Конспект урока и презентация по теме "Функция"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Конспект урока и презентация по теме Функция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 202.5 КБ |
refleksiya.doc | 40.5 КБ |
temper-ra.doc | 123.5 КБ |
funktsiya_7_klass.ppt | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Алгебра. 7 класс.
Тема: «Чтение» графиков функций
(в рамках изучения Главы VI «Линейная функция и её график»// Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г)
Изученный материал в рамках изучаемой Главы:
- §29. Прямоугольная система координат на плоскости. – 1 урок.
- §30. Функция и её график. – 1 урок.
Основные дидактические единицы урока:
- функция;
- зависимые (функция) и независимые (аргумент) переменные;
- способы задания функции (формулой, графиком, таблицей);
- график функции: определение значений и изменений функции по её графику.
Домашнее задание к уроку:
- §30;
- №530, №538, №541(2,4);
- в течение 10 дней заполнять таблицу с изменением температуры воздуха.
Цели урока:
- обучение использованию графиков для получения сведений о характере функциональной зависимости;
- развитие аналитического мышления;
- воспитание культуры математической речи учащихся.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Графический диктант
1 вариант | 2 вариант |
Построить точки с координатами | |
А(-5;1); В(-3;-2); С(0;4) | Д(2;0); М(4;-4); К(6;1) |
- Проверьте, правильно ли вы построили по Рисунку 1.
- Дополните свои точки недостающими (посоветуйтесь с соседом по парте).
- Соедините последовательно точки по мере возрастания аргумента.
Получили ломанную линию - график некоторой функции (Рисунок 2).
Работаем с графиком (фронтальная работа, учащиеся записывают результаты в тетради в виде равенств; в процессе работы учитель напоминает, что по значения переменных, получаемые по графику – приближенные, что отражается в записи соответствующим знаком ≈; учитель добивается проговаривания учениками правильных ответов):
- Найти значение аргумента, если значение функции равно (учащиеся записывают результаты в тетради в виде равенств, можно для проверки пригласить одного из учеников к доске): -4 (4); 1 (-5; 6; -2; 1½). (запись: y(х) = -4 при х = 4).
- Найдите, какому ещё значению функции соответствуют несколько значений аргумента. (Например: y(-3)=y(3)=y(4 2/3 )= -2).
- Как вы думаете, почему части графика выделены разными цветами? (аргументы для каждой из этих частей имеют разные знаки) Какие аргументы соответствуют «темной» части графика? (отрицательные) «светлой»? (положительные).
- Найти значение функции, если значение аргумента равно 0? -3? -2.
- Найдите одно значение функции, при котором значения аргументов равны -1 и 1? (2)
- Найдите одно значение аргумента, при котором значение функции равно -1 и 1. (Проблема – такого значения нет). Каким образом должна была бы выглядеть линия, если бы при одном и том же значении х значения y могли быть различны – например -1 и 1?
Примеры изображается на доске в виде эскизов:
Например:
3. Постановка цели урока.
Итак, мы видим, что одному и тому же значению функции могут соответствовать несколько значений аргументов, а вот наоборот – нет. Этим и отличается функциональная зависимость от любой другой взаимосвязи между переменными – об этом мы говорили ещё на предыдущем уроке. А почему именно такие - функциональные - зависимости столь значимы в математике? Как вы думаете?
Учащиеся могут сформулировать ответ на основе изученного на последнем уроке и дома материала; учитель на основе их ответов формулирует вывод: Функция является моделью некоторого процесса, цепочки событий, ряда наблюдений, а с помощью графика этот процесс, эти изменения представляются с максимальной наглядностью. Недаром считают, что график функции – это «говорящая линия», которая может много рассказать. Но она рассказывает только тем, кто умеет читать и понимать язык графиков. Мы с вами только ещё начинаем изучать функции, поэтому нам важно уметь понимать этот язык. Мы пока научились только «буквам» этого языка – построению точек на координатной плоскости и определению по графику аргументов и значений функции для каждой конкретной точки. Наша задача на сегодняшний урок – сделать первые шаги в понимании языка графиков функций. (Учащиеся записывают тему урока).
