семенов А.Л., Ященко И.В. ЕГЭ – 2015. Математика. М.: Национальное образование, 2015.
- Шепелева Ю.В. Алгебра и начала анализа. Тематические тесты. 10 класс. – М.: Просвещение, 2009.
- Шепелева Ю.В. Алгебра и начала анализа. Тематические тесты. 11 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Литература для учащихся.
- Аверьянов Д.И., Алтынов П.И., Баврин И.Н. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.
- Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д. и др. Самое полное издание типовых реальных заданий ЕГЭ. – М.: АСТ:Астрель, 2010.
- Денищева Л.О., Карюхина Н.В., Минеева Т.Ф. Учимся решать уравнения и неравенства. – М.: Интеллект – Центр, 2006.
- Ефремов А.В. Алгебра и начала анализа. – Казань: Татарское книжное издательство, 1992.
- Замыслова А.И. Подготовка к итоговой аттестации по математике. – М.: Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
- Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис – пресс, 1998.
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на – Дону: Легион, 2015.
- Семенов А.Л., Ященко И.В. ЕГЭ – 2015. Математика. М.: Национальное образование, 2015.
Приложение 1.
Задания для самостоятельной работы.
- tg (+x) - 2tg (2-x) + tg (3+x) - tg x = 1
- sin3x·cos5x – sin5x·cos3x = 0,5
- log= log(x²+5) – 3
- log(x+5)² + log(x+5) = log(x+5)³ + logx
- 3:3= 1
- sin x + sin(-x) ≥ 1
- 2 cos²х ≤ 1,5
- (0,5)· 2≥ 0,25
- log(х-3) - log(х+3) > 1
- cos²4х = cos 4х + 2
- 5·0,2 + 9· 0,2 - 2 = 0
- 6= 5· 6 + 6
- log²(х-2) + 3 log(х-2) = - 2
- log(х²+1) = 12 + log(х²+1)
- 2cos²х + 3cos х + 1≥0
- 0,5- 3·0,5 + 2>0
- lg²(х-1) – lg (х-1) >6
- cos2x + cos6x = 2
- sin8x + sin= - 2
- 3- sin² x = 3
- cos2x + cos6x>2
- 7 + sin² x ≤ 7
- 2 = - х + 6
- х+12 = 11
- lg(5х) = -3х + 7
- logх = logх + 6
- 2 > - х + 6
- log(х+6)< -2х + 7
Приложение 2.
Задания для итоговой проверочной работы.
- 11=1
- 2·5 = 200
- 4-3·2< 4
- logх + log(х+1) = 1
- log(х-8)² = 2 + 2 log(х-2)
- log(3-1) · log(3-3) = 6
- logх + logх – 2 ≤ 0
- 2 cos²х + 5sin х + 1 = 0
- 4 cos4x + 6sin²2х + 5cos2x = 0
- sin х < cos x
- 2cos²х + 5cosx + 2 ≥ 0
- cos2x + 5sin х + 2 ≥ 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Данный элективный курс расчитан для работы с учащимися 10 класса, направлен на формирование твердых умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств...
Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"
Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"...
Элективный курс «Модуль в уравнениях, неравенствах и графиках»
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9,10-х классов посвящён одной из ключевых тем алгебры—решению уравнений линейных и квадратных , содержащих модуль, решению неравенств линейных и ...
Элективный курс по математике "УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА". 11 класс.
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов.Она поможет углубить математические знания, расширить круг имеющихся математических вопросов, поможет подготовиться к итоговой аттестации и...
Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс
Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...
Элективный курс "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"
Элективный курс "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"...
Рабочая программа элективного курса "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"
Рабочая программа элективного курса "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"...