Чувашские единицы измерения
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) на тему

Яковлева Светлана Терентьевна

Чувашские единицы измерения позволяют определять величины без применения измерительных приборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чувашские единицы измерения60.77 КБ

Предварительный просмотр:

Чувашские единицы измерения

Посев и возделывание конопли

Пуш  уйắхắн  вӗҫӗнче

Хӗвел пắхрӗ ắшắтса

Силпи чắваш ялӗнче

Юр ирӗлчӗ васкаса

Как только начинала зеленеть трава, в конце апреля начинали пахать, и до середины мая продолжался этот изнурительный труд. Мужчины с рассветом уходили в поле, а женщины с детьми оставались дома. В семье детей было много, есть нечего. Обычно обед (уйран с вареной картошкой) приносили в поле-это дети повзрослее или хозяйка дома, её  сопровождали  маленькие дети, а, совсем маленьких детей возили в коляске. Любую работу чуваши начинали с молитвы

Хắмắш пек хắмắшне пар

Ҫắмарта пек тӗшшине пар!

Делали из нее масло и выжимку. Но в   основном  возделывали ,чтобы  шить одежду. Обычно коноплю сеяли на небольшой площади. Это -0,25 десятины

Чувашские единицы измерения

Какие же единицы измерения длины и ширины на чувашском языке мы знаем.

  1. Вар  сыппи  (вершок) – 4, 4 см. Длина средней фаланги среднего пальца.
  2. Шить  (пядь) – 18 см. Расстояние  между концами  вытянутых большого и указательного пальцев.
  3. Ал  тупань  (ладонь) – (13, 8см -3вершка). Самая широкая часть ладони.
  4. Чавса, хор, хур  (локоть) -0, 4 м. Расстояние от конца среднего вытянутого пальца  или  сжатого кулака  до  локтевого  сустава.
  5. Хắлаḉ  (маховая сажень)  1/, 76см.Расстояние между концами средних пальцев распростертых рук.
  6. Чалắш  ( косая сажень)  -  2, 48 м. Расстояние  от большого пальца  левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой вверх правой руки.
  7. Ал, хутắр  (рука) – 0, 8м. Длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой  фаланги  среднего  пальца.

Вычисление площади занимаемой коноплей.

Десятины бывают:

  1. Казенная  80 ×30=2400 (кв. саженей) или 60 ×40=2400 (кв. саженей)
  2. Круглая 60 × 60= 3600( кв . саженей),
  3. Сотенная  100 × 100=10000 (кв. саженей)

Пользовались казенной десятиной – эта единица измерения площади была самой маленькой. Нам удобнее и привычнее считать в квадратных метрах, поэтому переведем десятину в квадратные метры.

2, 13×80=170, 4(м)

2, 13 ×30 = 6, 39 (м)

Вычислим площадь и выразим ее в гектарах.

170, 4×6, 39=1088, 856 (м²)=1, 088(га)

А теперь подсчитаем, сколько квадратных метров  занимала конопля.

О, 25.× 1088, 856=272, 2 (м²), приблизительно 2, 7 сотки.

Процесс обработки конопли до нитки.

Конопля  хорошо  растет  в  теплое  время  года , поэтому сеяли её после 15 мая. Делится она на женские и мужские стебли. Все лето не отходили от участка,  с утра  до вечера  гоняли  воробьев,  они клевали  листья  конопли.  В середине июня прореживали , обычно на участке не оставляли ни  одного  мужского  стебля.  Конопля  достигала высоты  3, 5 м-5м, а толщина до 3,5мм-5ммм. В середине сентября выдергивали и сушили в стоячем положении. Глубокой осенью молотили, собирали зерна. Стебли завязывали в пучки (сум) подлине стебля. Диаметр пучка составляла 5-6 см.

         Ближе к зиме из этих пучков делали плот (сулắ). Опускали в воду и держали под водой 15-18 дней. Чтобы не всплыл на поверхность, сверху укладывали камни. Вытаскивали, разбирали плот, разложив по одному стеблю в рядна землю –сушили. Завязывали в снопы  и оставляли до лета в сарае. Как только заканчивали сев, снова брались за коноплю. Её мяли (тылланắ) – В руке помещалось всего 5-6 стеблей, работа была долгой и кропотливой. Потом это волокно клали  в ступу  (килӗ),  и женщины еще размяли  пестом (кисӗп). Таким образом стебли конопли превращались  в паклю. Осенью чесали (шắртланắ). Эту работу старались  делать на улице, так как было очень много пыли. Женщины рот и нос закрывали тонким куском холста. В долгие зимние вечера пряли (арланắ) при свете горящей лучины пара лаптей хватало всего на д неделю.. Мужчины тоже не сидели без работы, они плели лапти-

Получение холста

На одно веретено можно было напрясть 72-75 ал ниток. Переведем в метры.