4. Работа с графиками.
Итак, перед вами (Рисунок 3) график реального процесса: Велосипедист отправился из Городца в Дзержинск (из п.А в п.В). (Учитель сопровождает рассказ демонстрацией рисунка) По оси абсцисс отложим время в часах, прошедшее от начала суток 1 июня, по оси y – расстояние от Городца до велосипедиста в данный момент. Давайте попробуем, пользуясь графиком, рассказать поподробнее об этом путешествии:
- Во сколько велосипедист выехал из Городца?
- Во сколько вернулся?
- Во сколько прибыл в Дзержинск?
- Долго ли он там оставался?
- Что, на ваш взгляд, произошло с 16до 18 часов?
- Когда он ехал быстрее всего?
- Составьте 3 вопроса о путешествии велосипедиста самостоятельно (работа по парам или в группах, затем обсуждение и ответы на вопросы групп).
Итак, по графику движения велосипедиста мы узнали достаточно много – как видим, график функции на самом деле «говорящая линия». Но, как мы знаем, функция может быть задана не только графиками, но и другими способами. Какими?
Дома вы в течение 10 дней отмечали в таблице температуру воздуха. Попробуйте самостоятельно нарисовать график функции по вашим данным.
- Как удобно расположить оси? (Учитывая, что температура ниже нуля, так, чтобы отрицательная часть оси ординат убиралась на листе до деления примерно -25-30).
- Какое число удобнее взять за начало отсчета? (например, 10 февраля)
Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях построение графика по своим таблицам. Те, кто уже начертил, готовятся рассказать о температуре воздуха в течение 10 дней по вопросам, представленным на плакате (слайде) – Рисунок 4. (Выполнение задания по группам). – Заслушивается «метеоотчет» одной из групп, другим предлагается внести дополнение.
В заключение учитель благодарит всех «сотрудников метеоцентра» за хорошую работу, дополняет их рассказ: «Реально существующие метеоцентры осуществляют замеры температуры воздуха (также как и других показателей погодных условий) не один, а несколько раз в сутки (например, Нижегородский метеоцентр – каждые три часа). Благодаря этому график изменения температуры получается более точным. Сохраняя эти данные за десятилетия, сравнивая их, ученые-метеорологи делают выводы о влиянии на погоду различных изменений, строят прогнозы погоды. Графики широко используются также в статистике, в экономической науке, в медицине – да практически во всех областях применения научного знания, где выводы делаются на основе изменения тех ли иных величин».
(Рисунок 5 «Динамика основных показателей изменения населения Городецкого района» за 1995-2004гг. (по данным Городецкого отделения статистики) может быть использован как иллюстрация к этому рассказу либо как отдельное задание (с аналогичными заданиями), если остаётся время).
5. «Цепочка»
Игра для экспресс-проверки результатов освоения умения «читать» график. Может быть проведена для всех учеников, либо только для учеников, которым учитель в конце работы решил выставить оценку по результатам урока – в этом случае – эти ученики получают вопросы не друг от друга, а от всего класса.
Перед вами 4 графика (Рисунок 6). Сформулируйте вопрос по этим рисункам и задайте его. Получивший вопрос отвечает на него и задаёт свой вопрос следующему.
При выполнении задания обязательно обратить внимание на пересекающиеся графики и на рис3, не являющейся функцией.
6. Рефлексия результатов.
Учащиеся на листочках последовательно проставляют по 5-балльной шкале балы, насколько они научились выполнять действие. Учитель зачитывает формулировки.
Что из этого списка вы научились делать?
- Определять значение функции по аргументу –
- Определять значение аргумента по значению функции –
- Строить график по таблице значений функции –
- Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции –
- Следить за изменением процесса, описываемого функцией –
- Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции –
Учитель собирает листочки, быстро диктует результаты на 6 вариантов, выделяет «счетоводов» для подсчета результатов. На заготовленной заранее системе координат готовит диаграмму по результатам. (Если времени не хватает – можно ограничится сбором листочков). Вместе с учениками анализирует результаты.
