Чувашские единицы измерения
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) на тему
Чувашские единицы измерения позволяют определять величины без применения измерительных приборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чувашские единицы измерения | 60.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Чувашские единицы измерения
Посев и возделывание конопли
Пуш уйắхắн вӗҫӗнче
Хӗвел пắхрӗ ắшắтса
Силпи чắваш ялӗнче
Юр ирӗлчӗ васкаса
Как только начинала зеленеть трава, в конце апреля начинали пахать, и до середины мая продолжался этот изнурительный труд. Мужчины с рассветом уходили в поле, а женщины с детьми оставались дома. В семье детей было много, есть нечего. Обычно обед (уйран с вареной картошкой) приносили в поле-это дети повзрослее или хозяйка дома, её сопровождали маленькие дети, а, совсем маленьких детей возили в коляске. Любую работу чуваши начинали с молитвы
Хắмắш пек хắмắшне пар
Ҫắмарта пек тӗшшине пар!
Делали из нее масло и выжимку. Но в основном возделывали ,чтобы шить одежду. Обычно коноплю сеяли на небольшой площади. Это -0,25 десятины
Чувашские единицы измерения
Какие же единицы измерения длины и ширины на чувашском языке мы знаем.
- Вар сыппи (вершок) – 4, 4 см. Длина средней фаланги среднего пальца.
- Шить (пядь) – 18 см. Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.
- Ал тупань (ладонь) – (13, 8см -3вершка). Самая широкая часть ладони.
- Чавса, хор, хур (локоть) -0, 4 м. Расстояние от конца среднего вытянутого пальца или сжатого кулака до локтевого сустава.
- Хắлаḉ (маховая сажень) 1/, 76см.Расстояние между концами средних пальцев распростертых рук.
- Чалắш ( косая сажень) - 2, 48 м. Расстояние от большого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой вверх правой руки.
- Ал, хутắр (рука) – 0, 8м. Длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.
Вычисление площади занимаемой коноплей.
Десятины бывают:
- Казенная 80 ×30=2400 (кв. саженей) или 60 ×40=2400 (кв. саженей)
- Круглая 60 × 60= 3600( кв . саженей),
- Сотенная 100 × 100=10000 (кв. саженей)
Пользовались казенной десятиной – эта единица измерения площади была самой маленькой. Нам удобнее и привычнее считать в квадратных метрах, поэтому переведем десятину в квадратные метры.
2, 13×80=170, 4(м)
2, 13 ×30 = 6, 39 (м)
Вычислим площадь и выразим ее в гектарах.
170, 4×6, 39=1088, 856 (м²)=1, 088(га)
А теперь подсчитаем, сколько квадратных метров занимала конопля.
О, 25.× 1088, 856=272, 2 (м²), приблизительно 2, 7 сотки.
Процесс обработки конопли до нитки.
Конопля хорошо растет в теплое время года , поэтому сеяли её после 15 мая. Делится она на женские и мужские стебли. Все лето не отходили от участка, с утра до вечера гоняли воробьев, они клевали листья конопли. В середине июня прореживали , обычно на участке не оставляли ни одного мужского стебля. Конопля достигала высоты 3, 5 м-5м, а толщина до 3,5мм-5ммм. В середине сентября выдергивали и сушили в стоячем положении. Глубокой осенью молотили, собирали зерна. Стебли завязывали в пучки (сум) подлине стебля. Диаметр пучка составляла 5-6 см.
Ближе к зиме из этих пучков делали плот (сулắ). Опускали в воду и держали под водой 15-18 дней. Чтобы не всплыл на поверхность, сверху укладывали камни. Вытаскивали, разбирали плот, разложив по одному стеблю в рядна землю –сушили. Завязывали в снопы и оставляли до лета в сарае. Как только заканчивали сев, снова брались за коноплю. Её мяли (тылланắ) – В руке помещалось всего 5-6 стеблей, работа была долгой и кропотливой. Потом это волокно клали в ступу (килӗ), и женщины еще размяли пестом (кисӗп). Таким образом стебли конопли превращались в паклю. Осенью чесали (шắртланắ). Эту работу старались делать на улице, так как было очень много пыли. Женщины рот и нос закрывали тонким куском холста. В долгие зимние вечера пряли (арланắ) при свете горящей лучины пара лаптей хватало всего на д неделю.. Мужчины тоже не сидели без работы, они плели лапти-
Получение холста
На одно веретено можно было напрясть 72-75 ал ниток. Переведем в метры.