0,8×72 57, 6 (м)или 0,8×75=60 (м). За вечер хорошая мастерица могла напрясть 3-4 веретена.  Потом нитки с веретена (йӗке) мотали в обечку (кắлтắрмач). В одну обечку помещалось 4 веретена ниток. За один месяц- 5 обечек, а за зиму- 30 обечек ниток готовилось. Сколько же это метров?

60×4×30=7200м=7, 2км.

С обечки нитки вытаскивали, завязывали с двух сторон. Сначала стирали в ключевой воде, затеем замачивали  в воде , где отстаивали золу. Через сутки нитки вешали на забор, чтобы стекала вода. Затем складывали в холщевый мешок, и на сутки оставляли в теплой печке. И все это время молились

Шурắ пул, шурắ пул

Акắшсем пек шурắ пул:

На следующий день эти нитки семь раз полоскали  в ключевой воде. Чтобы нитки были мягкими, замачивали в ведре молока, где взбалтывали 10 яиц. Высушенные нитки сначала  натягивали на специальное приспособление, которое называлось ян, чтобы отделить прилипшие нитки друг от друга. После сматывали в клубок , а из клубка натягивали на хутắр (     ), чтобы легче было натягивать на сновальню (сӳрекке). Сновальня  имела длину 8 ал, ширину1 ал-это  длина 6×0,8= 6, 4 (м), ширина 0, 8м, отрезали с двух сторон .Эти нитки были готовы , чтобы начинать работу на ткацком станке, но прежде их заплетали в косичку. До того как садится за ткацкий станок, ткачиха получала благословение старших и поминала умерших. Всегда на самое видное место станка вешали оберег (йӗрӗлчӗ), при этом приговаривали:

Кусса явắнса ан ҫуре

Кумнắ ҫиппе ан пắтрат

Начинали работу с молитвы:

Пире пирӗ , кӗпи сире

Чипер тӗртиме куḉ куртắр.

Урлắ-пирлӗ ан пултắр,

Хӗҫ ҫӳретӗр тắрахла,

Ằсли чуптắр шакắртса

Пир хутшантắр утаса.

Качча каяс хӗрӗме сурпанлắх

Ӳссе пыран ывала шупарлắх,

Ватти -вӗттисене-шурắ- таса тумтирлӗх,

Эй,пир-авắр турри,

Ҫапла пулма ырлắх пар

Ěҫе тума сывлắх пар!

К пасхальной неделе холсты были готовы. Сворачивали в рулон и били пестом, чтобы размягчить ткань. Все дружно повторяли следующее:

Тук-тук-ту!Тук-тук-ту!

Тукмаксенчен пит асту!

Растягивали, выравнивали края. Несколько раз стирали талой водой. Развернув раскладывали на снег отбеливать. Все время молились:

Шурắ пул, шурắ пул.

Шурắ юр пек шурắ пул.

Шур пӗлӗт пек ҫемҫе пул.

Шур мамắк пек ắшắ пул.

Через неделю собирали, сушили. В сарае вешали на перекладину, подвесив с двух сторон груз, чтобы холст был гладким. (в то время утюгов не было).

Полученный холст сворачивали в рулон.

Расчет выкройки рубашки и платья.

Старались каждому члену семьи к пасхе сшить обнову. Выкраивали рубашки таким образом, что даже маленький кусок холста пускали в дело.

Эта рубашка была сшита очень давно, по ней сделали выкройку. А сейчас подсчитаем, сколько метров холста надо, чтобы сшить эту рубашку. Она состоит из деталей, похожих на прямоугольник, квадрат, треугольник, трапецию.

Эскиз рубашки ,

 сшитой по старинной выкройке

Сделаем выкройки каждой детали рубашки отдельно, подсчитаем, сколько холста потребуется.

Детали спинки и переда выкраиваются в виде прямоугольника с отверстием для горловины.