7. Домашнее задание
Представлено на Рисунке 7
Рисунок 6 |
Домашнее задание
|
1 вариант
1) Найдите по графику: у(0), у(4), у(-1), у(-4).
2) При каком значении х значение функции равно 1; -3; 0?
3) Напишите несколько значений х, при которых значение функции положительно.
4) Напишите несколько значений х, при которых значение функции отрицательно.
2 вариант
1) Найдите по графику: у(0), у(-2), у(3), у(-3).
2) При каком значении х значение функции равно 2; -4; 0?
3) Напишите несколько значений х, при которых значение функции положительно.
4) Напишите несколько значений х, при которых значение функции отрицательно.
Предварительный просмотр:
Что из этого списка вы научились делать? | Баллы |
1.Определять значение функции по аргументу | |
2.Определять значение аргумента по значению функции | |
3.Строить график по таблице значений функции | |
4.Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции | |
5.Следить за изменением процесса, описываемого функцией | |
6. Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции | |
Что из этого списка вы научились делать? | Баллы |
1.Определять значение функции по аргументу | |
2.Определять значение аргумента по значению функции | |
3.Строить график по таблице значений функции | |
4.Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции | |
5.Следить за изменением процесса, описываемого функцией | |
6. Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции | |
Что из этого списка вы научились делать? | Баллы |
1.Определять значение функции по аргументу | |
2.Определять значение аргумента по значению функции | |
3.Строить график по таблице значений функции | |
4.Находить по графику самое большое и самое маленькое значение функции | |
5.Следить за изменением процесса, описываемого функцией | |
6. Рассказывать о характере протекания процесса, описанного графиком функции |
Предварительный просмотр:
Дата | Темпер-ра воздуха, С0 | Дата | Темпер-ра воздуха, С0 | Дата | Темпер-ра воздуха, С0 |
26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | 26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | 26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | |||
Дата | Темпер-ра воздуха, С0 | Дата | Темпер-ра воздуха, С0 | Дата | Темпер-ра воздуха, С0 |
26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | 26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | 26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | |||
Дата | Темпер-ра воздуха, С0 | Дата | Темпер-ра воздуха, С0 | Дата | Темпер-ра воздуха, С0 |
26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | 26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 | 26.02 27.02 28.02 1.03 2.03 3.03 4.03 5.03 6.03 7.03 |
Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? | Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? |
Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? | Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? |
Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? | Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? |
Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? | Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Цена деления оси ординат 10см (роста). Ответить на вопросы: - В каком возрасте ваш рост был 90см? 80см? - Каков был ваш рост в 1 год? В 5 лет? Сейчас? - Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? - За какое время вы выросли с 90см до 110см? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графический диктант Построить точки с координатами. 1 вариант 2 вариант А (-5;1); В (-3;-2) С (0;4) D (2;0); М (4;-4) К (6;1)
х у А В С D К М
у х А В С D К М
"Чтение" графиков функций ТЕМА:
График движения велосипедиста S( км) t (ч)
Какие дни были самыми тёплыми? Морозными? 2) В какие дни температура держалась ниже -10? 3) В какие дни наблюдался самый значительный перепад температур? 4) Какая температура была в выходные дни? 5) В какие дни температура воздуха была -10? -15?-25? -100?
Динамика основных показателей изменения населения Городецкого района за 1995-2004 г.
Рисунок 6
Домашнее задание Повторить теоретический материал. п.29,п.30. № 550(2); № 548; № 546. Составить таблицу своего возраста и роста (примерно, со слов родителей). Нарисовать график роста. Единица деления оси ординат 10 см (роста). Ответить на вопросы: В каком возрасте ваш рост был 90 см? 80см? Каков был ваш рост в 1 г.? в 5 л.? В 10 л.? Сейчас? Как изменялся ваш рост с 2 до 6 лет? За какое время вы выросли с 95 см до 1 м 10 см?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией
Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...
1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация
представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...
Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...
Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе "Движение декабристов"
При изучении темы урока использовались как задания, включенные в презентацию, так и задания для самостоятельной работы учащихся с историческим источником....