0,8×72 57, 6 (м)или 0,8×75=60 (м). За вечер хорошая мастерица могла напрясть 3-4 веретена. Потом нитки с веретена (йӗке) мотали в обечку (кắлтắрмач). В одну обечку помещалось 4 веретена ниток. За один месяц- 5 обечек, а за зиму- 30 обечек ниток готовилось. Сколько же это метров?
60×4×30=7200м=7, 2км.
С обечки нитки вытаскивали, завязывали с двух сторон. Сначала стирали в ключевой воде, затеем замачивали в воде , где отстаивали золу. Через сутки нитки вешали на забор, чтобы стекала вода. Затем складывали в холщевый мешок, и на сутки оставляли в теплой печке. И все это время молились
Шурắ пул, шурắ пул
Акắшсем пек шурắ пул:
На следующий день эти нитки семь раз полоскали в ключевой воде. Чтобы нитки были мягкими, замачивали в ведре молока, где взбалтывали 10 яиц. Высушенные нитки сначала натягивали на специальное приспособление, которое называлось ян, чтобы отделить прилипшие нитки друг от друга. После сматывали в клубок , а из клубка натягивали на хутắр ( ), чтобы легче было натягивать на сновальню (сӳрекке). Сновальня имела длину 8 ал, ширину1 ал-это длина 6×0,8= 6, 4 (м), ширина 0, 8м, отрезали с двух сторон .Эти нитки были готовы , чтобы начинать работу на ткацком станке, но прежде их заплетали в косичку. До того как садится за ткацкий станок, ткачиха получала благословение старших и поминала умерших. Всегда на самое видное место станка вешали оберег (йӗрӗлчӗ), при этом приговаривали:
Кусса явắнса ан ҫуре
Кумнắ ҫиппе ан пắтрат
Начинали работу с молитвы:
Пире пирӗ , кӗпи сире
Чипер тӗртиме куḉ куртắр.
Урлắ-пирлӗ ан пултắр,
Хӗҫ ҫӳретӗр тắрахла,
Ằсли чуптắр шакắртса
Пир хутшантắр утаса.
Качча каяс хӗрӗме сурпанлắх
Ӳссе пыран ывала шупарлắх,
Ватти -вӗттисене-шурắ- таса тумтирлӗх,
Эй,пир-авắр турри,
Ҫапла пулма ырлắх пар
Ěҫе тума сывлắх пар!
К пасхальной неделе холсты были готовы. Сворачивали в рулон и били пестом, чтобы размягчить ткань. Все дружно повторяли следующее:
Тук-тук-ту!Тук-тук-ту!
Тукмаксенчен пит асту!
Растягивали, выравнивали края. Несколько раз стирали талой водой. Развернув раскладывали на снег отбеливать. Все время молились:
Шурắ пул, шурắ пул.
Шурắ юр пек шурắ пул.
Шур пӗлӗт пек ҫемҫе пул.
Шур мамắк пек ắшắ пул.
Через неделю собирали, сушили. В сарае вешали на перекладину, подвесив с двух сторон груз, чтобы холст был гладким. (в то время утюгов не было).
Полученный холст сворачивали в рулон.
Расчет выкройки рубашки и платья.
Старались каждому члену семьи к пасхе сшить обнову. Выкраивали рубашки таким образом, что даже маленький кусок холста пускали в дело.
Эта рубашка была сшита очень давно, по ней сделали выкройку. А сейчас подсчитаем, сколько метров холста надо, чтобы сшить эту рубашку. Она состоит из деталей, похожих на прямоугольник, квадрат, треугольник, трапецию.
Эскиз рубашки ,
сшитой по старинной выкройке
Сделаем выкройки каждой детали рубашки отдельно, подсчитаем, сколько холста потребуется.
Детали спинки и переда выкраиваются в виде прямоугольника с отверстием для горловины.
Длина подбиралась по росту человека. На плечах не было швов, по этому брали длину спинки и передавместе-это164см=1, 64м. (примерно9шить).
Ширина прямоугольника равнялась ширине холста-это46см=0, 46м (примерно1чавсаи вар сыппи) 0,46×1, 64=0, 7544(м²)
Кусок холста в виде квадрата вставляли под мышками.