Длина подбиралась по росту человека. На плечах не было швов, по этому брали длину спинки и передавместе-это164см=1, 64м. (примерно9шить).

Ширина прямоугольника равнялась ширине холста-это46см=0, 46м (примерно1чавсаи вар сыппи)                                                                                    0,46×1, 64=0, 7544(м²)

Кусок холста в виде квадрата вставляли под мышками.

Длина и ширина квадрата 12см=0, 12м (примерно 1 ал тупань). Чтобы найти площадь квадрата , длину стороны возведем в квадрат: Ѕ=а².

Ѕ=а²=0, 12²=0, 0144(м²).

Таких деталей две, значит умножаем на два: 0, 0144×2=0,0028)м²).

Выкройка рукава - 2детали.   Выкраивали рукава в виде прямоугольника

Длина 68см=0, 68м (примерно 1 чавса и один ал тупань)

Ширина равна ширине холста-это 0, 46м.

Площадь равна0, 68×0, 46=0, 3128(м²).

Деталей  две, следовательно0, 3128×2=0, 6256(м²)

Выкройка рукава- 2детали.

Детали выкроенные в виде трапеции, вставлялись по бокам рубашки – их было  4  штуки. Длина подбираласьпо росту человека, на кого была расс

читана рубашка.

Верхнее основание – 22см=0, 22м (примерно 1 шить и 1 вар сыппи)

Нижнее основание -30 см = 0, 3м(примерно 1 шить и 1 ал тупань)

Высота – 62 см = 0, 62м ( 1 чавса  2 вар сыппи)

Для вычисления площади трапеции используем теорему: Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту».

Ѕ= 9(а+ƅ)×h×0, 5= (0, 22+0, 30)×0,62×0, 5 =0, 1612 (м²).

Так как таких деталей4, полученный результат умножаем на 4.

0, 1612 × 4 =0, 6448 (м²)

Площади всех деталей вычислены, осталось найти общую площадь.

0, 2880+0, 6448 + 0, 6256 = 0, 7544 =2, 0536 (м²).

Разделив полученное число на ширину холста, находим требуемую длину холста:

2, 0536: 0, 46 = 4, 464 (м).

Подсчитали , для пошива одной мужской рубашки необходимо иметь 4, 464 м холста. На каждой рубашке спереди, на вороте, на рукавах были  вышивки. Эти вышивки делались на отдельно взятых кусках холста, когда рубашка изнашивалась, их перешивали на другую рубашку и так несколько раз.

Посеяли семечко – получили рубашку. Этот процесс  занимал ровно два года.

 

        Женское платье выкраивалось так же ,как и мужская рубашка. В зависимости от роста женщины, на кого  шилось платье, длина прямоугольника спины и переда увеличивалась. Также высота трапеции становилась длиннее. Еще в виде длинного узкого прямоугольника выкраивается оборка.

        Эскиз женского платья от эскиза мужской рубашки отличается лишь тем, что к подолу пришивается оборка.

Эскиз женского платья.

Деталь спинки переда:

длина – 190см=1, 9м

ширина 46 см =0, 46 м

площадь: 1, 9

×0, 46 = 0, 874 (м²)

На выкройку рукавов необходимо иметь 0, 6256 (м²) холста.

Верхнее основание трапеции  оставалось равным 0, 22м, нижнее основание увеличилось до0, 4м, высота стала 0, 72 м.

Находим площадь:

( 0, 22+0, 4)×0,72×0,5=0, 2332(м²)

Деталей 4,значит 0, 2332×4= 0, 9328(м²)

Для оборки брали прямоугольник длиной 3м и шириной 0, 25 м.

Площадь:  3×0, 25  = 0, 75(м²)

Общая площадь:

0, 8740+0, 6256+ 0, 9328 +0, 7500 =3,1824(м²)

3, 1824 : 0, 46 = 6, 91 (м).

И так на одно женское платье требовалось примерно 7 м холста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:" Вероятностный и алфавитный подход к измерению количества информации. Единица измерения"

Данная презентация создана для урока  информатики в 10 классе.  В данной презентации ярко  и наглядно выраженны примеры различных подходов измерения количества информации. Рассмотренны ...

Единица измерения. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.

Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации....

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"

Измерение информации. Единицы измерения информации.УУД:Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.Познавательные: умения и навыки организаци...

Задания 2. Размеры и единицы измерения . Единицы измерения длины

Задания 2. Размеры и единицы измерения . Единицы измерения длины...