Длина и ширина квадрата 12см=0, 12м (примерно 1 ал тупань). Чтобы найти площадь квадрата , длину стороны возведем в квадрат: Ѕ=а².
Ѕ=а²=0, 12²=0, 0144(м²).
Таких деталей две, значит умножаем на два: 0, 0144×2=0,0028)м²).
Выкройка рукава - 2детали. Выкраивали рукава в виде прямоугольника
Длина 68см=0, 68м (примерно 1 чавса и один ал тупань)
Ширина равна ширине холста-это 0, 46м.
Площадь равна0, 68×0, 46=0, 3128(м²).
Деталей две, следовательно0, 3128×2=0, 6256(м²)
Выкройка рукава- 2детали.
Детали выкроенные в виде трапеции, вставлялись по бокам рубашки – их было 4 штуки. Длина подбираласьпо росту человека, на кого была расс
читана рубашка.
Верхнее основание – 22см=0, 22м (примерно 1 шить и 1 вар сыппи)
Нижнее основание -30 см = 0, 3м(примерно 1 шить и 1 ал тупань)
Высота – 62 см = 0, 62м ( 1 чавса 2 вар сыппи)
Для вычисления площади трапеции используем теорему: Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту».
Ѕ= 9(а+ƅ)×h×0, 5= (0, 22+0, 30)×0,62×0, 5 =0, 1612 (м²).
Так как таких деталей4, полученный результат умножаем на 4.
0, 1612 × 4 =0, 6448 (м²)
Площади всех деталей вычислены, осталось найти общую площадь.
0, 2880+0, 6448 + 0, 6256 = 0, 7544 =2, 0536 (м²).
Разделив полученное число на ширину холста, находим требуемую длину холста:
2, 0536: 0, 46 = 4, 464 (м).
Подсчитали , для пошива одной мужской рубашки необходимо иметь 4, 464 м холста. На каждой рубашке спереди, на вороте, на рукавах были вышивки. Эти вышивки делались на отдельно взятых кусках холста, когда рубашка изнашивалась, их перешивали на другую рубашку и так несколько раз.
Посеяли семечко – получили рубашку. Этот процесс занимал ровно два года.
Женское платье выкраивалось так же ,как и мужская рубашка. В зависимости от роста женщины, на кого шилось платье, длина прямоугольника спины и переда увеличивалась. Также высота трапеции становилась длиннее. Еще в виде длинного узкого прямоугольника выкраивается оборка.
Эскиз женского платья от эскиза мужской рубашки отличается лишь тем, что к подолу пришивается оборка.
Эскиз женского платья.
Деталь спинки переда:
длина – 190см=1, 9м
ширина 46 см =0, 46 м
площадь: 1, 9
×0, 46 = 0, 874 (м²)
На выкройку рукавов необходимо иметь 0, 6256 (м²) холста.
Верхнее основание трапеции оставалось равным 0, 22м, нижнее основание увеличилось до0, 4м, высота стала 0, 72 м.
Находим площадь:
( 0, 22+0, 4)×0,72×0,5=0, 2332(м²)
Деталей 4,значит 0, 2332×4= 0, 9328(м²)
Для оборки брали прямоугольник длиной 3м и шириной 0, 25 м.
Площадь: 3×0, 25 = 0, 75(м²)
Общая площадь:
0, 8740+0, 6256+ 0, 9328 +0, 7500 =3,1824(м²)
3, 1824 : 0, 46 = 6, 91 (м).
И так на одно женское платье требовалось примерно 7 м холста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация:" Вероятностный и алфавитный подход к измерению количества информации. Единица измерения"
Данная презентация создана для урока информатики в 10 классе. В данной презентации ярко и наглядно выраженны примеры различных подходов измерения количества информации. Рассмотренны ...
Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.
Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации....
«Содержательный подход к измерению информации. Единицы измерения»
Проверочная работа.Вариант № 1...
«Содержательный подход к измерению информации. Единицы измерения»
Проверочная работа.Вариант №2...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"
Измерение информации. Единицы измерения информации.УУД:Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.Познавательные: умения и навыки организаци...
Задания 2. Размеры и единицы измерения . Единицы измерения длины
Задания 2. Размеры и единицы измерения . Единицы измерения длины...